Сознание, соотношение сознания и действительности Языковое сознание
Картина мира vs языковая картина мира Сознание — мышление — интеллект Что и как «хранится» в голове человека1? Как функционируют эти «единицы хранения» (концепты, образы и представления)9 Остановимся на взглядах на природу человека и человеческого сознания, изложенных в трудах Л С Выготского, А Н Леонтьева, А Р Лурии, Н И Жинкина, а также их последователей Тем более, что именно этим взглядам мы будем следовать в наших рассуждениях
ЧТО ТАКОЕ СОЗНАНИЕ? Начнем с самого начала, с определения психики как таковой. «Психика, — пишет А Н Леонтьев, — свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность Психические явления — ощущения, представления, понятия — суть более или менее точные и глубокие отражения, образы, снимки действительности» Следовательно, психические явления вторичны, а действительность есть первичное, определяющее При этом специфика психики заключается в том, что «ощущение предметно, отражает свойства предметов действительности» Но что есть отражение действительности9 (В скобках заметим, что этот вопрос является краеугольным камнем не только в психологии, но и в философии) Для психоло- гических исследований важнейшим является постулат о том, что отражение у живых организмов — всегда актив ный процесс, при этом сама организация и деятельность живого организма является отражением объективных свойств окружающей среды. Более того, всякое психическое отражение есть результат реальной связи, реального взаимодействия живого, высокоорганизованного, материального субъекта и окружающей его материальной действительности.
Наличие психики, т. е. способности активного отражения окружающей действительности, отличает живой субъект от неживого. Однако в самой этой способности заложено и разграничение внутри класса «живых высокоорганизованных материальных тел» — отличие человека от животных, ибо психическое отражение, характерное для животных, оказывается противопоставленным сознательному отражению, специфически присущему человеку. Сознательное отражение есть отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта. Это такое отражение, которое выделяет объективные устойчивые свойства окружающего предметного мира '. Так мы подходим к понятию сознания, которое есть специфически человеческая форма отражения действительности и высший тип психики (А. Н. Леонтьев). Последнее утверждение, с которым мы не можем не согласиться, безусловно, требует определенных уточнений. 1 Ср.: «Когниция [как «познание, познавание» и «мышление, размышление»] ярко отражает сущность homo sapiens'a и его интеракцию, взаимодействие со средой, направленные на выживание человека, совершенствование его приспособления к природе, познание мира и т. п. Когниция есть проявление умственных, интеллектуальных способностей человека и включает осознание самого себя, оценку самого себя и окружающего мира, построение особой картины мира — всего того, что составляет основу для рационального и осмысленного поведения человека» (Краткий словарь когнитивных терминов). Во-первых, что есть действительность, и, во-вторых, как понимается отражение. Разбирая концепцию О. Розеншто-ка-Хюсси, К. Гарднер пишет, что, по мнению философа, человечество было сформировано четырьмя типами речи: 1) племенная речь отсылала человека к прошлому, 2) храмовая речь, наподобие той, что родилась в Древнем Египте, направляла человека к звездам, 3) речь Древней Греции посредством поэзии и философии сосредоточивала человека на его внутреннем «я», 4) речь народа Израиля посредством пророчеств обращала человека к его будущему. Христианство сплавило эти четыре модуса речи в единое целое. Такое понимание позволило О. Розенштоку-Хюсси на основе четырех ориентации в действительности сделать вывод о наличии «креста реальности». Четыре ориентации, четыре «фронта жизни» (прошлое, будущее, внутреннее и внешнее) составляют «доступную нам действительность», которая предстает не как круг, а как крест. Это положение принципиально важно, так как, в соответствии с таким пониманием, действительность оказывается намного шире материального мира, непосредственно окружающего человека.
ЧТО ЕСТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ? Действительность — это все сущее, материальное и идеальное, реально существующее и воображаемое (в виде, например, воспоминаний о прошлом, мечтаний о будущем, плодов воображения и фантазий), принадлежащее сознанию и лежащее вне его (не за границами сознания, а именно вне его, т. е. материальный мир, который может восприниматься по пяти чувственным каналам). И если космос (вселенная, универсум), понимаемый как все познанное и непознанное, все познаваемое и непознаваемое, индифферентен к процессу познания, не связан с сознанием и, следовательно, может включать в себя нерасчлененное ничто, то действительность, связанная с процессом познания, с сознанием, содержит нечто и что-то, а лежащее за границами созна- ния ничто входит в действительность только через указанные категории (нечто и что-то2). Таким образом, элементами (фрагментами) действительности являются факты в самом широком смысле: от артефактов до ментефактов. Следовательно, в действительность оказываются включенными и «домоуправ» (работник ЖЭКа / ДЭЗа), и «домовой». Мир художественной литературы при этом представляет собой, так сказать, «вторичную действительность», «виртуальную реальность», которая тоже является частью действительности. Из этого следует, что персонажи художественных произведений, населяя данную «вторичную действительность», созданную автором, также входят и в действительность «первичную». Иначе говоря, конкретный «домоуправ», с которым можно поговорить по телефону, — «элемент» действительности (это, очевидно, ни у кого не вызывает возражений), но и домовой, которого можно никогда в жизни не увидеть (и более того — в существование которого можно и не верить), и Остап Бендер, вынужденный стать в конце своей «карьеры» домоуправом, суть такие же «элементы» действительности, как и реальный работник ДЭЗа, несмотря на абсолютно различную природу данных феноменов.
ЧТО ЕСТЬ ОТРАЖЕНИЕ? Следующий вопрос: как понимать отражение. Конечно же, речь в данном случае идет не об отражении, например, в зеркале и даже не об отпечатке ноги на мокрой глине (повторим, что в психологии отражение понимается как всегда активный процесс). В данном случае отражение пони-
: Ср.: «Действительность, лежащая вне сознания, становится реальностью сознания только через ее дискретизацию, универсальная форма которой — понятие, являющееся инструментом дискурсивного мышления»(Л. О. Чернейко). О разграничении понятий «действительность» vs «реальность», о вхождении в сознание нерасчленного ничто через стадии нечто и что-то — см. работы указ, автора. мается как процесс однозначно активный, как процесс восприятия информации при одновременной ее когнитивной обработке (хотя и не всегда осознаваемой на уровне рацио). Воспринимая информацию, например, о каком-либо предмете (в широком смысле), человек определяет его, некоторым образом классифицирует и «помещает» на определенное место в той картине мира, которая у него уже существует (конечно, это достаточно грубое представление процесса, который уже подробно описан в литературе). Иначе человек не мог бы ориентироваться в мире, представляя собой вечную tabula rasa. В данном вопросе, как Вы уже, очевидно, поняли, я стою на материалистической точке зрения, считая, что мир, окружающий конкретного человека, первичен, а сознание данного конкретного человека является отражением (не зеркальным — sic!, а в том понимании, как это было сказано ранее) действительности. Косвенным подтверждением этого служит, на мой взгляд, широко известный психологический эксперимент, когда человека просят нарисовать несуществующее животное. Как правило, фантастические создания являют собой контаминацию элементов уже известных данному конкретному человеку реально существующих животных. Безусловно, такие результаты не могут быть объяснены одной единственной причиной. Процессы, проходящие в «черном ящике» (в мозгу человека, в сознании человека), очень сложны, до конца не познаны и не поняты. Они являются предметом изучения психологов, нейрофизиологов и представителей других специальностей, не связанных напрямую с лингвистикой. Нас это интересует в значительно меньшей степени и никоим образом не является предметом нашего разговора. Все, что нам с Вами необходимо в данном случае, — это определить некоторые основные, принципиально важные для нас понятия. Это мы и попытались сделать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|