Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы для подготовки рефератов




1. Возникновение психологии как науки. Этапы ее становления.

2. Предмет психологии. Психическое отражение, его специфические особенности.

3. Методология психологии. Уровни методологии. Методологические принципы психологии.

4. Сознание как высший уровень психического отражения, его структура и уровни работы.

5. Бессознательное, его содержание и проявления.

6. Место психологии в системе наук и ее взаимосвязь с другими науками. Структура современной психологической науки. Классификация отраслей психологии.

7. Методология, метод и методика психологического исследования. Принципы научного исследования.

8. Уровни и этапы психологического исследования. Требования к его организации и проведению.

9. Классификация методов психологии.

10. Наблюдение, его виды, достоинства и недостатки.

11. Эксперимент, его виды, достоинства и недостатки.

12. Опрос, его виды, достоинства и недостатки. Тесты, их виды, достоинства и недостатки.

13. Деятельность, ее структура. Освоение деятельности.

14. Характеристика основных видов деятельности: игра, учение, труд.

15. Личность. Структура личности. Личность и индивидуальность. Личностный подход в психологии.

16. Потребности как источник развития личности. Классификация видов потребностей. Потребность и значимость объектов.

17. Мотивы поведения и деятельности человека как проявление потребностей. Их виды.

18. Самосознание личности.

19. Самооценка личности, уровень притязаний, их виды. Психологическая защита личности.

20. Темперамент. Теории темперамента. Физиологические основы темперамента.

21. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Проблема изменчивости темперамента, учет его особенностей в учебно-воспитательном процессе.

22. Характер, его значение. Теории характера. Природное и приобретенное в характере.

23. Структура характера. Основные черты и свойства характера.

24. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера. Учет его особенностей в учебно-воспитательном процессе.

25. Способности, их значение для человека и деятельности. Задатки и способности. Проблема наследования способностей.

26. Структура способностей, их уровни и виды.

27. Количественная и качественная характеристика способностей. Формирование способностей.

28. Эмоции и чувства, их значение и функции. Физиологические механизмы эмоций и чувств.

29. Эмоциональные состояния и формы переживания чувств.

30. Высшие чувства, их виды. Индивидуально-типические эмоциональные черты личности.

31. Воля, ее социальная природа.

32. Волевой акт, его структура.

33. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.

34. Внимание, его функции, значение и проявления. Физиологические основы внимания.

35. Виды внимания. Факторы, определяющие внимание.

1. 36.Структура свойств внимания.

36. Общая характеристика ощущений, их значение. Физиологические основы ощущений.

37. Виды ощущений, их характеристика.

38. Основные свойства и закономерности ощущений.

39. Общая характеристика восприятия, его связь с другими психическими процессами. Физиологические основы восприятия.

40. Основные свойства восприятия.

41. Виды восприятия, их классификация и характеристика.

42. Индивидуально-типологические различия в восприятии. Зрительные иллюзии. Наблюдение и наблюдательность.

43. Память, ее значение в жизни и деятельности человека. Теории памяти. Механизмы памяти.

44. Запоминание, его виды и рациональные приемы его организации.

45. Сохранение и забывание. Условия прочного сохранения.

46. Виды памяти. Индивидуально-типологические различия памяти.

47. Мышление, его значение и связь с другими психическими процессами. Особенности мышления.

48. Мыслительные процессы и операции.

49. Формы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Качества ума.

50. Речь, ее значение и функции.

51. Виды речи. Физиологические механизмы речи.

52. Воображение. Его роль в игровой, учебной и трудовой деятельности. Физиологические основы воображения.

55. Виды и приемы воображения. Индивидуальные качества воображения.
ТЕСТОЕ ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1. Общая психология – это наука изучающая:

А) процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в виде ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики

Б) наука о фактах, механизмах и закономерностях поведения человека

В) наука об особенностях физической и психической сферы человека

Г) отрасль биологической науки, занимающаяся исследованием функционирования нервных процессов головного мозга

 

2. Свойство особым образом организованной материи, заключающееся в способности отражать объективный и независимый от нее окружающий мир и на основе этого отражения регулировать поведение человека- это:

А) сознание Б) самосознание
В) рефлексия Г) психика

 

3. Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:

А) детерминизма Б) системности
В) развития Г) управления

 

4. Деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности ради удовлетворения своих потребностей, на создание материальных и духовных ценностей, называется:

А) трудовой Б) учебной
В) предметной Г) ведущей

 

5. Данный процесс в отличие от других процессов не имеет своего собственного содержания:

А) ощущение Б) восприятие
В) память Г) внимание

 

6. Познавательный процесс, характеризующийся отражением отдельных свойств и особенностей предмета:

А) ощущение Б) восприятие
В) память Г) мышление

 

7. Свойство ощущения, определяемое силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора:

А) качество Б) интенсивность
В) длительность Г) пространственная локализация

 

8. О каком свойстве восприятия идет речь: в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости, в восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления:

А) предметность Б) целостность
В) структурность Г) избирательность

 

9. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей - это:

А) механическая Б) логическая
В) эмоциональная Г) аудиальная

10. Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания - это:

А) реминисценция Б) интерференция
В) интериоризация Г) экстериоризация

 

11. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

А) новизна раздражителя Б) неожиданность раздражителя
В) интерес человека Г) усталость человека

 

12. Способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами - это:

А) теоретическое мышление Б) наглядно-действенное мышление
В) наглядно-образное мышление Г) словесно-логическое мышление

 

13. Расчленение объекта на части или характеристики составляет сущность такой мыслительной операции, как:

А) анализ Б) сравнение
В) классификация Г) абстракция

 

14. Прием создания образов воображения, связанный с увеличением или уменьшением предмета, изменением количества частей предмета или их смещением, - это:

А) гиперболизация Б) схематизация
В) типизация Г) агглютинация

 

15. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека - это:

А) собственно эмоции Б) аффект
В) настроение Г) чувство

 

16. Укажите неверное определение темперамента:

А) качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетически обусловленного типа его нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности

Б) динамическая характеристика психической деятельности индивида

В) индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики

Г) качество личности, не связанное с наследственностью

 

17. Свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками, преодолевать препятствия на пути достижения цели- это:

А) генерализация стимула Б) воля
В) возбудимость Г) влечение

 

18. Укажите неверное определение характера:

А) совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливающая типичные индивидуальные способы поведения

Б) совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются темп и сила его эмоционального реагирования

В) качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и потому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности; «каркас» и подструктура личности, наложенная на ее остальные подструктуры

Г) совокупность свойств личности, определяющих способы его реагирования на жизненные обстоятельства

19. Чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая крайние варианты нормы - это:

А) психопатии Б) акцентуация
В) эмпатия Г) астения

 

20. Укажите неверное определение способностей:

А) индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности

Б) это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся

В) закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений

Г) индивидуальные особенности личности, от которых зависит успешность выполнения человеком различных видов деятельности

 

Номер вопроса Номер правильного ответа Количество баллов Номер вопроса Номер правильного ответа Количество баллов
  А     Г  
  Г     Б  
  А     А  
  А     А  
  Г     В  
  А     Г  
  Б     Б  
  Б     Б  
  Б     Б  
  А     В  

ГЛОССАРИЙ

Абстрагирование - мыслительная операция, характеризующаяся отвлечением от несущественных свойств предмета.

Автобиографическая память – подсистема долговременной памяти, оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях.

Агглютинация – способ создания образов воображения, характеризующийся соединением несоединяемых качеств, свойств, частей отдельных предметов, результатом которого является создание необычного образа.

 

Адаптация (габитуация) - снижение чувствительности к действию постороннего незначимого раздражителя.

 

Акцентуация характера – чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим (крайний вариант нормы).

Анализ – мыслительная операция, характеризующаяся мысленным разделением предмета, явления, ситуации на составляющие их элементы.

 

Анкетный опрос – метод психологического исследования, характеризующийся опосредованным характером взаимодействия между исследователем и исследуемым при помощи набора вопросов (анкеты).

 

Ассоцианизм (ассоциативная психология) – общее название для ряда концепций в психологии, представители которых считали ассоциацию главным или единственным механизмом работы сознания.

 

Ассоциация – возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания, проявляющаяся в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой появление другого. Чем чаще в опыте возникает такая связь, тем прочнее становится ассоциация.

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающееся дезорганизацией деятельности и поведения.

 

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации, предполагающий установление доверительных отношений между респондентом и исследователем.

 

Бессознательное – совокупность психических процессов, состояний неосознаваемых со стороны человека. Проявления бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности (мотивы, установки): 2) механизмы и процессы подпорогового восприятия; 3) неосознаваемые механизмы творческих процессов; 4) неосознаваемые механизмы, обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов; 5) неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре.

 

Биодинамическая ткань – составляющая сознание, обобщенное выражение различных характеристик предметных действий и движений, без которых невозможно построение образа мира.

 

Бихевиоризм – психологическое направление, возникшее в начале 1910-х г.г. в США, представители которого считали предметом психологии поведение, под которым подразумевали совокупность всех внешне наблюдаемых реакций организма на внешние воздействия (стимулы). Единицей анализа поведения является схема «стимул – реакция». Бихевиористы отказались от интроспекции как метода психологического исследования и выступали за популяризацию объективного наблюдения и эксперимент.

Верхний порог ощущений – максимальная величина доболевой интенсивности воздействия.

 

Внимание – психический процесс, характеризующийся направленностью и сосредоточенностью психической деятельности на объекте (объектах) реальном иди идеальном, в ходе которого не происходит познание предмета, но улучшается функционирование познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, ощущения, воображения).

 

Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики и личности человека от рождения до смерти.

Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия.

Воображение – познавательный процесс при помощи которого строятся новые образы действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального, эмоционально-смыслового опыта.

 

Восприятие – познавательный процесс, характеризующийся отражением объектов окружающего мира во всей совокупности их свойств и характеристик при их непосредственном воздействии на органы чувств.

 

Воспроизведение – процесс актуализации информации хранящейся в памяти.

Воссоздающее воображение – вид воображения, основанный на создании образов объектов, имеющихся в действительности.

 

Вытеснение – механизм психологической защиты, предполагающий перевод психического содержания из сознательного и предсознательного в бессознательное.

 

Генетическая память - память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение.

 

Генетическая психология - отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики в онтогенезе.

Гениальность – наивысшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества.

 

Гештальт – функциональная структура, по присущим ей законам упорядочивающая многообразие отдельных явлений.

 

Гештальтпсихология - психологическое направление, возникшее в начале ХХ в. в Германии, представители которого (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка) выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур- гештальтов.

Гиперболизация - способ создания образов воображения, характеризующийся увеличением или уменьшением предметов, изменением количества его частей.

 

Гуманистическая психология – направление психологии, возникшее на рубеже 50-60 – х г.г. ХХ в. в США. Предметом исследования психологии (по мнению А. Маслоу, Ш. Бюлер, Г. Олпорт) является целостный человек, рассматриваемый как уникальная и неповторимая личность, имеющая собственную программу развития, способная к самоактуализации (осуществлению своих потенциалов, способностей, талантов и пр.).

Дедукция - вид умозаключений, характеризующийся движением знания от общего положения к частным утверждениям.

 

Дежа вю эффект – наблюдается в тех случаях, когда человеку кажется, что он уже переживал ситуацию, которой на самом деле никогда не было в его опыте.

 

Действие - относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему мотиву.

 

Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, направленная на реализацию потребностей и преобразование внешнего мира и самого себя.

 

Дифференциальная психология - отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия в психической деятельности.

Длительность – свойство ощущения, определяющееся функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

 

Долговременная память – вид памяти, рассчитанный на длительное хранение информации и многократное ее воспроизведение при условии ее сохранения.

 

Доминанта (А.А. Ухтомский) – преобладающий очаг возбуждения в нервной системе, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью, который усиливает все сообразные ему процессы и подвергает торможению все остальные процессы в нервной системе, задавая тем самым определенное направление поведению человека или животного.

 

Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, составляющие природную основу формирования способностей.

 

Задача – цель в конкретных условиях.

Замещение – механизм психологической защиты, состоящий в переносе действия с недоступного объекта на доступный.

Заострение - способ создания образов воображения, характеризующийся подчеркиванием каких-либо признаков объектов.

 

Запоминание произвольное – специальное действие, в основе которого лежит намерение человека запомнить информацию точно и на длительный период с целью последующего воспроизведения или узнавания.

 

Запоминание непроизвольное - запечатление информации без предварительного отбора материала, специальных волевых усилий и применения осознанного мнемических приемов.

 

Значение - единица сознания, представляющая собой обобщенное отражение наиболее существенных свойств мира.

 

Зоопсихология - отрасль психологии, изучающая эволюцию и закономерности функционирования психики животных.

Избирательность – свойство восприятия, характеризующееся направленностью на выделение из большого количества окружающих человека предметов и явлений лишь некоторых, соответствующих его интересам и потребностям.

 

Имплицитная память – тип памяти, характеризующийся невозможностью произвольно и сознательно актуализировать опыт, выявляемый при помощи косвенных методов.

 

Импринтинг – способность мгновенно запечатлевать в памяти биологически значимые объекты.

 

Индивид – человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно обусловленных свойств; человек как единое природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт.

Индивидуальность – человек, имеющий социально значимые отличия от других людей.

Индукция – вид умозаключений, характеризующийся движением знания от единичных утверждений к общим положениям.

 

Инстинкт – генетически закрепленные формы поведения и психического отражения, общие для всех представителей данного вида.

Интенсивность – свойство ощущения, определяющееся силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

 

Интервью - метод психологического исследования, характеризующийся непосредственным общением исследователя с респондентом при помощи заранее сформулированных вопросов (формализованное (стандартизированное) интервью), направленных на выявление интересующих интервьюера мнений испытуемого. Во время неформализованного (нестандартизированного) интервью исследователь руководствуется только общим планом интервью и может в соответствии с конкретной ситуацией исследования изменять формулировку вопросов или порядок их следования.

 

Интериоризация – переход внешнего практического действия во внутреннее психическое.

 

Интерференция – 1)ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия другого материала, с которым оперирует человек; 2) механизм забывания, заключающийся в том, что одно содержание памяти препятствует сохранению другого.

 

Историческая психология – исследует конкретно-исторические особенности потребностно-мотивационных и познавательных процессов людей разных исторических эпох.

Качества ума:

1. Глубина мышления – это качество ума, проявляющееся в степени проникновения в сущность явления, процесса.

2. Самостоятельность мышления – это качество ума, выражающееся в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачу собственными силами.

3. Гибкость мышления – это качество ума, проявляющееся в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач.

4. Критичность мышления – это качество ума, характеризующееся способностью человека правильно оценивать как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.

5. Быстрота мышления – это качество ума, проявляющееся в способности находить правильные. Обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени.

 

Когнитивная психология - психологическое направление, возникшее на рубеже 50 – 60 г.г. ХХ в., провозгласившее предметом психологии познавательные процессы (процессы получения, переработки и хранения информации).

Константность – свойство восприятия, характеризующееся относительным постоянством свойств наблюдаемых объектов при сравнительно широком диапазоне изменения соответствующих характеристик проксимального стимула.

 

Контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой или графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели с последующей их статистической обработкой.

 

Космическая психология – отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей в условиях подготовки и осуществления космических полетов.

 

Кратковременная память – промежуточное хранилище информации, характеризующееся ограниченной емкостью и использованием повторения как основного механизма удержания информации, обеспечивающее непосредственное ее использование или перевод в долговременную память.

 

Кривая забывания – эмпирически установленная зависимость количества сохраненного материала в памяти от времени (открыл Г. Эббингауз).

 

Личностный смысл – отражение мира в его значимости для человека.

Личность – 1) особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения; 2) особое качество человека, интегрирующее в единое целое различные психологические процессы человека и придающее его поведению последовательность и устойчивость.

Локус контроля – устойчивое свойство индивида, характеризующееся склонностью приписывать ответственность за результаты своей деятельности обстоятельствам или другим людям (внешний (экстернальный)локус контроля) или себе самому (внутренний (интернальный) локус контроля).

 

Медицинская психология - отрасль психологии, изучающая закономерности и явления психической жизни людей, связанные с применением медицинских манипуляций и пребыванием в медицинских учреждениях.

 

Метод – научно обоснованный способ организации исследовательской деятельности.

 

Методология – это совокупность методов и способов организации и построения теоретического и практического знания.

Модальность – свойство ощущения, обусловливающее его принадлежность к определенной сенсорной системе.

 

Моделирование психики - метод исследования психических состояний, свойств и процессов, заключающийся в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов.

 

Моделирование психологическое – организация и воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности.

 

Мотив – это 1) побуждение к деятельности, связанное с реализацией потребностей субъекта; 2) совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 3) материальный или идеальный предмет, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности.

 

Мотивация – совокупность побуждений, вызывающих определенную активность человека, т.е. система факторов, детерминирующих поведение.

 

Мотивировка – 1) вербальное объяснение собственного поведения; 2) рациональное объяснение субъектом причин собственных действий посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства.

Мышление – познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности установлением связей и отношений между предметами я явлениями.

 

Наблюдение – метод психологического исследования, заключающийся в фиксации чувственно воспринимаемой информации.

 

Навык – действие, сформированное путем повторений, характеризующееся высокой степенью освоения (автоматизмом) и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

 

Надсознательное – 1) «надындивидуальные» образы поведения и способов познания, характерные для той или иной общности, которые, будучи усвоены субъектом в виде системы значений или смыслов, играют существенную роль в упорядочивании сознательных явлений и организации опыта субъекта; 2) результаты протекающего вне сознательного контроля творчества ученого или значимых для субъекта процессов осмысления его жизненного пути, которые приводят к внезапному решению творческой задачи.

 

Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, относительно не зависимых от текущих ситуаций, обуславливающих деятельность человека.

Настроение – достаточно продолжительное эмоциональное состояние не достигшее значительной интенсивности, которое образует эмоциональный фон для протекания психических процессов.

 

Научение – 1) спонтанное, неосознаваемое приобретение знаний, умений и навыков; 2) процесс и результат приобретения человеком (животным) индивидуального опыта, в ходе активного взаимоотношения организма со средой.

 

Незавершенного действия эффект (эффект Зейгарник Б.В.) – содержание незавершенных действий воспроизводится лучше, чем содержание завершенных действий.

 

Нейропсихология - отрасль психологии, направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Нижний порог ощущений – минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущения.

Объем – свойство внимания, отражающее количество элементов, которые могут одновременно удерживаться в фокусе внимания.

Обобщение - мыслительная операция, характеризующаяся мысленным соотнесением и выделением общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях.

 

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, определяющее диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

 

Онтогенез (ontogenesis) - процесс индивидуального развития организма в течение всей жизни.

 

Оперативная память – вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.

 

Операция – единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации.

 

Операция приспособительная – возникает в процессе непроизвольного подражания или приспособления (адаптации) к предметным условиям ситуации. Ее особенности – 1) непроизвольность; 2) изначальная неосознаваемость; 3) непластичность (ригидность).

 

Операция сознательная – в процессе многократного повторения какого-либо действия происходит его автоматизация. Ее особенности – 1) произвольно контролируется; 2) вторично неосознаваема, но может осознаваться при появлении затруднений в их осуществлении; 3) гибкость (лабильность).

 

Опрос – метод эмпирического (устного или письменного) сбора данных при непосредственном или опосредованном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого.

 

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Характер отражения зависит от уровня организации материи, поэтому оно качественно отличается в неорганической и органической природе, в мире животных и социальном мире, в простых и высокоорганизованных системах.

На уровне организма отражение первично проявляется в раздражимости, возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов.

В процессе развития органического мира такое допсихическое отражение (раздражимость) постепенно преобразовывалось в чувствительность как способность иметь ощущения как первичные психические образы среды, служащие целям ориентации и регуляции действий в различных ситуациях.

На основе простейших форм отражения (раздражимости и чувствительности) формируются более сложные формы, включающие сенсорные и когнитивные образы реальности, позволяющие воспроизводить пространственно-временные и причинные связи, воспринимаемые из окружающего мира, и соответственно выстраивать наиболее адекватную модель поведения.

 

Отрицание – механизм психологической защиты, характеризующийся процессом игнорирования травмирующей человека информации на стадии ее восприятия.

Осмысленность – свойство восприятия, заключающееся в осознании, понимании воспринимаемых объектов, ситуаций.

Ощущение – познавательный процесс, характеризующийся отражением отдельных свойств, особенностей объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

 

Память – психический познавательный процесс, состоящий в запечатлении, сохранении, изменении и утрате прошлого опыта, который делает возможным его восстановление в сфере сознания и использование в деятельности.

 

Патопсихология - отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях, связанных с психическими или соматическими заболеваниями.

 

Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания подрастающего поколения. Изучает закономерности усвоения человеком социального опыта в учебно-воспитательной деятельности, опосредованной орудиями учения. Переключение – свойство внимания, определяющая способность быстро переходить от одного объекта к другому.

 

Потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых не возможно развитие и существование живых организмов (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович и др.).

 

Предвнимание (У. Найссер) – совокупность процессов и механизмов предварительного анализа стимуляции, позволяющих привлечь сфокусированное внимание или к выделенным в результате такого анализа, или к жизненно значимым объектам и событиям.

Предметность – отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке сенсорной информации.

 

Привычка – автоматизированное действие, выполнение которого стало потребностью.

 

Проактивное торможение (интерференция проактивная) – ухудшение сохранения заучиваемого материала под влиянием предварительно заученного (интерферирующего) материала. (проявляется в формировании навыков).

 

Проекция – механизм психологической защиты, состоящий в том, что человек бессознательно приписывает другому лицу собственных чувства, желания, влечения, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприем

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...