Тема 2.3. Личность, ее структура и проявления
Общее понятие о личности. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Индивид- личность – индивидуальность. Индивидуальный подход. Активность личности, ее источники. Понятие о потребностях как внутреннем источнике активности личности. Классификация потребностей, их виды. Понятие о мотивах поведения. Мотивация поведения человека как проявление потребностей и направленности личности. Виды мотивов. Формирование личности. Методы изучения личности.
Основные понятия: личность, индивид, индивидуальность, субъект, потребность, мотив, мотивировка, мотивация, иерархия мотивов, направленность личности.
Литература: 1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни.-СПб.,2001. 2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.-М.,1980. 3. Асмолов А.Г. Психология личности.-М.,1990. 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.,1968. 5. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование. -М.,1985. 6. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.-М;Воронеж,1996. 7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.-СПб.,2000. 8. Ковалев А.Г. Психология личности.-М.,1965. 9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.,1977. 10. Маслоу А. Мотивация и личность.-М.,1998. 11. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования.-Пермь,1988. 12. Мясищев В.Н. Личность и неврозы.-Л.,1960. 13. Оллпорт Г.В. Личность в психологии.-М.,1998. 14. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики.- М.,2002 15. Петровский А.В. Личность в психологии. - Ростов-на Дону,1996. 16. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.-М.,1982.
17. Платонов К.К. Структура и развитие личности.-М.,1986. 18. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия./ сост. Л.В.Куликов.-СПб.,2000. 19. Психология личности: новые исследования/Под ред. К.А. Абульхановой, А.В.Брушлинского, М.И.Воловиковой.-М.,1998. 20. Психология личности: теория и эксперимент/ Отв. ред. В.В.Давыдов.-М.,1982. 21. Сосновский Б.А. Мотив и смысл.-М.,1993. 22. Фейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: Теории, упражнения, эксперименты.-СПб.,2003. 23. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.-СПб.,2003. 24. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение.-СПб.,1996. 25. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности.-М.,1986.
Раздел 3. Индивидуально-типологические особенности личности Тема 3.1. Темперамент Понятие о темпераменте. История учений о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Исследование темперамента И.П.Павловым, Б.М. Тепловым, В.Д.Небылицином. Основные свойства и проявления темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Роль темперамента в учебной и трудовой деятельности.
Основные понятия: темперамент, свойства темперамента.
Литература:
1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии.-2002.-№ 2.-с.128-140. 2. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск,1990 3. Гилееева О.Б., Бочарова Т.В. Влияние социальных условий на структуру темперамента // Вопросы психологии.- 2000.-№ 4.-с.73-76. 4. Ильин Е.П. Дифференциальная псиофизиология.-СПб.,2001. 5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.-М.,1986. 6. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента.- М., 1964. 7. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы//Избранные психологические труды/ Под ред. Б.Ф.Ломова.- М., 1990. 8. Нетер П. Биохимические переменные в исследовании темперамента // Иностранная психология.-1993.-№ 1-2.-с.49-56.
9. Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных различий.-М.,1979. 10. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии.-1985.-№11.- с.19-33. 11. Русалов В.М. Темперамент // Современная психология: Справочное руководство/ Под ред. В.Н.Дружинина.-М.,1999. 12. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность.-М.,1984.
Тема 3.2. Характер Понятие о характере. История учений о характере. Природное и приобретенное в характере. Структура характера. Черты характера. Свойства характера. Характер и темперамент. Характер и направленность личности. Акцентуации характера. Формирование характера.
Основные понятия: характер, акцентуация, психопатия. Литература:
1. Ильин Е.П. Дифференциальная псиофизиология.-СПб.,2001. 2. Левитов Н.Д. Психология характера.-М.,1969. 3. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев,1989. 4. Леонгард К. Акцентуации личности // Психология и психоанализ характера:Хрестоматия/ Ред-сост. Д.Я. Райгородский.-Самара,1998. 5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л.,1983. 6. Кречмер Э. Строение тела и характер.-М.,1995. 7. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. -Тбилиси, 1989. 8. Норакидзе В.Н. Типы характера и фиксированная установка.-Тбилиси,1966. 9. Страхов И.В. Психология характера.-Саратов,1970. 10. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность.-М.,1984. 11. Цылев В.Р. Об условиях, влияющих на формирование характера // Вопросы психологии.-2001.-№ 5.-с.128-136.
Тема 3.3. Способности Понятие о способностях. Задатки как природная предпосылка способностей. Врожденное и приобретенное в способностях. Качественная и количественная характеристика способностей. Структура способностей, их виды и уровни. Одаренность. Воспитание способностей. Проблема диагностики способностей.
Основные понятия: способности, задатки, склонности, талант, гениальность, одаренность.
Литература: 1. Венгер Л.А. Педагогика способностей.-М.,1973. 2. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы.-Саратов,1990. 3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.-СПб.,1999. 4. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей// Развитие и диагностика способностей: Сб. науч. трудов/ Под ред. В.Н.Дружинина.-М.,1991.
5. Ильин Е.П. Дифференциальная псиофизиология.-СПб.,2001. 6. Ильин Е.П. Способности и склонности.- СПб., 2001. 7. Крутецкий В.А. Психология математических способностей.-М.,1968. 8. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников.-М.,2000. 9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.-М.,1997. 10. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы.-М.,1984. 11. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.-М.,1971. 12. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются.-М.,1989. 13. Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии.-1991.-№2.-с.120-127. 14. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности.-М.,1986. Раздел 4. Эмоционально-волевая сфера личности Тема 4.1. Эмоции Общая характеристика эмоций и чувств человека, их значение и функции. Физиологические основы эмоций и чувств. Формы переживания эмоций и чувств. Классификация видов эмоций. Высшие чувства человека, их виды. Воспитание и самовоспитание чувств.
Основные понятия: аффект, страсть, стресс, настроение, фрустрация, высшие чувства, эмоции.
Литература: 1. Вартанян Г.А., Петров В.С. Эмоции и поведение.-Л.,1989. 2. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций.-М.,1984. 3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.-М.,1976. 4. Додонов Б.И. Эмоции как ценность.-М.,1978. 5. Изард К.Э. Психология эмоций.-СПб.,1999. 6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.-СПб.,2000. 7. Китаев –Смык Л.А. Психология стресса.-М.,1983. 8. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.-М.,1979. 9. Селье Г. Стресс без дистресса.- М.,1982. 10. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность: мотивационно-эмоциональные аспекты.-М.,1975. 11. Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии./Отв. Ред. В.С.Русинов. -М., 1987. 12. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций.-М.,1981. 13. Субботин В.Е. Мотивация и эмоции // Современная психология: Справочное руководство/ Под ред. В.Н.Дружинина.-М.,1999.-с.397-412.
14. Яковлев Г.М., Новиков В.С., Хавинсон В.Х. Резистентность, стресс, регуляция.-Л.,1990.
Тема 4.2. Воля Понятие о воле, ее значение, функции и связь с другими психологическими процессами. Физиологические механизмы воли. Волевой акт, его структура. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.
Основные понятия: воля, волевое действие, локус контроля. Литература:
1. Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал.-1985- № 3.-с.47-55. 2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.-М.,1998. 3. Ильин Е.П. Психология воли.-СПб.,2000. 4. Левитов Н.Д. Психология характера.-М.,1969. 5. Рогов Е.И. Эмоции и воля.-М.,2001. 6. Селиванов В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом.-М.,1980. 7. Чхартишвили Ш.Н. Проблемы воли в психологии// Вопросы психологии.-1967.-№4. 8. Экспериментальное исследование волевой активности.-Рязань,1986.
Раздел 5. Познавательная деятельность личности
Тема 5.1. Внимание
Понятие о внимании. Значение и функции внимания. Физиологические основы внимания. Виды внимания, факторы их определяющие. Свойства внимания. Расстройства внимания. Методы исследования внимания. Развитие внимания.
Основные понятия: внимание, произвольное внимание, непроизвольное внимание, послепроизвольное внимание, устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение, объем, избирательность, рассеянность.
Литература: 1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.-М.,1974. 2. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание.-М.,1972. 3. Дормышев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания.-М.,2002. 4. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника?- М.,1980. 5. Лурия А.Р. Внимание и память.-М.,1975. 6. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.-СПб.,2004. 7. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова.-М.,1990. 8. Психология внимания. Хрестоматия./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер.-М.,2001.
Тема 5.2. Ощущения Понятие об ощущении. Рецепторная и рефлекторная теория ощущений. Виды ощущений. Свойства ощущений. Измерение ощущений.
Основные понятия: ощущение, сенсорная изоляция, верхний и нижний порог, модальность, длительность, пространственная локализация раздражителя, интенсивность, адаптация, сенсибилизация, синестезия, чувствительность.
Литература: 1. Веккер Л.М. Психические процессы. -в 3-х т.-Л.,1974. 2. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. -М., 1974. 3. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие.- М.,1975.
4. Познавательные процессы и способности в обучении/ Под ред. В.Д. Шадрикова.-М.,1990. 5. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия./ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер.-М.,1999. 6. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие.-СПб.,2003.
Тема. 5.3. Восприятие Понятие о восприятии. Его функции и значение. Отличие восприятия от ощущения. Физиологические основы восприятия. Виды восприятия. Свойства восприятия. Зрительные иллюзии. Наблюдение и условия его эффективности.
Основные понятия: восприятие, активность, историчность, предметность, сенсорный эталон, апперцепция, целостность, константность, категоризированность, осмысленность,
Литература: 1. Ананьев Б.Г., Дворяшенко М.Д., Кудрявцев Н.А. Индивидуальное различие человека и константность восприятия.- М.,1968. 2. Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия: Избран. Психологические труды.-М.,2000. 3. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия.-М.,1973. 4. Грановская Р.М. Восприятия и модели памяти.-Л.,1974. 5. Грановская Р.М., Березная И.Я., Григорьева А.Н. Восприятие и признаки формы.-М.,1981. 6. Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. Информационные процессы и нейронные механизмы.-Л.,1985. 7. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции.-М.,1977. 8. Логвиненко А.Д. Психология восприятия.- М.,1987. 9. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие.- М.,1975. 10. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия./ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер.-М.,1999. 11. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие.-СПб.,2003.
Тема 5.4. Память Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Теории памяти. Физиологические основы памяти. Виды и типы памяти. Процессы памяти. Память и мышление, их взаимосвязь. Методы изучения памяти. Формирование и развитие памяти.
Основные понятия: память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, долговременная, кратковременная, оперативная, реминисценция, узнавание.
Литература: 1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения./ Под общ ред. Ю.М.Забродина, Б.Ф.Ломова.-М.:Прогресс, 1980. 2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-СПб.,2000. 3. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание.-М.,1961. 4. Лурия А.Р. Внимание и память.-М.,1975. 5. Ляудис В.Я. Память в процессе развития.-М.,1976. 6. Психология памяти. Хрестоматия. /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер.-М.,2000. 7. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти.-М.,1966. 8. Солсо Р. Когнитивная психология.-М.,2002. 9. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг: исследование механизмов.-М.,1988. 10. Шадриков В.Д., Черемошина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика.-М.,1990.
Тема 5.5. Мышление Понятие о мышлении. Значение мышления. Особенности мышления: социальная природа мышления, связь с чувственным познанием, обобщенность и опосредованность. Теории мышления. Виды и формы мышления. Операции мышления. Мышление и речь. Мышление и эмоции. Методы изучения мышления. Формирование и развитие мышления. Основные понятия: мышление, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение,, конкретизация, понятие, суждение, умозаключение.
Литература: 1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд// Вопросы психологии.-1995.-№1.-с.11-131. 2. Васильева И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал.-1998.-№ 4.-с.49-60. 3. Васильева И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление.-М.,1980. 4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-СПб.,2000. 5. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление.-М.,1992. 6. Лурия А.Р. Язык и мышление.-М.,1979. 7. Орлов Ю.М. Саногенное мышление.-М.1993. 8. Солсо Р.Л. Когнитивная психология.-М.,1996. 9. Тихомиров О.К. Психология мышления.-М.,1984. 10. Холодная М.А. Психология интеллекта.-СПб.,2003. 11. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект (нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности).-М.,1995.
Тема 5.6. Речь Понятие о речи и языке. Основные функции языка. Роль речи в психической деятельности человека. Физиологические основы речи. Функции и виды речи. Расстройства речи.
Основные понятия: речь, язык.
Литература:
1. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.- М.,1982. 2. Лурия А.Р. Язык и мышление.-М.,1979. 3. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление.-М,,1968. 4. Хомский Н. Язык и мышление.-М.,1972. 5. Чистович Л.А. Речь. Артикуляция и восприятие.- М.; Л.,1965. Тема 5.7. Воображение Понятие о воображении. Его значение и функции в развитии человека. Физиологические основы воображения. Виды воображения. Процессы воображения. Индивидуальные особенности воображения. Методы изучения воображения. Развитие воображения. Основные понятия: воображение, агглютинация, заострение, схематизация, грезы, типизация, мечта, воссоздающее и творческое воображение.
Литература: 1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение:Избранные психологические труды.-М.,1996. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СП.,1997. 3. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов.-СПб.,1994. 4. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.-М.,1979. 5. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения.-М.,1989. 6. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование.-Тбилиси,1972. 7. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока: Психологические механизмы формирования.-М.,1997.
Практические занятия Раздел 1. Введение в психологию
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|