Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическая карта дисциплины




(для студентов заочной формы получения образования с 5-летним сроком обучения)

Номер раздела, темы Название раздела, темы Количество аудиторных часов Формы контроля знаний  
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Лабораторные занятия Управляемая самостоятельная работа студента
               
  Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (44 ч.)           зачет экзамен
  3 семестр (8 часов)            
1.2 Отечественные и зарубежные концепции предматематической подготовки детей дошкольного возраста. Современные концепции предматематической подготовки дошкольников, их математического и логико-математического развития, развития математических способностей в работах отечественных и зарубежных педагогов.            
2. Общие логико-математические основы развития у дошкольников элементарных математических представлений            
2.1 Множество. Операции над множествами. Отношения, свойства отношений. Способы записи чисел, история их развития. Системы счисления. Счет как деятельность. Компоненты деятельности счета.           Решение примеров
2.2 Геометрические фигуры: определение и история происхождения. Величины, их свойства. История развития метрических систем. Единицы измерения времени, история их происхождения.          

 

               
  4 семестр (4 часа)            
4.2   Современные методические подходы к обучению дошкольников счету, ознакомлению с цифрами            
4.2.1 Методика обучения разным видам счета (количественному, порядковому). Счет с помощью разных анализаторов. Отсчитывание. Показ независимости числа от качественных и пространственных характеристик множества.            
4.2.2 Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организации процесса предматематической подготовки дошкольников.           Заслушивание рефератов
  5 семестр (10 часов)            
4.2.3 Знакомство с цифрами. Число как результат измерения. Деление целого предмета на равные части, представление о дробных числах. Методика ознакомления детей с составом числа            
4.3 Формирование у старших дошкольников вычислительных действий            
4.3.1 Методика обучения решению задач, знакомство с арифметическими знаками.            
4.3.2 Формирование математических представлений через игру.           Анализ конспектов
5.2 Методические подходы к развитию представлений о способах сравнения и измерения величин            
5.2.1 Обучение детей обследованию и сравнению величин и установлению отношений по величине в целом. Построение сериационных рядов. Развитие глазомера.            
5.3.1 Обучение детей измерению величин с помощью условной мерки. Методические подходы к развитию у старших дошкольников восприятия и понимания простых функциональных зависимостей: между измеряемым объектом, мерой и результатом измерения.          
5.3.2 Формирование математических представлений в процессе обучающих ситуаций (в разных видах деятельности вне занятий)           Анализ конспектов
                   

 

               
  6 семестр (6 часов)            
6.2 Современные методические подходы к развитию у дошкольников геометрических представлений            
6.2.1 Обучение умению различать и называть геометрические фигуры, сравнивать и группировать их по разным признакам.            
6.2.2 Формирование представлений об обобщающих понятиях. Упражнение детей в анализе форм предметов.            
6.2.3 Тематический комплекс как форма развития математических представлений у дошкольников           Анализ конспектов
7.2 Методика развития у дошкольников умения ориентироваться в пространстве Различение детьми основных направлений от себя в статике и в движении. Развитие умения ориентироваться в пространстве на себе, относительно себя, относительно других объектов. Методика развития умения ориентироваться в двухмерном пространстве.            
8.2 Методические подходы к развитию у дошкольников представлений о времени и умения ориентироваться во времени Обучение детей разного возраста различению частей суток, времен года, дней недели, месяцев, умению определять их последовательность. Развитие представлений о понятиях «сутки», «неделя», «месяц», «год». Освоение представлений о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» на основе сменяемости трех суток.          
  7 семестр (10 часов)            
10.2. Диагностика компетентности дошкольника в области предматематики Значение, цель и задачи диагностики. Виды и типы педагогической диагностики. Содержание показателей. Критерии оценки. Средства диагностики. Требования к средствам и методам диагностики. Методика диагностики уровня развития математических представлений у детей разных возрастных групп. Методика диагностики проявлений каждого показателя.            
                   

 

               
10.3 Педагогическое проектирование процесса предматематической подготовки дошкольника Современные требования к планированию. Принципы планирования: развитие ребенка в деятельности (деятельностный подход), системность и систематичность, концентричность, экологизация, природосообразность, комплексность и др. Традиционные и инновационные подходы к технологии планирования.            
10.4 Средства методической реализации содержания развития математических представлений у детей дошкольного возраста Основные дидактические средства, учебные пособия и материалы. Универсальные дидактические материалы: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, дидактические материалы М. Монтессори, Б. Никитина и другие.            
10.5 Разноуровневая и коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по развитию математических представлений Специфика организации разных форм работы в разных видах деятельности дошкольников в разных возрастных группах: их отбор, способ организации детей, место проведения. Организация самостоятельной детской творческой деятельности с математическим содержанием.          
1.2 Развитие математических способностей дошкольников           Анализ проведения игр
1.2 Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста          
6.2 Методика развития представлений о плоских геометрических фигурах           Анализ проведения занятий
  8 семестр (6 часов)            
10.2 Методы выявления уровня развития математических представлений у дошкольников           Анализ подобранных методов
10.3 Планирование процесса развития математических представлений детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения           Анализ составленных планов
10.5 Анализ организации процесса развития математических представлений у дошкольников           Анализ конспектов
                   

 


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Список литературы

1 Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.

2 Альтхауз, Д. Цвет–форма–количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Д. Альтхауз, Э. Дум; перевод с нем. В.В. Юртайкина; под ред. В.В. Юртайкина. – М.: Просвещение, 1984. – 60 с.

3 Белошистая, А.В. Развитие и развитие математических способностей дошкольников: курс лекций / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 400 с.

4 Белошистая, А.В. Занятия по развитию математических спо-собностей детей 3–4 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 120 с.

5 Белошистая, А.В. Занятия по развитию математических спо-собностей детей 4–5 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 160 с.

6 Белошистая, А.В. Занятия по развитию математических спо-собностей детей 5–6 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 170 с.

7 Бойко А.П. Логика / А.П. Бойко. – Москва, 1994. – 70 с.

8 Будько, Т.С. Теория и методика развития элементарных математических представлений: конспект лекций. В 2 ч. / Т. С. Будзько. – Брест: Изд-во БрГУ, 2006. – 117 с.

9 Будзько, Т.С. Развиццё матэматычных уяўленняў у дашколнікаў: метад. дапам. для выхавальнікау дзіцячых садоў / Т.С. Будзько. – Минск: НМЦентр, 1998. – 136 с.

10 Будько, Т.С. Методические разработки конспектов комплексно-тематических занятий для детей старшего дошкольного возраста / Т.С. Будько. – Брест: БрГУ, 1996. – 48 с.

11 Будько, Т.С. Математика +Движение / Т.С. Будько. – Мозырь: Содействие, 2008.

12 Будько, Т.С. Предматематическая подготовка детей в процессе конструирования / Т.С. Будько. – Брест: БрГУ, 2009

13 Будько, Т.С. УМК по дисциплине «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». – Брест: БрГУ имени А.С. ушкина, 2012

14 Будько, Т.С. ЭУМК по дисциплине «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», 2013.

15 Виленкин, Н.Я. Математика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Н.Я. Виленкин. – М.: Просвещение, 1978. – 243 с.

16 Волина, В.В. Математика: метод. пособие для воспитателей / В.В. Волина. – Екатеринбург, 1997. – 427 с.

17 Грин, Г. Введение в мир числа: практическое руководство по обучению детей счету / Г. Грин, В. Лаксон. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.

18 Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Акцидент, 1996. – 223 с.

19 Давайте поиграем: логико-математические игры / под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 79 с.

20 Доман, Г. Как обучить ребенка математике / Г. Доман, Ж. Доман / пер. с англ. – М.: Аквариум, 2000.

21 Доронова, Т.М. Обучение детей 2–4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: книга для воспитателей дет. сада / Т.М. Доронова, С.Г. Якобсон. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.

22 Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: книга для воспитателей детского сада / Т.И. Ерофеева – М.: Просвещение, 1992. –190 с.

23 Ерофеева, Т.И. Математическая тетрадь для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / Т.И. Ерофеева – М.: Просвещение, 1992. – 79 с.

24 Житко, И.В. Математический калейдоскоп: учеб-метод. пособие для педагогов, обеспеч. получение дошк. образования / И.В. Житко. – Минск: НИО, 2006. – 184 с.

25 Житомирский, В.Г. Математическая азбука / В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин. – М.: Педагогика, 1984. – 200 с.

26 Житомирский, В.Г. Геометрия для малышей / В.Г. Житомирский, Л.Н Шеврин. – М.: Педагогика, 1987. – 135 с.

27 Зайцев, Н.А. Письмо. Чтение. Счет / Н.А. Зайцев. – СПб., 1997.

28 Леушина, А.М. Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. пед. ин-тов / А.М. Леушина – М.: Просвещение, 1974. – 367 с.

29 Логика и математика для дошкольников: методическое пособие / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб: «Акцидент», 1997. – 79 с.

30 Метлина, Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателей / Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 1984. – 253 с.

31 Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду: пособие для воспитателей / Л.С. Метлина. –2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985. – 221 с.

32 Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: пособие для воспитателей детского сада / З.А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1985. – 94 с.

33 Моро, М.И. Математика в картинках (Для занятий с детьми 5–6 лет) / М.И. Моро. –2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1986. – 158 с.

34 Материалы конференции «Использование игровых материалов при ФЭМП». – Ленинград, 1990. – 124 с.

35 Математика до школы: пособие для воспитателей детского сада и родителей / сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1998. – 189 с.

36 Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детского сада / Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. – СПб.: Акцидент, 1997. – 170 с.

37 Наприенко, Г.В. Развитие математических представлений у дошкольников посредством художественного слова: пособие для сту-дентов, обучающихся по спец. «Дошкольное образование», воспитателей и родителей / Г.В. Наприенко. – Брест: БрГУ, 2005. – 87 с.

38 Непомнящая, Н.И. Психологический анализ обучения детей 3–7 лет (на материале занятий по математике). – М., 1983.

39 Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры: для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей / Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 1990. – 159с.

40 Никитин, Б.П. Мы, наши дети и наши внуки / Б.П Никитин, Л.А. Никитина. – М.: Мол. гвардия, 1989. – 303 с.

41 Образовательный стандарт дошкольного образования // Пралес-ка. – 2010. – № 11. – С.2.

42 Остапенко, Т.А. Знакомим дошкольников с математикой: тематические занятия по ФЭМП в группе «Почемучки» (5-й год жизни: пособие для педагогов, обеспеч. получение дошк. образования / Т.А. Остапенко. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006. – 79 с.

43 Папи, Ф. Дети и графы / Ф. Папи, Ж. Папи; пер. с франц. – М.: Педагогика, 1974. – 192 с.

44 Педагогическая практика в группах дошкольного возраста: учебно-методические рекомендации. – Брест: БрГУ, 2002. – 44 с.

45 Петерсон, Л.Г. Игралочка / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Просвещение, 1998. – 62 с.

46 Петерсон, Л.Г. Раз – ступенька, два – ступенька / Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. – М.: Просвещение, 1999. – 71 с.

47 Пралеска: Программа воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации / под ред. Е.А.Панько. – Мн.: НМЦэнтр, 2007. – 471 с.

48 Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и обучению детей в детском саду / сост. Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 1996. – 223 с.

49 Рихтерман, Т.Д. Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста: учебное пособие / Т.Д. Рихтерман. – М.: Про-свещение, 1982. – 46 с.

50 Сербина, Е.В. Математика для малышей: кн. для воспитателя дет. сада / Е.В. Сербина. – М.: Просвещение, 1992. – 80 с.

51 Смоленцова, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: книга для воспитателей детского сада / А.А. Смо-ленцова. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.

52 Сай, М.К. Математика в детском саду / М.К. Сай, Е.И Удаль-цова. – Мн.: Народная асвета, 1990. – 94 с.

53 Соловьева, Е.В. Математика и логика для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2000. – 155 с.

54 Стойлова, Л.П. Теоретические основы развития элементарных математических представлений у дошкольников: курс лекций / Л.П. Стойлова, Н.И. Фрейлах. – М.1998. – 94 с.

55 Тарабарина, Т.И. Детям о времени / Т.И. Тарабарина. – Яро-славль, 1996. – 157 с.

56 Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников: методическое пособие / Т.В. Тарунтаева. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1980. – 154 с.

57 Теория и методика развития элементраных математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях / сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1994. – 194 с.

58 Роговская, Е.Б. Развитие представлений о числе и величине у детей дошкольного возраста в процессе моделирования / Е.Б. Роговская. – М.: Просвещение, 1986. – 104 с.

59 Удальцова, Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста / Е.И. Удальцова. – Минск: Народная асвета, 1982. – 94 с.

60 Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2012

61 Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студентов / под ред. А.Столяра. – М: Просвещение, 1988. – 302 с.

62 Фидлер, М. Математика уже в детском саду: пособие для вос-питателя (из опыта работы) / М. Фидлер; пер. с польского О.А. Павлова. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

63 Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки / В.Ф. Шаталов. – М.: Просвещение, 1980. – 129 с.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...