Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автономия воли (lex voluntatis)

Материально-правовой метод

1) узкая предметная сфера распространения унифицированных материальных норм. 2) наличие значительного количества пробелов и нечетких формулировок в текстах актов, содержащих унифицированные нормы. 3) диспозитивный характер предписаний большинства унифицированных норм. 4) сам по себе факт наличия унифицированных норм не устраняет проблемы их единообразного применения.

2. Система правового регулирования трансграничных (международных) коммерческих контрактов: международно-правое регулирование, национально-правовое регулирование. Lex mercatoria.

а) национально-правовое регулирование (национальный закон и подзаконные акты, судебные прецеденты);

Главным регулятором на национальном уровне является гражданское право. Раздел VI ГК РФ содержит ряд коллизионных норм, устанавливающих правила выбора применимого права к обязательствам, охватывая все виды договоров.

В ГК РФ ст. 1209 п.1 устанавливает, что форма сделки подчиняется праву страны места ее совершения. Такое же правило применяется и в отношении формы доверенности (абз. 2 п. 1 ст. 1209 ГК РФ).

в ст. 1210 ГК РФ, устанавливается принцип выбора права соглашением сторон (т.е. закон “автономии воли. Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупности обязательств дела (п. 2 ст. 1210 ГК РФ). ГК РФ устанавливает возможность сторонам по договору выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей (п. 4 ст. 1210

б) международно-правовое регулирование (международные договоры, международно-правовые обычаи);

Достаточно подчеркнуть, что для российских лиц, участвующих во внешнеэкономической деятельности, принципиальное значение имеют лишь те международные договоры, которые обязательны для Российской Федерации. Прежде всего это Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников СНГ 1992 г., Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г. (СНГ), Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г.

В) lex mercatoria

Международное коммерческое право (lex mercatoria) входит в группу международно-правовых источников МЧП, однако не является его общим, "сквозным" источником.

Основной смысл lex mercatoria - это автономная, обособленная от национальных правовых систем система регламентации международной торговли. По своей правовой природе она является негосударственным регулированием, предмет которого - все виды международных коммерческих операций. Lex mercatoria определяется как "мягкое, гибкое" право (в смысле рекомендательного характера его норм: участники правоотношения не связаны императивными государственными предписаниями).

Возможность применения lex mercatoria предусматривается в Вашингтонской конвенции 1965 г.: "Арбитраж рассматривает спор согласно нормам права в соответствии с соглашением сторон... в случае отсутствия такого соглашения применяются... те нормы международного права, которые могут быть применимы". Наиболее определенным образом обращение к lex mercatoria закреплено в ст. 9 Межамериканской конвенции о праве, применимом к международным договорам (1994): "При определении применимого права суд принимает во внимание общие принципы международного коммерческого права, признаваемые международными организациями".

Правила lex mercatoria носят рекомендательный характер, выработаны практикой; они наиболее удобны и приспособлены к международной торговле и могут быть изменены по желанию сторон:

- принцип добросовестности;

- принцип разумности;

- принцип обязательного соблюдения договоров;

- честная деловая практика.

Преимущества международного коммерческого права по сравнению с национальным законодательством и международными договорами:

- сторонам международных торговых сделок предоставляется максимальная свобода действий в установленных рамках;

- национальное законодательство и международные договоры по объективным причинам "не успевают" за стремительным развитием отношений в сфере международной торговли.

По общему правилу в международной торговле правила lex mercatoria применяются:

- в случае прямой ссылки на них в контракте на основе автономии воли сторон;

- в случаях, когда невозможно установить применимое право;

- для толкования и восполнения пробелов национально-правового и международно-правового регулирования.

3. Роль международных договоров в правовом регулировании трансграничных (международных) коммерческих контрактов.

Международный договор играет большую роль в развитии международного частного права. В нём формулируются нормы, которые впоследствии становятся нормами МЧП того или иного государства. Одновременно возрастает роль международных организаций в развитии международного частного права, в рамках которых разрабатываются и подготавливаются проекты соответствующих международных соглашений. Рассмотрим несколько таких организаций.

1. Старейшей организацией является Гаагская конференция по международному частному праву. Основная задача Гаагской конференции – унификация правил международного частного права, прежде всего коллизионного, а также норм международного гражданского процесса. Значительная часть разработанных конвенций – по семейному праву, но есть и другие разработки.

2. В 1926 г. в целях прогрессивного развития и сближения частного права разных стран была создана межправительственная международная организация – Международный институт по унификации частного права в Риме (УНИДРУА). Она объединяет 58 государств. Россия как правопреемница СССР также является её членом. В отличие от Гаагской конференции Римский институт специализируется на унификации материального частного права.

3. В 1966 г. на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря была утверждена Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Специализируется на унификации правил международной торговли, подготовке проектов конвенций; на комиссию возложена задача по содействию кодификации международных торговых обычаев и распространению информации в этой области. На основе проектов Комиссии были приняты: Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи (1980); Конвенция о морской перевозке грузов (1978) и др. Одновременно и на региональном уровне развивается правовое регламентирование частных правоотношений с иностранным элементом.

Наиболее важными договорами для международного частного права являются: 1) Брюссельская конвенция о взаимном признании компаний 1968 г.; 2) Брюссельская конвенция о подсудности и исполнении судебных решений 1968 г. в редакции 1978 г.; 3) Римская конвенция о применении права к договорным обязательствам 1980 г.

Международный договор играет большую роль в отношениях между странами – членами СНГ. Наиболее значимыми являются: 1) Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г.; 2) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.; 3) Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г.; 4) Евразийская патентная конвенция 1995 г., 5) Конвенция о защите прав инвесторов 1997 г. и др. Важное место занимают двусторонние договоры, заключаемые между государствами. Особая роль принадлежит договорам об оказании правовой помощи по гражданским делам.

 

4. Резолюции Совета Безопасности ООН о введении санкций и внешняя торговля.

 На сегодняшний день термин Санкции ООН употребляется в двух смыслах. Под ним понимают:

· любые меры предпринимаемые Советом Безопасности на основании раздела VII Устава ООН

· меры предпринимаемые лишь в соответствии со статьей 41 Устава ООН, которые включают исключительно невоенное принуждение.

При этом непосредственно сама Организация Объединенных Наций придерживается второй позиции. Таким образом:

Санкции ООН это система невоенных, в большей степени экономических, мер принуждения, решение о применении которых принимается Советом Безопасности ООН на основании 41 статьи Устава ООН, в отношении государства-правонарушителя международного мира и безопасности (части её территории или конкретно определённых лиц). Целью применения Санкций ООН является прекращение такого правонарушения и обеспечение выполнения государством-правонарушителем обязанностей, которые вытекают из правоотношения ответственности[1][2][3].

Санкции без использования вооружённой силы играют роль промежуточных мер, которые являются более суровыми, чем словесное осуждение, но менее суровыми, чем применение силы.

Санкции вводятся на основании Резолюции СБ ООН

Практика применения санкций за более чем полувековую историю существования ООН создала значительную базу для систематизации их форм и видов. В международно-правовой литературе неоднократно осуществлялись попытки привести определённую классификацию санкций[14]. Но разными учеными санкциями охватывался или очень расширенный или слишком суженный перечень правомерных, а также иногда неправомерных, принудительных средств. Исходя из уже изложенного можно дать такую классификацию международно-правовых санкций общего характера. Санкции, которые осуществляются государствами или международными организациями на основании Резолюций Совета Безопасности, принятых в соответствии с Разделом VII Устава ООН:

1. Коммерческие или торговые: а) полное (всеобъемлющее) эмбарго; б) частичное (выборочное) эмбарго; в) прекращение технического обслуживания;

2. Финансовые: а) блокирование иностранных активов правительства; в) ограничение доступа на финансовые рынки г) прекращении предоставления финансовой помощи;

3. Санкции в отношении передвижения: а) запрет на перемещение за границу своего государства определённых лиц или групп лиц; б) запрет на перемещение любых средств сообщения (в большинстве случаев воздушного сообщения);

4. Дипломатические: а) полный или частичный отзыв сотрудников дипломатических представительств из страны-объекта санкций; б) аннулирования дипломатических виз;

5. Спортивные и культурные: а) запрет на участие в спортивных соревнованиях лиц или групп лиц, представляющих страну-объект санкций; б) прекращение научного, технического и культурного сотрудничества путём обмена и поездок с участием лиц или группы лиц, представляющих страну-объект санкций;

6. Процессуальные санкции:

а) Прекращение или лишение права голоса;

б) Лишение права на представительство в выборных органах международной организации;

в) Неприятие или исключения из членства в международной организации;

Наиболее распространенными санкциями на сегодняшний день являются такие виды Санкций ООН как:

запрета на поездки. Применяются исключительно против физических лиц ответственных за противоправное поведение государства и выражаются в запрете таким лицам покидать территорию своего государства.

замораживания активов. Применяются исключительно против физических лиц ответственных за противоправное поведение государства и выражаются в запрете такими лицами пользоваться активами размещенными за пределами своего государства.

эмбарго на поставку вооружения. Применяются против государства в целом и выражаются в запрете всем остальным государствам поставлять оружие или составляющие в объёме, количестве и на условиях предусмотренных Советом Безопасности ООН.

Самые известные санкции

1) Экономические санкции в отношении Ирака были введены 6 августа 1990 года в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 661. Это решение Совет безопасности (СБ) ООН принял после вторжения Ирака в Кувейт в начале августа 1990 года. СБ ООН постановил, что все государства должны запретить импорт из Ирака, воспрепятствовать передаче ему оружия и военного оборудования, а также финансовой и экономической помощи. Для полного прекращения морских торговых связей с Ираком 25 августа 1990 года СБ ООН принял резолюцию № 665, а 25 сентября 1990 года одобрил резолюцию № 670 о введении против Ирака воздушного эмбарго, предусматривающего запрет на перевозку в Ирак любых грузов, помимо продуктов питания и гуманитарной помощи. В апреле 1991 года СБ ООН одобрил резолюцию № 687, согласно которой решение об отмене эмбарго может быть принято лишь после выполнения Ираком в полном объеме требований мирового сообщества о ликвидации программ производства и размещения химического и биологического оружия, а также ракетного потенциала. В апреле 1995 года СБ ООН принял решение о частичной отмене эмбарго на поставки нефти из Ирака по формуле "Нефть в обмен на продовольствие ". 22 мая 2003 года СБ ООН принял резолюцию № 1483, которая предусматривает снятие с Ирака международных санкций и возобновление экспорта нефти.

2) Резолюцией СБ ООН № 713 от 25 сентября 1991 года было введено всеобщее и полное эмбарго на все поставки оружия и военного снаряжения в Югославию. Резолюцией № 757 от 30 мая 1992 года против Союзной Республики Югославии (Сербия и Черногория) были введены экономические и другие санкции, включая полное торговое эмбарго, запрет на полеты и предотвращение участия Союзной Республики Югославии в спортивных состязаниях и культурных мероприятиях. Резолюцией № 942 от 23 сентября 1994 года были введены санкции в отношении боснийских сербов. Резолюцией № 1022 от 22 ноября 1995 года действие санкций в отношении Союзной Республики Югославии было приостановлено на неограниченный срок. 10 сентября 2001 года Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 1367 (2001), которой постановил прекратить действие запретов и распустил Комитет по санкциям.

3) Ужесточенный режим санкций в отношении Либерии был введен по решению Совета Безопасности ООН 7 марта 2001 года (вступили в силу в мае 2001 года) в связи с поддержкой Либерией Объединенного революционного фронта (ОРФ) Сьерра-Леоне. По мнению экспертов ООН, Монровия помогала боевикам ОРФ сбывать добытые на территории Сьерра-Леоне алмазы, взамен поставляя оружие и боеприпасы. Цель санкций ООН - вынудить Либерию отказаться от импорта, экспорта и реэкспорта алмазов, добываемых в Сьерра-Леоне. Санкции также запрещают поездки за рубеж членов правительства Либерии, высшего военного руководства и членов их семей. С 7 июля 2003 года к ним добавился запрет на вывоз из Либерии всех видов круглого леса и лесоматериалов.

Резолюциями № 1521 от 22 декабря 2003 года и № 1579 от 21 декабря 2004 года Совет Безопасности ООН продлил режим санкций в отношении Либерии. Режим санкций Совета не распространяется на поставки вооружений "для поддержки и использования в рамках международной программы обучения и реформирования вооруженных сил и полицейских подразделений Либерии". Такие поставки и услуги должны быть заранее утверждены Комитетом по санкциям.

 

 

5. Особенности составления трансграничных (международных) коммерческих контрактов: специальные оговорки о применимом праве, о порядке расчетов, о форс-мажоре, о страховании валютных рисков, арбитражная оговорка и пр.

К числу факультативных условий внешнеэкономических сделок, как было указано, относятся специальные оговорки к внешнеторговым контрактам, которые, не будучи обязательными условиями договора, тем не менее, исключительно важны для успешного осуществления сделки.

Автономия воли (применимое право)— в традиционном понимании международного частного права институт, согласно которому стороны в сделке, имеющей юридическую связь с правопорядками различных государств, могут избрать по своему усмотрению то право, которое будет регулировать их взаимоотношения и применяться ими самими либо судебным учреждением или другими компетентными органами к данной сделке (лат. lex voluntatis). (закреплен в ГК РФ)

Валютная оговорка (о страховании валютных рисков) — условие, включаемое в договоре международной купли-продажи товаров с целью страхования экспортера от риска понижения курса валюты платежа между моментом заключения сделки и фактическим моментом оплаты. Валютная оговорка фиксирует курс одной валюты относительно другой во избежание потерь от девальвации (devaluation) или ревальвации (revaluation).

Существует два основных вида валютной оговорки:

1) установление в соглашении о цене товара в качестве валюты контракта устойчивой валюты. При понижении ее курса цена или сумма в валюте платежа соответственно увеличивается;

2) включение условий об изменении цены товара в той же пропорции, в какой произойдет изменение курса согласованной между сторонами валютой платежа по отношению к валюте контракта.

 

Форс-мажорная оговорка - На практике в основном используются два вида оговорок форс-мажор. Первый вид (основной) включает стандартные условия, а основным его элементом является невозможность или неспособность сторон предвидеть те или иные события или же предпринять какие-то действия для их предотвращения.

Арбитражная оговорка - договорное или отделённое от договора соглашение, принимаемое сторонами при заключении международного коммерческого контракта, в котором оговариваются вопросы урегулирования возможных споров, которые могут возникнуть между сторонами при исполнении контракта). Число арбитров, место арбитража и тд.

 

 6. Коллизионно-правовой способ регулирования трансграничных (международных) коммерческих контрактов.

Коллизионная норма – это норма, определяющая право, какого государства должно быть применено к данному гражданскому правоотношению, осложненному иностранным элементом. Таким образом, главная особенность коллизионных норм состоит в том, что сама по себе она не дает ответ на вопрос, каковы права и обязанности сторон, а лишь указывает компетентный для этого правоотношения гражданско-правовой порядок, определяющий права и обязанности.

По форме коллизионной привязки различают односторонние и двусторонние коллизионные нормы. Односторонняя – это такая норма, привязка которой прямо указывает право страны, подлежащее применению (российское, украинское, английское и т.д.).

Привязка двусторонней коллизионной нормы не называет право конкретного государства, а формулирует общий признак, используя который можно выбрать право. Поэтому привязку двусторонней нормы называют формулой прикрепления. Применение формулы к конкретным фактическим обстоятельствам ведет к выбору права того государства, которое должно компетентно регулировать гражданские отношения, указанные в объеме этой нормы.

1. Личный закон физических лиц – Включает два варианта:

- национальный закон или закон гражданства, который означает применение права того государства, гражданином которого является данное лицо;

закон места жительства – применение права государства, на территории которого данное лицо проживает (или находится).

2. Личный закон юридического лица означает применение права того государства, которому принадлежит юридическое лицо. Возникают вопросы только как определять государственную принадлежность юридического лица. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен далее.

3. Закон места нахождения вещи – одна из первых формул прикрепления, сложившихся в практике МЧП. Она означает применение права того государства, на территории которого находится вещь, являющаяся объектом гражданского правоотношения. В целом по этому закону практически во всем мире определяется правовое положение имущества, как движимого, так и недвижимого.

4. Закон, избранный сторонами гражданского правоотношения или закон автономии воли - означает применение права того государства, которое выберут сами стороны – участники гражданского правоотношения.

5. Закон места совершения акта - означает применение права того государства, на территории которого совершен гражданско-правовой акт (завещание, выписана доверенность, подписан договор и т.д.). Это обобщенная формула прикрепления и в таком виде она используется нечасто, т.к. “гражданско-правовой акт” - это широкое понятие, охватывающее многообразные гражданско-правовые действия. Поэтому данная формула конкретизируется в зависимости от того, о каком виде акта идет речь.

5.1 Закон места совершения договора;

5.2 Закон места исполнения договора;

5.3 Закон места совершения брака;

5.4 Закон места причинения вреда;

5.5 Закон места совершения.

6. Закон страны продавца - означает применение права того государства, которому принадлежит продавец. Закон страны продавца – это обобщенная формула прикрепления, под которой понимается закон места производственной деятельности стороны договора.

7. Закон, с которым данное правоотношение наиболее тесно связано – обычно применяется для решения вопросов в сфере договорных обязательств, но иногда его используют в качестве общего подхода для регулирования всех гражданско-правовых отношений с иностранным элементом.

8. Закон суда – означает применение права того государства, где рассматривается спор.

 

 

7. “Автономия воли” - lex voluntatis как основной способ выбора права по трансграничным (международным) коммерческим контрактам.

Закон автономии воли сторон - это основная коллизионная привязка по всем договорным обязательствам (торговым контрактам, договору перевозки, брачному контракту, трудовому контракту).

В Преамбуле Рим I (ст. 11) говорится: "Свобода сторон выбирать подлежащее применению право должна выступать одним из краеугольных камней системы коллизионных норм в области договорных обязательств". Автономия воли - самая "гибкая" коллизионная норма. Право сторон самим избрать применимое законодательство закреплено в судебной практике и законах практически всех государств. Автономия воли предопределяет диспозитивный характер коллизионной нормы, максимальную свободу сторон на выбор модели поведения (в том числе относительно выбора законодательства).

Регламент Рим I в ст. 3 "Свобода выбора" устанавливает, что договор регулируется правом, выбранным сторонами. Выбор должен быть прямо выражен или определенно вытекать из положений договора либо из обстоятельств дела. Посредством выбора стороны могут указать применимое право для договора в целом или для его отдельной части. Стороны в любое время могут прийти к соглашению, что договор будет регулироваться иным правом, чем то, которое регулировало его согласно предшествующему выбору. Любое изменение в определении применимого права, которое происходит после заключения договора, не должно затрагивать формальную действительность договора и наносить ущерб правам третьих лиц.

Право сторон договора на выбор применимого правопорядка закреплен в ст. 1210 ГК РФ. Положения этой нормы позволяют определить основное содержание принципа автономии воли:

- выбор применимого права может быть сделан при заключении договора или в последующем;

- избранное право может касаться всего договора или отдельных его частей;

- выбор применимого права должен быть явно выражен или определенно вытекать из условий договора и обстоятельств дела;

- выбор сторонами подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу;

- выбор сторонами подлежащего применению права считается действительным, без ущерба для прав третьих лиц, с момента заключения договора.

Российский законодатель установил ограничение применения автономии воли в отдельных договорных отношениях, связанных с иностранным правопорядком. Выбор применимого права исключается в договорах о создании юридического лица с иностранным участием (ст. 1214 - применяется право страны, в которой согласно договору подлежит учреждению юридическое лицо); в договорах в отношении находящихся на территории РФ земельных участков, участков недр и иного недвижимого имущества (п. 2 ст. 1213 ГК РФ - применяется российское право).

8. Особенности применения lex voluntatis: возможные формы выбора права, расщепление договорного статута, обязательственный статут, ограничения автономии воли сторон.

Автономия воли (lex voluntatis)

Стороны вправе договориться о применении к договорным обязательствам права какого-либо государства. Право сторон на выбор является выражением общепризнанного положения об «автономии воли» сторон. В МЧП «автономия воли» выступает в качестве формулы прикрепления (коллизионного принципа), которая занимает главенствующие позиции в договорных обязательствах.

ст. 1210 ГК РФ:

«1. Стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. Выбранное сторонами право применяется к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество без ущерба для прав третьих лиц».

Из этого следует, что соглашение сторон о применимом праве возможно в двух вариантах: оговорка о применимом праве, включенная в текст самого договора, или отдельное соглашение о применимом праве.

Выбор права не является обязанностью сторон (в ст. 1210 подчеркнуто, что стороны договора могут выбрать пра­во), и на практике они этим правом часто не пользуются. В таком случае законы многих государств и международные договоры предусматривают возможность использовать «молчаливо выраженную» волю сторон, т. е. когда из содержания сделки, из обстоятельств, сопутствующих ее совершению, следует, что стороны имели в виду подчинить свое обязательство праву какого-либо государства. Важно подчеркнуть, что применение молчаливо выраженной воли сторон возможно только тогда, когда нет сомнений в ее содержании.

Значительный и практически важный круг вопросов связан с пределами выражения воли сторон. Здесь есть несколько аспектов: 1) пространственные пределы, 2)временные пределы и пределы, 3)связанные с содержанием обязательств.

4. Выбор права к части договора. «Стороны договора могут выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей» (п. 4 ст. 1210 ГК РФ). В литературе данная ситуация характеризуется или расщеплением договорного статута. «Например, если различные части договора подряда исполняются в различных странах, то вполне допустимо подчинить эти части различным правовым системам».

Если стороны выбрали право, подлежащее применению к договору (на основании принципа автономии воли), или же при отсутствии выбора сторонами такое право определено судом или иным органом путем использования коллизионных норм, то тем самым установлен "обязательственный статут".

Обязательственный статут — это совокупность норм подлежащего применению права, регулирующих содержание сделки, ее действительность, порядок исполнения, последствия неисполнения, условия освобождения сторон от ответственности. Исходное коллизионное начало — подчинение основных вопросов обязательственного статута праву, избранному сторонами, а при отсутствии такого выбора — праву государства той стороны договора, обязательство которой составляет главное содержание, особенность конкретного вида договора. Основной вопрос обязательственного статута — права и обязанности сторон.

В сферу действия обязательственного статута входят также вопросы исковой давности, пресекательной давности, преклюзивных сроков, виды и суррогаты исполнения обязательств, зачет встречных требований, конкуренция исков, договорная ответственность, действительность контрактов, последствия неисполнения обязательства, просрочка и ненадлежащее исполнение, обстоятельства и условия освобождения сторон от ответственности.

Основные ограничения автономии воли сторон обусловлены содержанием договорных обязательств. Прежде всего такое ограничение связано с содержанием обязательственного статута, т. е. с тем, на какой круг вопросов распространяется избранное сторонами право. Последнее ограничение возникает при выборе права иностранного государства. Такое ограничение связано с общепринятым институтом международного частного права – «оговоркой о публичном порядке», в частности, Гражданский кодекс предусмотрел специальное ограничение – автономия воли сторон договора с помощью оговорки о публичном порядке.

В ряде случаев закон ограничивает автономию воли сторон при формулировании условий о качестве товара. Как правило, это связано с потребностью обеспечения общественных интересов в сфере хозяйственного оборота или защиты прав потребителей.

 

 

9. Содержание термина «применимое право» при заключении трансграничных (международных) коммерческих контрактов. Практика МКАС при ТПП РФ.

Международный коммерческий договор представляет собой соглашение, опосредующее международную коммерческую деятельность сторон, его заключивших. Особенностью его правового регулирования является возможность для сторон избрать применимое к нему право, которая осуществляется в рамках реализации принципа автономии воли сторон путем заключения сторонами соглашения о выборе применимого к такому договору права.

Международные правовые акты и национальное законодательство по-разному подходят к решению данного вопроса. Так, некоторые из них прямо указывают, что договор регулируется каким-либо национальным правом (например, ст. 5 Гаагской конвенции о праве, применимом к агентским соглашениям, 1978 г.). Другие содержат нормы о том, что договор регулируется "правом, избранным сторонами", не указывая на природу такого "права" (например, ст. 7 Межамериканской конвенции о праве, применимом к международным контрактам, 1994 г.; п. 1 ст. 3 Регламента "Рим I").
В статье 1210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) говорится о праве, избранном сторонами, что позволяет некоторым ученым считать, что стороны договоров с иностранным элементом могут избрать в качестве применимого не только национальное право, но и систему права, имеющую наднациональный характер, например право Европейского союза, а также ссылаться на lex mercatoria. В противоположность этому высказывается мнение о том, что термин "применимое право" должен пониматься как объективное право какого-либо государства и не включает в себя lex mercatoria.

Выбирая применимое к международному коммерческому договору право, стороны международных коммерческих договоров ограничены выбором материального права (ст. 1190 ГК РФ). Подобная норма, которую содержит п. 1 ст. 28 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже", находит отражение в практике МКАС при ТПП РФ.

Более либеральную норму на этот счет предусматривает ст. 8 Гаагских принципов по выбору права в международных коммерческих договорах 2015 г., согласно которой выбор права не относится к международному частному праву (т.е. коллизионному праву), если только стороны явно не выразили иное. Данная норма допускает возможность избрания сторонами международных коммерческих договоров коллизионных норм, которая, однако, пока не нашла широкого применения.
При выборе в качестве применимого права какого-либо государства стороны международных коммерческих договоров могут избирать действующее право существующего государства, причем в его изменяющемся виде. В качестве применимого права невозможно избрание отдельных норм какого-либо закона, исключая применение всего закона в целом. В то же время не является выбором применимого права одновременная отсылка сторон международных коммерческих договоров сразу к праву двух или нескольких государств. Аналогичным образом не должен считаться действительным выбор применимого к договору права в тех случаях, когда стороны при заключении международного коммерческого договора обмениваются проформами, содержащими указание на применимое право различных государств.


В ряде случаев стороны международных коммерческих договоров указывают не на право конкретного государства, а на "право страны ответчика", "право страны истца" или "право места рассмотрения спора". Практика МКАС при ТПП РФ свидетельствует о том, что подобные соглашения признаются им в качестве соглашения о выборе права.

Также стороны международного коммерческого договора могут выбрать право, применимое только к части договора. Подобное положение, в частности, следует из подп. "a" п. 1 ст. 2 Гаагских принципов по выбору права в международных коммерческих договорах 2015 г. Возникающий в таких случаях вопрос о том, каким правом регулировать остальные части договора, должен поддерживаться тем, что "тот факт, что один аспект договора регулируется правом одной страны, вовсе не обязательно означает, что это право и есть право, свойственное договору в целом" <26>. Сказанное означает, что вопрос о праве, подлежащем применению к остальным частям международного коммерческого договора, должен решаться судом на основании соответствующих коллизионных норм или арбитражем на основании норм, которые он сочтет применимыми. При этом вполне возможно, что право, которое будет избрано судом или арбитражем к остальным частям договора, будет совпадать с правопорядком, избранным сторонами к части их договорных отношений

 

 

10. Закон наиболее тесной связи - Proper Law of the Contract.

Закон, с которым данное правоотношение наиболее тесно связано (Proper Law of the Contract). Эта формула прикрепления сложилась и применяется преимущественно в доктрине и практике международного частного права англосаксонских стран при регулировании договорных правоотношений. Нормы, содержащие подобную привязку, получили наименование "гибкие" коллизиционные нормы. Это, по всей видимости, объясняется тем, что в данном случае связь конкретного правоотношения с правом того или иного государства устанавливается самим судом или сторонами путем толкования контракта и всех относящихся к нему обстоятельств.

В качестве примера статьи, содержащей указанную коллизиционную привязку, можно назвать п.3 ст. 8 Гаагской конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи 1986 г., который был включен в текст этого международного договора по настоянию делегаций Великобритании и США: "В порядке исключения, если в свете всех обстоятельств, взятых в целом, например, деловых отношений между сторонами, договор купли-продажи имеет явно более тесную связь с правом иным чем то, которое было бы применимо к договору в соответствии с п. 1 и 2 настоящей статьи (право страны продавца и покупателя), договор купли-продажи регулируется этим иным правом".

(ст. 1211 ГК)

1. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан.

2. Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.

3. Стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, сторона, являющаяся, в частности:

1) продавцом - в договоре купли-продажи;

2) дарителем - в договоре дарения;

3) арендодателем - в договоре аренды;

4) ссудодателем - в договоре безвозмездного пользования;

5) подрядчиком - в договоре подряда;

6) перевозчиком - в договоре перевозки;

И т. д.

 

 

11. Критерии определения наиболее тесной связи по российскому праву.

1. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...