Заплатить за объявление: это вздор, и я совсем не из числа
Корыстолюбивых людей».
Следующий голос безо всякой аргументации и рассуждений дает оценку поведению Ковалева: «Но неприлично, неловко, нехорошо.»
Звучит довольно-таки либерально. А вот, вполне возможно, слово полицмейстера, занимающегося личным делом арестованного цирюльника Ивана Яковлевича:
«И опять тоже – как нос очутился в печенном хлебе и как сам Иван Яковлевич?... нет, этого я не понимаю, решительно не понимаю». Но все эти высказывания – мелочь, ничто по сравнению с дальнейшим. Ибо дальше разговор продолжается на ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ и становится совсем уже небезопасным для рассказчика. Попахивает Сибирью. Вначале еще не так страшно – всего лишь обсуждение в цензурном комитете: «Но что страннее, что непонятнее всего, – это то, как авторы могут брать подобные сюжеты». И вдруг дальше слышится мне высший державный голос: «Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых... но и во-вторых тоже нет пользы». Уж не сам ли это царь-батюшка? Нет-нет-нет! Просто, у страха глаза велики. Наверное, это просто какой-нибудь министр или тайный советник. (А может, все-таки царь? Два раза про пользу отечеству в одном предложении.) Итак, сколько же мы насчитали? Пять, семь, восемь? «Да нет же, – скажет читатель. – Все эти подсчеты надуманы». И будет абсолютно прав. Ибо количество участников финала – неисчислимо. Это модель гоголевской России, ее уродливых институтов. Эта модель породила Ковалева и всех участников этого дикого сна (Нос-Сон). А если я буду рассуждать на психологическом уровне, то перед нами – литература «потока сознания» – интереснейшего литературного явления, которое появится через сто лет после Гоголя. (Пруст, Джойс, Саррот и др.).
То есть перед нами – один-единственный говорящий медиум, который на подсознательном уровне преображаясь в различных героев вскрывает пороки России гоголевской эпохи.
Но самое невероятное впереди: После того как мы забрались на высший уровень обсуждения, появляется справившийся с истеричным смехом Гоголь, и, подделываясь под речь своих героев, (ну точно Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели») вытаскивает из русского языка такое, что... А впрочем перечитайте сами:
«А, однако же, при всем при том, хотя, конечно, можно допустить и то, и другое, и третье, может даже... ну да и где ж не бывает несообразностей?... А все, однако же, как поразмыслишь, во всем этом, право, есть что-то». И как доказательство того, что я прав, говоря о многих участниках дискуссии – последняя фраза: «КТО ЧТО НИ ГОВОРИ, а подобные происшествия бывают на свете, редко, но бывают». Вот какой уровень литературы.
И есть ли уровень выше? Есть!!! И знаете у кого?
У... Гоголя же. В его удивительной «Шинели». Вы, наверное, испугались, что я буду пересказывать и рассуждать о «Шинели»? Нет. Ведь больше чем написано об этом произведении Гоголя уже трудно себе представить. И то, на что я хочу обратить ваше внимание – лишь несколько деталей, которые свидетельствуют о сверхгениальности Гоголя.
«Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта. Покойница матушка, чиновница и очень хорошая женщина, расположилась, как следует, окрестить ребенка». Возникает вопрос: почему «покойница матушка», а не роженица? Да наверное, все просто: к тому времени, когда нам рассказывают эту историю, прошло много лет, и матушка Акакия Акакиевича уже }1мерла. В русском языке допускается такой оборот, не часто, но допускается. Например,«покойница говорила». Хотя в этом случае, когда женщина рожает, вряд ли стоит называть ее покойницей.
Правда, чудачества Гоголя всем известны. Но вот далее: «Родительнице предоставили на выбор любое из трех (имен. – М.К.) какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. «Нет, – подумала покойница (выделение всюду мое. – М.К.), – имена-то все такие».
Ну не бред ли? Речь опять идет о покойнице, да которая еще к тому же и «подумала»! Смиримся по той же причине, ибо ко времени рассказа матушка мертва, а Гоголь – чудак. Читаем дальше: «Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте: вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. «Вот это наказанье, – проговорила старуха». Что-о-о? Где старуха? Какая старуха? Она же только что родила ребенка? Может описка у Гоголя? Читаем дальше: «Еще переворотили страницу – вышли: Павенкахий и Вахтисий. «Ну уж я вижу, – сказала старуха, – что видно его такая судьба. Уж, если так, пусть лучше будет называться как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий».
Совсем с ума сошел Гоголь! Мало того что у новорожденного мать «старуха» и «покойница», так и еще отец у него был. От кого же родился ребенок, и у кого родился ребенок? (Акакий Акакиевич). Это ли не театр абсурда? Он самый. Но и не только абсурда, но еще и символизма. Потому что объяснение двум покойникам есть. Нужно только внимательнее прочитать дальше.
Акакий Акакиевич уже работает чиновником для письма в департаменте: «Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видимо, так и родился на свет совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». Вот он, гоголевский абсурдизм, переходящий в символизм. Акакий Акакиевич родился «в вицмундире и с лысиной на голове». Он родился как персонаж. И когда он родился, отца уже давно не было, а мать была старухой. И персонаж этот – ключ ко всем будущим героям Достоевского, К театру абсурда, К латиноамериканскому роману, К экзистенциализму, К роману «потока сознания». Мы немного поговорили об одном писателе, представляющем русскую литературу.
Но вы хорошо знаете сколько великих писателей дала Планете наша русская культура. Она оказала воздействие на всю последующую музыку, театр, литературу, отношение к искусству. Она научила мир воспринимать искусство не как милое времяпровождение, но как грандиозную силу самосознания, как космичность и одновременно как величайшую пластику.
Вот почему моя ненависть к советской власти в сочетании с моим преклонением перед русской культурой завязали очень сложный узел моего отношения к моей Родине. Глава 10
Поэзия: клятва и заклятие
Поэзия, я буду клясться Тобой, и кончу, прохрипев Ты не осанка сладкогласца Ты – лето с местом в третьем классе Ты – пригород, а не припев.
Перед вами начало стихотворения Бориса Пастернака. Эти пять строк – огромное и очень глубокое исследование о том, что такое поэзия. Вместо пяти поэтических строк можно было бы написать прозу, эссе, но тогда это займет несколько страниц. Правда, сколько бы мы ни работали, нам никогда до конца не выразить того, что вмещено в эти строки. Но попробуем, хоть немного.
Первая страница
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|