Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение и рост средневековых городов




Города оказали значительное воздействие на экономику средне­векового общества, сыграли очень важную роль в его социально-политической и духовной жизни. XI столетие – время, когда в большинстве стран Западной Европы в основном сложились го­рода, как и все главные структуры феодализма, – является хро­нологическим рубежом между ранним средневековьем (V–XI вв.) и периодом наиболее полного развития феодального строя (XI– XV вв.), средневековой цивилизации в целом.

Городская жизнь в раннее средневековье. Первые столетия сред­них веков в Западной Европе характеризовались почти полным господством натурального хозяйства, когда основные жизненные средства добываются в самой хозяйственной ячейке, силами ее членов и из ее ресурсов. Крестьяне, составляющие подавляющую массу населения, производили сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия, орудия труда и одежду для собственных нужд и для уплаты повинностей феодалу. Принадлежность ору­дий труда самому работнику, соединение сельского труда с ре­меслом, – характерные черты натурального хозяйства. Лишь не­многие специалисты-ремесленники проживали тогда в немного­численных городских поселениях, а также в поместьях крупных феодалов (обычно в качестве дворовых людей). Небольшое число сельских ремесленников (кузнецы, гончары, кожевники) и про­мысловиков (солевары, углежоги, охотники) наряду с ремеслом и промыслами занимались и сельским хозяйством.

Обмен продуктами был незначителен, он основывался прежде всего на географическом разделении труда: различиях в природ­ных условиях и уровне развития отдельных местностей и регио­нов. Торговали преимущественно добываемыми в немногих пунк­тах, но важными в хозяйстве товарами: железом, оловом, медью, солью и т.п., а также предметами роскоши, не производившими­ся тогда в Западной Европе и привозимыми с Востока: шелковы­ми тканями, дорогими ювелирными изделиями и оружием, пря­ностями и т.д. Главную роль в этой торговле играли странствую­щие, чаще всего иноземные купцы (греки, сирийцы, арабы, евреи и др.). Производство продуктов, специально рассчитанное на продажу, т.е. товарное производство, в большей части Западной Ев­ропы почти не было развито. Старые римские города приходили в упадок, происходила аграризация экономики, а на варварских территориях города только возникали, торговля была примитивной.

Конечно, и начало средневековья отнюдь не было «безгород­ским» периодом. Сохранялись еще позднерабовладельческий полис в Византии и западноримские города, в разной мере запустевшие и разрушенные (Милан, Флоренция, Болонья, Неаполь, Амальфи, Париж, Лион, Арль, Кёльн, Майнц, Страсбург, Трир Аугсбург, Вена, Лондон, Йорк, Честер, Глостер и многие другие). Но они по большей части играли роль либо административных центров, либо укрепленных пунктов (крепостей-бургов), либо ре­зиденций епископов и т.д. Их небольшое население мало чем отличалось от деревенского, многие городские площади и пусты­ри использовались под пашни и пастбища. Торговля и ремесла были рассчитаны на самих горожан и не оказывали заметного влияния на окружающие деревни. Больше всего городов сохра­нилось в наиболее романизированных областях Европы: могучий Константинополь в Византии, торговые эмпории в Италии, Южной Галлии, в вестготской, а затем арабской Испании. Хотя и там позднеантичные города в V–VII вв. пришли в упадок, некоторые из них были относительно многолюдны, в них продолжали действовать специализированные ремесла, постоянные рынки, сохра­нялись муниципальная организация и цехи. Отдельные города, прежде всего в Италии и Византии, являлись крупными центрами посреднической торговли с Востоком. На большей же части Европы, где не было античных традиций, существовали отдельные городские очаги и немногие ранние города, поселения городского типа были редки, малолюдны, не имели заметного экономического значения.

Таким образом, в масштабах Европы городской строй как общая и завершенная система в раннее средневековье еще не сложился. Западная Европа отставала тогда в своем развитии от Византии и Востока, где процветали многочисленные города с высокоразви­тым ремеслом, оживленной торговлей, богатыми постройками. Однако и существовавшие тогда пред- и раннегородские поселе­ния, в том числе на варварских территориях, сыграли значитель­ную роль в феодализационных процессах, выступая центрами политико-административ-ной, стратегической и церковной организации, постепенно сосредоточивая в своих стенах и развивая товарное хозяйство, становясь пунктами перераспределения ренты и главными очагами культуры.

Рост производительных сил. Отделение ремесла от сельского хозяйства. При том, что город становился средоточием отделив­шихся от сельского хозяйства функций средневекового общества, в том числе политико-идеологических, основой городской жизни была экономическая функция – центральная роль в складываю­щемся и развивающемся простом товарном хозяйстве: в мелком товарном производстве и обмене. Его развитие основывалось на общественном разделении труда: ведь постепенно выделяющиеся отдельные отрасли труда могут существовать лишь путем обмена продуктами своей деятельности.

К Х-ХI вв. в хозяйственной жизни Западной Европы произо­шли важные изменения. Рост производительных сил, связанный с утверждением феодального способа производства, впериод ран­него средневековья быстрее всего шел в ремесле. Он выражался там в постепенном изменении и развитии техники и главным об­разом навыков ремесла и промыслов, в их расширении, диффе­ренциации, усовершенствовании. Ремесленная деятельность тре­бовала все большей специализации, уже не совместимой с трудом крестьянина. Одновременно совершенствовалась сфера обмена: распространялись ярмарки, складывались регулярные рынки, рас­ширялись чеканка и сфера обращения монет, развивались сред­ства и пути сообщения.

Наступил момент, когда неизбежным стало отделение ремесла от сельского хозяйства: превращение ремесла в самостоятельную отрасль производства, концентрация ремесла и торговли в осо­бых центрах.

Другой предпосылкой отделения ремесла и торговли от сель­ского хозяйства явился прогресс в развитии последнего. Расшири­лись посевы зерна и технических культур: развивались и совершен­ствовались огородничество, садоводство, виноградарство и тесно связанные с сельским хозяйством виноделие, маслоделие, мельнич­ное дело. Увеличилась численность и улучшилась породность скота. Использование лошадей внесло важные улучшения в гужевой транспорт и военное дело, в крупное строительство и обработку почвы. Увеличение продуктивности сельского хозяйства давало возможность обменивать часть его продуктов, в том числе пригод­ных как ремесленное сырье, на готовые ремесленные изделия, что избавляло крестьянина от необходимости производить их самому.

Наряду с названными хозяйственными предпосылками на ру­беже I и II тысячелетий появились важнейшие социальные и по­литические предпосылки складывания специализированного ре­месла и средневековых городов в целом. Завершился процесс фе­одализации. Государство и церковь видели в городах свои опорные пункты и источники денежных поступлений и по-своему содей­ствовали их развитию. Выделился господствующий слой, потреб­ность которого в роскоши, оружии, особых условиях жизни способствовала увеличению числа профессиональных ремесленников. А рост государственных налогов и сеньориальных рент до извест­ного времени стимулировал рыночные связи крестьян, которым все чаще приходилось выносить на рынок не только излишки, но и часть необходимых для их жизни продуктов. С другой стороны, крестьяне, подвергавшиеся все большему гнету, стали убегать в города, это была форма их сопротивления феодальному гнету.

В деревне возможности для развития товарного ремесла были весьма ограниченными, так как рынок сбыта ремесленных изде­лий там узок, а власть феодала лишала ремесленника необходи­мой ему самостоятельности. Поэтому ремесленники бежали из деревни, и селились там, где находили наиболее благоприятные условия для самостоятельного труда, сбыта своей продукции, по­лучения сырья. Переселение ремесленников в рыночные центры и города было частью общего движения туда сельских жителей.

В результате отделения ремесла от сельского хозяйства и разви­тия обмена, в результате бегства крестьян, в том числе и знавших какое-либо ремесло, в X–XIII вв. (а в Италии с IX в.) повсюду в Западной Европе бурно росли города нового, феодального типа. Они являлись центрами ремесла и торговли, отличались по со­ставу и основным занятиям населения, его социальной структуре и политической организации.

Формирование городов, таким образом, не только отражало об­щественное разделение труда и социальную эволюцию периода раннего средневековья, но и было их результатом. Поэтому, яв­ляясь органичной составной частью феодализационных процес­сов, складывание города несколько отставало от складывания го­сударства и основных структур феодального общества.

Теория происхождения средневековых городов. Вопрос о причи­нах и обстоятельствах возникновения средневековых городов представляет большой интерес.

Пытаясь ответить на него, ученые в XIX и XX вв. выдвигали различные теории. Для значительной их части характерен инсти­туционально-юридический подход к проблеме. Наибольшее вни­мание уделялось происхождению и развитию специфических городских учреждений, городского права, а не социально-эконо­мическим основам процесса. При таком подходе невозможно объ­яснить коренные причины происхождения городов.

Историков XIX в. занимал в первую очередь вопрос о том, из какой формы поселения произошел средневековый город и как учреждения этой предшествующей формы трансформировались в учреждения города. «Романистическая» теория (Савиньи, Тьерри, Гизо, Ренуар), которая строилась главным образом на материале романизированных областей Европы, считала средневековые го­рода и их учреждения прямым продолжением поздних античных городов. Историки, опиравшиеся в основном на материал Север­ной, Западной, Центральной Европы (в первую очередь немец­кие и английские), видели истоки средневековых городов в явле­ниях нового, феодального общества, прежде всего правовых и институционных. Согласно «вотчинной» теории (Эйхгорн, Нич), город и его институты развивались из феодальной вотчины, ее управления и права. «Марковая» теория (Маурер, Гирке, Белов) выводила городские учреждения и право из строя свободной сель­ской общины-марки. «Бурговая» теория (Кейтген, Мэтланд) усмат­ривала зерно города в крепости-бурге и бурговом праве. «Рыноч­ная» теория (Зом, Шредер, Шульте) выводила городское право из рыночного права, действовавшего в местах, где велась торговля.

Все эти теории отличались односторонностью, выдвигая каж­дая какой-либо единственный путь или фактор возникновения города и рассматривая его преимущественно с формальных пози­ций. К тому же они так и не объяснили, почему большинство вотчинных центров, общин, замков и даже рыночных местечек так и не превратились в города.

Немецкий историк Ритшель в конце XIX в. попытался объеди­нить «бурговую» и «рыночную» теории, видя в ранних городах поселения купцов вокруг укрепленного пункта – бурга. Бельгий­ский историк А. Пиренн в отличие от большинства своих пред­шественников отводил определяющую роль в возникновении го­родов экономическому фактору – межконтинентальной и меж­региональной транзитной торговле и ее носителю – купечеству. Согласно этой «торговой» теории, города в Западной Европе воз­никали первоначально вокруг купеческих факторий. Пиренн так­же игнорирует роль отделения ремесла от сельского хозяйства в возникновении городов и не объясняет истоки, закономерности и специфику города именно как феодальной структуры. Тезис Пиренна о чисто торговом происхождении города не был принят многими медиевистами.

В современной зарубежной историографии сделано многое для изучения археологических данных, топографии и планов средневе­ковых городов (Гансгоф, Планиц, Эннен, Веркотерен, Эбель и др.). Эти материалы многое разъясняют в предыстории и начальной истории городов, почти не освещенной письменными памятниками. Серьезно разрабатывается вопрос о роли в складывании средневековых городов политико-административных, военных, культовых факторов. Все эти факторы и материалы требуют, конечно, учета социально-экономических сторон возникновения города и его характера как феодальной структуры.

Многие современные зарубежные историки, стремясь уяснить общие закономерности генезиса средневековых городов, разделяют и развивают концепции возникновения феодального города именно как следствия общественного разделения труда, развития товар­ных отношении, социальной и политической эволюции общества.

В отечественной медиевистике проведены солидные исследова­ния по истории городов почти всех стран Западной Европы. Но длительное время в ней делался акцент в основном на социаль­но-экономической роли городов, при меньшем внимании к их прочим функциям. В последние годы, однако, проявляется тен­денция рассматривать все многообразие социальных характерис­тик средневекового города, притом от самых истоков. Город оп­ределяется как не только наиболее динамичная структура средне­вековой цивилизации, но и как органический компонент всего феодального строя.

Возникновение феодальных городов. Конкретно-исторические пути возникновения городов весьма разнообразны. Уходившие из деревень крестьяне и ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия «городскими делами», т.е. делами, связанными с рынком. Иног­да, особенно в Италии и Южной Франции, это были админи­стративные, военные и церковные центры, нередко располагав­шиеся на территории старых римских городов, которые возрож­дались к новой жизни – уже в качестве городов феодального типа. Укрепления этих пунктов обеспечивали жителям необходимую безопасность.

Концентрация населения в подобных центрах, в том числе фео­далов с их слугами и свитой, духовных лиц, представителей коро­левской и местной администрации, создавала благоприятные ус­ловия для сбыта ремесленниками своих изделий. Но чаще, осо­бенно в Северо-Западной и Центральной Европе, ремесленники и торговцы селились вблизи больших вотчин, усадеб, замков и монастырей, обитатели которых приобретали их товары. Сели­лись они у пересечения важных дорог, у речных переправ и мос­тов, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т.п., где издавна действовали традиционные торжища. Такие «ры­ночные местечки» при значительном росте их населения, наличии благоприятных условий для ремесленного производства и рыночной деятельности также превращались в города.

Рост городов в отдельных областях Западной Европы происхо­дил разными темпами. Раньше всего, в VIII–IX в., феодальные города, в первую очередь как центры ремесла и торговли, сформировались в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Бари, Неаполь, Амальфи); в X в. – на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн, Монпелье, Тулуза и др.). В этих и других областях, с богатыми античными традициями быстрее, чем в других, специализирова­лись ремесла, произошло формирование феодального государст­ва с его опорой на города.

Раннему возникновению и росту итальянских и южнофранцуз­ских городов способствовали также торговые связи этих областей с более развитыми в то время Византией и странами Востока. Конечно, известную роль сыграло и сохранение там остатков многочисленных древних городов и крепостей, где легче было найти приют, защиту, традиционные рынки, рудименты ремес­ленных организаций и римского муниципального права.

В X–XI вв. стали возникать феодальные города в Северной Фран­ции, в Нидерландах, в Англии и Германии – по Рейну и верхне­му Дунаю. Фландрские города Брюгге, Ипр, Гент, Лилль, Дуэ, Аррас и другие славились тонкими сукнами, которыми снабжали многие страны Европы. В этих областях было уже не так много римских поселений, большинство городов возникало заново.

Позднее, в XII–XIII вв., выросли феодальные города на север­ных окраинах и во внутренних областях Зарейнской Германии, в Скандинавских странах, в Ирландии, Венгрии, дунайских княже­ствах, т.е. там, где развитие феодальных отношений происходило медленнее. Здесь все города вырастали, как правило, из рыноч­ных местечек, а также областных (бывших племенных) центров. Распределение городов на территории Европы было неравно­мерным. Особенно много их было в Северной и Средней Италии, во Фландрии и Брабанте, по Рейну. Но и в других странах и реги­онах количество городов, включая мелкие, было таково, что обычно житель деревни мог добраться до какого-либо из них в течение одного дня.

При всем различии места, времени, конкретных условий возник­новения того или иного города око всегда являлось результатом общего для всей Европы общественного разделения труда. В соци­ально-экономической сфере оно выражалось в отделении ремес­ла от земледелия, развитии товарного производства и обмена между разными сферами хозяйства и разными территориями и посе­лениями; в собственно социальной и политической сферах – в развитии структур государственности с их институтами и атри­бутами.

Этот процесс имел длительный характер и не был завершен в рамках феодализма. Однако в X–XI вв. он стал особенно интен­сивным и привел к важному качественному сдвигу в развитии общества.

Простое товарное хозяйство при феодализме. Товарные от­ношения – производство на продажу и обмен, – концентриру­ясь в городах, стали играть огромную роль в развитии производи­тельных сил не только в самом городе, но и в деревне. Натураль­ное в своей основе хозяйство крестьян и господ постепенно втягивалось в товарно-денежные отношения, появлялись условия для развития внутреннего рынка на основе дальнейшего разде­ления труда, специализации отдельных районов и отраслей хо­зяйства (разные виды земледелия, ремесел и промыслов, ското­водство).

Само товарное производство средних веков не следует отожде­ствлять с капиталистическим или видеть в нем прямые истоки последнего, как это делали некоторые видные историки (А. Пиренн, А. Допш и др.). В отличие от капиталистического простое товарное производство было основано на личном труде мелких, обособленных непосредственных производителей – ремесленни­ков, промысловиков и крестьян, которые не эксплуатировали в широких масштабах чужой труд. Все более втягиваясь в товарный обмен, простое товарное производство, однако, сохраняло мел­кий характер, не знало расширенного воспроизводства. Оно об­служивало сравнительно узкий рынок и вовлекало в рыночные отношения лишь небольшую часть общественного продукта. При таком характере производства и рынка все товарное хозяйство при феодализме в целом также являлось простым.

Простое товарное хозяйство возникло и существовало, как извест­но, еще в античную эпоху. Затем оно приспосабливалось к усло­виям разных общественных систем и подчинялось им. В той форме, в которой товарное хозяйство было присуще феодальному обще­ству, оно выросло на его почве и зависело от господствующих в нем условий, развивалось вместе с ним, подчинялось закономерностям его эволюции. Лишь на определенном этапе феодальной системы, по мере развития предпринимательства, накопления капитала, отделения мелких самостоятельных производителей от средств производства и превращения рабочей силы в товар в мас­совом масштабе простое товарное хозяйство стало перерастать в капиталистическое. До этого времени оно оставалось неотъемле­мым элементом экономики и социального строя феодального об­щества, так же как средневековый город – главным центром то­варного хозяйства этого общества.

Население и внешний вид средневековых городов. Основное население городов составляли люди, занятые в сфере производства и обращения товаров: различные торговцы и ремесленники (сами же сбывавшие свой товар), огородники, промысловики. Значи­тельные группы людей были заняты продажей услуг, в том числе обслуживанием рынка: матросы, возчики и носильщики, трак­тирщики и содержатели постоялых дворов, слуги, цирюльники.

Наиболее представительной частью горожан были профессио­нальные торговцы из местных жителей и их верхушка – купцы. В отличие от немногочисленных странствующих купцов раннего средневековья они занимались и внешней, и внутренней торгов­лей и составляли особый общественный слой, заметный по чис­ленности и влиянию. Выделение купеческой деятельности, фор­мирование особого слоя занятых ею лиц было новым и важным шагом в общественном разделении труда.

В крупных городах, особенно политико-административных цент­рах, обычно жили феодалы со своим окружением (прислуга, воен­ные отряды), представители королевской и сеньориальной адми­нистрации – служилая бюрократия, а также нотариусы, врачи, преподаватели школ и университетов и другие представители на­рождающейся интеллигенции. Во многих городах заметную часть населения составляло черное и белое духовенство.

Горожане, предки которых обычно были выходцами из дерев­ни, еще долго сохраняли свои поля, пастбища, огороды как вне, так и внутри города, держали скот. Отчасти это объяснялось не­достаточной товарностью тогдашнего сельского хозяйства. Сюда же, в города, часто свозились поступления из сельских усадеб се­ньоров: города служили местом их концентрации, перераспреде­ления и сбыта.

Размеры средневековых западноевропейских городов были весьма невелики. Обычно их население исчислялось 1 или 3–5 тыс. жи­телей. Даже в XIV–XV вв. большими считались города с 20–30 тыс. жителей. Только немногие из них имели население, превышаю­щее 80–100 тыс. человек (Константинополь, Париж, Милан, Ве­неция, Флоренция, Кордова, Севилья).

Города отличались от окружающих деревень своим внешним видом и плотностью населения. Обычно они были окружены рва­ми и высокими каменными, реже деревянными, стенами, с башнями и массивными воротами, которые служили защитой от нападений феодалов и нашествий неприятеля. Ворота на ночь закрывались, мосты поднимались, на стенах дежурили дозор­ные. Сами же горожане несли сторожевую службу и составляли ополчение.

Городские стены со временем становились тесными, не вмеща­ли всех построек. Вокруг стен, окружавших первоначальный го­родской центр (бург, ситė, град), постепенно возникали предмес­тья – посады, слободы, населенные главным образом ремеслен­никами, мелкими торговцами и огородниками. Позднее предместья в свою очередь обносились кольцом стен и укреплений. Цент­ральным местом в городе была рыночная площадь, рядом с кото­рой обычно располагались городской собор, а там, где было само­управление горожан, – еще и ратуша (здание городского совета). Люди одинаковых или смежных специальностей нередко сели­лись по соседству.

Поскольку стены мешали городу расти вширь, улицы делались крайне узкими (по закону – «не шире длины копья»). Дома, час­то деревянные, тесно примыкали друг к другу. Выдающиеся впе­ред верхние этажи и крутые крыши домов, расположенных на­против друг друга, чуть не соприкасались. В узкие и кривые ули­цы почти не проникали лучи солнца. Уличного освещения не существовало, как, впрочем, и канализации. Мусор, остатки пищи и нечистоты обычно выбрасывались прямо на улицу. Здесь же нередко бродил мелкий скот (козы, овцы, свиньи), рылись куры и гуси. Вследствие тесноты и антисанитарного состояния в горо­дах вспыхивали особенно опустошительные эпидемии, часто слу­чались пожары.

Борьба городов с феодальными сеньорами и складывание город­ского самоуправления. Средневековый город возникал на земле феодала и поэтому должен был ему подчиняться. Большинство горожан первоначально составляли несвободные министериалы (служилые люди сеньора), крестьяне, издавна жившие на этом месте, иногда бежавшие от своих прежних господ либо отпущен­ные ими на оброк. При этом они нередко оказывались в личной зависимости от сеньора города. В руках последнего сосредоточи­валась вся городская власть, город становился как бы его коллек­тивным вассалом или держателем. Феодал был заинтересован в возникновении городов на своей земле, так как городские про­мыслы и торговля давали ему немалый доход.

Бывшие крестьяне приносили с собой в города обычаи и навы­ки общинного устройства, которые оказали заметное влияние на организацию городского управления. Со временем она, однако, все более принимала формы, соответствующие особенностям и потребностям городской жизни.

Стремление феодалов извлечь из города как можно больше дохо­дов неизбежно привело к коммунальному движению: так принято называть борьбу между городами и сеньорами, происходившую повсюду в Западной Европе в X– XIII вв. Сначала горожане боролись за освобождение от наиболее тяжелых форм феодального гнета, за сокращение поборов сеньора, за торговые привилегии. Затем встали и политические задачи: обретение городского самоуправления и прав. Исход этой борьбы определял степень неза­висимости города по отношению к сеньору, его экономическое процветание и политический строй. Борьба городов велась от­нюдь не против феодальной системы в целом, а против конкрет­ных сеньоров, за то, чтобы обеспечить существование и развитие городов в рамках этого строя.

Иногда городам удавалось за деньги получить от феодала от­дельные вольности и привилегии, зафиксированные в городских хартиях; в других случаях эти привилегии, особенно право само­управления, достигались в результате длительной, иногда вооруженной, борьбы. В нее обычно вмешивались короли, императо­ры, крупные феодалы. Коммунальная борьба сливалась с другими конфликтами – в данной области, стране, международными – и была важной составной частью политической жизни средневеко­вой Европы.

Коммунальные движения проходили в различных странах по-разному, в зависимости от условий исторического развития, и приводили к различным результатам. В Южной Франции горо­жане добились, в основном без кровопролития, независимости уже в IХ– XII вв. Графы Тулузы, Марселя, Монпелье и других городов Южной Франции, как и Фландрии, являлись не только городскими сеньорами, но государями целых областей. Они были заинтересованы в процветании местных городов, раздавали им муниципальные вольности, не препятствовали относительной самостоятельности. Однако они не желали, чтобы коммуны ста­новились слишком мощными, получали полную независимость. Так произошло, например, с Марселем, который в течение столе­тия был независимой аристократической республикой. Но в конце XIII в. после 8-месячной осады граф Прованса Карл Анжуйский взял город, поставил во главе его своего наместника, стал присваивать городские доходы, дозируя средства для поддержки выгодных ему городских ремесел и торговли.

Многие города Северной и Средней Италии – Венеция, Генуя, Сьена, Флоренция, Лукка, Болонья и другие – в ХI-ХII вв. ста­ли городами-государствами. Одной из ярких и типичных страниц коммунальной борьбы в Италии была история Милана – центра ремесла и торговли, важного перевалочного пункта на путях в Германию. В XI в. власть графа там сменилась властью архиепи­скопа, который управлял при помощи представителей аристократических и клерикальных кругов. В течение всего XI в. горожане вели борьбу с сеньором. Она сплотила все городские слои. С 50-х годов движение горожан вылилось в гражданскую войну против епископа. Она переплелась с мощным еретическим движением, охватившим тогда Италию, – с выступлениями вальденсов и осо­бенно катаров. Повстанцы-горожане нападали на клириков, раз­рушали их дома. В события были втянуты государи. Наконец, в конце XI в. город получил статус коммуны. Во главе его встал совет консулов из привилегированных граждан – представителей купеческо-феодальных кругов. Аристократический строй Милан­ской коммуны, конечно, не удовлетворил массу горожан, их борьба продолжалась и в последующее время.

В Германии аналогичное коммунам положение заняли в XII-XIII вв. наиболее значительные из так называемых имперских го­родов. Формально они подчинялись императору, но на деле были независимыми городскими республиками (Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне и др.). Они управлялись городскими сове­тами, имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир и союзы, чеканить монету и т.д.

Многие города Северной Франции (Амьен, Сен-Кантен, Нуайон, Бою, Суассон, и др.) и Фландрии (Гент, Брюгге, Ипр, Лилль, Дуэ, Сент-Омер, Аррас и др.) в результате упорной, часто воору­женной борьбы со своими сеньорами стали самоуправляющими городами-коммунами. Они выбирали из своей среды совет, его главу – мэра и других должностных лиц, имели собственный суд и военное ополчение, свои финансы, сами устанавливали налоги. Города-коммуны освобождались от выполнения жителями бар­щины, несения оброка и других сеньориальных повинностей. Вза­мен этого они ежегодно уплачивали сеньору определенную, срав­нительно невысокую денежную ренту, а в случае войны выстав­ляли в помощь ему небольшой военный отряд. Города-коммуны нередко сами выступали как коллективный сеньор по отношению к крестьянам, жившим на окружавшей город территории.

Но так получалось не всегда. Более 200 лет длилась борьба за независимость северофранцузского города Лана. Его сеньор (с 1106 г.) епископ Годри, любитель войны и охоты, установил в городе особенно тяжкий сеньориальный режим, вплоть до убий­ства горожан. Жители Лана сумели купить у епископа хартию, предоставляющую им определенные права (фиксированный на­лог, уничтожение права «мертвой руки»), заплатив и королю за ее Утверждение. Но епископ вскоре нашел хартию для себя невы­годной и, дав взятку королю, добился ее отмены. Горожане вос­стали, разграбили дворы аристократов и епископский дворец, а самого Годри, спрятавшегося в пустой бочке, убили. Король во­оруженной рукой восстановил в Лане старый порядок, но в 1129 г. горожане подняли новое восстание. Долгие годы шла затем борь­ба за коммунальную хартию с переменным успехом: то в пользу города, то в пользу короля. Лишь в 1331 г. король с помощью многих местных феодалов одержал окончательную победу. Уп­равлять городом стали его судьи и чиновники.

Вообще немало городов, даже весьма значительных и богатых, не могли добиться полного самоуправления. Это было почти общим правилом для городов на королевской земле, в странах с относительно сильной центральной властью. Они пользовались, правда, рядом привилегий и вольностей, в том числе и правом избирать органы самоуправления. Однако эти учреждения обыч­но действовали под контролем чиновника короля или иного сеньора. Так было во многих городах Франции (Париж, Орлеан, Бурж, Лоррис, Нант, Шартр и др.) и Англии (Лондон, Линкольн, Оксфорд, Кембридж, Глостер и др.). Ограниченные муници­пальные свободы городов были характерны для Скандинавских стран, многих городов Германии, Венгрии, и их вовсе не было в Византии.

Немало городов, особенно мелких, не обладавших необходи­мыми силами и денежными средствами для борьбы со своими сеньорами, оставалось целиком под властью сеньориальной ад­министрации. Это, в частности, характерно для городов, принадлежавших духовным сеньорам, которые особенно тяжко угнетали своих горожан.

Права и вольности, получаемые средневековыми горожанами, во многом были сходны с иммунитетными привилегиями, носи­ли феодальный характер. Сами города составляли замкнутые корпорации и превыше всего ставили местные городские интересы.

Одним из важнейших результатов борьбы городов с их сеньора­ми в Западной Европе было то, что подавляющее большинство горожан добилось освобождения от личной зависимости. В средневековой Европе победило правило, согласно которому бежав­ший в город зависимый крестьянин, прожив там определенный срок (по обычной тогда формуле – «год и день»), также стано­вился свободным. «Городской воздух делает свободным», – гла­сит средневековая пословица.

Складывание и рост городского сословия. В процессе развития городов, ремесленных и купеческих корпораций, борьбы горо­жан с сеньорами и внутренних социальных конфликтов в город­ской среде в феодальной Европе складывалось особое средневе­ковое сословие горожан.

В экономическом отношении новое сословие было более всего связано с торгово-ремесленной деятельностью, и с собственнос­тью, основанной не только на производстве, но и на обмене. В политико-правовом отношении все члены этого сословия поль­зовались рядом специфических привилегий и вольностей (личная свобода, подсудность городскому суду, участие в городском опол­чении, в формировании муниципалитета и др.), составляющих статус полноправного горожанина. Обычно городское сословие отождествляется с понятием «бюргерство».

Словом «бюргер» в ряде стран Европы первоначально обозна­чали всех городских жителей (от германского Burg – город, отку­да произошло средневековое латинское burgenius и французский термин bourgeoise, первоначально также обозначавший горожан). По своему имущественному и социальному положению городское сословие не было единым. Внутри него существовали патрициат, слой состоятельных торговцев, ремесленников и домовладельцев, рядовые труженики, наконец, городское плебейство. По мере уг­лубления этого расслоения термин «бюргер» постепенно менял свое значение. Уже в ХII–XIII вв. он стал применяться только для обозначения полноправных горожан, в число которых не могли попасть представители низов, отстраненные от городского само­управления. В XIV–XV вв. этим термином обычно обозначались богатые и зажиточные слои горожан, из которых позднее вырас­тали первые элементы буржуазии.

Население городов занимало особое место в социально-поли­тической жизни феодального общества. Нередко оно выступало единой силой в борьбе с феодалами (иногда в союзе с королем). Позднее городское сословие стало играть заметную роль в сословно-представительных собраниях.

Таким образом, не составляя социально монолитного слоя, жители средневековых городов конституировались как особое сословие или, как это было во Франции, сословная группа. Их разобщенность усиливалась господством корпоративного строя внутри городов. Преобладание в каждом городе локальных инте­ресов, которые порой усиливались торговым соперничеством меж­ду городами, Также препятствовало совместным действиям горо­жан как сословия в масштабах страны.

Ремесло и ремесленники в городах. Цехи. Производственную основу средневекового города составляли ремесла и «ручные» про­мыслы. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким про­изводителем, который владел орудиями производства, самостоя­тельно вел свое хозяйство, основанное преимущественно на лич­ном труде.

В условиях узости рынка и мелкого производства целью труда ремесленника не могли быть прибыль и обогащение, но лишь само существование на уровне, соответствующем его социально­му статусу. Но в отличие от крестьянина специалист-ремеслен­ник, во-первых, с самого начала был товаропроизводителем, вел товарное хозяйство. Во-вторых, он не столь нуждался в земле как средстве непосредственного производства. Поэтому городское ре­месло развивалось, совершенствовалось несравненно быстрее, нежели сельское хозяйство и ремесло деревенское, домашнее. Примечательно также, что в городском ремесле внеэкономичес­кое принуждение в виде личной зависимости работника не было необходимостью и быстро исчезло. Здесь имели место, однако, другие виды внеэкономического принуждения, связанные с цехо­вой организацией ремесла и корпоративно-сословным, феодаль­ным в своей основе характером городского строя (принуждение и регламентация со стороны цехов и города и т.д.). Это принужде­ние исходило уже от самих горожан.

Характерной особенностью ремесла и других видов деятельнос­ти во многих средневековых городах Западной Европы была кор­поративная организация: объединение лиц определенных профес­сий в пределах каждого го

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...