Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем дисциплины и виды учебной работы




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Учебно-методическое пособие

для студентов педагогических вузов

 

 

Мурманск


Составители программы – Двоеглазова М.Ю., Юшко А.И.

 

 

Рецензенты:

Синкевич И.А., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии МГПУ.

Прялухина А.В., кандидат психологических наук, заведующая кафедрой социальной работы и психологии филиала РГСУ в г. Мурманске

 

 

Общая психология: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов/ Авт.-сост. М.Ю. Двоеглазова, А.И. Юшко.- Мурманск: МГПУ, 2007. - 122 с.

 

Учебно-методическое пособие включает в себя пояснительную записку, тематический план, описание содержания курса по разделам и темам, планы практических и лабораторных работ, список литературы по курсу, вопросы к экзамену, глоссарий.

Пособие предназначено для студентов педагогических вузов, обучающихся на историко-филологическом, естественно-экологическом, физико-математическом, факультете культуры и искусства, факультете иностранных языков, факультете технологии и предпринимательства, факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности.

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Общая психология является базовым курсом по общепсихологической подготовке педагогов. Как отмечал К.Д.Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»: «Психология, в отношении своей необходимости для педагога, занимает первое место между науками». Учебный курс «Общая психология» предваряет изучение возрастной и педагогической, социальной и экспериментальной психологии и др. В процессе изучения данной дисциплины студенты осваивают систему фундаментальных понятий психологической науки, важных для становления их профессиональной компетентности, знакомятся с методами этой науки.

Цель курса – формирование у студентов представления о фактах, механизмах и закономерностях психической жизни человека, о развитии психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Учебно-методическое пособие включает в себя пояснительную записку, тематический план, описание содержания курса по разделам и темам, планы практических и лабораторных работ, список литературы по курсу, вопросы к экзамену, глоссарий. Пособие предназначено для студентов педагогических вузов, обучающихся на историко-филологическом, естественно-экологическом, физико-математическом, факультете культуры и искусства, факультете иностранных языков, факультете технологии и предпринимательства, факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Темы представленные в методических рекомендациях, соответствуют государственному стандарту по дисциплине, а также наиболее известным современным учебным пособиям по предмету.

Учебно-методическое пособие состоит из пяти разделов. В первом разделе «Введение в психологию» дается характеристика общей психологи как науки, раскрываются предмет, задачи, методологические основы и методы этой отрасли психологии, осуществляется знакомство с краткой историей становления предмета психологии, ее основными категориями и отраслями психологической науки.

Во втором разделе «Личность и деятельность» рассматривается психологическое содержание понятий личность и деятельность. Анализ различных подходом к пониманию личности, сложившихся в отечественной и зарубежной психологии, позволяет осознать многогранность этого понятия. Основанием рассмотрения данного раздела выступает деятельностная концепция личности (А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов, В.С.Братусь и др.).

В третьем разделе «Индивидуально-типологические особенности личности» позволяет студентам освоить систему понятий для описания индивидуальности: темперамент как основа динамических характеристик деятельности и поведения; характер как совокупность устойчивых индивидуальных свойств, проявляющихся в деятельности и общении; способности как наиболее ярко выраженные функциональные особенности человека, сформированные на основе органических предпосылок. В рамках данного раздела обсуждаются проблемы учета особенностей темперамента и характера при обучении и воспитании подрастающего поколения, учета индивидуальных способностей в процессе деятельности, формирование индивидуального стиля деятельности.

Четвертый раздел «Эмоционально-волевая сфера» посвящен рассмотрению эмоций и чувств как субъективной формы существования потребностей, а также механизмов волевого поведения.

В пятом разделе «Познавательная деятельность личности» дается характеристика процессов ощущения и восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и воображения как составляющих целостной познавательной деятельности. Формируется понимание механизмов построения человеком целостной картины мира и индивидуальных особенностей протекания когнитивных процессов.

Основные задачи курса состоят в том, чтобы сформировать теоретические знания у студентов в области общей психологии; формировать умение мыслить психологически, т.е. формировать так называемое «теоретическое», психологическое мышление, направленное на отражение реальности в форме психологических понятий и категорий.

В результате изучения дисциплины «Общая психология» студенты должны знать:

· основные понятия общей психологии;

· основные факты, механизмы и закономерности психики человека.

Должны уметь применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательских целях.

Учебно-методическое пособие по курсу «Общая психология» предназначено для студентов педвузов, обучающихся по специальности 030401 «История», 050301 «Русский язык и литература», 033200 «Иностранный язык», 050202 «Информатика», 050203 «Физика с дополнительной специальностью Информатика», 061800 «Математические методы в экономике», 050102 «Биология», 050103 «География», 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)», 050502 «Технология и предпринимательство», 050716 «Специальная психология», 050715 «Логопедия», 030800 «Изобразительное искусство», 053000 «Народное художественное творчество», 031200 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью информатика», 050720 «Физическая культура», 050104 «Безопасность жизнедеятельности», 050203 «Физика с дополнительной специальностью Информатика», 050201 «Математика с дополнительной специальностью Информатика», 050202 «Информатика», а так же для педагогов вузов.

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

№ п/п Шифр и наименование специальности   Курс Семестр Виды учебной работы в часах Вид итого-вого контроля
Трудо-емкость Всего ауди-торных ЛК ПР/ СМ ЛБ Сам. раб.
  033200 Иностранный язык                     экзамен
  История                 экзамен
  Русский язык и литература                 экзамен
  Прикладная математика и информатика                 экзамен
  Физика с дополнительной специальностью информатика                 экзамен
  Математические методы в экономике                 экзамен
  Биология                 экзамен
  География                 экзамен
  Изобразительное искусство                 экзамен
  Народное художественное творчество                 экзамен
  Профессиональное обучение (дизайн)                 экзамен
  Технология и предпринимательство                 экзамен
  Специальная психология                  
  Логопедия                  
  Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью информатика                 экзамен
  Физическая культура                 экзамен
  Безопасность жизнедеятельности                 экзамен
  050203 «Физика с дополнительной специальностью Информатика»                 экзамен
  050201 «Математика с дополнительной специальностью Информатика»                 экзамен
  050202 «Информатика»                 экзамен

 

 


Примерное распределение учебного времени

 

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов
  050501 050502
всего     лк Пр/см лб Сам. Раб. всего     лк Пр/см лб Сам. Раб.
1. Введение в психологию                    
1.1 Предмет психологии.                    
1.2. Структура современной психологии.                    
1.3. Методология и методы современной психологии.                    
1.4. Развитие психики в филогенезе.                    
2. Личность и деятельность.                    
2.1. Сознание как высшая форма развития психики.                    
2.2. Деятельность.                    
2.3. Личность, ее структура и проявления.                    
3. Индивидуально-типологические особенности личности.                    
3.1. Темперамент.                    
3.2. Характер.                    
3.3. Способности.                    
4. Эмоционально-волевая сфера личности.                    
4.1. Эмоции.                    
4.2. Воля.                    
5. Познавательная деятельность личности.                    
5.1. Внимание.                    
5.2. Ощущение.                    
5.3. Восприятие.                    
5.4. Память.                    
5.5. Мышление.                    
5.6. Речь.                    
5.7. Воображение.                    
  Всего                    

 

 

  Наименование раздела, темы Количество часов
010200 032200  
всего     лк Пр/см лб Сам. Раб. всего     лк Пр/см лб Сам. Раб.
1. Введение в психологию                    
1.1 Предмет психологии.                    
1.2. Структура современной психологии.                    
1.3. Методология и методы современной психологии.                    
1.4. Развитие психики в филогенезе.                    
2. Личность и деятельность.                    
2.1. Сознание как высшая форма развития психики.                    
2.2. Деятельность.                    
2.3. Личность, ее структура и проявления.                    
3. Индивидуально-типологические особенности личности.                    
3.1. Темперамент.                    
3.2. Характер.                    
3.3. Способности.                    
4. Эмоционально-волевая сфера личности.                    
4.1. Эмоции.                    
4.2. Воля.                    
5. Познавательная деятельность личности.                    
5.1. Внимание.                    
5.2. Ощущение.     0.5              
5.3. Восприятие.     0.5              
5.4. Память.                    
5.5. Мышление.                    
5.6. Речь.                    
5.7. Воображение.                    
  Всего                    

 

 

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов
050102 050103 030800 053000
всего     лк Пр/см лб Сам. Раб. всего     лк Пр/см лб Сам. Раб.
1. Введение в психологию                    
1.1 Предмет психологии.                    
1.2. Структура современной психологии.                    
1.3. Методология и методы современной психологии.                    
1.4. Развитие психики в филогенезе.                    
2. Личность и деятельность.                    
2.1. Сознание как высшая форма развития психики.                    
2.2. Деятельность.                    
2.3. Личность, ее структура и проявления.                    
3. Индивидуально-типологические особенности личности.                    
3.1. Темперамент.                    
3.2. Характер.                    
3.3. Способности.                    
4. Эмоционально-волевая сфера личности.                    
4.1. Эмоции.                    
4.2. Воля.                    
5. Познавательная деятельность личности.                    
5.1. Внимание.                    
5.2. Ощущение.                    
5.3. Восприятие.                    
5.4. Память.                    
5.5. Мышление.                    
5.6. Речь.                    
5.7. Воображение.                    
  Всего                    

 

 

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов
050720 050104  
всего     лк Пр/см лб Сам. Раб. всего     лк Пр/см лб Сам. Раб.
1. Введение в психологию                    
1.1 Предмет психологии.                    
1.2. Структура современной психологии.                    
1.3. Методология и методы современной психологии.                    
1.4. Развитие психики в филогенезе.                    
2. Личность и деятельность.                    
2.1. Сознание как высшая форма развития психики.                    
2.2. Деятельность.                    
2.3. Личность, ее структура и проявления.                    
3. Индивидуально-типологические особенности личности.                    
3.1. Темперамент.                    
3.2. Характер.                    
3.3. Способности.                    
4. Эмоционально-волевая сфера личности.                    
4.1. Эмоции.                    
4.2. Воля.                    
5. Познавательная деятельность личности.                    
5.1. Внимание.                    
5.2. Ощущение.                    
5.3. Восприятие.                    
5.4. Память.                    
5.5. Мышление.                    
5.6. Речь.                    
5.7. Воображение.                    
  Всего                    

 

 


 

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов
050203 050201  
всего     лк Пр/см лб Сам. Раб. всего     лк Пр/см лб Сам. Раб.
1. Введение в психологию                    
1.1 Предмет психологии.                    
1.2. Структура современной психологии.                    
1.3. Методология и методы современной психологии.                    
1.4. Развитие психики в филогенезе.                    
2. Личность и деятельность.                    
2.1. Сознание как высшая форма развития психики.                    
2.2. Деятельность.                    
2.3. Личность, ее структура и проявления.                    
3. Индивидуально-типологические особенности личности.                    
3.1. Темперамент.                    
3.2. Характер.                    
3.3. Способности.                    
4. Эмоционально-волевая сфера личности.                    
4.1. Эмоции.                    
4.2. Воля.                    
5. Познавательная деятельность личности.                    
5.1. Внимание.                    
5.2. Ощущение.                    
5.3. Восприятие.                    
5.4. Память.                    
5.5. Мышление.                    
5.6. Речь.                    
5.7. Воображение.                    
  Всего                    

 

 

Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Введение в психологию

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...