Исследование и анализ процессов управления системы менеджмента качества
Стандарты ИСО 9001: 2000 предлагают новый подход к построению СМКп, которая состоит из (рис.3.1): -политики в области качества; -процессов управления СМКп. Политика качества - это часть общей политики предприятия, направленная на реализацию главной цели - повышение качества выпускаемой продукции. Руководство предприятия, на которое возложена основная ответственность за качество продукции, разрабатывает и постоянно актуализирует политику в области качества. Значимость политики качества основывается на установленных руководством основных принципах деятельности предприятия: удовлетворение требований потребителей продукции; расширение рынка сбыта; увеличение объёмов производства продукции; улучшение экономического положения организации и т.д. Отвечающая этим принципам политика формирует взгляды руководства на долгосрочные планы предприятия в области качества, снижает риск недальновидного управления и принятия необоснованных решений, служит сотрудникам стимулом для качественной работы, даёт возможность руководителям среднего звена сформулировать задачи, цели подразделений, которые должны сочетаться с политикой в области качества. Высшее руководство организации должно обеспечить, чтобы политика в области качества: -соответствовала целям предприятия; -включала обязательства по выполнению предъявляемых требований к постоянному улучшению качества выпускаемой продукции; -являлась основой для установления и анализа, целей в области качества; -была доведена до всех сотрудников; -регулярно анализировалась с целью постоянного поддержания её пригодности. По результатам анализа реализации политики в области качества разрабатываются организационно-технические мероприятия, направленные на достижение принятой политики или её корректировку.
Корректировка политики в области качества осуществляется в случае: -выявления факторов несоответствия положений политики условиям внешней среды, требованиям рынка или реальным возможностям организации; изменения требований потребителей к качеству продукции; -обнаружения противоречий с другими элементами общей политики предприятия; -организационных преобразований в системе управления. Таким образом, политика в области качества даёт чёткое представление об официальном отношении руководства предприятия к качеству, ориентирует весь коллектив на достижение поставленных целей и отражает мероприятия по её осуществлению. Политика в области качества должна быть доведена до сведения всех работников предприятия. Руководству, в свою очередь, необходимо обеспечить, чтобы весь персонал понимал и поддерживал политику качества. В то же время каждый работник должен не только принять и поддерживать политику руководства в области качества, но и выполнять её положения в своей работе. От этого главным образом зависит результативность СМКп. Представитель руководства, ответственный за создание и функционирование СМК, осуществляет анализ выполнения политики в области качества. Критериями, по которым производится анализ реализации политики, являются: -степень соответствия политики в области качества политике организации; -степень соответствия политики в области качества состоянию внешней среды, требованиям потребителей и потенциалу предприятия; -эффективность функционирования СМК. Для разработки и функционирования СМК на предприятии необходимо создать службу качества, основными задачами которой являются: -проведение мероприятий, предупреждающих появление несоответствий и дефектов в продукции и в процессе её изготовления;
-осуществление контроля за несоответствиями и дефектами до их устранения; -выявление и регистрация проблем, связанных с качеством продукции; -принятие решений и выполнение корректирующих мероприятий по вопросам качества; -осуществление проверки выполнения принятых решений по проблемам качества. При разработке политики в области качества, распределении ответственности и полномочий необходимо руководствоваться требованиями стандарта ИСО 9001:2000, изложенными в п.п. 5.1, 5.2, 5.3. Кроме этого, высшее руководство должно обеспечить информирование персонала по вопросам, касающимся общего руководства в СМК, её эффективности, что подробно излагается в документированной процедуре «Информирование персонала о системе менеджмента качества и её эффективности». В соответствии с концептуальной моделью (см. рис 3.1) на уровне субъекта управления в рамках действующей СМК выполняются следующие функции: планирование, учёт, контроль, анализ и принятие решений. Процесс планирования включает: - определение конкретных целей в области качества; - разработку планов мероприятий по реализации политики и достижению целей в области качества. Важнейшими исходными данными для планирования СМК являются: - запросы и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон; - характеристики выпускаемой продукции; -возможности предприятия по улучшению качества процессов и продукции. Планирование начинается с определения конкретных целей в области качества, которые направлены на выполнение требований к продукции. Разрабатывая цели, руководство должно учитывать современные и будущие потребности организации и запросы рынка. Цели в области качества определяются путём декомпозиции основной цели, изложенной в политике. Выявление и анализ целей осуществляются с помощью построения дерева целей. Дерево целей является аналитическим инструментом, позволяющим определить и увязать политику в области качества с мероприятиями по её реализации. При построении дерева целей необходимо следовать ниже перечисленным правилам: - цели должны быть ясно и чётко сформулированы и не допускаются произвольные толкования;
- цели каждого уровня должны быть сопоставимы по своему масштабу и значению; - формулировка целей должна обеспечить возможность количественной или качественной оценки степени её достижения; - каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде целей следующего уровня таким образом, чтобы достижение всех подцелей нижнего уровня обеспечивало достижение целей верхнего уровня; - цель верхнего уровня не является суммой целей нижнего уровня; - цель каждого уровня определяется вышестоящими уровнями; - по мере перехода к нижним уровням цели всё более конкретизируются; - нижний уровень дерева целей формируется из конкретных действий и мероприятий. Пример дерева целей в области качества приведён на рис. 3.2, перечень целей - в табл.3.1. Рис 3.2 Дерево целей.
Представитель руководства, ответственный за СМКп, осуществляет контроль и анализ достижения целей в области качества, по результатам которого принимается решение о корректировке дерева целей. Одновременно служба качества составляет план мероприятий по обеспечению качества. Таким образом, документы, разрабатываемые в процессе реализации функции планирования, создают основу для построения контуров регулирования в СМК. Требования, предъявляемые стандартом к функции планирования, изложены в п. 5.4 ИСО 9001:2000. Таблица 3.1 Перечень целей в области качества к рис. 3.1
Основой для реализации процесса учёта являются зарегистрированные данные о качестве, которые обеспечивают доказательство, что система качества функционирует эффективно и требования к качеству продукции выполняются. Зарегистрированные данные о качестве должны содержать сведения о следующих показателях: - качестве используемых материалов, оборудования, условиях производства, квалификации персонала, нормативной документации и других элементах производственного процесса; - качестве изготавливаемой продукции; - состоянии и эффективности функционирования СМК; - выявленных несоответствиях и отклонениях от установленных требований и их причинах;
- реализации корректирующих воздействий и их эффективности. Данные о качестве должны быть чёткими, понятными и защищёнными от повреждений и утери. Состав данных должен быть постоянным для всех видов продукции. Основой для регистрации данных является информация, содержащаяся в: -протоколах контроля и испытаний на этапах входного контроля, изготовления и приёма продукции; -рекламационных актах и других видах документов по претензиям к качеству продукции; -контрольных картах процесса; -актах анализа и исследований дефектов и отказов; -протоколах (актах) проверок, аттестации, технического обслуживания и ремонта оборудования; -протоколах (актах) проверок функционирования системы качества; -сопроводительной документации на продукцию; -договорах на поставку закупленной продукции; -нормативно-технической и конструкторско-технологической документации (ГОСТы, ТУ и др.), устанавливающей требования к качеству поставляемой продукции, а также к качеству применяемых материалов, оборудования, квалификации персонала, условиям производства и другим элементам производственного процесса. Данные деятельности в рамках СМКп должны регистрироваться. Необходимо определить и документально оформить, кто из персонала имеет доступ к зарегистрированным данным. Предприятие принимает решение о том, какие данные о качестве необходимо регистрировать, и определяет срок хранения для каждого типа таких данных. В некоторых случаях длительность хранения зарегистрированных данных может диктоваться установленными требованиями или положениями контракта. Могут сложиться обстоятельства, когда заказчик потребует хранить и дополнять зарегистрированные данные, подтверждающие качество продукции, в течение определённого периода эксплуатационного срока службы. Процесс контроля заключается в проведении внутренних проверок СМК или внутреннего аудита. Внутренние проверки качества - это эффективный инструмент, который руководство предприятия может использовать, чтобы определить, являются ли различные элементы СМКп эффективными и пригодными для достижения установленных целей качества, и оценить эффективность всей системы. Систематические, независимые внутренние проверки направлены на установление достоверности того, что система качества функционирует, обеспечивает достижение целей, изложенных в политике качества, и что управление качеством протекает по плану. Внутренние проверки СМКп проводятся с целью: - определения несоответствий СМКп или её отдельных составляющих требованиям ИСО 9001:2000; - определения эффективности функционирования СМКп в достижении заданных целей в области качества; - определения соответствия качества продукции установленным требованиям; - совершенствования СМКп; - подготовки к проверкам качества сторонней организацией (внешний аудит). Внутренние проверки проводятся регулярно в соответствии с годовым планом, который составляет служба качества. В плане, как правило, предусматривается, что каждое подразделение предприятия по крайней мере раз в год подвергается внутреннему аудиту. СМК, помимо внутренних проверок, проводимых независимыми специалистами службы качества, должна подвергаться ежедневному контролю специалистов своего подразделения. Информация, получаемая в процессе внутренних проверок, может использоваться не только для обнаружения, устранения и предупреждения несоответствий, но и для совершенствования работы. В п. 8.2.2 ИСО 9001:2000 определены требования, которые предъявляет стандарт к внутренним проверкам. Для реализации этих требований должна быть разработана документированная процедура «Внутренние проверки СМКп». Результаты внутренних проверок являются исходной информацией для проведения анализа функционирования СМК. Процесс анализа заключается в том, что руководство организации осуществляет периодический анализ пригодности и эффективности СМК. Наличие периодической информации о функционировании СМКп создаёт у руководства уверенность в том, что намеченные цели в области качества достигаются или будут достигнуты в запланированные сроки. Для этого в рамках данной функции устанавливается система отчётности, её периодичность; определяется, какие данные и в какой форме должны быть представлены руководству предприятия для анализа. Анализ СМКп со стороны руководства даёт возможность своевременно принимать решения о корректировке политики в области качества, организационной структуры или технологии производства. Для оценки удовлетворённости потребителей продукции предприятия целесообразно использовать следующие источники информации: результаты опроса и анкетирования; жалобы потребителей; данные о конкурентах и спросе продукции на рынке и др. Вопросампринятия решений уделяется значительное внимание при создании и функционировании СМКп. Блок схема процесса принятия решений приведена на рис. 3.3
Рис. 3.3 Блок-схема процесса принятия решений
Побудительные причины к принятию решений в СМКп бывают двух видов. Первая, основная причина связана непосредственно с отклонениями параметров фактического качества от заданных. Вторая - обусловлена изменением в самой СМКп. Эти изменения, как правило, выявляются в ходе аудиторских проверок. Решения, принимаемые в СМКп, могут затрагивать различные сферы деятельности предприятия. Степень и масштаб ответственности за принимаемые решения возрастают с повышением уровня управления деятельностью организации, при этом практически всегда имеет место риск неудачного решения. Специалисты, принимающие решения в СМКп, должны иметь высокий профессиональный уровень. При функционировании СМКп ситуация с подготовкой и принятием решений становится более благоприятной, чем при действии ранее существовавших систем, так как практически исключается фактор внезапности. Персонал, прогнозируя динамику изменений качества, имеет возможность своевременно вырабатывать и принимать необходимые решения. Принятие решений в СМКп связано с разработкой корректирующих и предупреждающих действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|