Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическая карта дисциплины




(для студентов дневной формы получения образования)

 

Номер раздела, темы Название раздела, темы Количество аудиторных часов Формы контроля знаний  
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Лабораторные занятия Управляемая самостоятельная работа студента
               
  Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (160 ч.)           зачет экзамен
  4 семестр (46 часов)           зачет
1. 1.1. Психолого-педагогические основы развития элементарных математических представлений у дошкольников Характеристика методики развития элементарных математических представлений у дошкольников как науки и учебной дисциплины Предмет и объект методики. Содержание основных понятий: элементарные математические представления, умения и навыки, предматематическое и предлогическое развитие, математические способности. Цель и задачи методики развития элементарных математических представлений у дошкольников. Связь с другими науками.              
1.2. Отечественные и зарубежные концепции предматематической подготовки детей дошкольного возраста            
1.2.1 Этапы становления и развития теории и методики развития элементарных математических представлений у детей до школы.         Проверка индивид. задания
1.2.2 Современные концепции предматематической подготовки дошкольников, их математического и логико-математического развития, развития математичес-ких способностей в работах отечественных и зарубежных педагогов.         Анализ проведения игр

 

1.3.   Значение, цель и задачи развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста            
1.3.1 Значение развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в плане их общего развития, предлогической и предматематической подготовки к школе. Содержание образовательной области “Элементарные математические представления” учебной программы дошкольного образования.            
1.3.2 Задачи развития элементарных математических представлений у дошкольников разного возраста. Сравнительная характеристика образовательных задач (раздел «Математика») отечественных и зарубежных программ.         Проверка индивид. задания
1.4. Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организации процесса предматематической подготовки дошкольников Реализация принципов гуманизации, экологизации, единства национальных и общечеловеческих ценностей, развития ребенка в деятельности, природосообразности, научности, системности, развивающей и креативной направленности, вариативности, целостности, непрерывности, минимакса при отборе образовательного содержания раздела «Элементарные математические представления» в разных программах.           Проверка индивидуального задания
2. Общие логико-математические основы развития у дошкольников элементарных математических представлений            
2.1 Понятия, содержание и объем понятий. Виды понятий. Свойства объектов. Виды свойств, их классификация. Отношения между понятиями. Математические рассуждения. Индуктивные и дедуктивные выводы.           Решение примеров Устный опрос
2.2 Множество. Число. Цифра. История развития понятия числа и деятельности счета в филогенезе. Натуральное число, натуральный ряд чисел, его свойства.          
2.3 Способы записи чисел, история их развития. Системы счисления. Счет как деятельность. Компоненты деятельности счета. Геометрические фигуры: определение и история происхождения. Величины, их свойства. История развития метрических систем. Единицы измерения времени, история их происхождения.          
3. 3.1.     Ознакомление детей разного возраста с множеством Генезис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы. Особенности количественных представлений детей раннего возраста. Генезис представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Возможности старших дошкольников в познании множеств, их элементов, операций над множествами           Проверка индивидуального задания
3.2. Современные методические подходы к формированию у детей разного возраста представлений о множестве.            
3.2.1 Группировка, классификация предметов и явлений по их свойствам. Развитие элементарных представлений о множестве у детей в дочисловой период (понятия «много» и «один», установление взаимно-однозначного соответствия между элементами множеств, обучение группировке); развитие представлений о множестве у детей среднего и старшего дошкольного возраста (графическое изображение множества и его элементов).           Анализ конспектов занятий
3.2.2 Развитие математических представлений через игру.         Анализ конспектов игр
4. 4.1. Методические системы ознакомления детей со счетом, вычислительной деятельностью Особенности развития у дошкольников количественных представлений, представлений о числе и счете Концепции развития представлений о числе и счете в отечественных теориях. Этапы развития деятельности счета. Особенности счета предметов наощупь, движений, звуков. Особенности развития представлений о натуральном ряде чисел. Особенности усвоения порядковых числительных.             Проверка индивидуального задания
4.2. Современные методические подходы к обучению дошкольников счету, ознакомлению с цифрами, с составом числа.            
4.2.1 Методика обучения разным видам счета (количественному, порядковому). Знакомство с цифрами. Счет с помощью разных анализаторов. Отсчитывание. Показ независимости числа от качественных и пространственных характеристик множества.           Анализ конспектов занятий  

 

4.2.2 Число как результат измерения. Деление целого предмета на равные части, представление о дробных числах. Содержание и дидактические подходы к изучению состава числа из единиц. Методические подходы к ознакомлению детей с составом числа из двух меньших чисел.           Анализ проведенных занятий  
4.3. Формирование у старших дошкольников вычислительных действий. Особенности усвоения детьми старшего дошкольного возраста вычислительных действий. Разные подходы к отбору содержания и обучения. Задачи обучения детей вычислительной деятельности. Методика обучения решению задач, знакомство с арифметическими знаками. Моделирование арифметических действий: круги Эйлера-Венна, модель «целое–часть».           Анализ конспектов занятий
  5 семестр (56 часов)           зачет
5. Развитие у дошкольников представлений о величине предметов, сравнении и измерении величин            
5.1. Генезис представлений о величине у детей раннего и дошкольного возраста Особенности восприятия и познания величин детьми раннего и дошкольного возраста, зависимость оценки величины от опыта ребенка. Роль разных анализаторов в процессе оценки величины. Особенности различения детьми трехмерности объемных предметов. Особенности процесса сравнения величин, установления отношений по величине. Непосредственное и опосредованное сравнение величин. Особенности деятельности измерения у детей дошкольного возраста. Возможности восприятия, понимания и усвоения детьми старшего дошкольного возраста простейших функциональных зависимостей. Особенности понимания детьми транзитивности отношений между величинами. Развитие глазомера детей раннего и дошкольного возраста.           Проверка индивидуального задания

 

5.2. Методические подходы к развитию представлений о способах сравнения величин. Обучение обследованию и сравнению величин и установлению отношений по величине в целом, построение сериационных рядов. Развитие глазомера.           Проверка индивидуального задания
5.3. Методика обучения детей измерению величин с помощью условной мерки            
5.3.1 Познание эталонных величин: возможности и особенности использования условных мерок измерения в дошкольном возрасте.            
5.3.2 Обучение детей измерению величин. Методические подходы к развитию у старших дошкольников восприятия и понимания простых функциональных зависимостей: между измеряемым объектом, мерой и результатом измерения.         Анализ конспектов занятий Анализ проведенных занятий  
5.3.3 Усвоение детьми закономерностей, вытекающих из зависимостей между величинами: неизменность или изменение длины, массы, площади, объема в зависимости от изменения формы данной величины.        
6. 6.1. Содержание и методика развития у детей представлений о геометрических фигурах и форме предметов Особенности восприятия геометрических фигур и формы предметов детьми раннего и дошкольного возраста Физиологические механизмы восприятия формы предметов и геометрических фигур. Перцептивные действия под контролем зрения в процессе обследования геометрических фигур. Этапы развития умения определять форму окружающих предметов. Особенности восприятия и умения различать геометрические фигуры.               Проверка индивидуального задания  
6.2. Современные методические подходы к развитию у дошкольников геометрических представлений            
6.2.1 Обучение умению различать и называть геометрические фигуры, сравнивать и группировать их по разным признакам.           Проверка индивид. задания Анализ конспектов
6.2.2 Формирование представлений об обобщающих понятиях. Упражнение детей в анализе форм предметов.           Анализ проведенных занятий
6.2.3 Ознакомление с трансфигурацией фигур, выкладыванием их из палочек.        
7. 7.1. Содержание и методика развития у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве Генезис восприятия объектов в пространстве у детей раннего и дошкольного возраста Этапы освоения пространства. Чувственная и словесная основы пространственных ориентировок. Особенности усвоения способов пространственной ориентировки на себе, относительно себя, относительно других объектов. Особенности развития способности к пространственному.               Проверка индивидуального задания  
7.2. Методика развития у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве              
7.2.1 Различение детьми основных направлений от себя в статике и в движении. Развитие умения ориентироваться в пространстве на себе, относительно себя, относительно других объектов.           Проверка индивид. задания Анализ проведенных занятий
7.2.2 Методика развития умения ориентироваться в двухмерном пространстве. Методические подходы к развитию у детей умений пространственного моделирования.      
8. 8.1 Развитие у дошкольников представлений о времени Особенности восприятия времени детьми раннего и дошк. возраста Взаимосязь первой и второй сигнальных систем в восприятии времени. Развитие временных представлений, их отношений, чувства времени у дошкольников. Восприятие моделей времени.           Проверка индивидуального задания
8.2. Методические подходы к развитию у дошкольников представлений о времени и умения ориентироваться во времени           Проверка индивид. задания Анализ конспектов занятий Анализ проведенных игр
8.2.1 Обучение детей разного возраста различению частей суток, времен года, дней недели, месяцев, умению определять их последовательность. Развитие представлений о понятиях «сутки», «неделя», «месяц», «год».        
8.2.2 Освоение представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» на основе сменяемости трех суток. Развитие чувства времени.      
8.2.3 Развитие математических представлений через игру.      

 

  6 семестр (58 часов)           экзамен
9. Педагогические условия осуществления преемственности предматематической подготовки детей в учреждении дошкольного образования и школы, взаимодействия с семьей            
9.1 Концепция содержания и методики работы с шестилетними детьми. Современные требования к обучению детей шестилетнего возраста. Содержательная характеристика образовательных программ начальной школы и учреждения дошкольного образования.            
9.2 Методика работы с шестилетними детьми по обучению математике. Пути реализации преемственности. Преемственность в формах и методах обучения.         Проверка индивид. задания
9.3 Взаимодействие с семьей в процессе развития математических представлений у детей.         Анализ конспектов мероприятий
10. 10.1 Организация процесса развития математических представлений у детей в учреждении дошкольного образования Развивающая среда – источник и средство развития интереса к познанию математической стороны окружающего мира            
10.1.1 Развивающая предметно-пространственная среда, ее характеристика и возможности. Специфика ее организации в разных возрастных группах, в условиях разновозрастной группы.           Проверка индивидуального задания
10.1.2 Развитие математических представлений через игру.           Анализ проведенных игр
10.2. Диагностика компетентности детей дошкольного возраста в области предматематики            
10.2.1 Диагностика уровня развития математических представлений у детей как одно из направлений педагогической диагностики. Значение, цель и задачи диагностики. Виды и типы педагогической диагностики. Содержание показателей. Критерии оценки. Средства диагностики. Требования к средствам и методам диагностики.           Проверка индивидуального задания  
10.2.2 Методика диагностики уровня развития математических представлений у детей разных возрастных групп. Методика диагностики проявлений каждого показателя. Комплексная и тематическая диагностика.           Анализ подобранных методов
10.3. Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки детей дошкольного возраста            
10.3.1 Современные требования к планированию. Принципы планирования: развитие ребенка в деятельности (деятельностный подход), системность и систематичность, концентричность, экологизация, природосообразность, комплексность (комплексный подход) и др.            
10.3.2 Традиционные и инновационные подходы к технологии планирования. Сравнительная характеристика разных вариантов содержания и оформления календарных и перспективных планов.         Проверка индивид. задания
10.3.3 Специфика планирования процесса развития математических представлений у детей в разных возрастных группах, в условиях разновозрастной группы.         Анализ разработанных планов
10.4. Средства методической реализации содержания развития математических представлений у детей дошкольного возраста             Проверка индивид. задания
10.4.1 Основные дидактические средства, учебные пособия и материалы. Универ-сальные дидактические материалы: логические блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, дидактические материалы М. Монтессори, Б. Никитина.           Анализ подобранных средств
10.4.2 Альтернативные методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста         Анализ рефератов
10.5 Разноуровневая и коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по развитию математических представлений            
10.5.1 Специфика организации разных форм работы в разных видах деятельности дошкольников в разных возрастных группах: их отбор, способ организации детей, место проведения.           Проверка индивид. задания
10.5.2 Тематический комплекс и занятие по индивидуальной тетради как формы развития математических представлений у дошкольников           Анализ конспектов
10.5.3 Специфика методов и приемов развития математических представлений у дошкольников в разных возрастных группах.           Проверка задания

 

10.5.4 Организация самостоятельной детской творческой деятельности с математическим содержанием.           Анализ проведенных мероприятий
10.5.5 Варианты содержания и организации дополнительных образовательных услуг с математическим содержанием в учреждении дошкольного образования.             Проверка индивидуального задания
10.5.6 Организация развивающих игр, развитие математических способностей дошкольников.           Анализ проведения игр
  Организация работы по развитию математических представлений в разных видах деятельности дошкольников в разных возрастных группах.           Проверка индивидуального задания
  Специфика организации разноуровневой и коррекционной работы в разных видах деятельности детей в разных возрастных группах.          

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...