Понятие принципов земельного права
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Оглавление
Введение Глава 1. Принципы земельного права: понятие, классификация Понятие принципов земельного права Классификация принципов земельного права Глава 2. Закрепление принципов земельного права в Российской Федерации и реализация принципов земельного права в российской правоприменительной деятельности Закрепление принципов земельного права в законодательстве Российской Федерации Реализация принципов земельного права в российской правоприменительной деятельности Заключение Список используемой литературы Введение
В Конституции Российской Федерации закреплены основы регулирования земельных отношений в Российской Федерации, которые послужили базой формирования и развития системы земельного законодательства. В последнее десятилетие приняты и вступили в силу Земельный кодекс РФ (далее - ЗК РФ), федеральные законы «О землеустройстве», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другие важные нормативные правовые акты. Так, на протяжении последних 15-20 лет реформирование права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, привело к созданию единой системы регулирования оборота объектов недвижимости. С принятием ЗК РФ в законодательстве окончательно закрепилось положение о праве граждан и юридических лиц приобретать в собственность земельные участки. ЗК РФ вслед за Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ) закрепил еще один важнейший принцип, - принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. Таким образом, формирование конструкции вещных прав на земельные участки, строения, здания, сооружения граждан и юридических лиц позволяет им в полной мере вступать в имущественные, в том числе в земельные правоотношений.
Рассмотрение принципов земельного права связано с рядом накопившихся теоретических проблем, которые на протяжении ряда лет вызывали активные дискуссии в юридической науке. Поскольку на правовых принципах создаются и реализуются нормы определенной отрасли права, рассмотрение данного вопроса тесно связано с такими смежными проблемами, как предмет земельного права, тип правового регулирования земельных отношений, место земельного права в системе российского права, система земельного права, ее особенности, связанные с федеративным устройством Российской Федерации и др. Поэтому особенно актуально исследование принципов земельного права прежде всего с точки зрения их практического значения, которое проявляется при правотворчестве, при реализации права, его толковании и при систематизации законодательства. Теоретическую базу дипломной работы составили труды ученых, исследовавших те или иные аспекты принципов земельного права: С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, Г.Е. Быстрова, Г.А. Волкова, Е.А. Галиновской. А.К. Голиченкова, О.Л. Дубовик, Ю.Г.Жарикова, И.А. Игнатьевой, И.А. Иконицкой, Н. И. Ковальчук, О.М. Козырь, И.О. Красновой, О.И. Крассова, В.В. Круглова, Е.Л. Мининой, В.В. Никитина, Е.В. Новиковой, Т.В. Петровой, В.И. Романова, Н.Г. Станкевич, Н.А. Сыродоева, М.Ю. Тихомирова, В.В. Устюковой, Г.В. Чубукова, А.С. Шестерюка, А.А. Ялбулганова и др. Объектом настоящего дипломного исследования служат общественные отношения, складывающиеся при реализации принципов земельного права. Предметом настоящего дипломного исследования является соответствующее конституционное и земельное законодательство, регулирующее принципы земельного права. Целью настоящей дипломной работы является комплексный анализ принципов земельного права.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: раскрыть понятие и классификацию принципов земельного права; рассмотреть особенности закрепления принципов земельного права в законодательстве Российской Федерации; исследовать вопросы реализации принципов земельного права в российской правоприменительной деятельности. Глава 1. Принципы земельного права: понятие, классификация Понятие принципов земельного права
Принципам земельного права присущи общие черты и свойства, характерные всем другим правовым принципам. Одно из значений слова "принцип" (происходит от латинского слова principium - основа, начало), которое наиболее соответствует понятию "принцип права", раскрывается как "основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности". Теория права исходит из того, что "принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Отражаясь прежде всего в нормах права, принципы пронизывают всю правовую жизнь общества, всю систему страны. Они характеризуют не только сущность, но и содержание права, отражают не только внутреннее строение, статику, но и весь процесс его применения, его динамику. Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных правовых актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований". С.С. Алексеев дает следующую характеристику юридическим нормам: "Каждая юридическая норма (особенно норма, выраженная в законе) представляет собой своего рода интеллектуальное явление, некоторое обобщение тех индивидуальных случаев, их особенностей, которые встречаются в жизни, и тех типизированных решений, которые здесь должны приниматься. Со временем эта интеллектуальная сторона права получает развитие - выражается в правовых принципах (таких, например, как принцип уважения к суду, презумпция невиновности) или таких особых правовых категориях, как общее дозволение, скажем, общее дозволение вступать в любой договор, не запрещенный законом". По сравнению с имевшей ранее место точкой зрения о служебном, вспомогательном значении специализированных правовых норм в теории права наметился иной подход к оценке их значения, что связывается с юридическим признанием общечеловеческих ценностей: "Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы занимают высшую ступень в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую форму абстрагирования) и играют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Эти нормы определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. В этом их основное значение. Посредством названных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия. Исходные правовые нормы получают логическое развитие и конкретизацию в иных нормах, правилах поведения, что не исключает их прямого действия. На них можно ссылаться также при решении конкретного юридического дела - если надо обосновать правоприменительный акт тем или иным принципом права, особенно если этот принцип прямо не выражен в законодательстве, либо подтвердить незыблемость какого-либо законодательного положения, либо усилить авторитетность принимаемого решения".
Так, В.К. Бабаев разделяет исходные правовые нормы на нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы и нормы-дефиниции. Нормы-начала он определяет как "предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в конституции государства. Они получают развитие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и прежде всего в нормах-принципах. Нормы-принципы - законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значительнее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законодательном предписании, становится нормой-принципом".
Иногда принципы права отождествляют или противопоставляют основным началам правового регулирования общественных отношений. Однако как обоснованно возражает Г.А. Волков, отождествление или противопоставление принципов права с основными началами правового регулирования общественных отношений не является верным. Принципы права выступают одним из элементов основных начал правового регулирования общественных отношений, последние же не сводятся лишь к одним принципам. Недопустимо с точки зрения формальной логики противопоставлять принципы права основным началам правового регулирования общественных отношений, так как первое понятие определяется через второе, которое шире по содержанию. Иногда основные начала правового регулирования общественных отношений сводят лишь к целям и принципам права, с чем также вряд ли можно согласиться. Очевидно, что основные начала правового регулирования определенных общественных отношений, которые иногда закрепляются в учредительных (исходных, отправных) нормах, включают не только цели и принципы права, но и такие важнейшие элементы, как задачи, тип правового регулирования общественных отношений, а также иные правовые категории и понятия. Все эти элементы взаимосвязаны, образуют систему и служат базисом той или иной отрасли права. Сделанный вывод подтверждается положениями ряда кодексов Российской Федерации, в которых закреплены основные начала соответствующего законодательства. Рассмотрение вопроса о соотношении основных начал правового регулирования общественных отношений и принципов права приводит к рассмотрению вопроса о соотношении принципов земельного права и принципов земельного законодательства. Принципы определенной отрасли права и принципы того или иного законодательства часто рассматриваются как равные понятия. Однако такой подход представляется упрощенным. В теории права используются нетождественные термины "отрасль права" и "отрасль законодательства". Например, В.С. Нерсесянц считает, что система права выражает научное понимание смысла, порядка, средств и правил надлежащей нормативно-правовой регуляции общественных отношений и соответствующих форм систематизации ее результатов (правоустановительных актов). В.И. Гойман указывает, что система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены: система законодательства воплощена в законодательстве, иных нормативно-правовых актах; система права находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.
И.О. Крассов, Т.В. Петрова и Е.Г. Тарло принципы земельного законодательства определяют через земельно-правовые нормы: «Принципы земельного законодательства - закрепленные в актах земельного законодательства основополагающие земельно-правовые нормы, на которых базируется (или должно базироваться) все действующее земельное законодательство». Исходя из вышеизложенного, не могут быть равнозначными термины "принципы отрасли права" и "принципы отрасли законодательства". Таким образом, принципы земельного права как элемент основных начал правового регулирования земельных отношений могут формироваться из смысла и содержания правовых норм, политических норм, на основании судебных решений, а также как достижения науки, выраженные в правовой доктрине. Однако принципы земельного права, закрепленные непосредственно в правовых нормах закона, становятся нормами-принципами. С другой стороны, нормы-принципы земельного права являются законодательными предписаниями, которые выражают и закрепляют принципы земельного права. При этом нормы-принципы земельного права как элемент основных начал правового регулирования земельных отношений не только выступают как самостоятельная разновидность юридических норм, но и имеют важное практическое значение, которое обнаруживается на всех этапах проявления права: при правотворчестве, при реализации права и при систематизации законодательства. В теории земельного права принципам земельного права всегда уделялось определенное внимание. Вопрос о понятии и значении принципов земельного права стал вновь предметом активных исследований после принятия Земельного кодекса РФ 2001 г., в котором были закреплены принципы земельного законодательства. С.А.Боголюбов находит, что «ряд законоположений может рассматриваться в качестве начал, под которыми понимаются общие исходные идеи, руководящие принципы, основные правила поведения. Задача законодателя состоит в том, чтобы были сформулированы и закреплены лишь основные принципы, т.е. те, которые могут помочь правоприменению, укреплению земельного, экологического правопорядка. ГК РФ также содержит ст. 1 «Основные начала гражданского законодательства». Многие иные федеральные законы имеют статью «Основные принципы законодательства». Принципы - это основополагающие начала, основные положения, подходы к решению вопроса, к содержанию, концепции, целям и задачам его. Даже в науке принципы играют огромную роль. На основе начал (принципов) речь идет именно о принципиальных подходах к решению любых проблем. Тем более, будучи закреплены законом, они становятся законными, законодательными, обязательными. Даже различные термины и понятия нуждаются в толковании. Существует доктринальное (научное) толкование их, которое необходимо. Но оно может быть и субъективным. Когда же основные начала, понятия и термины включаются в закон (в преамбулу или даже в статью), они имеют официальное, принципиальное значение. По такому пути идет законотворчество Российской Федерации в последнее время: в законах даются перечни основных терминов и понятий и их раскрытие, толкование. Тем большее значение это имеет для начал, принципов. Принципы становятся «каркасом», на котором зиждется, строится все «здание» права и осуществляется вся многогранная деятельность в области земельных и всех экологических отношений». Г.В. Чубуков и М.Ю. Тихомиров считают, что «нормы-принципы земельного права в определенных случаях могут служить критерием, позволяющим разрешать возможные правовые коллизии при применении отдельных актов и норм земельного законодательства». О.И. Крассов полагает, что «в основе правового регулирования земельных отношений лежат определенные начала, принципы, которые отражают характер и тенденции развития земельного законодательства». А.К. Голиченков считает, что основные принципы земельного законодательства понимаются в 1 статье ЗК РФ в двух качествах: а) основных, исходных положений (начал) как самого Кодекса, так и всего земельного законодательства; б) основ устройства (содержания) и функционирования (работоспособности, действенности) земельного законодательства. Установление в ЗК РФ принципов земельного законодательства решает ряд задач: в правоприменительной практике - облегчить применение ЗК РФ и других актов земельного законодательства при наличии пробелов в правовом регулировании земельных отношений, а также в случаях коллизий правовых норм; в законопроектной практике в целом - продолжить представляющуюся перспективной традицию установления в кодификационных актах основных начал той или иной отрасли законодательства; в области научных исследований - дать новый импульс к научным дискуссиям, определению новых тем и даже направлений научных исследований. Таким образом, следует прийти к выводу о том, что принципы земельного права как элемент основных начал правового регулирования земельных отношений могут формироваться из смысла и содержания правовых норм, политических норм, на основании судебных решений, а также как достижения науки, выраженные в правовой доктрине. Однако принципы земельного права, закрепленные непосредственно в правовых нормах закона, становятся нормами-принципами. С другой стороны, нормы-принципы земельного права являются законодательными предписаниями, которые выражают и закрепляют принципы земельного права. При этом нормы-принципы земельного права как элемент основных начал правового регулирования земельных отношений не только выступают как самостоятельная разновидность юридических норм, но и имеют важное практическое значение, которое обнаруживается на всех этапах проявления права: при правотворчестве, при реализации права и при систематизации законодательства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|