Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.3. Личность, ее структура и проявления




Общее понятие о личности. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии.

Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Индивид- личность – индивидуальность. Индивидуальный подход. Активность личности, ее источники. Понятие о потребностях как внутреннем источнике активности личности. Классификация потребностей, их виды. Понятие о мотивах поведения. Мотивация поведения человека как проявление потребностей и направленности личности. Виды мотивов.

Формирование личности. Методы изучения личности.

 

Основные понятия: личность, индивид, индивидуальность, субъект, потребность, мотив, мотивировка, мотивация, иерархия мотивов, направленность личности.

 

Литература:

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни.-СПб.,2001.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.-М.,1980.

3. Асмолов А.Г. Психология личности.-М.,1990.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.,1968.

5. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование. -М.,1985.

6. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.-М;Воронеж,1996.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.-СПб.,2000.

8. Ковалев А.Г. Психология личности.-М.,1965.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.,1977.

10. Маслоу А. Мотивация и личность.-М.,1998.

11. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования.-Пермь,1988.

12. Мясищев В.Н. Личность и неврозы.-Л.,1960.

13. Оллпорт Г.В. Личность в психологии.-М.,1998.

14. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики.- М.,2002

15. Петровский А.В. Личность в психологии. - Ростов-на Дону,1996.

16. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.-М.,1982.

17. Платонов К.К. Структура и развитие личности.-М.,1986.

18. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия./ сост. Л.В.Куликов.-СПб.,2000.

19. Психология личности: новые исследования/Под ред. К.А. Абульхановой, А.В.Брушлинского, М.И.Воловиковой.-М.,1998.

20. Психология личности: теория и эксперимент/ Отв. ред. В.В.Давыдов.-М.,1982.

21. Сосновский Б.А. Мотив и смысл.-М.,1993.

22. Фейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: Теории, упражнения, эксперименты.-СПб.,2003.

23. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.-СПб.,2003.

24. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение.-СПб.,1996.

25. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности.-М.,1986.

 

 

Раздел 3. Индивидуально-типологические особенности личности

Тема 3.1. Темперамент

Понятие о темпераменте. История учений о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Исследование темперамента И.П.Павловым, Б.М. Тепловым, В.Д.Небылицином. Основные свойства и проявления темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Роль темперамента в учебной и трудовой деятельности.

 

Основные понятия: темперамент, свойства темперамента.

 

Литература:

 

1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии.-2002.-№ 2.-с.128-140.

2. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск,1990

3. Гилееева О.Б., Бочарова Т.В. Влияние социальных условий на структуру темперамента // Вопросы психологии.- 2000.-№ 4.-с.73-76.

4. Ильин Е.П. Дифференциальная псиофизиология.-СПб.,2001.

5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.-М.,1986.

6. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента.- М., 1964.

7. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы//Избранные психологические труды/ Под ред. Б.Ф.Ломова.- М., 1990.

8. Нетер П. Биохимические переменные в исследовании темперамента // Иностранная психология.-1993.-№ 1-2.-с.49-56.

9. Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных различий.-М.,1979.

10. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии.-1985.-№11.- с.19-33.

11. Русалов В.М. Темперамент // Современная психология: Справочное руководство/ Под ред. В.Н.Дружинина.-М.,1999.

12. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность.-М.,1984.

 

 

Тема 3.2. Характер

Понятие о характере. История учений о характере. Природное и приобретенное в характере. Структура характера. Черты характера. Свойства характера. Характер и темперамент. Характер и направленность личности. Акцентуации характера. Формирование характера.

 

Основные понятия: характер, акцентуация, психопатия.

Литература:

 

1. Ильин Е.П. Дифференциальная псиофизиология.-СПб.,2001.

2. Левитов Н.Д. Психология характера.-М.,1969.

3. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев,1989.

4. Леонгард К. Акцентуации личности // Психология и психоанализ характера:Хрестоматия/ Ред-сост. Д.Я. Райгородский.-Самара,1998.

5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л.,1983.

6. Кречмер Э. Строение тела и характер.-М.,1995.

7. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. -Тбилиси, 1989.

8. Норакидзе В.Н. Типы характера и фиксированная установка.-Тбилиси,1966.

9. Страхов И.В. Психология характера.-Саратов,1970.

10. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность.-М.,1984.

11. Цылев В.Р. Об условиях, влияющих на формирование характера // Вопросы психологии.-2001.-№ 5.-с.128-136.

 

Тема 3.3. Способности

Понятие о способностях. Задатки как природная предпосылка способностей. Врожденное и приобретенное в способностях. Качественная и количественная характеристика способностей. Структура способностей, их виды и уровни. Одаренность. Воспитание способностей. Проблема диагностики способностей.

 

Основные понятия: способности, задатки, склонности, талант, гениальность, одаренность.

 

Литература:

1. Венгер Л.А. Педагогика способностей.-М.,1973.

2. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы.-Саратов,1990.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.-СПб.,1999.

4. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей// Развитие и диагностика способностей: Сб. науч. трудов/ Под ред. В.Н.Дружинина.-М.,1991.

5. Ильин Е.П. Дифференциальная псиофизиология.-СПб.,2001.

6. Ильин Е.П. Способности и склонности.- СПб., 2001.

7. Крутецкий В.А. Психология математических способностей.-М.,1968.

8. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников.-М.,2000.

9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.-М.,1997.

10. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы.-М.,1984.

11. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.-М.,1971.

12. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются.-М.,1989.

13. Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии.-1991.-№2.-с.120-127.

14. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности.-М.,1986.

Раздел 4. Эмоционально-волевая сфера личности

Тема 4.1. Эмоции

Общая характеристика эмоций и чувств человека, их значение и функции. Физиологические основы эмоций и чувств. Формы переживания эмоций и чувств. Классификация видов эмоций.

Высшие чувства человека, их виды. Воспитание и самовоспитание чувств.

 

Основные понятия: аффект, страсть, стресс, настроение, фрустрация, высшие чувства, эмоции.

 

Литература:

1. Вартанян Г.А., Петров В.С. Эмоции и поведение.-Л.,1989.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций.-М.,1984.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.-М.,1976.

4. Додонов Б.И. Эмоции как ценность.-М.,1978.

5. Изард К.Э. Психология эмоций.-СПб.,1999.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.-СПб.,2000.

7. Китаев –Смык Л.А. Психология стресса.-М.,1983.

8. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.-М.,1979.

9. Селье Г. Стресс без дистресса.- М.,1982.

10. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность: мотивационно-эмоциональные аспекты.-М.,1975.

11. Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии./Отв. Ред. В.С.Русинов. -М., 1987.

12. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций.-М.,1981.

13. Субботин В.Е. Мотивация и эмоции // Современная психология: Справочное руководство/ Под ред. В.Н.Дружинина.-М.,1999.-с.397-412.

14. Яковлев Г.М., Новиков В.С., Хавинсон В.Х. Резистентность, стресс, регуляция.-Л.,1990.

 

Тема 4.2. Воля

Понятие о воле, ее значение, функции и связь с другими психологическими процессами. Физиологические механизмы воли. Волевой акт, его структура. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.

 

Основные понятия: воля, волевое действие, локус контроля.

Литература:

 

1. Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал.-1985- № 3.-с.47-55.

2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.-М.,1998.

3. Ильин Е.П. Психология воли.-СПб.,2000.

4. Левитов Н.Д. Психология характера.-М.,1969.

5. Рогов Е.И. Эмоции и воля.-М.,2001.

6. Селиванов В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом.-М.,1980.

7. Чхартишвили Ш.Н. Проблемы воли в психологии// Вопросы психологии.-1967.-№4.

8. Экспериментальное исследование волевой активности.-Рязань,1986.

 

 

Раздел 5. Познавательная деятельность личности

 

Тема 5.1. Внимание

 

Понятие о внимании. Значение и функции внимания. Физиологические основы внимания. Виды внимания, факторы их определяющие. Свойства внимания. Расстройства внимания. Методы исследования внимания. Развитие внимания.

 

Основные понятия: внимание, произвольное внимание, непроизвольное внимание, послепроизвольное внимание, устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение, объем, избирательность, рассеянность.

 

Литература:

1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.-М.,1974.

2. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание.-М.,1972.

3. Дормышев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания.-М.,2002.

4. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника?- М.,1980.

5. Лурия А.Р. Внимание и память.-М.,1975.

6. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.-СПб.,2004.

7. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова.-М.,1990.

8. Психология внимания. Хрестоматия./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер.-М.,2001.

 

Тема 5.2. Ощущения

Понятие об ощущении. Рецепторная и рефлекторная теория ощущений. Виды ощущений. Свойства ощущений. Измерение ощущений.

 

Основные понятия: ощущение, сенсорная изоляция, верхний и нижний порог, модальность, длительность, пространственная локализация раздражителя, интенсивность, адаптация, сенсибилизация, синестезия, чувствительность.

 

Литература:

1. Веккер Л.М. Психические процессы. -в 3-х т.-Л.,1974.

2. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. -М., 1974.

3. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие.- М.,1975.

4. Познавательные процессы и способности в обучении/ Под ред. В.Д. Шадрикова.-М.,1990.

5. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия./ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер.-М.,1999.

6. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие.-СПб.,2003.

 

Тема. 5.3. Восприятие

Понятие о восприятии. Его функции и значение. Отличие восприятия от ощущения. Физиологические основы восприятия. Виды восприятия. Свойства восприятия. Зрительные иллюзии. Наблюдение и условия его эффективности.

 

Основные понятия: восприятие, активность, историчность, предметность, сенсорный эталон, апперцепция, целостность, константность, категоризированность, осмысленность,

 

Литература:

1. Ананьев Б.Г., Дворяшенко М.Д., Кудрявцев Н.А. Индивидуальное различие человека и константность восприятия.- М.,1968.

2. Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия: Избран. Психологические труды.-М.,2000.

3. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия.-М.,1973.

4. Грановская Р.М. Восприятия и модели памяти.-Л.,1974.

5. Грановская Р.М., Березная И.Я., Григорьева А.Н. Восприятие и признаки формы.-М.,1981.

6. Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. Информационные процессы и нейронные механизмы.-Л.,1985.

7. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции.-М.,1977.

8. Логвиненко А.Д. Психология восприятия.- М.,1987.

9. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие.- М.,1975.

10. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия./ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер.-М.,1999.

11. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие.-СПб.,2003.

 

 

Тема 5.4. Память

Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Теории памяти. Физиологические основы памяти. Виды и типы памяти. Процессы памяти. Память и мышление, их взаимосвязь. Методы изучения памяти. Формирование и развитие памяти.

 

Основные понятия: память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, долговременная, кратковременная, оперативная, реминисценция, узнавание.

 

Литература:

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения./ Под общ ред. Ю.М.Забродина, Б.Ф.Ломова.-М.:Прогресс, 1980.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-СПб.,2000.

3. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание.-М.,1961.

4. Лурия А.Р. Внимание и память.-М.,1975.

5. Ляудис В.Я. Память в процессе развития.-М.,1976.

6. Психология памяти. Хрестоматия. /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер.-М.,2000.

7. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти.-М.,1966.

8. Солсо Р. Когнитивная психология.-М.,2002.

9. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг: исследование механизмов.-М.,1988.

10. Шадриков В.Д., Черемошина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика.-М.,1990.

 

 

Тема 5.5. Мышление

Понятие о мышлении. Значение мышления. Особенности мышления: социальная природа мышления, связь с чувственным познанием, обобщенность и опосредованность. Теории мышления. Виды и формы мышления. Операции мышления. Мышление и речь. Мышление и эмоции. Методы изучения мышления. Формирование и развитие мышления.

Основные понятия: мышление, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение,, конкретизация, понятие, суждение, умозаключение.

 

Литература:

1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд// Вопросы психологии.-1995.-№1.-с.11-131.

2. Васильева И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал.-1998.-№ 4.-с.49-60.

3. Васильева И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление.-М.,1980.

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-СПб.,2000.

5. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление.-М.,1992.

6. Лурия А.Р. Язык и мышление.-М.,1979.

7. Орлов Ю.М. Саногенное мышление.-М.1993.

8. Солсо Р.Л. Когнитивная психология.-М.,1996.

9. Тихомиров О.К. Психология мышления.-М.,1984.

10. Холодная М.А. Психология интеллекта.-СПб.,2003.

11. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект (нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности).-М.,1995.

 

Тема 5.6. Речь

Понятие о речи и языке. Основные функции языка. Роль речи в психической деятельности человека. Физиологические основы речи. Функции и виды речи. Расстройства речи.

 

Основные понятия: речь, язык.

 

 

Литература:

 

1. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.- М.,1982.

2. Лурия А.Р. Язык и мышление.-М.,1979.

3. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление.-М,,1968.

4. Хомский Н. Язык и мышление.-М.,1972.

5. Чистович Л.А. Речь. Артикуляция и восприятие.- М.; Л.,1965.

Тема 5.7. Воображение

Понятие о воображении. Его значение и функции в развитии человека. Физиологические основы воображения. Виды воображения. Процессы воображения. Индивидуальные особенности воображения. Методы изучения воображения. Развитие воображения.

Основные понятия: воображение, агглютинация, заострение, схематизация, грезы, типизация, мечта, воссоздающее и творческое воображение.

 

Литература:

1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение:Избранные психологические труды.-М.,1996.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СП.,1997.

3. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов.-СПб.,1994.

4. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.-М.,1979.

5. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения.-М.,1989.

6. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование.-Тбилиси,1972.

7. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока: Психологические механизмы формирования.-М.,1997.

 

Практические занятия

Раздел 1. Введение в психологию

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...