Процесс изучения дисциплины «Психология развития и возрастная психология» направлен на формирование компетенций или элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) по специальности 030300.62 – «Психология», профиль «Современная социальная психология»:
а) общекультурных (ОК):
Компетенция ОК-1 - способностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии.
Компетенция ОК-1 реализуется в части: способностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.
Компетенция ОК-7 - способностью к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей.
Компетенция ОК-7 реализуется в части: способностью к восприятию личности другого,эмпатии.
Компетенция ОК-8 –способность к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них.
Компетенция ОК-8 реализуется в части:оказания помощи внахождении организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них.
в) профессиональных (ПК):
.
Компетенция П К-9 – способностью к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики.
КомпетенцияПК-9реализуется полностью
Компетенция П К-20– Способностью и готовностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
Компетенция ПК-20 реализуется в части: проведения просветительской деятельности, в помощь родителям, воспитателям.
Компетенция ПК – 29участие в работе психологических служб закрытых учреждений и организаций, находящихся в условиях социальной деприваци.
КомпетенцияПК-29реализуется в части: помощь в работе психологических служб закрытых учреждений и организаций, находящихся в условиях социальной деприваци.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Иметь представление
· о видах профессиональной деятельности психолога;
· о профессионально важных качествах психолога-профессионала;
· о содержании профессиональной деятельности психолога
· о способах повышения эффективности своей учебно-профессиональной деятельности.
Знать:
· содержание теорий развития в современной психологии;
· методологические основы психологии развития, возрастной психологии;
· основные закономерности психического развития;
· особенности развития личности на каждом этапе онтогенеза;
·
Уметь:
· использовать терминологический глоссарий психологии развития, социальной психологии детства, социальной психологии.
· использовать методы психодиагностического обследования личности на разных этапах онтогенеза;
· оказывать психолого-педагогическую помощь и поддержку родителям, педагогам, воспитателям, специалистам различных профилей.
Владеть:
· знаниями особенностей развития личности на разных этапах онтогенеза;
· навыками и умениями в области научно-исследовательской деятельности;
· навыками работы со студентами в области научно-исследовательской и практической работы.
Приобрести опыт деятельности
· в пользовании терминологическим глоссарием психологии развития;
· анализа социально-психологических явлений, связанных с онтогенетическими проблемами личности
· в овладении навыками оказания психологической помощи родителям; учителям; воспитателям
4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов дисциплины
№ раздела
Наименование раздела
Содержание раздела
Форма[1] текущего контроля
I
Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии.
ТЕМА 1. Понятие о предмете психологии развития и возрастной психологии.
Предмет психологии развития и возрастной психологии
Место психологии развития в системе психологических наук. Определение понятия развития. Соотношение понятий «рост», «развитие», «созревание», «возраст».
Тема 2Стратегия и методы исследования психического развития.
Методология науки. Взаимосвязь психологических теорий и культурного развития общества. Идеи о развитии человека как методологическая основа психологии развития.
Методы психологии развития и возрастной психологии. Требования к организации и методам исследования в психологии развития. Этические нормы деятельности психолога.
Метод наблюдения, требования к наблюдению, особенности его использования в возрастной психологии, виды наблюдения.
Метод анкетирования, его особенности и значение. Метод беседы.
Эксперимент в возрастной психологии. Его виды (лабораторный, полевой, естественный, психолого-педагогический). Констатирующая и формирующая стратегии исследования.
Основные проекты констатирующего исследования: «продольные» и «поперечные срезы». Лонгитюдинальный метод, его достоинства и недостатки. Сравнительный метод и его разновидности: метод сравнения нормы и патологии, метод возрастных поперечных срезов, варианты близнецовых методов, метод приемных семей и др.
Генетический метод и его разновидности: «Психология жизненного пути», биографические методы. Значение кросс-культурных исследований для решения задач возрастной психологии.
Комплексный метод. Методы изучения продуктов деятельности. Психодиагностические методы (стандартизированные и проективные).
О
О
II
Проблема движущих сил и условий психического
развития
человека
Тема 3. Культурно-исторический подход в психологии развития и возрастной психологии.
Концепция культурно-исторического развития психики человека Л. С. Выготского. Учение о предмете и методе исследования развития. Понятие психологического возраста как единицы анализа развития. Структура и динамика возраста. Понятие «социальной ситуации развития». Психологические новообразования. Стабильные и критические (кризисы) периоды развития. Возрастные кризисы.
Понятие высших психических функций. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Закон развития высших психических функций. Роль среды в психическом развитии. Проблема обучения в развитии ребенка. Понятие «зоны ближайшего развития». Проблема сензитивных периодов развития. Возрастные нормативные кризисы. Понятие знака и высших психических функций. Закономерности психического развития.
Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского для возрастной психологии.
Тема 4. Проблема психического развития ребенка
в западной психологии
Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка. Концепция рекапитуляции (Ст. Холл). Теории развития как созревания. Теория преформизма К. Бюлера о трех ступенях психического развития. Проблема соотношения морфологического созревания структуры и функции в современной психологии. Роль среды и научения в психическом развитии ребенка в эмпиризме (ассоцианизм, бихевиоризм). Концепция научения в бихевиоризме и методы исследования психики (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Объективный метод изучения поведения человека и животных. Законы научения Э. Торндайка. Теория оперантного научения Скиннера и ее практическое применение. Теория социального научения А.Бандуры.
Т Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии В. Штерна. Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на психическое развитие ребенка. Современное состояние проблемы соотношения роли наследственности и среды в психическом развитии ребенка.
П Проблема движущих сил психического развития ребенка в классическом психоанализе (З.Фрейд).
Структура личности. Стадии психосексуального развития ребенка.
Развитие школы психоанализа (А. Фрейд, М. Клейн, М.Малер, Д.Винникотт). Развитие эго и защитные механизмы личности. Проблема развития личности в теории А.Адлера, К.Г.Юнга, К.Хорни. Эпигенетическая концепция Эриксона.Понятие идентичности. Стадии психосоциального развития личности. Жизненные кризисы и пути их преодоления. Проблема депривации.Теория привязанности Д.Боулби. Типы привязанности, их характеристика.
Концепция интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Клинический метод в исследовании детского мышления (Ж. Пиаже). Характеристика стадий развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже. Критика феномена эгоцентрической речи Л. С. Выготским. Гипотеза Л. С. Выготского о природе, генезисе и судьбе эгоцентрической речи. Современные исследования феномена эгоцентрической речи. Учение Ж. Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка. Понятие операции. Стадии интеллектуального развития, их характеристика. Феномен сохранения. Социальные факторы развития интеллекта.
Тема5. Деятельностный подход к проблеме психического развития.
Принцип социально-исторической обусловленности психики человека. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Понятие о «социальном наследовании». Проблема движущих сил психического развития ребенка в современной отечественной психологии. Противоречия как движущие силы психического развития человека. Концепция ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Понятие интериоризации. Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец).
Понятие условий и источников психического развития. Механизмы развития.
Современное состояние проблемы соотношения наследственности и среды, биологического и социального в психике человека (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский).
Роль общения в психическом развитии человека. Проблема генезиса и развития форм общения в онтогенезе (М. И. Лисина).
Тема 6.Проблема соотношения обучения, созревания и развития в современной психологии.
Проблема обучения и развития в различных психологических концепциях. Зона ближайшего развития, уровни актуального и потенциального развития. Сензитивные периоды развития.
Связь содержания обучения и психического развития (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Роль семьи в развитии личности на различных этапах онтогенеза.
Личность как субъект саморазвития. Активность личности, Я-концепция. Рефлексия как механизм саморазвития личности (С.Л. Рубинштейн).
О,ДЗ
Р
О
Тема7.Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.
Критерии периодизации психического развития.
Проблема акселерации (ускорения) психического развития. Амплификация психического развития как наиболее полное использование потенциала развития каждой возрастной стадии (А. В. Запорожец). Этапы развития личности как основания для периодизации (З.Фрейд, Э.Эриксон). Периодизация развития интеллекта Ж.Пиаже. Проблема периодизации психического развития в трудах Л. С. Выготского. Значение кризисов в психическом развитии ребенка. Задачи развития как основание построения периодизации психического развития в онтогенезе (Р. Хевигхерст). Соотношение хронологического, биологического, социального и психологического возраста. Идентификация, адаптация, отчуждение, как механизмы развития личности, их значение в разные периоды онтогенеза.
Современное состояние проблемы периодизации психического развития в отечественной психологии (А.В.Петровский, В.И.Слободчиков, К.Н.Поливанова и др.). Междисциплинарные подходы к периодизации психического развития (международная периодизация ВОЗ.
Социально-исторический характер длительности детства, возникновения и последовательности отдельных периодов детства
О
.
РК
Периодизация психического развития человека
.
Тема 8. Пренатальный периоди новорожденность
Пренатальный период: развитие сенсорики, моторная ирефлекторная активность плода. Влияние особенностей родительской позиции в пренатальный период на психическое развитие ребенка в постнатальный период. Общая характеристика новорожденности как кризисного периода в развитии. Безусловные рефлексы младенца (пищевые, оборонительные, ориентировочные). Ранние условные рефлексы и особенности их развития и факторы их становления
Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. Проблема формирования первой социальной потребности ребенка — потребности в общении. «Комплекс оживления», условия возникновения, структура и генезис. Его значение для психического развития ребенка. Проблема депривации и ее последствия для психического развития ребенка (Р.Шпитц, Д. Боулби). Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий тип деятельности младенческого возраста. Развитие форм общения (М. И. Лисина). Условия формирования различных вариантов привязанности, их значение для психического развития ребенка (М. Эйнсворт).
Тема9. Младенческий возраст Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Особенности соотношения развития сенсорики и моторики в период раннего и позднего младенчества, его теоретическое значение. Возникновение и развитие акта хватания. Значение эмоционального общения со взрослым (ситуативно-личностного) и общения по поводу предмета (ситуативно-делового) для развития речи ребенка.
Развитие образа «Я». Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Кризис одного года, его причины и психологический смысл. Особенности развития младенца в условиях депривации.
О
.
Тема 10. Ранний возраст Характеристика социальной ситуации развития в раннем детстве. Предметно-орудийная деятельность — ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Качественные отличия орудийных действий ребенка от орудийных действий высших приматов.
Генезис и стадии развития игры в раннем возрасте.
Развитие социальной привязанности в раннем детстве. Особенности развития ребенка раннего возраста в условиях депривации. Теория привязанности Д. Боулби. Модели привязанности (М. Эйнсворт), условия формирования различных вариантов привязанности, их значение для психического развития ребенка.
Ранние формы наглядно-действенного мышления.
Основные закономерности развития речи ребенка (В. Штерн, Ж. Пиаже, Н. Хомский, Д. Брунер, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Развитие форм и функций речи в раннем возрасте.
Развитие памяти и внимания в раннем детстве. Особенности развития эмоций и высших чувств. Начальные формы развития личности — начало самопознания и формирования образа Я. Возникновение самостоятельности и становление системы Я.
Кризис трех лет.
О
Тема 11. Дошкольный возраст.
Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста. Особенности развития форм общения со взрослым (М. И. Лисина) и со сверстниками. Формирование детского коллектива и его роль в развитии личности ребенка. Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста. Влияние типов семейного воспитания на развитие личности ребенка.
Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Проблема игровой деятельности в отечественной психологии. (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Социально-исторический характер происхождения, содержания и функций игры в социогенезе и онтогенезе (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Структура игры. Роль и правило. Проблема замещения в игре. Реальные и игровые отношения детей в игре. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка.
Характеристика других видов деятельности дошкольника. Роль сказки в психическом развитии ребенка.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте, его зависимость от видов деятельности ребенка. Проблема сенсорного воспитания, условия его успешности. Овладение общественно-выработанными сенсорными эталонами и формирование перцептивных действий (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Л. А. Венгер).
Развитие мышления в дошкольном возрасте. Развитие опосредствования и наглядного моделирования как основа качественного преобразования мышления ребенка. Взаимодействие видов мышления. Наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Н. Н. Подьяков, Л. А. Венгер). Овладение понятием «сохранения» как показатель перехода ребенка на конкретно-операциональную стадию развития интеллекта (Ж. Пиаже. Д. Брунер, П. Я. Гальперин, Л. Ф. Обухова).
Развитие функций и форм речи в дошкольном возрасте. Проблема развития регулятивной функции речи. Феномен речи «для себя».
Развитие памяти. Проблема формирования произвольной и опосредствованной памяти. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти. Развитие внимания и его особенности.
Развитие личности в дошкольном возрасте В.С.Мухина. Развитие Я-концепции, особенности самооценки. Поло-ролевая идентификация в дошкольном возрасте. Развитие потребностей и мотивов, возникновение новых социальных мотивов. Иерархии мотивов. Развитие эмоций. Особенности формирования нравственных (гордость, стыд, чувство вины), эстетических чувств, познавательных интересов. Развитие эмпатии и начало осознания чувств и эмоций. Развитие воли и произвольности управления поведением. Основные закономерности нравственного развития ребенка. Стадии морального развития (Л. Кольберг). Условия усвоения ребенком нравственных норм. Роль этических эталонов и самооценки (С. Г. Якобсон). Влияние типов семейного воспитания на развитие личности ребенка. Особенности социального развития в дошкольном возрасте. Позитивные и негативные образования в развитии личности В.С.Мухина. Ребенок дошкольного возраста в условиях депривации.
Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Кризис, его причины и особенности протекания.
О
Р
О
Тема12. Психология младшего школьного возраста Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность, ее значение для психического развития ребенка. Значение форм совместной со сверстниками учебной деятельности для психического развития младшего школьника. Основные стадии адаптации ребенка к школе. Причины школьной дезадаптации. Развитие мотивов учения. Динамика изменения отношения к учению на протяжении младшего школьного возраста.
Социализация в младшем школьном возрасте. Особенности общения со сверстниками. Социальный статус и отношения со сверстниками (М.Ю.Кондратьев). Конфликты в детских группах. Психология отношений внутри классного коллектива. Индивидуальные и половые различия в общении и взаимоотношениях между сверстниками.
Содержание обучения как основного источника умственного развития в школьном возрасте. Возрастные особенности и возрастные возможности усвоения знаний. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, иерархия мотивов, произвольность.
Развитие личности младшего школьника. Особенности развития Я-концепции. Начальные формы рефлексии, формирование самооценки в связи с развитием учебной деятельности. Развитие мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы. Особенности усвоения моральных норм, понятия справедливости и правил поведения. Позитивные и негативные образования в младшем школьном возрасте. Особенности развития младшего школьника ув условиях депривации. Особенности развития ребенка младшего школьного возраста в условиях межнациональных и межконфессиональных отношений в мегаполисе.
ДЗ,О
Тема13.Подростковый возраст.
Теории подросткового возраста (Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюллер, Э. Эриксон, К. Левин, Ж. Пиаже). Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах Л. С. Выготского.).
Проблема «кризиса» подросткового возраста. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Роль полового созревания. Роль гетерохронности органического, полового и социального развития в возникновении подросткового возраста (Л. С. Выготский). Социально-историческая природа подросткового возраста. Роль культурных институтов в процессе социализации подростков. Переход от социализации к индивидуализации как основная характеристика подросткового возраста. Особенности взаимоотношений подростков в «закрытой» группе (М.Ю.Кондратьев). Роль значимого «другого».
Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка. Дружба у подростков и ее гендерные особенности. Чувство взрослости и условия ее формирования. Становление нового типа взаимоотношений со взрослыми.
Учебная деятельность подростков. Развитие познавательных мотивов. Избирательность отношения к учебным предметам. Изменение характера отношений с учителем. Другие виды деятельности подростка и их значение для психического развития. Опосредованность, осознанность и произвольность как основные показатели развития познавательных процессов. Развитие формально-операционального интеллекта.
Формирование личности в подростковом возрасте. Задача реконструкции телесного образа Я. Синдром дисморфофобии. Поло-ролевая идентификация. Основные закономерности развития самосознания. Формирование самооценки. Уровень притязаний подростка. Возникновение идеалов как воплощение уровня притязаний. Причины
нарушения формирования самооценки. Аффект неадекватности. Развитие аффективно-потребностной сферы. Обострение потребности в личностно-ориентированном общении, самоутверждении и социальном признании. Развитие воли. Формирование направленности личности. Подросток в закрытых учреждениях.
Подростковая субкультура.
О
.
Тема14.Юношеский возраст. Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла (Э. Шпрангер, Ш. Бюллер, А. Фрейд, К. Левин, Э. Эриксон, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, А.В.Петровский). Переходный характер юношеского возраста. Проблема ведущей деятельности юношеского возраста. Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Развитие общения в юношеском возрасте. Принадлежность к группе. Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки. Феномен «молодежной субкультуры», его психологическое значение. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Сексуальное поведение и профилактика его нарушений. Построение нового типа взаимоотношений с родителями. Развитие самосознания как достижение личностной идентичности (Э. Эриксон). Условия осуществления выбора в профессиональной, идеологической и сфере межличностных отношений. Нарушения формирования идентичности. Основные закономерности развития самосознания. Развитие образа «Я». Формирование ценностно-смысловой сферы. Развитие морального сознания.
Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Особенности адаптации в юношеском возрасте при выходе из закрытых учреждений. Особенности эмоционально-волевой сферы личности. Основные новообразования юношеского возраста.
ДЗ,О
.
Тема15.Психология зрелых возрастов.
Критерии «зрелой взрослости». Соотнесение хронологического, биологического, психологического и социального возраста. Задачи развития как основа выделения периодов зрелости (Р. Хевигхерст, Д. Левинсон).
Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Особенности развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор друга, и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни и круга общения.
Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью. Пути выхода из кризиса: личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. Средняя зрелость (середина жизни). Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Формирование потребности передачи опыта другим, наставничества. Возрастание потребности в достижениях и социальном признании, сензитивность к социальным оценкам. Построение карьеры.
Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Основные феноменологические признаки кризиса середины жизни. Осознание утраты молодости и реальности смерти. Изменение восприятия временной перспективы. Начало снижения физических сил и возможностей. Переживание «символической смерти» молодости (Д.Левинсон). Изменение личностного отношения и смысловая перестройка сознания, иерархия мотивов. Зрелость как вершина жизненного пути. Особенности развития личности и проблема становления индивидуальности в период взрослости. Основные задачи разных периодов взрослости. Перестройка ценностно-смысловой сферы. Проблема поиска смысла жизни. Направления самоактуализации взрослого. Жизненный путь человека как история субъекта и личности.
Особенности социальной активности в зрелом возрасте. Развитие самодостаточности и особенности общения. Одиночество в зрелом возрасте и его следствия. Формирование субъекта деятельности в период «акме». Стадии профессиональной жизни. Динамика становления профессионализма и условия достижения вершин профессионального мастерства. Возможности обучения в зрелых возрастах. Непрерывное образование как условие саморазвития личности в зрелом возрасте.
Критика теорий зрелости как «психической окаменелости». Проблема развития познавательных процессов. Факторы, влияющие на развитие и сохранность сенсорно-перцептивных и познавательных функций в период взрослости. Стабильность и изменения личности в зрелости.
ДЗ, О
.
Тема16. Психология позднего возраста и старости
Личностная идентичность и ее роль в эмоциональном состоянии людей пожилого возраста. Кризис пожилого возрастаСтарость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Психологическая характеристика процессов старения. Изменение социального статуса и внутренней позиции человека в старости. Познавательное развитие в старости. Компенсаторные механизмы в период старения. Смысл жизни и его влияние на протекание процесса старения. Проблема смерти.