Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 12. Опухоли и опухолеподобные образования мягких тканей




Раздел 12. Опухоли и опухолеподобные образования мягких тканей

и костей лица. .............................................................................................................................. 431

12. 1. Особенности опухолей у детей...................................................................................... 431

12. 2. Новообразования мягких тканей полости рта, лица и шеи................................... 435

 

12. 2. 1. Общие принципы диагностики и лечения..................................................... 435

12. 2. 2. Доброкачественные опухоли и опухолеподобные образования слизистой оболочки полости рта, мягких тканей лица и шеи........................................................................................................................ 440

12. 2. 3. Сосудистые новообразования челюстно-лицевой области.................... 445

12. 2. 4. Лимфангиома......................................................................................................... 456

12. 2. 5. Нейрофиброматоз................................................................................................ 464

12. 2. 6. Опухолеподобные образования из железистого эпителия...................... 467


12. 3. Опухоли и дисплазии лицевых костей........................................................................ 470

12. 3. 1. Общие принципы диагностики и лечения..................................................... 471

12. 3. 2. Доброкачественные опухоли........................................................................... 474

12. 3. 3. Опухолеподобные поражения костей лица.................................................. 484

12. 3. 4. Одонтогенные опухоли и сходные с опухолями поражения челюстей... 488

12. 3. 5. Кисты челюстей.................................................................................................... 494

12. 3. 6. Злокачественные опухоли челюстных костей............................................ 496

Часть третья

Раздел 13. Ортодонтия. ..................................................................................................... 505

13. 1. Организация ортодонтической помощи...................................................................... 505

13. 1. 1. Организация работы ортодонтического отделения.................................. 505

13. 1. 2. Оборудование и инструментарий ортодонтического отделения. Правила асептики     506

13. 1. 3. Организация работы врача-ортодонта......................................................... 507

13. 1. 4. Организация работы зуботехнической лаборатории............................... 507

13. 2. Возрастные особенности развития зубочелюстной системы ребенка............... 508

13. 2. 1. Формирование прикуса молочных зубов..................................................... 508

13. 2. 2. Период смены молочных зубов на постоянные.......................................... 509

13. 2. 3. Период формирования прикуса постоянных зубов................................... 510

 

13. 3. Виды и классификации зубочелюстных аномалий.................................................. 513

13. 4. Этиология зубочелюстных аномалий.......................................................................... 518

 

13. 4. 1. Эндогенные причины.......................................................................................... 518

13. 4. 2. Экзогенные причины........................................................................................... 520

13. 5. Методы диагностики зубочелюстных аномалий..................................................... 523

13. 5. 1. Клиническое обследование пациента............................................................ 523

13. 5. 2. Антропометрические исследования лица и головы пациента................ 524

13. 5. 3. Измерения гипсовых моделей челюстей........................................................ 527

13. 5. 4. Графические методы диагностики.................................................................. 532

13. 5. 5. Рентгенологические методы исследования.................................................. 533

13. 5. 6. Функциональные методы исследования....................................................... 538

13. 6. Методы лечения зубочелюстных аномалий.............................................................. 542

13. 6. 1. Аппаратурный метод лечения.......................................................................... 543

13. 6. 1. 1. Механически действующие (активные) аппараты................... 546

13. 6. 1. 2. Функционально-действующие (пассивные) аппараты.... 558

13. 6. 1. 3. Аппараты комбинированного действия....................................... 561

13. 6. 1. 4. Ретенционные аппараты.................................................................. 562

13. 6. 1. 5. Профилактические аппараты......................................................... 563

 

13. 6. 2. Лечебная гимнастика.......................................................................................... 564

13. 6. 3. Физиотерапевтические методы лечения, применяемые

в ортодонтии......................................................................................................... 566

13. 7. Виды перемещения зубов при ортодонтическом лечении..................................... 568

13. 8. Диагностика и лечение аномалий зубов..................................................................... 571

 

13. 8. 1. Аномалии количества зубов............................................................................. 571

13. 8. 2. Аномалии размеров зубов................................................................................. 574

13. 8. 3. Аномалии формы зубов...................................................................................... 575

13. 8. 4. Аномалии структуры твердых тканей зубов................................................ 575

13. 8. 5. Нарушение сроков прорезывания зубов....................................................... 577

13. 8. 6. Аномалии положения зубов.............................................................................. 579

13. 9. Диагностика и лечение аномалий зубных рядов...................................................... 591

13. 10. Аномалии окклюзии зубных рядов............................................................................. 595

13. 10. 1. Дистальная окклюзия зубных рядов........................................................... 598

13. 10. 2. Мезиальная окклюзия зубных рядов.......................................................... 602


ивая дизокклюзия........................................................ 616

u. i^. J. Обратное резцовое перекрытие....................................................................... 620

13. 13. Аномалии челюстных костей...................................................................................... " 22

Приложение I. Тестовые задачи.............................................................................................. 627

Приложение 2. Эталон правильных ответов к тестовым заданиям.............................. 63V


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АВК — артериовенозные коммуникации

БИК — болезнь Иценко—Кушинга

ВДОА — вторичный деформирующий остеоартроз

ВНЧС — височно-нижнечелюстной сустав

ГБО — гипербарическая оксигенация

ДИ  — дикротический индекс

ИГ  — индекс гигиены

ИДЖ — индекс десневой жидкости

КДА — компрессионно-дистракиионный аппарат

КП — кариес пломбы

КПИ — комплексный периодонтальный индекс

КПУ — уровень интенсивности кариеса постоянных зубов

кпу — уровень интенсивности кариеса молочных зубов

КТ  — компьютерная томография

МГК — медико-генетическое консультирование

МГКО — Международная гистологическая классификация опухолей

МГЭ — местная гипоплазия эмали

МРТ — магнитно-резонансная томография

ПИ — пародонтальный индекс

ПТГ — паратиреоидный гормон

ПЦР — полимеразная цепная реакция

РИ  — реографический индекс

РМА — индекс воспаления сосочка (Р), маргинального края (М) и

части десны (А) СДАЛ — солкосерил-дентальная адгезивная паста СИЦ — стеклоиономерные цементы ТРГ — телерентгенограмма УФО — ультрафиолетовое облучение ЧЛО — челюстно-лицевая область ЭОД — электроодонтодиагностика CPJ — коммунальный пародонтальный индекс


Профессору

Александру Александровичу

Колесову

посвящается


ПРЕДИСЛОВИЕ


Учебник «Стоматология детского возраста», который вы сейчас от­крыли, значительно отличается от предыдущих изданий (последнее из которых вышло более 10 лет назад). Это связано с появлением обшир­ной информации, касающейся всех разделов детской стоматологии, и с большим опытом преподавания предмета. В основе лежит нераз­рывная связь, обусловленная един­ством взглядов на стоматологию периода детского возраста.

К фундаментальным разделам дисциплины относятся профилак­тика стоматологических заболева­ний у детей, терапевтическая и хи­рургическая стоматология детского возраста, ортодонтия, детское про­тезирование. Эти разделы студенты изучают на II—V курсах стоматоло­гического факультета.

Освещение теории, семиотики, клинических проявлений и лечения стоматологических заболеваний у детей многие годы позволяло созда­вать дифференцированную мотива­цию студентов к постградуальной подготовке специалиста и позволя­ет утверждать, что данная форма разделения преподавания по еди­ной методологической схеме опре­деляется учебным планом и Про­граммой, утвержденной МЗ РФ, и является более прогрессивной.

Стоматология детского возрас­та — одна из самых молодых дис­циплин, включающая стоматоло­гию и педиатрию, интенсивно раз­вивающиеся в РФ. Это проявляется не только созданием соответствую-


щих кафедр в медицинских акаде­миях и университетах, но и разви­тием разветвленной сети специали­зированной поликлинической и стационарной помощи детям со стоматологическими заболевания­ми челюстно-лицевой области.

Врач-стоматолог детский — наи­более массовая профессия в систе­ме охраны здоровья матери и ре­бенка. Сама же дисциплина харак­теризуется изучением стоматологи­ческих заболеваний на основе зна­ний возрастных анатомо-физиоло-гических особенностей ребенка, пе­риодов его развития в анте- и пост-натальном периодах жизни.

Авторы стремились отразить но­вейшие сведения по всем темам, изучаемым в рамках учебного плана и программы, дать студентам базо­вые знания по дисциплине в пери­од обучения в вузе и сформировать осознанную мотивацию к специа­лизации в постградуальный период. Считаем, что такой подход в подго­товке специалистов будет способст­вовать сохранению общего и стома­тологического здоровья детей, по­вышению его уровня, т. е. созданию основы социально здорового обще­ства.

Учебник составлен по разделам преподавания согласно учебному плану, программе и соответственно объему учебного времени.

В каждом разделе учебника обо­значена цель — предоставить необ­ходимые детскому стоматологу зна­ния, обеспечивающие ориентацию в освоении дисциплины на после-


дующих этапах подготовки к прак­тической деятельности. Кроме того, в некоторых разделах сделан акцент на профилактике, диагностике и лечении стоматологических заболе­ваний, усвоении основ их распо­знавания и своевременном направ­лении больного для получения спе­циализированной помощи. В каж­дом разделе уделено внимание ор­ганизационно-лечебной направлен­ности обучения.

Авторы, имея 10-летний опыт преподавания стоматологии детско­го возраста по разделам, уверены, что в ближайшем будущем будет проведена реформа кафедр с целью улучшения качества и стиля препо­давания, а также увеличения объе­ма знаний каждого из этих разделов соответственно номенклатуре вра­чебных специальностей.

Стоматология детского возрас­та — одна из наиболее сложных клинических дисциплин. Внимание к ней обусловлено значительным удельным весом детей среди насе­ления нашей страны, а сфера помо­щи детскому населению касается самой перспективной части обще­ства.

Признание охраны здоровья ма­тери и ребенка приоритетным на­правлением медицины обусловли­вает необходимость разработки и реализации мероприятий по усиле­нию лечебно-оздоровительной ра­боты среди женщин, детей и подро­стков. В настоящее время стомато­логические учреждения выполняют требования приказа Минздрава СССР и Госкомитета СССР по на­родному образованию от 11. 08. 88 г. № 639/271 «О мерах по улучшению


профилактики стоматологических заболеваний в организованных дет­ских коллективах» и приказа Мин­здрава СССР от 18. 11. 88 г. № 830 «О комплексной программе разви­тия стоматологической помощи в СССР».

Проблема охраны материнства и детства приоритетна во всех стра­нах мира. Это подтверждено Кон­венцией ООН «О правах ребенка» (1989), Всемирной декларацией «За выживание, защиту и развитие де­тей» (1990) и другими важными до­кументами: приказами Минздрава РФ «О дальнейшем развитии ме­дико-генетической службы» (1993), «О введении аудиологического скрининга новорожденного» (1996), приказом Минздрава РФ и Мини­стерства труда РФ «Об утверждении формы направления детей в возрас­те до 16 лет на освидетельствование в учреждения медико-социальной защиты».

В нашей стране охрана здоровья матери и ребенка гарантируется Конституцией РФ (статьи 7, 15, 71, 72, 80).

Приоритетность охраны детства как государственной политики под­тверждается Указом Президента РФ 1994 г. «Об основных направлениях государственной социальной поли­тики по улучшению положения де­тей в Российской Федерации», а также президентскими программа­ми «Дети России», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты» и др.

Все замечания и предложения, направленные на улучшение учеб­ника, будут приняты авторами с благодарностью.


Часть первая


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...