Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолингвистика (ПЛ) и теория коммуникации (ТК) История ПЛ




Красных В В

Кр78 Основы психолингвистики и теории коммуникации Курс

лекций — М ИТДГК «Гнозис», 2001 — 270 с

ISBN 5 94244 010-7

Настоящее издание представляет курс лекций по основам психолиш вистики и теории коммуникации

Данный курс создавался и читается автором на филологическом факультете МГУ как первый лекционный курс в рамках специализации «Теория и практика межкультурной коммуникации» и предваряет курс «Этнопсихолингвистика и лингвокультурология» однако он может читаться и как самостоятельный

Книга адресована в первую очередь преподавателям, читающим аналогичный курс а также вполне может использоваться студентами изучающими курс психолингвистики, в качестве учебных материалов

ББК81 2Р

ISBN 5 94244010-7 © В В Красных, 2001

©Оформление ИТДГК «Гнозис», 2001


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5

Лекция 1. Психолингвистика (ПЛ) и теория коммуникации (ТК) История ПЛ Объект и предмет ПЛ, актуальные проблемы Место ПЛ в ряду других наук 8

Лекция 2. Язык как предмет ПЛ звук и смысл, слово сознании человека, психолингвистический аспект словообразования и грамматики Невербальные компоненты коммуникации 31

Лекция 3. Сознание, соотношение сознания и действительности Языковое сознание Картина мира vs языковая картина мира Сознание — мышление — интеллект 55

Лекция 4. Речь и мышление Речевая деятельность 73

Лекция 5. Языковой/речевой механизм 93

Лекция 6. Модели порождения речи Модели восприятия речи 103

Лекция 7. Виды знаний Когнитивные структуры 122

Лекция 8. Процесс социализации Феномен языковой личности Человек говорящий Знания и представления 143

Лекция 9. Когнитивные пространства и когнитивная база Структура знаний человека говорящего Коммуникация природа, цель, условия, типы 162


Лекция 10. Коммуникация: природа, цель, условия, типы (продолжение). Пресуппозиция 176

Лекция 11. Коммуникативный акт. Дискурс 189

Лекция 12. Понятие «текст». Текст с точки зрения ПЛ 204

Лекция 13. Порождение и восприятие текста. Модель коммуникативного акта 225

Список использованной литературы............ 249

Указатель базовых понятий курса........... 267


ПРЕДИСЛОВИЕ

Сегодня, я думаю, уже ни у кого не вызывает никаких сомнений и возражений такое утверждение: современный лингвист (и более широко — современный филолог) не может не быть знакомым с психолингвистикой, как минимум — с ее основами, и с теорией коммуникации как с одним из основных направлений психолингвистических исследований.

Настоящее издание представляет курс лекций по основам психолингвистики и теории коммуникации. Эта книжка может оказаться полезной для преподавателя, который собирается читать или читает аналогичный курс, а кроме того, она вполне может использоваться студентами, изучающими курс психолингвистики, для подготовки к занятиям или к экзаменам.

Поскольку это курс лекций, то для меня было важным дать слушателям представление о наиболее значимых и наиболее интересных направлениях, школах, теориях, работах, которые оказали огромное влияние на становление психолингвистики, определили ее сегодняшнее лицо и отражают основные взгляды психолингвистов прошлого и настоящего. Кроме того, я посчитала необходимым познакомить слушателей с наиболее известными исследователями, их идеями и трудами. Ну и, наконец, по некоторым вопросам я предлагаю свою точку зрения, которая прошла апробацию и доказала, как я надеюсь, свое право на существование (в виде конкретных практических проектов и в виде докторской диссертации, защищенной в 1999 году). Данный курс лекций как таковой прошел апробацию на филологическом факультете МГУ.

Предлагаемый текст не является «записью» звучащих лекций, он предназначен для того, чтобы на его основе пре-


подаватель мог прочитать свои лекции, что-то добавив, а что-то, возможно, и сократив. Студентам же этот текст даст необходимый минимум знаний по данному курсу.

Учитывая специфику жанра лекционного курса и все только что сказанное, не могу не отметить, что данный курс не является стопроцентно авторским, в том смысле, что я опиралась на уже существующие монографии, статьи, опубликованные результаты исследований и т. д. Кроме того, особо подчеркну, что в основу ряда лекций легли учебники и учебные пособия по психолингвистике, вышедшие в конце 90-х: Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1997; Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М.. 1999; Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1999. Так, лекции, посвященные истории психолингвистики, языку как предмету психолингвистических исследований, видам знания, речевым механизмам, моделям порождения и восприятия речи и др., были написаны на основе данных изданий. Работы, на основе которых написана та или иная лекция, указаны после конкретной лекции В Списке литературы под рубрикой Основная.

Итак, в конце каждой лекции представлен список литературы. В основную литературу я включала те материалы, которые были максимально использованы при написании самой лекции и рекомендуются слушателям для подробного и глубокого ознакомления. В состав дополнительной литературы включены работы, которые так или иначе были использованы при подготовке данной лекции, упоминаются или цитируются в тексте лекции, представляют значительный интерес, но не являются необходимо обязательными по данному вопросу, в силу чего рекомендуются слушателям для факультативного ознакомления. Помимо этого в конце книги помещен список литературы по всему курсу, который включает в себя те издания, которые были использованы мною при написании курса. Преподавателям, читающим курс лекций, я бы рекомендовала познакомить-


ся, безусловно, со всеми изданиями, указанными в книжке, тем более что это далеко не полный список работ, которые следовало бы знать каждому, кто занимается проблемами психолингвистики.

В курс вошло 13 лекций. Число, конечно, не самое «удачное», зато оптимальное. Попробую объяснить: курс рассчитан на один семестр — от 10 до 15 лекций, в зависимости от конкретного учебного плана. Логика следования материала и его подачи такова, что границы между лекциями оказываются достаточно гибкими и могут слегка сдвигаться в ту или иную сторону, что позволяет укомплектовывать наполнение конкретной лекции по своему усмотрению. Лекционный курс предполагает обязательное «сопровождение» в виде семинарских занятий.

И последнее замечание: не стоит рассматривать данный курс лекций как максимально полный, исчерпывающий материал по психолингвистке. Вовсе нет. Во-первых, это именно курс лекций, который призван познакомить с основами данной дисциплины (это своего рода минимум ми-ниморум). Во-вторых, данный курс является первой лекционной дисциплиной в рамках специализации «Теория и практика межкультурной коммуникации» и имеет целью подготовить слушателей к последующим курсам и непосредственно к курсу этнопсихолингвистики и лингвокуль-турологии, что также обусловило некоторую специфику отбора проблем, обсуждаемых в этом курсе, и точек зрения, излагаемых в нем.


ЛЕКЦИЯ 1

Психолингвистика (ПЛ) и теория коммуникации (ТК) История ПЛ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...