Структура принципов монтажа
(Имманентная поэтика)
Монтаж в театральном искусстве бывает четырех видов:
1. Нарративный монтаж. По законам логики высказывания, риторики и композиции драматургического текста. 2. Монтаж персонажей. Ассоциативный монтаж свойств человека, черт характера, поступков, логики и принципов поведения. 3. Монтаж сцен. Сцен жизни – героя, героев, чего-либо. Сцен визуальных – мизансцен, декоров, мест действия, пространственных структур и т.п. 4. Монтаж событий. Через столкновение (событийный). Через преодоление (обстоятельственный). Через борьбу (Рок. Судьба, случайности). Через постижение (причинноследственный).
Монтаж, как способ творческого мышления, подчинен логическим законам восприятия. Он направлен выражать ассоциативно-последовательное, понимаемое (угадываемое) развитие режиссерской мысли, художественной идеи. 1. Параллельный монтаж – чередование фрагментов двух развертывающихся событий, истории, точек зрения и т.д. 2. Тройной монтаж – смена смежных фрагментов. 3. Монтаж «собирание образа» - фрагменты монтируются в единую структуру, позволяющую воспринимать процесс формирования дискретности в целостный образ. 4. Ритмический монтаж – монтаж фрагментов создает или внутренний ритмический рисунок или выявляет скрытый внутренний ритм. 5. Монтаж аттракционов – чередование линий эмоций и страстей с линией логической, рассудочной. 6. Контрастный монтаж – монтаж сравнений или для сравнения. 7. Монтаж уподобления – монтаж фрагментов, создающий эффект ассоциативного расширенного смысла.
8. Монтаж одновременности – две параллельные линии стремятся к одной ожидаемой цели. 9. Лейтмотивный монтаж – принцип повтора для усиления жанра, а так же полускрытые лейтмотивы, направленные на подсознательное восприятие – созвучия, ритмы, экспрессивные параллелизмы, тематические рефрены, пластические повторы. 10. Образный монтаж – монтаж знаков в символ, элементов в модель и т.п. 11. Конструирующий монтаж – процесс соединения элементов в целое по возрастающему напряжению и создание эффекта ожидания скорейшего завершения процесса. 12. Перекрестный монтаж – сочетание последовательной линии развития с параллельной. 13. Монтаж торможения – создание эффекта приостановки, зависания процесса развития. 14. Монтаж «вторжение» - вторжение кого/чего-либо для достижения эффекта акцента зрительского внимания, расширения смысла или эффекта случайности, перипетийности. 15. Монтаж градациями – ступенчато, циклично, круговым приемом, спиралевидно. 16. Внутриэпизодный монтаж – монтаж элементов эпизода. 17. Причинно-следственный монтаж – смена последовательностей причин и следствий, ретроспекций следствий, цикличность возрастания/нарастания причин и, следовательно, следствий. 18. Монтаж беглого обозначения – смыслов, персонажа, обстоятельств и т.п.
Глава № 15.
РАБОТА АКТЕРА НАД РОЛЬЮ
ПЕРИОД 1. ВПЕЧАТЛЕНИЯ. 1.1. Знакомство с драматургическим текстом и ролью. 1.2. Первое эмоциональное впечатление. 1.3. Первое творческое видение персонажа. 1.4. Эмоциональное сопереживание персонажу и его истории.
ПЕРИОД 2. ОТНОШЕНИЕ.
2.1. Творческое осмысление идейно-тематического содержания пьесы и ее художественных особенностей. 2.2. Определение идейно-художественного значения играемого героя в системе образов пьесы. 2.3. Определение «ради чего» актер будет играть данную роль в данном спектакле.
ПЕРИОД 3. НАКОПЛЕНИЕ.
3.1. Изучение времени действия. 3.2. Изучение места действия. 3.3. Изучение социальной среды. 3.3.1. Изучение быта героя. 3.3.2. Изучение сферы деятельности героя. 3.3.3. Изучение сферы притязаний героя. 3.3.4. Изучение сферы взаимоотношений героя. 3.3.5. Изучение сферы личного этикета, норм и правил обихода героя. 3.4. Формирование суммы представлений героя. 3.5. Формирование всеобщего и особенного героя.
ПЕРИОД 4. ФАНТАЗИОВАНИЕ.
4.1. Фантазирование жизненных обстоятельств героя (до сюжетных, внесюжетных, сюжетных). 4.2. Фантазирование о прошлом героя (биография). Что сформировало его таким, каким он действует в сценической истории? 4.3. Версия структуры личности героя. 4.3.1. Склад личности. 4.3.2. Направленность личности. 4.3.3. Особенность личности. 4.3.4. Индивидуальные свойства личности. 4.3.5. Врожденные свойства личности. 4.4. Фантазирование конкретных действий (акциональной цепочки), поступков, линии поведения героя в обстоятельствах пьесы и роли. 4.5. Фантазирование проявления характера героя в обстоятельствах пьесы и роли. 4.6. Фантазирование «линии дня» и «линии жизни» героя в рамках сценической истории. 4.7. Фантазирование внутренних обстоятельств героя (предварительно): 4.7.1. Цели героя. 4.7.2. Мотивы героя. 4.7.3. Потребности героя. 4.7.4. Духовный мир героя. 4.8. Формирование суммы отношений. 4.8.1. Взгляды героя. 4.8.2. Принципы героя. 4.8.3. Сфера интересов героя. 4.8.4. Склонности героя. 4.8.5. Сфера ценностей героя. 4.9. Фантазирование способа существования героя при возникновении проблемы, дилеммы, случайности, сложности, неожиданных обстоятельств и т.п.
ПЕРИОД 5. ВООБРАЖЕНИЕ.
5.1. Линия мысли героя (вскрытие подтекста). 5.1.1. Течение мыслей героя. 5.1.2. Внутренние монологи героя. a. Какие мысли высказывает герой; b. Какие не высказывает и почему. 5.1.3. Какие мысли героя главные, какие второстепенные, т.е. какими мыслями и страстями он обуреваем. 5.1.4. Через ход мыслей героя и внутренние монологи определить его намерения, цели, его уровень открытости и закрытости. 5.2. Установить его позицию в конфликте и борьбе, его точку зрения на происходящее, его мнение. 5.3. Установить:
5.3.3. Сверхзадачу роли – как хотение. 5.3.4. Сквозное действие – как стремление. 5.3.5. Сценическую игру – как цепочку действий. 5.4. Линия действия героя. 5.4.1. Определить действия, при помощи которых герой хочет достичь своих целей. 5.4.2. Определить цепочку действий в их логической последовательности, непрерывности, взаимосвязи. 5.5. Определить совершаемые поступки в каждом эпизоде в следующей последовательности: a. Побуждение; b. Намерение; c. Мотив; d. Выбор; e. Решение; f. Действие; 5.6. Линия поведения героя. 5.7. Линия воображения. 5.7.1. Создание непрерывной киноленты видения. 5.8. Линия чувств, доминирующая у героя. 5.8.1. Определить чувства личностной морали. 5.8.2. Определить чувства эстетические. 5.8.3. Определить чувства интеллектуальные. 5.8.4. Определить чувства практические. 5.9. Линия эмоций героя. 5.9.1. Эмоциональный тон в каждом эпизоде. 5.9.2. Настроение в каждом эпизоде. 5.9.3. Состояние в каждом эпизоде. a. Эмоциональное; b. Физическое; 5.9.4. Определить смысл переживаний героя в каждом эпизоде. 5.9.5. Определить наличие аффектов и страстей.
ПЕРИОД 6. ВОПЛОЩЕНИЕ. 6.1. Разработка элементов характерности. 6.1.1. Элементы внешней физической и словесной характерности, рожденные внутренним миром героя (от внутреннего к внешнему). 6.1.2. Анатомические и физиологические особенности героя, влияющие на его внутренний мир (от внешнего к внутреннему). 6.1.3. Получить навыки ношения костюма героя как манок для создания манеры, повадок, особенностей физического существования героя: a. Центр тяжести; b. Психологические жесты; c. Позы, ракурсы, привычки; d. Общий пластический образ. 6.1.4. Поиск, отбор и выработка внешней речевой характерности: a. Манера речи; b. Интонационные акценты; c. Орфоэпическая речевая характерность. 6.1.5. Поиск, отбор и выработка профессиональных и социальных навыков. 6.1.6. Поиск, отбор и выработка национальных и региональных особенностей внешней характерности. 6.2. Перспектива развития роли. 6.2.1. По цели роли. 6.2.2. По видоизменению персонажа. 6.3. Закрепление сквозного действия и сверхзадачи. 6.4. Зерно роли. 6.5. Внутренняя атмосфера роли. 6.6. Идея роли. 6.7. Образ героя.
Глава №16.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|