Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендуемые средства диагностики результатов учебной




деятельности:

1. Устный и письменный опрос на практических занятиях.

2. Зачет.

3. Экзамен


Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов:

Для одной из нижеперечисленных тем указать:

• историю происхождения понятий,

• их теоретическую сущность,

• историю методики развития данных представлений у детей,

• возрастные особенности,

• изложить методику из конспектов лекций в сравнении с разными программами и литературными источниками, включая обязательно книги Л.С. Метлиной, З.А. Михайловой, Е.В. Соловьевой,

• привести примеры конспектов занятий (из различных литературных источников, обязательно Л.С. Метлиной, И.В. Житко, З.А. Михайловой, Е.В. Соловьевой),

• разработать свой конспект интегрированного (комплексного) занятия (по схеме),

• привести примеры 7–8 ситуаций в разных видах деятельности, 3–4 ситуации расписать по схеме

• перечислить 5–6 дидактических игр, две игры расписать по схеме.

Материал готовится на листах А4 в печатном виде, обязательны: титульный лист, план, список используемой литературы.

Темы индивидуальных заданий:

1. Развитие умения группировать предметы.

2. Развитие представлений о понятии «множество», о множественности и единичности предметов. Развитие умения выделять 1 и много предметов в окружающей обстановке.

3. Развитие умения сравнивать 2 группы предметов по количеству, путем установления взаимнооднозначного соответствия.

4. Методика обучения количественному счету и отсчитыванию предметов.

5. Методика обучения порядковому счету.

6. Методика ознакомления с цифрами.

7. Развитие представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5.

8. Развитие представлений о составе целого множества из частей. Развитие понимания состава числа из 2-х меньших чисел.

9. Развитие представлений об отношениях между числами. Сравнение чисел.

10.Развитие понимания сохранения количества.

11.Обучение счету предметов с помощью различных анализаторов.

12.Обучение делению предметов на равные части.

13.Развитие умения сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения.

14.Сравнение 2-х предметов по массе.

15.Развитие умения упорядочивать более 2-х предметов по размеру и массе.

16.Развитие умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника.

17.Развитие умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения.

18.Развитие глазомера.

19.Развитие понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы.

20.Этапы и методика ознакомления детей с плоскими геометрически фигурами.

21.Этапы и методика ознакомления детей с объемными геометрически фигурами.

22.Развитие умения ориентироваться относительно себя.

23.Развитие умения двигаться в заданном направлении.

24.Развитие умения занимать положение в пространстве по заданному условию.

25.Развитие умения ориентироваться относительно других объектов.

26.Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве.

27.Ознакомление с характерными свойствами единиц измерения времени.

28.Развитие представлений о последовательности временных единиц.

29.Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год.

30.Методика развития представлений о понятиях «вчера, сегодня, завтра».


Вопросы и задания к зачету (4 семестр) по дисциплине

«Теория и методика формирования элементарных

математический представлений у детей дошкольного возраста»

для студентов 2 курса дневной формы получения высшего образования

специальности «Дошкольное образование»

 

1. Разработать конспекты логико-математических игр из следующих серий: «Игры с обручами», «Построение цепочки», «Преобразование слов», «Ход конем», «Чудо-мешочек», «Кодирование».

2. Подготовить сравнительный анализ пособия [Житко, И.В. Математический калейдоскоп: учеб-метод. пособие для педагогов, обеспеч. получение дошк. образования / И.В. Житко. – Минск: НИО, 2006. – 184 с.] и указанной в практическом занятии №3 литературы.

3. Уметь решать задачи по темам:

- Определение понятия. Содержания и объем понятий. Родовые и видовые понятия.

- Рассуждения. Умозаключения. Правила вывода.

- Множество. Число. Цифра.

- Натуральное число, натуральный ряд чисел, его свойства.

- Способы записи чисел, история их развития. Системы счисления.

- Определения: геометрических фигур;

- Величины, их свойства. Измерения величин.

4. Подобрать примеры обучающих ситуаций из повседневной жизни, в которых можно учить детей:

- группировать предметы;

- выделять в окружающей среде один и много предметов;

5. Составить собственный конспект интегрированного (комплексного) занятия по одной из задач:

- «Развитие представлений о понятиях "один" и "много"»;

- «Обучение сравнению двух групп предметов по количеству»,

- «Развитие представлений о множестве у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

6. Записать в виде обучающей ситуации методику использования произведений художественной литературы для развития представлений о:

- порядковых числительных,

- цифрах.

7. Составить собственный конспект интегрированного (комплексного) занятия по одной из задач:

- «Обучение счету»,

- «Обучение порядковому счету»,

«Ознакомление с сущностью цифр».

8. Письменно разработать примеры обучающих ситуаций:

- в повседневной жизни по формированию представлений о независимости количества от других признаков предметов;

- в процессе аппликации, ручного труда, конструирования из бумаги по обучению делению предметов на равные части;

- в процессе музыкальных и физкультурных занятий по закреплению навыков счета с помощью слухового и двигательного анализаторов.

9. Составить собственный конспект интегрированного (комплексного) занятия по одной из задач:

- развития представлений об отношениях между числами,

- развития представлений о количественном составе числа из отдельных единиц.

10. Провести деловую игру с целью обучения:

- группировать предметы;

- формировать представления о понятиях «один», «много»;

- выделять в окружающей среде один и много предметов;

- сравнивать две группы предметов по количеству;

- формировать представления о множестве у детей среднего и старшего дошкольного возраста (множество, элемент, часть множества, операции над множествами, графическое изображение множества и элементов).

11. В соответствии с индивидуальным заданием письменно изложить:

• историю происхождения понятий,

• их теоретическую сущность,

• историю методики развития данных представлений у детей,

• возрастные особенности,

• методику из конспектов лекций в сравнении с разными программами и литературными источниками, включая обязательно книги Л.С. Метлиной, З.А. Михайловой, Е.В. Соловьевой.

 

 


Вопросы и задания к зачету (5 семестр) по дисциплине

«Теория и методика формирования элементарных

математический представлений у детей дошкольного возраста»

для студентов 3 курса дневной формы получения высшего образования

специальности «Дошкольное образование»

 

1. Разработать примеры обучающих ситуаций по обучению сравнению предметов по величине:

а) в повседневной жизни,

б) в процессе физкультурных занятий.

2. Составить собственный конспект интегрированного (комплексного) занятия по одной из задач:

а) обучения сравнению предметов по величине с помощью приложения (или наложения);

б) обучения сравнению двух предметов по массе.

3. Разработать примеры обучающих ситуаций:

а) в процессе труда в природе по обучению сравнению предметов по величине,

б) в процессе изодеятельности по развитию глазомера.

4. Составить собственный конспект интегрированного (комплексного) занятия по одной из задач:

- Обучение упорядочиванию 7–10 предметов по величине

- Развитие глазомера

5. Разработать примеры обучающих ситуаций в процессе изодеятельности и конструирования по формированию представления о независимости величины (массы, длины, объема, площади) от изменения формы предмета.

6. Составить собственный конспект интегрированного (комплексного) занятия по одной из задач:

- обучения сравнению объектов по величине при помощи условной мерки-посредника;

- обучения измерению при помощи условной мерки как единицы измерения;

- развития понимания простых функциональных зависимостей: между измеряемым объектом, мерой и результатом измерения.

7. Разработать примеры ситуаций в процессе аппликации по ознакомлению:

а) с трапецией,

б) с овалом.

8. Составить собственный конспект игрового или комплексного занятия с целью ознакомления со свойствами:

а) круга в сравнении с квадратом,

б) прямоугольника в сравнении с квадратом,

в) квадрата в сравнении с треугольником,

г) ромба в сравнении с квадратом.

9. Расписать методику ознакомления детей с любой плоской геометрической фигурой (для всех этапов).

10. Разработать примеры ситуаций в процессе:

а) лепки по ознакомлению с овалоидом,

б) конструирования из строительных деталей по ознакомлению с конусом,

в) конструирования из бумаги по ознакомлению с цилиндром.

11. Составить собственный конспект игрового или комплексного занятия по одной из задач занятия с целью ознакомления со свойствами:

а) шара в сравнении с кубом,

б) пирамиды в сравнении с конусом,

в) треугольной и четырехугольной призмы.

12. Подробно расписать методику ознакомления детей с любой объемной геометрической фигурой (для всех этапов).

13. Письменно подобрать из разных источников конспекты занятий по ознакомлению детей:

- с составлением фигур из частей,

- преобразованием фигур,

- обучению конструированию фигур из палочек.

14. Составить план работы на год для детей старшего дошкольного возраста:

- по ознакомлению детей с составлением фигур из частей и преобразованием фигур,

- по конструированию фигур из палочек.

15. Разработать примеры ситуаций в процессе:

а) физкультурных занятий по формированию умений различать правую и левую стороны своего тела,

б) изодеятельности по формированию умений ориентироваться в двухмерном пространстве.

16. Составить собственный конспект игрового или комплексного занятия конспекты занятия по обучению детей ориентировке относительно себя.

17. Разработать сценарий для настольного театра с целью обучения ориентировке относительно других объектов.

18. Разработать примеры ситуаций по формированию умений ориентироваться в двухмерном пространстве в процессе:

а) обучения грамоте, б) изодеятельности, в) игровой деятельности.

19. Разработать примеры ситуаций по формированию представлений о единицах измерения времени в процессе:

а) ознакомления с природой окружающего мира,

б) чтения произведений художественной литературы.

20. Составить собственный конспект игрового или комплексного занятия с целью развития представлений:

а) о последовательности времени года,

б) о сутках,

в) о «вчера – сегодня – завтра».

21. Разработать конспекты по 1 дидактической игре из каждого раздела (всего 5):

I. - «Поезд с остановками». Цель: развитие умения видеть в окружающей среде один и много предметов.

- «Мышки и норки». Цель: развитие умения сравнивать группы предметов по количеству.

- «Чей домик быстрее соберется». Цель: закрепление умения считать предметы в независимости от их размещения в пространстве.

- «Что пропало». Цель: закрепление навыков порядкового счета.

- «Отыщи пару». Цель: развитие представлений о сущности цифр.

- «Кто правильно назовет?». Цель: развитие представлений о количественном составе числа из отдельных единиц.

- «Считаем пуговицы». Цель: развитие умения считать на ощупь.

- «Живые числа». Цель: развитие представлений об отношении между натуральными числами.

II.- «Автомобили и гаражи». Цель: развитие умений сравнивать предметы по величине методом наложения.

- «Угости трех медведей». Цель: развитие умения сравнивать три предмета по массе.

- «Наведи порядок». Цель: развитие умения сравнивать пять предметов по высоте.

- «Помоги Незнайке». Цель: развитие умения сравнивать объемы жидкости с помощью мерки-посредника.

- «Отгадай». Цель: развитие умения сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения.

- «До самого высокого дерева беги». Цель: развитие глазомера.

- «Найди такой же». Цель: развитие представлений о том, что масса (длина, объем, площадь) не зависят от изменения формы предмета.

III. - «Найди свой домик». Цель: развитие умения отличать геометрические фигуры между собой.

- «Чудесный мешочек». Цель: развитие представлений о характерных признаках геометрических фигур.

IV. - «Что изменилось». Цель: развитие умения ориентироваться относительно себя.

- «Куда пойдешь …?». Цель: развитие умения двигаться в заданном направлении.

- «Встань так, как я скажу». Цель: развитие умения занимать положение в пространстве по заданному условию.

- «Путешествие». Цель: развитие умения ориентироваться относительно других предметов.

- «Отыщи пакет». Цель: развитие умения трансформировать трехмерное пространство в двухмерное и наоборот.

V. - «Когда это бывает?». Цель: развитие умения называть и отличать между собой поры года.

- «Продолжай». Цель: развитие представлений о последовательности частей суток.

- «Назови одним словом». Цель: развитие представлений о неделе как единице измерения времени.

- «Назови соседей». Цель: развитие представлений о последовательности дней недели и о понятиях «вчера – сегодня – завтра».

VI. - «Угадай-ка!». Цель: закрепление навыков сложения и вычитания.

- «Подбери пару». Цель: закрепление навыков решения арифметических задач.

- «Магазин». Цель: закрепление представлений об общепринятых единицах измерения величины.

- «Скажи правильно». Цель: развитие умения ориентироваться по часам.

- «Угадай-ка!». Цель: закрепление навыков сложения и вычитания.

- «Подбери пару». Цель: закрепление навыков решения арифметических задач.

- «Магазин». Цель: закрепление представлений об общепринятых единицах измерения величины.

 


Вопросы и задания к 1-му зачету по дисциплине

«Теория и методика формирования элементарных

математический представлений у детей дошкольного возраста»

для студентов 2 курса заочной формы получения высшего образования

специальности «Дошкольное образование»

 

1. Разработать конспекты и уметь провести логико-математические игры из следующих серий: «Игры с обручами», «Построение цепочки», «Преобразование слов», «Ход конем», «Чудо-мешочек», «Кодирование».

2. Подготовить сравнительный анализ пособия Житко, И.В. Математический калейдоскоп [учеб-метод. пособие для педагогов, обеспеч. получение дошк. образования. – Минск: НИО, 2006. – 184 с.] и указанной в практическом занятии №3 литературы.

3. Уметь решать задачи по темам:

- Множество. Число. Цифра.

- Определения: геометрических фигур.


Вопросы и задания ко 2-му зачету по дисциплине

«Теория и методика формирования элементарных

математический представлений у детей дошкольного возраста»

для студентов 3 курса заочной формы получения высшего образования

специальности «Дошкольное образование»

 

1. Разработать комплекс разноплановых обучающих ситуаций в разных видах деятельности по формированию количественных представлений у детей дошкольного возраста. Расписать методику для одной из ситуаций.

2. Разработать комплекс разноплановых обучающих ситуаций в разных видах деятельности по формированию представлений о величине у детей дошкольного возраста. Расписать методику для одной из ситуаций.

3. Разработать комплекс разноплановых обучающих ситуаций в разных видах деятельности по формированию геометрических представлений у детей дошкольного возраста. Расписать методику для одной из ситуаций.

4. Разработать комплекс разноплановых обучающих ситуаций в разных видах деятельности по формированию умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста. Расписать методику для одной из ситуаций.

5. Разработать комплекс разноплановых обучающих ситуаций в разных видах деятельности по формированию умений ориентироваться во времени у детей дошкольного возраста. Расписать методику для одной из ситуаций.

6. Разработать конспект тематического комплекса по указанной теме.

7. Разработать конспекты и уметь провести любые 3 из следующих развивающих игр: «Сложи узор», «Уникуб», «Кирпичики», «Сложи квадрат», «Внимание – угадай-ка», «Таблица сотни», «Часы», «Термометр», «Кубики для всех», «Дроби».

8. Разработать примеры ситуаций в процессе аппликации по ознакомлению:

а) с трапецией,

б) с овалом.

9. Составить собственный конспект игрового или комплексного занятия с целью ознакомления со свойствами:

а) круга в сравнении с квадратом,

б) прямоугольника в сравнении с квадратом,

в) квадрата в сравнении с треугольником,

г) ромба в сравнении с квадратом.

10. Расписать методику ознакомления детей с любой плоской геометрической фигурой (для всех этапов).

11. Разработать примеры ситуаций в процессе:

а) лепки по ознакомлению с овалоидом,

б) конструирования из строительных деталей по ознакомлению с конусом,

в) конструирования из бумаги по ознакомлению с цилиндром.

12. Составить собственный конспект игрового или комплексного занятия по одной из задач занятия с целью ознакомления со свойствами:

а) шара в сравнении с кубом,

б) пирамиды в сравнении с конусом,

в) треугольной и четырехугольной призмы.

13. Подробно расписать методику ознакомления детей с любой объемной геометрической фигурой (для всех этапов).

14. Письменно подобрать из разных источников конспекты занятий по ознакомлению детей:

- с составлением фигур из частей,

- преобразованием фигур,

- обучению конструированию фигур из палочек.

15. Разработать план развития математических представлений у детей на 1 неделю в разных режимных моментах для реализации одной программной задачи в соответствии с индивидуальным заданием.


Вопросы к экзамену

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...