А шшшшшшшшшш^^шяшшшшшшшт Б. Раздел 10 повреждения зубов, челюстных костей и мягких тканей лица
^п проводят по принципу комплексной помощи в консультативно-методических центрах диспансеризации. Территориальный центр диспансеризации — важнейшее звено, деятельность которого направлена на своевременное выявление и лечение детей с врожденными пороками развития ЧЛО. Такие центры осуществляют наблюдение за детьми до 18 лет включительно. Деятельность центра диспансеризации определяется законодательством РФ и территориальными органами здравоохранения (схема 9. 8). Основные задачи территориального центра диспансеризации: • выявление и ведение учета детей с наследственной и врожденной патологией ЧЛО на основании эпидемиологического обследования территории; • постановка первичного диагноза; • организация комплексного лечения больных; • мониторинг детей с данным пороком (первичный и на этапах реабилитации); • МКГ; • внедрение новых методов диагностики и лечения; • повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала; • медицинская, психолого-педагогическая, юридическая и социальная реабилитация детей. Территориальный центр диспансеризации тесно взаимодействует с Федеральным центром по лечению детей с наследственной и врожденной патологией ЧЛО: • направляет в него детей со сложной патологией; • контролирует исполнение рекомендаций, данных больному; • своевременно представляет статистические сведения. На диспансерный учет с организацией всех видов комплексного лечения должны быть поставлены дети с рождения до полной реабилитации, которая может завершиться в разные возрастные периоды до 18 лет. В диспансерную группу должны быть включены дети с:
1) врожденной расщелиной губы и/или неба; 2) синдромами ЧЛО; 3) тканевыми пороками развития (сосудистые новообразования, лим-фангиомы, нейрофиброматоз и др. ); 4) врожденными кистами и свищами, дермоидными кистами; 5) другими (неклассифицированными) врожденными пороками развития ЧЛО. Диспансеризация детей с врожденными пороками лица и челюстей строится на эффективном сочетании профилактических и лечебных мероприятий, проводимых в период роста ребенка. Работа всех специалистов должна быть организована в одном специализированном лечебном учреждении и проводиться как единое целое. Задачи комплексного лечения детей с расщелиной верхней губы и неба: своевременное устранение хирургическим путем основных анатомических нарушений, связанных с наличием расщелины; ортодонтиче-ское исправление имеющихся деформаций и предотвращение развития вторичных деформаций челюстей; постановка у ребенка правильной речи путем тренировки внешнего дыхания и развития правильной речевой артикуляции; обеспечение нормального общего физического развития ребенка в целом (своевременная стоматологическая и отори-ноларингологическая санация, общеукрепляющее лечение и др. ). Ортодонтическое лечение показано с рождения как предоперационное мероприятие. Предоперационное ортодонтическое лечение создает благоприятные условия для ила^шки нсрхнеи губы и неба. При тяжелых формах расщелины неба раннее вмешательство ортодонта позволяет контролировать и стимулировать развитие верхней челюсти, обеспечивая гармонию размера и взаимоотношения зубных дуг в ранних стадиях роста челюстей. Ортодонтическое лечение, проводимое до пластики неба, возобновляется после операции и заканчивается длительным периодом ретенции. Детям со значительными деформациями челюстей рекомендуется ношение ретенционных аппаратов во время и после пластики неба.
Постановка речи логопедом. Тренировку речи начинают в раннем возрасте (1—2 года) до появления осознанной речи, пока еще не установились патологические навыки, обусловленные наличием расщелины неба. Занятия заключаются в подборе игр и упражнений, укрепляющих дыхательную систему и приучающих детей глубоко дышать. В период формирования речи, начиная с 4—5 лет, логопед занимается с ребенком непосредственно, приучая его к сознательным речевым движениям. Лечение заключается в тренировке речевого выдоха, физическом развитии органов речи и выработке правильной речевой артикуляции. Систематически проводимая дооперационная речевая терапия позволяет добиться больших успехов у больных с любой формой расщелины. Таким детям после операции необходимо закрепление приобретенных речевых навыков, что сокращает длительность обучения. Психоневролог исключает врожденное поражение ЦНС и следит за степенью умственного развития ребенка. Дети с врожденной расщелиной неба должны регулярно проходить стоматологическую и оторино-ларингологическую санацию. За общим физическим развитием детей систематически наблюдает педиатр. 362, МГК семьи — единственный метод профилактики врожденной патологии. Цель такого консультирования — предупреждение рождения больного ребенка, а при наличии одного ребенка с врожденным пороком развития — повторного рождения такого же ребенка. Задача медицинского генетика — определить тип врожденной патологии (наследственное или ненаследственное заболевание, наследственное предрасположение). Эта задача решается с помощью различных методов клинической генетики — собирания генетического анамнеза, составления родословных схем с последующим клинико-гене-алогическим анализом родословных, клинико-статистического анализа генетических данных, близнецового метода, биохимических исследований; УЗИ плода и др. Степень риска зависит от получаемых данных или их сочетаний. Так, при наследственных предрасположениях к расщелине неба степень риска составляет 50 %. При полигенных мультифакториальных пороках развития очень сложно определить тип наследования патологии, необходима высокая квалификация стоматолога-генетика.
Для каждой группы врожденных пороков развития имеется программа реабилитации, рассчитанная на весь период детского возраста. Обеспечение больного всем комплексом реабилитационных мероприятий в первые 5—6 лет жизни позволяет получить положительный результат лечения у всех детей с расщелиной губы и/или неба, создать равные возможности в развитии ребенка (рис. 9. 9; 9. 10). Принцип построения действий в условиях специализированной помощи детям с врожденными пороками должен быть неотложным, последовательным, периодическим, этапным и обязательно комплексным (табл. 9. 1; 9. 2). а шшшшшшшшшш^^шяшшшшшшшт б Рис. 9. 9. Врожденная полная односторонняя расщелина верхней губы, а — до операции; б — через 8 лет после операции. Рис. 9. 10. Этапное лечение в системе диспансеризации ребенка с расщелиной нижней губы и нижней челюсти. а — до операции; б — после реконструкции нижней губы; в, г — через 18 лет после реабилитации.
Целесообразно, чтобы штат one- ™я ^ени» м^инскои^и «ти-цитированного центра был но альнои ^" " коквалифици-„ымТГок то0лЛьНкЬоиснИеци°алСТиеть,, ровТннук, помошь пациентам н. занимающиеся проблемами разви- семьям. 36:
Травма — внезапное воздействие на ткани и органы ЧЛО фактора внешней среды, приводящего к нарушению анатомической целостности, функции и физиологических процессов травмированного отдела или органа. Травмы, встречающиеся в различные периоды детского возраста, классифицируют как детский травматизм. Факторы внешней среды, определяющие причину детского травматизма, разнообразны, однако по условиям и обстоятельствам воздействия их подразделяют на следующие виды. Родовая травма. Этот вид травмы наблюдается у новорожденного при патологическом родовом акте, особенностях проведения акушерского пособия или реанимационных мероприятий. При родовой травме нередко встречаются повреждения ВНЧС и нижней челюсти, которые довольно часто у новорожденных сразу не диагностируются, а к концу первого года жизни выявляются в виде нарастающего ограничения открывания рта, недоразвития нижней челюсти и патологии ВНЧС.
Бытовая травма. Это наиболее частый вид детского травматизма, составляющий более 70 % от других видов травм. Данный вид травмы превалирует в раннем детском и дошкольном возрасте, снижается в школьном возрасте по мере накопления ребенком жизненного опыта. Предупреждение бытовых травм зависит от правильной организации ухода и воспитания детей. Такие травмы чаще связаны с падением ребенка, ударами о разные предметы, воздействием горячих и ядовитых жидкостей, открытого пламени, электроприборов, игрой со спичками и другими факторами. Уличная травма (транспортная, нетранспортная) как разновидность бытовой наблюдается чаще у детей школьного возраста. Транспортная травма. Это самая тяжелая, как правило, сочетанная травма. К этому виду травмы относятся черепно-челюстно-лицевые повреждения, которые нередко приводят к инвалидности и могут быть причиной гибели ребенка. Она обусловлена безнадзорностью детей, плохим знанием правил дорожного движения. Основой ее профилактики должны быть воспитание в семье, в школе (уроки по правилам дорожного движения, чтение специальной литературы, просмотр видеоматериалов, компьютерные игры), организация специальных мест для уличных игр (парк, двор). Спортивная травма (вследствие организованного или неорганизованного досуга). При организованном досуге в школе, спортивной секции травма обусловлена неправильной организацией занятий и тренировок. Для профилактики травм требуются обучение правилам выполнения упражнений, проверка спортивного инвентаря, «страховка», что входит в обязанности учителя, тренера. Травма при неорганизованном досуге. Причины — нарушение правил спортивных уличных игр, агрессивное катание на роликовых коньках, мотоциклах и др. Требуются организация игровых мест и наставничество. В детском возрасте нередко наблюдается учебно-производственный травматизм как следствие нарушения правил охраны труда, которым педагог обязан обучить детей до включения их в занятия в школьных мастерских, лабораториях и т. д. Все профилактические мероприятия эффективны при систематическом обучении правилам учебно-производственной работы и надлежащем надзоре за выполнением правил по охране труда. Травмы подразделяются на изолированные — повреждение одного органа — вывих зуба, травма языка, перелом нижней челюсти; множественные — разновидности однонаправленного действия (вывих зуба и перелом альвеолярного отростка); сонетанные одномоментные функционально-разнонаправленного действия (перелом нижней челюсти и черепно-мозговая травма); комбинированные — при сочетании разных повреждающих факторов (термическое и механическое повреждение). Сочетанные травмы — частый вид повреждений. К сожалению, черепно-мозговая травма нередко остается не диагностированной в раннем периоде. Детям со всеми видами повреждений ЧЛО помощь оказывают в травматологических пунктах, специализированных поликлиниках и стационарах стоматологического профиля. При травмах ЧЛО начальная (первичная) помощь должна быть экстренной, а при устранении последствий плановой. Настоящее время характеризуется увеличением частоты сочетан-ных и множественных травм, что требует комплексной оценки состояния ребенка челюстно-лицевыми хирургами, стоматологом, офтальмологом, травматологом, нейрохирургом, реаниматологом и обязательного участия этих специалистов в оказании ургентнои помощи в условиях специализированного стационара и реаниматологического отделения. Участились травмы вследствие укусов животными. При всех видах повреждений необходимо проводить вакцинацию непривитых детей и ревакцинацию — привитых. При укушенных травмах следует контролировать состояние животного. Основной задачей лечения является восстановление анатомической целости и функции поврежденных органов и тканей (одномоментно) — первичная хирургическая обработка. В раннем возрасте (до 5—6 лет) превалируют повреждения мягких тканей, после 5—6 лет — раны и травмы костей лицевого черепа. Наиболее часто при травме костей лица возникают повреждения зубов и альвеолярного отростка верхней челюсти, переломы нижней челюсти, переломы мыщелкового отростка. 10. 1. Травма зубов При травме зубов у детей могут наблюдаться нарушения целости отдельно коронки, корня или паро-донта поврежденного зуба. Чаще же всего в той или иной степени зуб повреждается вместе со всеми окружающими его тканями. В зависимости от времени воздействия на зуб механической силы различают острую и хроническую травму зуба. Острая травма является результатом кратковременного действия на зуб механической силы, хроническая — возникает вследствие длительного воздействия на зуб повышенной нагрузки. Хроническая травма развивается, как правило, при различных аномалиях прикуса или неправильном ортодонтическом лечении, наличии вредных привычек или нарушении структуры твердых тканей зуба, гораздо реже при завышенной пломбе в процессе тера-
певтического вмешательства. Такая травма зуба подробно описана в руководствах по ортодонтии и детскому челюстно-лицевому протезированию. Учитывая сказанное выше, в данном разделе мы подробно останавливаемся на острой травме зубов у детей. Эта проблема до настоящего времени остается малоизученной. У детей раннего возраста такая травма зубов чаще всего наблюдается в 2, 5—3 года. Это объясняется любознательностью малыша, отсутствием охранительных и неустойчивостью нервно-мышечных рефлексов. В сменном и постоянном прикусе пик травматизма приходится на 8—9 лет. Связано это с подвижностью детей, началом активных занятий спортом, отсутствием должного контроля за поведением детей со стороны взрослых. Число таких больных в последние годы увеличилось, так как наряду с указанными причинами сократилась доля организованного досуга детей, т. е. дети стали чаще предоставлены сами себе. В настоящее время особое значение приобретает стоматолог-педиатр, знакомый с особенностями клинической картины, диагностики травм и методами реабилитации таких пациентов. Многолетний опыт кафедры стоматологии детского возраста ММСИ, а затем кафедры детской терапевтической стоматологии МГМСУ показывает, что при квалифицированной диагностике, выборе рационального метода лечения, своевременном и правильном его проведении восстанавливается функциональная и косметическая ценность зуба. Количество осложнений при этом значительно уменьшается. Существует много классификаций острой травмы зубов, однако в своей работе мы пользуемся классификацией, предложенной Н. М. Чупры-ниной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|