Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 2.6. Схема профилактики стоматологических заболеванийу детей ран­него возраста




Таблица 2. 6. Схема профилактики стоматологических заболеванийу детей ран­него возраста

 

Тактика Мероприятия
Педиатра При первом визите направление матери с ребенком к стоматологу,
  пропаганда грудного вскармливания, рекомендации по режиму
  питания ребенка
Стоматолога Создание у родителей мотивации регулярного посещения стомато-
  лога (I раз в полгода) с 6-месячного возраста ребенка и уходу за
  зубами детей с момента их прорезывания, обучение родителей
  гигиеническому уходу за полостью рта детей, начиная смомента
  прорезывания первых молочных зубов; регулярный контроль за
  осуществлением гигиенических мероприятий у детей
Матери Проведение ежедневного гигиенического ухода за полостью рта и
  зубами ребенка: с 5—6 мес — чистка очень мягкой зубной щеточ-
  кой без применения зубной пасты — 1 раз в день (вечером, перед
  сном); с 8—10 мес — чистка мягкой детской зубной щеткой (длина
  рабочей части не более 15 мм) без применения зубной пасты —
  2 раза в день (утром и вечером); с 2—2, 5 лет — чистка мягкой дет-
  ской зубной щеткой с применением гелеобразной зубной пасты
  2 раза в день; соблюдение режима кормления ребенка, рекоменда-
  ций по использованию соски, ограничение потребления сахара
  детьми, профилактика вредных привычек

и родителей в деле предупрежде­ния развития кариеса у детей ран­него возраста, начиная с момента прорезывания первых молочных зубов.

Профилактика стоматологиче­ских заболевании у детей в период прорезывания постоянных зубов. Многочисленные исследования по­казали высокую интенсивность ка­риеса у детей. Наиболее часто на­блюдается поражение жевательной поверхности первых постоянных моляров. Интересным фактом яв­ляется то, что начальные формы кариеса возникают именно в пери­од прорезывания зубов. Для про­филактики кариеса в этот период была разработана программа, кото­рая основывалась на результатах исследований Королевского уни­верситета Копенгагена и кафедры профилактики МГМСУ. Програм­ма была внедрена в Солнцевском районе Москвы и продемонстриро­вала очень хорошие результаты по снижению кариеса постоянных зу­бов.

Программа включала в себя обу­чение родителей и пациентов осно­вам поддержания стоматологиче­ского здоровья, рациональную ги­гиену полости рта (контролируемая и профессиональная чистки зубов) и местное применение препаратов фтора.

Чистка зубов. Программа гигие­ны полости рта основывается на привитии навыков самостоятельной чистки зубов в домашних условиях. При каждом посещении пациен­том стоматологического кабинета проводится контролируемая чистка зубов. Перед профессиональной чисткой зубы пациента окрашива­ют фуксином для демонстрации зубного налета и затем очищают вращающимися щеточками и рези­новыми колпачками. Диагностиче­ские, профилактические и лечеб­ные мероприятия проводят после изолирования и высушивания по­верхностей зубов.


Местное применение фторидсодер-жащих средств. После чистки, изо­ляции и высушивания зубов осмат­ривают их поверхности. При нали­чии белого пятна или микрополо­сти в эмали применяют апплика­ции с 2 % раствором фторида нат­рия в течение 3 мин.

Герметизация фиссур. При актив­ном прогрессировании кариеса и неудовлетворительной гигиене по­лости рта лечение фторидсодержа-щими растворами дополняют гер­метизацией фиссур.

Показания к применению герме-тиков:

• начальный кариес без признаков стабилизации;

• прогрессирование кариеса в виде увеличения очага поражения, по­явление признаков эрозии по­верхности или микрополости эмали (не проникающей в ден­тин) в сочетании с неудовлетво­рительной гигиеной полости рта, высокой активностью кариозного процесса, множественным карие­сом и положением зуба вне ок­клюзии.

Мотивация и обучение родителей и детей. Для родителей и детей проводятся занятия, включающие:

• информацию о конечных целях программы и пользе ее проведе­ния для здоровья детей;

• сведения о механизме возникно­вения кариеса;

• данные о роли зубного налета и факторах, ускоряющих и замед­ляющих процесс развития кари­еса;

• сведения о влиянии некоторых продуктов питания, в частности сладостей, на развитие кариоз­ного процесса и советы по рацио­нальному питанию;

• рекомендации по применению зубных щеток и паст;

• обучение правилам чистки зубов.

Важным звеном для передачи ин­формации и создания мотивации у


родителей и детей являются воспи­татели детских садов и учителя школ.

Интервалы посещения детьми стоматолога. Оптимальный комп­лекс лечебных и профилактических мероприятий назначают индивиду­ально в соответствии со стоматоло­гическим статусом и интервалами посещения детьми стоматолога (табл. 2. 7).

Таблица 2. 7. Критерии определения интервала посещений ребенком стомато­лога

 

Критерии Оценка з баллах
Участие Хорошее Недоста-
родителей   точное
Жевательная Без кариеса С прогрес-
поверхность или со ста- сирующим
первого (вто- билизиро- кариесом
рого) посто- ванным ка-  
янного моля- риесом  
ра    
Стадия про- Полное Частичное
резывания прорезыва- прорезы-
моляра ние, кон- вание, нет
  такт с анта- контакта
  гонистом с антаго­нистом
Наличие ка- Нет Есть
риеса в других    
зубах (за иск-    
лючением мо-    
ляров)    

Интервал повторного посещения детского стоматолога определяется суммированием баллов по выше­описанным критериям: 8 баллов — 1 мес, 7 баллов — 2 мес, 6 баллов — 3 мес, 5 баллов — 4 мес, 4 балла — 6—12 мес.

На каждом приеме стоматолог проводит все вышеописанные ле­чебно-профилактические меропри­ятия с учетом индивидуальных особенностей ребенка и по завер­шении их определяет новый ин­тервал до следующего посеще­ния.


Профилактика стоматологических заболеваний с учетом возрастных и психологических особенностей де­тей. Необходимой частью комплек­сных программ профилактики сто­матологических заболеваний у де­тей является образовательный ком­понент, включающий стоматологи­ческое просвещение и гигиениче­ское воспитание.

Образовательная программа дол­жна учитывать психолого-педаго­гические закономерности, особен­ности психики, тип психологиче­ского восприятия информации ре­бенком (табл. 2. 8) и включать стоматологическое просвещение, гигиеническое обучение, беседы с родителями и педагогами. При раз­работке программ профилактики необходимо также обращать вни­мание на физиологические особен­ности детей, в частности на повы­шенный риск возникновения кари­еса в период прорезывания посто­янных зубов.

Дошкольный возраст является важным этапом психического раз­вития детей, поэтому в программе по профилактике заболеваний дол­жны превалировать игровые формы обучения с активным участием в этом процессе родителей и воспи­тателей.

В младшем школьном возрасте хорошие результаты в обучении де­тей дают групповые формы орга­низации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры, к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте. Учитывая это, занятия проводят в виде уроков гигиены с элементами игры. В этом возрасте особенно важна роль учителя, ко­торый становится центром жизни ребенка, определяющим его отно­шение к родителям и другим де­тям.

В подростковом возрасте реко­мендуются групповые формы ор­ганизации занятий с учетом осо­бенностей межличностных отно­шений, основанных на взаимо-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...