Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по организации изучения дисциплины студентам




Дисциплина « Психология развития и возрастная психология» о тносится к дисциплинам профессионального цикла, базовая (Общепрофессиональная часть). Специфика дисциплины в том, что она является базовой, общепрофессиональной дисциплиной, может быть частью профессионального социально-психологического модуля, включающего такие дисциплины как «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «Научные школы и теории в современной психологии», «Социальная психология развития». Психология общения», «Социальная возрастная психология», «Социальная психология одаренности»

Программа дисциплины включает два раздела: в первом представлены теоретические аспекты психологии развития: «Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии», «Основные теоретические подходы к проблеме изучения психического развития человека», «Проблема движущих сил и условий развития человека», «Проблема периодизации психического развития человека» и во втором – «Психическое развитие на разных этапах онтогенеза»- от пренатального периода до старости. В программе представлены взгляды на проблему развития личности в онтогенезе в различных психологических направлениях, а также в «открытом» и «закрытом» сообществе. В процессе чтения дисциплины предполагается рассмотреть единый процесс развития. В процессе чтения дисциплины предполагается знакомство студентов с методологией науки, комплексами экспериментально-диагностических методик, позволяющих увидеть особенности развития личности в разных образовательных средах.

Обучение по дисциплине « предполагает изучение курса на аудиторных лекционных и практических занятиях и в рамках самостоятельной работы студентов.

Практические занятия дисциплины «Психология развития и возрастная психология» предполагает их проведение в различных формах с цельюпрактического применения полученных знаний, умений, навыков и компетенций с проведением контрольных мероприятий, описанных в п.4.1.

Подготовка к лекции:

С целью обеспечения успешного обучения студент должен готовиться к лекции, поскольку она:

· знакомит с новым учебным материалом,

· разъясняет учебные элементы, трудные для понимания,

· систематизирует учебный материал,

· ориентирует в учебном процессе.

· желательно на следующий день после прослушивания лекции просмотреть ее, в этом случае осмысление и запоминание будет более продуктивным,

· обратите внимание на вопросы, которые возникали у вас и других студентов во время предыдущей лекции, возможно, у вас возникнут и новые вопросы, которые вы также зададите лектору, что позволит вам осмыслить материал как прослушанной лекции, так и подготовится к последующей, запишите эти вопросы,

· ознакомьтесь с учебным материалом по учебной литературе, рекомендованным преподавателем,

· постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке.

Подготовка к практическим занятиям:

К семинарским занятиям студенты готовят конспекты по источникам рекомендуемой по дисциплине литературы, выполняют творческие задания, проводят экспериментальные исследования в мини-группах. При подготовке зачета студентам необходимо ориентироваться на требования к методическим указаниям по дисциплине « Психология развития и возрастная психология».

При подготовке к семинарским занятиям студенты могут воспользоваться также дополнительными источниками.

· внимательно прочитайте материал лекций относящихся к данному практическому занятию, ознакомьтесь с учебным материалом источникам литературы,

· выпишите основные термины, ключевые понятия,

· уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными и постарайтесь получить на них ответ заранее (до практического занятия) во время текущих консультаций преподавателя.

· к семинарским занятиям студенты готовят конспекты по источникам рекомендуемой по дисциплине литературы, выполняют творческие задания, проводят экспериментальные исследования в мини-группах. При подготовке эксперимента и презентации результатов работы студентам необходимо ориентироваться на требования «Методических рекомендаций по самостоятельной работе бакалавра». При подготовке к семинарским занятиям (в особенности для успешного выполнения творческих заданий, связанных, с разработкой методик или интерпретацией данных исследования) студенты могут воспользоваться также дополнительными источниками, приведенными в «Методических рекомендациях.

 

Подготовка к дифференцированному зачету и экзамену. К зачету необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить дисциплину в период зачётно-экзаменационной сессии, как правило, не дает хороших результатов.

В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:

· программой по дисциплине « тематическими планами лекций, практических занятий,

· контрольными мероприятиями,

· учебными материалами по психологии, а также электронными ресурсами,

· перечнем вопросов к зачету.

У вас должно быть сформировано представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине. Систематическое выполнение учебной работы на лекциях и практических занятиях позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи экзамена.

При изучении первого раздела программы «Психология развития и возрастная психология» «Понятие о предмете психологии развития и возрастной психологии» необходимо обратить внимание на понимание предмета психологии развития, соотношение фактов, механизмов и закономерностей развития. Обратите внимание на особенности каждого метода психологии развития, их особенности и отличия от методов развития в общей психологии.

.

При изучении содержания второго раздела учебной дисциплины «Психология развития и возрастная психология» - «Проблема движущих сил и условий психического развития человека»

необходимо четко понимать теории развития в различных психологических направлениях западной и особенности понимания развития в отечественной психологии.

Уделите внимание таким вопросам как - понятие о «социальном наследовании», проблеме закономерностей, механизмов, предпосылок и условий развития, проблема движущих сил психического развития ребенка в современной психологии. Важными и являются вопросы: противоречия как движущие силы психического развития человека, теория культурно – исторического развития Л.С.Выготского, концепция ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Понятие интериоризации. Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец). Понятие условий и источников психического развития. Роль общения в психическом развитии человека. Роль семьи в развитии личности на различных этапах онтогенеза.

Личность как субъект саморазвития. Активность личности, Я-концепция. Рефлексия как механизм саморазвития личности (С.Л. Рубинштейн). Идентификация, адаптация, отчуждение, как механизмы развития личности, их значение в разные периоды онтогенеза.

При освоении материала третьего раздела программы «Периодизация психического развития человека» - обратите внимание на следующие положения: этапы развития личности, как основания для периодизации, задачи развития как основание построения периодизации психического развития в онтогенезе. Уделите внимание каждому из возрастных периодов развития, особенностям развития в условиях депривации.

Пренатальный период: развитие сенсорики, моторная ирефлекторная активность плода. Влияние особенностей родительской позиции в пренатальный период на психическое развитие ребенка в постнатальный период. Общая характеристика новорожденности как кризисного периода в развитии. Безусловные рефлексы младенца (пищевые, оборонительные, ориентировочные). Ранние условные рефлексы и особенности их развития и факторы их становления. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. Проблема формирования первой социальной потребности ребенка — потребности в общении. «Комплекс оживления», условия возникновения, структура и генезис развития.

При изучении раннего возраста важно обратить внимание на следующие вопросы: генезис и стадии развития игры в раннем возрасте. Развитие социальной привязанности в раннем детстве. Кризис трех лет. Развитие самостоятельности и начало развития рефлексии.

При изучении дошкольного возраста уделите внимание характеристике социальной ситуации развития ребенка, особенности развития форм общения со взрослым, роли сюжетно- ролевой игры, проблеме социализации в этом возрасте.

Младший школьный возраст - социализация в младшем школьном возрасте. Социальный статус и отношения со сверстниками, психология отношений внутри классного коллектива. Индивидуальные и половые различия в общении и взаимоотношениях между сверстниками. Возрастные особенности и возрастные возможности усвоения знаний. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, иерархия мотивов, произвольность.

Развитие личности младшего школьника.

При изучении подросткового возраста важно знать - теории подросткового возраста (Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Эриксон, К. Левин, Ж. Пиаже). Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах Л. С. Выготского.).Проблему «кризиса» подросткового возраста, особенности взаимоотношений подростков в «закрытой» группе, роль значимого «другого», основные новообразования в этом возрасте. Потребность в расширении круга и форм общения. Специфика отношений со взрослым и сверстниками. Стремление к расширению социального пространства. Специфика замкнутой подростковой субкультуры. Деление мира на «мы» и «они».

При изучении юношеского возраста важно уделить внимание следующим вопросам: развитие общения в юношеском возрасте. Принадлежность к группе. Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки. Феномен «молодежной субкультуры», его психологическое значение. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Сексуальное поведение и профилактика его нарушений. Развитие самосознания как достижение личностной идентичности (Э. Эриксон). Условия осуществления выбора в профессиональной, идеологической и сфере межличностных отношений.

Для зрелого возраста важны следующие проблемы: критерии «зрелой взрослости». Задачи развития как основа выделения периодов зрелости. Начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Особенности развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни и круга общения. Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью. Пути выхода из кризиса.

При изучении пожилого возраста необходимо обратить внимание на следующие проблемы: личностная идентичность и ее роль в эмоциональном состоянии людей пожилого возраста. Кризис пожилого возраста. Изменение социального статуса и внутренней позиции человека в старости. Смысл жизни и его влияние на протекание процесса старения. Проблема смерти.

Самостоятельная работа студентов направлена на развитие способностей и выработку навыков анализа источников литературы по дисциплине «Психология развития и возрастная психология». В процессе самостоятельной работы и последующего использования результатов этой работы в аудиторных занятиях студенты нарабатывают навыки критического мышления, понимания, оценки социально-психологических явлений, а также развития творческих способностей при самостоятельном изучении социально-психологических вопросов. Поэтому студентам предлагаются для аналитической работы источники отечественной и зарубежной социально-психологической. Результаты самостоятельной работы с литературой используются в ходе лекционных и практических занятий. Навыки интерактивной работы формируются при проведении групповых дискуссий, формулировании вопросов к преподавателю и во время опросов на занятиях. Проверка выполнения заданий осуществляется на практических занятиях при опросе студентов (по вопросам, которые заранее даются студентам для самостоятельной подготовки) и их участии в групповых дискуссиях.

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

1. Выработка навыков восприятия и анализа учебных и научных психологических текстов.

2. Формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности понимания психологических аспектов социально и личностно значимых проблем;

3. Развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

4. Развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении психологических проблем.

 

Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу тексты из основной и дополнительной литературы. Результаты работы с текстами обсуждаются и используются для выполнения заданий на практических занятиях. Для решения второй задачи служит просмотр и обсуждение учебных фильмов или отдельных фрагментов художественных фильмов специально подобранных преподавателем по выбранной теме, а также дискуссии по просмотренному материалу. Для решения третьей задачи учебные занятия организуются в виде дискуссий. На решение четвертой задачи направлены все виды работы.

Текущий контроль - в течение семестра студенты готовят рефераты, участвуют в тестировании. Практическая работа оценивается по следующим критериям:

грамотность раскрытия темы;

насколько точно и правильно сформулирована проблема,

адекватность подбора методик,

адекватность интерпретации данных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...