Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А шшшшшшшшшш^^шяшшшшшшшт Б. Раздел 10 повреждения зубов, челюстных костей и мягких тканей лица




^п


проводят по принципу комплекс­ной помощи в консультативно-ме­тодических центрах диспансериза­ции.

Территориальный центр диспан­серизации — важнейшее звено, деятельность которого направле­на на своевременное выявление и лечение детей с врожденными по­роками развития ЧЛО. Такие цен­тры осуществляют наблюдение за детьми до 18 лет включительно. Деятельность центра диспансери­зации определяется законодатель­ством РФ и территориальными органами здравоохранения (схема 9. 8).

Основные задачи территориально­го центра диспансеризации:

• выявление и ведение учета детей с наследственной и врожденной патологией ЧЛО на основании эпидемиологического обследова­ния территории;

• постановка первичного диагноза;

• организация комплексного лече­ния больных;

• мониторинг детей с данным по­роком (первичный и на этапах ре­абилитации);

• МКГ;

• внедрение новых методов диагно­стики и лечения;

• повышение квалификации врачей и среднего медицинского персо­нала;

• медицинская, психолого-педаго­гическая, юридическая и соци­альная реабилитация детей.

Территориальный центр диспан­серизации тесно взаимодействует с Федеральным центром по лечению детей с наследственной и врожден­ной патологией ЧЛО:

• направляет в него детей со слож­ной патологией;

• контролирует исполнение реко­мендаций, данных больному;

• своевременно представляет ста­тистические сведения.


На диспансерный учет с органи­зацией всех видов комплексного лечения должны быть поставлены дети с рождения до полной реаби­литации, которая может завершить­ся в разные возрастные периоды до 18 лет.

В диспансерную группу должны быть включены дети с:

1) врожденной расщелиной губы и/или неба;

2) синдромами ЧЛО;

3) тканевыми пороками развития (сосудистые новообразования, лим-фангиомы, нейрофиброматоз и др. );

4) врожденными кистами и сви­щами, дермоидными кистами;

5) другими (неклассифицирован­ными) врожденными пороками раз­вития ЧЛО.

Диспансеризация детей с врож­денными пороками лица и челю­стей строится на эффективном сочетании профилактических и лечебных мероприятий, проводи­мых в период роста ребенка. Ра­бота всех специалистов должна


быть организована в одном спе­циализированном лечебном уч­реждении и проводиться как еди­ное целое.

Задачи комплексного лечения де­тей с расщелиной верхней губы и неба: своевременное устранение хи­рургическим путем основных анато­мических нарушений, связанных с наличием расщелины; ортодонтиче-ское исправление имеющихся де­формаций и предотвращение разви­тия вторичных деформаций челю­стей; постановка у ребенка правиль­ной речи путем тренировки внешне­го дыхания и развития правильной речевой артикуляции; обеспечение нормального общего физического развития ребенка в целом (своевре­менная стоматологическая и отори-ноларингологическая санация, об­щеукрепляющее лечение и др. ).

Ортодонтическое лечение показа­но с рождения как предоперацион­ное мероприятие. Предоперацион­ное ортодонтическое лечение со­здает благоприятные условия для


ила^шки нсрхнеи губы и неба. При тяжелых формах расщелины неба раннее вмешательство ортодонта позволяет контролировать и стиму­лировать развитие верхней челю­сти, обеспечивая гармонию размера и взаимоотношения зубных дуг в ранних стадиях роста челюстей.

Ортодонтическое лечение, про­водимое до пластики неба, возоб­новляется после операции и закан­чивается длительным периодом ре­тенции. Детям со значительными деформациями челюстей рекомен­дуется ношение ретенционных ап­паратов во время и после пластики неба.

Постановка речи логопедом. Тре­нировку речи начинают в раннем возрасте (1—2 года) до появления осознанной речи, пока еще не уста­новились патологические навыки, обусловленные наличием расщели­ны неба. Занятия заключаются в подборе игр и упражнений, укреп­ляющих дыхательную систему и приучающих детей глубоко дышать. В период формирования речи, начиная с 4—5 лет, логопед занима­ется с ребенком непосредственно, приучая его к сознательным рече­вым движениям. Лечение заключа­ется в тренировке речевого выдоха, физическом развитии органов речи и выработке правильной речевой артикуляции. Систематически про­водимая дооперационная речевая терапия позволяет добиться боль­ших успехов у больных с любой формой расщелины. Таким детям после операции необходимо за­крепление приобретенных речевых навыков, что сокращает длитель­ность обучения.

Психоневролог исключает врож­денное поражение ЦНС и следит за степенью умственного развития ре­бенка. Дети с врожденной расщели­ной неба должны регулярно прохо­дить стоматологическую и оторино-ларингологическую санацию. За об­щим физическим развитием детей систематически наблюдает педиатр.

362,


МГК семьи — единственный ме­тод профилактики врожденной па­тологии. Цель такого консультиро­вания — предупреждение рождения больного ребенка, а при наличии одного ребенка с врожденным по­роком развития — повторного рож­дения такого же ребенка.

Задача медицинского генетика — определить тип врожденной пато­логии   (наследственное или нена­следственное заболевание, наслед­ственное предрасположение). Эта задача решается с помощью различ­ных методов клинической генети­ки — собирания генетического ана­мнеза, составления родословных схем с последующим клинико-гене-алогическим анализом родослов­ных, клинико-статистического ана­лиза генетических данных, близне­цового метода, биохимических ис­следований; УЗИ плода и др.

Степень риска зависит от получа­емых данных или их сочетаний. Так, при наследственных предрас­положениях к расщелине неба сте­пень риска составляет 50 %. При полигенных мультифакториальных пороках развития очень сложно определить тип наследования пато­логии, необходима высокая квали­фикация стоматолога-генетика.

Для каждой группы врожденных пороков развития имеется програм­ма реабилитации, рассчитанная на весь период детского возраста. Обеспечение больного всем комп­лексом реабилитационных меро­приятий в первые 5—6 лет жизни позволяет получить положительный результат лечения у всех детей с расщелиной губы и/или неба, со­здать равные возможности в разви­тии ребенка (рис. 9. 9; 9. 10).

Принцип построения действий в условиях специализированной помощи детям с врожденными пороками должен быть неотлож­ным, последовательным, перио­дическим, этапным и обязательно комплексным (табл. 9. 1; 9. 2).


а шшшшшшшшшш^^шяшшшшшшшт б

Рис. 9. 9. Врожденная полная односторонняя расщелина верхней губы, а — до операции; б — через 8 лет после операции.

Рис. 9. 10. Этапное лечение в системе диспансеризации ребенка с расщелиной нижней губы и нижней челюсти.

а — до операции; б — после реконструкции нижней губы; в, г — через 18 лет после реабили­тации.



а б л и ц а 9. 2. Диспансерное наОлюдение и кмии«»-......................
энными расщелинами губы и неба                                ______. , ----------

 

 

 

 

**•--

 

Средние  

Нозологиче­ская форма

Врожденная J

Диагностические процедуры

п _               сроки дис-Лечеоные           пансерного мероприятия       наблюдения и лечения

Критерии оценки

1абораторные:          I этап — хейлорино-! пластика (3—6 мес); Е

—2 раза Заживле-год до  ние ран

расщелина клинический и оио- ------------

верхней    химический анализы II этап — велоплас-губы, альве- кр0ви, определение тика (1—2 года);

8 лет     (первич­ное натя­жение),

олярного ,

труппы крови и ре- ш этап _. радикаль-

< этсутствие
отростка,

iyc-фактора, анализ ная пластика неба

  шатомо-
твердого

< рови на ВИЧ-ин- (3 года - 5 лет);

  гопографи-
и мягкого Секцию, австралий- V этап — костная   ческих
неба(одно- ский антиген r/топластика расще-   изменений,
и двусто­ронняя) Иммунологический анализ крови, клини­ческий анализ мочи нины альвеолярного этростка (8—10 лет); V этап — реконструк-   восстанов­ление речи и    отсутст­вие дефор-
    тивная ринохейло-   мации че-
    пластика (12—16 лет).   люстей
  Специальные: Терапия антибиоти­ками, гипосенсиби-   в отдален­ный пери­од
  рентгенография лизирующая, обще-    
  грудной клетки, укрепляющая. Пере-    

 

УЗИ вилочковой вязки, снятие швов,    
железы, ЭКГ, логотерапия, физио-    
  эндоскопия, терапия, ЛФК. Пси-    
  телерентгенография хокоррекция, орто-    
  костей лица и черепа, донтическое аппарат-    
  слепки и модели че- ное лечение    
  люстей и их расчет      

 

Консультации:      
педиатра,      
  оториноларинголога,      
  челюстно-лицевого      
  хирурга,      
  ортодонта,      
  логопеда,      
  психолога,  

 

  окулиста,      
  ортопеда-травмато-      
  лога,      
  психоневролога, анестезиолога,      
  генетика,      
 

терапевта-стоматолога

_________________________________________________________________________________________________________________________________ ■ —-

—---------------        

Целесообразно, чтобы штат one- ™я ^ени» м^инскои^и «ти-цитированного центра был но альнои ^" " коквалифици-„ымТГок то0лЛьНкЬоиснИеци°алСТиеть,, ровТннук, помошь пациентам н. занимающиеся проблемами разви- семьям.

36:


Раздел 10 ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗУБОВ, ЧЕЛЮСТНЫХ КОСТЕЙ И МЯГКИХ ТКАНЕЙ ЛИЦА


Травма — внезапное воздействие на ткани и органы ЧЛО фактора внешней среды, приводящего к нарушению анатомической цело­стности, функции и физиологи­ческих процессов травмирован­ного отдела или органа.

Травмы, встречающиеся в раз­личные периоды детского возраста, классифицируют как детский трав­матизм.

Факторы внешней среды, опреде­ляющие причину детского травма­тизма, разнообразны, однако по условиям и обстоятельствам воз­действия их подразделяют на следу­ющие виды.

Родовая травма. Этот вид трав­мы наблюдается у новорожденного при патологическом родовом акте, особенностях проведения акушер­ского пособия или реанимацион­ных мероприятий. При родовой травме нередко встречаются по­вреждения ВНЧС и нижней челю­сти, которые довольно часто у но­ворожденных сразу не диагностиру­ются, а к концу первого года жизни выявляются в виде нарастающего ограничения открывания рта, недо­развития нижней челюсти и пато­логии ВНЧС.

Бытовая травма. Это наиболее частый вид детского травматизма, составляющий более 70 % от других видов травм. Данный вид травмы превалирует в раннем детском и до­школьном возрасте, снижается в школьном возрасте по мере накоп­ления ребенком жизненного опыта. Предупреждение бытовых травм за­висит от правильной организации ухода и воспитания детей. Такие травмы чаще связаны с падением ребенка, ударами о разные предме­ты, воздействием горячих и ядови­тых жидкостей, открытого пламени,


электроприборов, игрой со спичка­ми и другими факторами.

Уличная травма (транспортная, нетранспортная) как разновидность бытовой наблюдается чаще у детей школьного возраста.

Транспортная травма. Это самая тяжелая, как правило, сочетанная травма. К этому виду травмы отно­сятся черепно-челюстно-лицевые повреждения, которые нередко приводят к инвалидности и могут быть причиной гибели ребенка. Она обусловлена безнадзорностью детей, плохим знанием правил до­рожного движения. Основой ее профилактики должны быть воспи­тание в семье, в школе (уроки по правилам дорожного движения, чтение специальной литературы, просмотр видеоматериалов, компь­ютерные игры), организация спе­циальных мест для уличных игр (парк, двор).

Спортивная травма (вследствие организованного или неорганизо­ванного досуга). При организован­ном досуге в школе, спортивной секции травма обусловлена непра­вильной организацией занятий и тренировок. Для профилактики травм требуются обучение прави­лам выполнения упражнений, про­верка спортивного инвентаря, «страховка», что входит в обязанно­сти учителя, тренера.

Травма при неорганизованном до­суге. Причины — нарушение пра­вил спортивных уличных игр, аг­рессивное катание на роликовых коньках, мотоциклах и др. Требу­ются организация игровых мест и наставничество.

В детском возрасте нередко на­блюдается учебно-производственный травматизм как следствие наруше­ния правил охраны труда, которым педагог обязан обучить детей до


включения их в занятия в школьных мастерских, лабораториях и т. д.

Все профилактические меропри­ятия эффективны при систематиче­ском обучении правилам учебно-производственной работы и надле­жащем надзоре за выполнением правил по охране труда.

Травмы подразделяются на изоли­рованные — повреждение одного органа — вывих зуба, травма языка, перелом нижней челюсти; множе­ственные — разновидности одно­направленного действия (вывих зуба и перелом альвеолярного отро­стка); сонетанные одномоментные функционально-разнонаправленного действия (перелом нижней челюсти и черепно-мозговая травма); комби­нированные — при сочетании раз­ных повреждающих факторов (тер­мическое и механическое повреж­дение).

Сочетанные травмы — частый вид повреждений. К сожалению, черепно-мозговая травма нередко остается не диагностированной в раннем периоде.

Детям со всеми видами поврежде­ний ЧЛО помощь оказывают в травматологических пунктах, спе­циализированных поликлиниках и стационарах стоматологическо­го профиля. При травмах ЧЛО на­чальная (первичная) помощь дол­жна быть экстренной, а при устранении последствий плано­вой.

Настоящее время характеризует­ся увеличением частоты сочетан-ных и множественных травм, что требует комплексной оценки состо­яния ребенка челюстно-лицевыми хирургами, стоматологом, офталь­мологом, травматологом, нейрохи­рургом, реаниматологом и обязате­льного участия этих специалистов в оказании ургентнои помощи в условиях специализированного ста­ционара и реаниматологического отделения.


Участились травмы вследствие укусов животными.

При всех видах повреждений не­обходимо проводить вакцинацию непривитых детей и ревакцина­цию — привитых. При укушенных травмах следует контролировать со­стояние животного.

Основной задачей лечения явля­ется восстановление анатомической целости и функции поврежденных органов и тканей (одномомент­но) — первичная хирургическая обра­ботка.

В раннем возрасте (до 5—6 лет) превалируют повреждения мягких тканей, после 5—6 лет — раны и травмы костей лицевого черепа. Наиболее часто при травме костей лица возникают повреждения зубов и альвеолярного отростка верхней челюсти, переломы нижней челю­сти, переломы мыщелкового отро­стка.

10. 1. Травма зубов

При травме зубов у детей могут на­блюдаться нарушения целости от­дельно коронки, корня или паро-донта поврежденного зуба. Чаще же всего в той или иной степени зуб повреждается вместе со всеми окру­жающими его тканями.

В зависимости от времени воз­действия на зуб механической си­лы различают острую и хрониче­скую травму зуба. Острая травма является результатом кратковре­менного действия на зуб механиче­ской силы, хроническая — возни­кает вследствие длительного воз­действия на зуб повышенной на­грузки. Хроническая травма разви­вается, как правило, при различ­ных аномалиях прикуса или непра­вильном ортодонтическом лече­нии, наличии вредных привычек или нарушении структуры твердых тканей зуба, гораздо реже при за­вышенной пломбе в процессе тера-


травмы, mwiw ^_, дом черепно-мозговой травмы у де­тей является сотрясение мозга.

Клиническая картина сотрясения мозга характеризуется кратковре­менной потерей сознания, наступа­ющей в момент травмы и продол­жающейся от нескольких секунд или минут до нескольких часов. Расстройство сознания сопровож­дается побледнением кожных по­кровов, недомоганием, слабостью, холодным потом и рвотой, которая чаще бывает однократной. Отмеча­ются брадикардия, некоторое на­пряжение пульсовой волны. После того как больной приходит в созна­ние, он жалуется на головокруже­ние, тошноту, отсутствие аппетита, сонливость, шум в ушах и др. Ха­рактерна ретроградная амнезия — больные не помнят обстоятельств травмы. В связи с этим часто воз­никает необходимость в консульта­ции педиатра и психоневролога.

При поступлении пострадавшего в лечебное учреждение выясняют жалобы больного, дату и время травмы, так как период, прошед­ший со времени травмы до оказа­ния первой медицинской помощи, играет существенную роль в выборе методов лечения и прогнозе трав­мы. Выясняют также обстоятельст­ва травмы, поскольку в некоторых случаях возникают юридические аспекты, требующие точного зна­ния причины, места травмы и ее последствий. Это необходимо при судебном производстве, назначении ребенку пособия по социальному страхованию.

При клиническом осмотре трав­мированной области необходимо оценить характер повреждения — наличие отека мягких тканей, гема­том, ссадин, разрывов слизистой оболочки и т. д. В случае загрязне­ния раны или попадания в нее ино­родных тел показано введение про­тивостолбнячных препаратов в дет­ской поликлинике по месту жи­тельства. В истории болезни тща-

певтического вмешательства. Такая травма зуба подробно описана в руководствах по ортодонтии и дет­скому челюстно-лицевому протези­рованию.

Учитывая сказанное выше, в дан­ном разделе мы подробно останав­ливаемся на острой травме зубов у детей. Эта проблема до настоящего времени остается малоизученной. У детей раннего возраста такая травма зубов чаще всего наблюдает­ся в 2, 5—3 года. Это объясняется любознательностью малыша, от­сутствием охранительных и не­устойчивостью нервно-мышечных рефлексов. В сменном и постоян­ном прикусе пик травматизма при­ходится на 8—9 лет. Связано это с подвижностью детей, началом ак­тивных занятий спортом, отсутст­вием должного контроля за поведе­нием детей со стороны взрослых. Число таких больных в последние годы увеличилось, так как наряду с указанными причинами сократи­лась доля организованного досуга детей, т. е. дети стали чаще предо­ставлены сами себе.

В настоящее время особое значе­ние приобретает стоматолог-педи­атр, знакомый с особенностями клинической картины, диагностики травм и методами реабилитации та­ких пациентов.

Многолетний опыт кафедры сто­матологии детского возраста ММСИ, а затем кафедры дет­ской терапевтической стоматологии МГМСУ показывает, что при квали­фицированной диагностике, выбо­ре рационального метода лече­ния, своевременном и правильном его проведении восстанавливается функциональная и косметическая ценность зуба. Количество осложне­ний при этом значительно умень­шается.

Существует много классификаций острой травмы зубов, однако в своей работе мы пользуемся классифика­цией, предложенной Н. М. Чупры-ниной.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...