Рекомендуемые средства диагностики результатов учебной
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 деятельности: 1. Устный и письменный опрос на практических занятиях. 2. Зачет. 3. Экзамен Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: Для одной из нижеперечисленных тем указать: • историю происхождения понятий, • их теоретическую сущность, • историю методики развития данных представлений у детей, • возрастные особенности, • изложить методику из конспектов лекций в сравнении с разными программами и литературными источниками, включая обязательно книги Л.С. Метлиной, З.А. Михайловой, Е.В. Соловьевой, • привести примеры конспектов занятий (из различных литературных источников, обязательно Л.С. Метлиной, И.В. Житко, З.А. Михайловой, Е.В. Соловьевой), • разработать свой конспект интегрированного (комплексного) занятия (по схеме), • привести примеры 7–8 ситуаций в разных видах деятельности, 3–4 ситуации расписать по схеме • перечислить 5–6 дидактических игр, две игры расписать по схеме. Материал готовится на листах А4 в печатном виде, обязательны: титульный лист, план, список используемой литературы. Темы индивидуальных заданий: 1. Развитие умения группировать предметы. 2. Развитие представлений о понятии «множество», о множественности и единичности предметов. Развитие умения выделять 1 и много предметов в окружающей обстановке. 3. Развитие умения сравнивать 2 группы предметов по количеству, путем установления взаимнооднозначного соответствия. 4. Методика обучения количественному счету и отсчитыванию предметов. 5. Методика обучения порядковому счету. 6. Методика ознакомления с цифрами. 7. Развитие представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5. 8. Развитие представлений о составе целого множества из частей. Развитие понимания состава числа из 2-х меньших чисел.
9. Развитие представлений об отношениях между числами. Сравнение чисел. 10.Развитие понимания сохранения количества. 11.Обучение счету предметов с помощью различных анализаторов. 12.Обучение делению предметов на равные части. 13.Развитие умения сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения. 14.Сравнение 2-х предметов по массе. 15.Развитие умения упорядочивать более 2-х предметов по размеру и массе. 16.Развитие умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника. 17.Развитие умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения. 18.Развитие глазомера. 19.Развитие понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы. 20.Этапы и методика ознакомления детей с плоскими геометрически фигурами. 21.Этапы и методика ознакомления детей с объемными геометрически фигурами. 22.Развитие умения ориентироваться относительно себя. 23.Развитие умения двигаться в заданном направлении. 24.Развитие умения занимать положение в пространстве по заданному условию. 25.Развитие умения ориентироваться относительно других объектов. 26.Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве. 27.Ознакомление с характерными свойствами единиц измерения времени. 28.Развитие представлений о последовательности временных единиц. 29.Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год. 30.Методика развития представлений о понятиях «вчера, сегодня, завтра». Вопросы и задания к зачету (4 семестр) по дисциплине «Теория и методика формирования элементарных математический представлений у детей дошкольного возраста» для студентов 2 курса дневной формы получения высшего образования
специальности «Дошкольное образование»
1. Разработать конспекты логико-математических игр из следующих серий: «Игры с обручами», «Построение цепочки», «Преобразование слов», «Ход конем», «Чудо-мешочек», «Кодирование». 2. Подготовить сравнительный анализ пособия [Житко, И.В. Математический калейдоскоп: учеб-метод. пособие для педагогов, обеспеч. получение дошк. образования / И.В. Житко. – Минск: НИО, 2006. – 184 с.] и указанной в практическом занятии №3 литературы. 3. Уметь решать задачи по темам: - Определение понятия. Содержания и объем понятий. Родовые и видовые понятия. - Рассуждения. Умозаключения. Правила вывода. - Множество. Число. Цифра. - Натуральное число, натуральный ряд чисел, его свойства. - Способы записи чисел, история их развития. Системы счисления. - Определения: геометрических фигур; - Величины, их свойства. Измерения величин. 4. Подобрать примеры обучающих ситуаций из повседневной жизни, в которых можно учить детей: - группировать предметы; - выделять в окружающей среде один и много предметов; 5. Составить собственный конспект интегрированного (комплексного) занятия по одной из задач: - «Развитие представлений о понятиях "один" и "много"»; - «Обучение сравнению двух групп предметов по количеству», - «Развитие представлений о множестве у детей среднего и старшего дошкольного возраста. 6. Записать в виде обучающей ситуации методику использования произведений художественной литературы для развития представлений о: - порядковых числительных, - цифрах. 7. Составить собственный конспект интегрированного (комплексного) занятия по одной из задач: - «Обучение счету», - «Обучение порядковому счету», «Ознакомление с сущностью цифр». 8. Письменно разработать примеры обучающих ситуаций: - в повседневной жизни по формированию представлений о независимости количества от других признаков предметов; - в процессе аппликации, ручного труда, конструирования из бумаги по обучению делению предметов на равные части; - в процессе музыкальных и физкультурных занятий по закреплению навыков счета с помощью слухового и двигательного анализаторов. 9. Составить собственный конспект интегрированного (комплексного) занятия по одной из задач:
- развития представлений об отношениях между числами, - развития представлений о количественном составе числа из отдельных единиц. 10. Провести деловую игру с целью обучения: - группировать предметы; - формировать представления о понятиях «один», «много»; - выделять в окружающей среде один и много предметов; - сравнивать две группы предметов по количеству; - формировать представления о множестве у детей среднего и старшего дошкольного возраста (множество, элемент, часть множества, операции над множествами, графическое изображение множества и элементов). 11. В соответствии с индивидуальным заданием письменно изложить: • историю происхождения понятий, • их теоретическую сущность, • историю методики развития данных представлений у детей, • возрастные особенности, • методику из конспектов лекций в сравнении с разными программами и литературными источниками, включая обязательно книги Л.С. Метлиной, З.А. Михайловой, Е.В. Соловьевой.
Вопросы и задания к зачету (5 семестр) по дисциплине «Теория и методика формирования элементарных математический представлений у детей дошкольного возраста» для студентов 3 курса дневной формы получения высшего образования специальности «Дошкольное образование»
1. Разработать примеры обучающих ситуаций по обучению сравнению предметов по величине: а) в повседневной жизни, б) в процессе физкультурных занятий. 2. Составить собственный конспект интегрированного (комплексного) занятия по одной из задач: а) обучения сравнению предметов по величине с помощью приложения (или наложения); б) обучения сравнению двух предметов по массе. 3. Разработать примеры обучающих ситуаций: а) в процессе труда в природе по обучению сравнению предметов по величине, б) в процессе изодеятельности по развитию глазомера. 4. Составить собственный конспект интегрированного (комплексного) занятия по одной из задач: - Обучение упорядочиванию 7–10 предметов по величине - Развитие глазомера
5. Разработать примеры обучающих ситуаций в процессе изодеятельности и конструирования по формированию представления о независимости величины (массы, длины, объема, площади) от изменения формы предмета. 6. Составить собственный конспект интегрированного (комплексного) занятия по одной из задач: - обучения сравнению объектов по величине при помощи условной мерки-посредника; - обучения измерению при помощи условной мерки как единицы измерения; - развития понимания простых функциональных зависимостей: между измеряемым объектом, мерой и результатом измерения. 7. Разработать примеры ситуаций в процессе аппликации по ознакомлению: а) с трапецией, б) с овалом. 8. Составить собственный конспект игрового или комплексного занятия с целью ознакомления со свойствами: а) круга в сравнении с квадратом, б) прямоугольника в сравнении с квадратом, в) квадрата в сравнении с треугольником, г) ромба в сравнении с квадратом. 9. Расписать методику ознакомления детей с любой плоской геометрической фигурой (для всех этапов). 10. Разработать примеры ситуаций в процессе: а) лепки по ознакомлению с овалоидом, б) конструирования из строительных деталей по ознакомлению с конусом, в) конструирования из бумаги по ознакомлению с цилиндром. 11. Составить собственный конспект игрового или комплексного занятия по одной из задач занятия с целью ознакомления со свойствами: а) шара в сравнении с кубом, б) пирамиды в сравнении с конусом, в) треугольной и четырехугольной призмы. 12. Подробно расписать методику ознакомления детей с любой объемной геометрической фигурой (для всех этапов). 13. Письменно подобрать из разных источников конспекты занятий по ознакомлению детей: - с составлением фигур из частей, - преобразованием фигур, - обучению конструированию фигур из палочек. 14. Составить план работы на год для детей старшего дошкольного возраста: - по ознакомлению детей с составлением фигур из частей и преобразованием фигур, - по конструированию фигур из палочек. 15. Разработать примеры ситуаций в процессе: а) физкультурных занятий по формированию умений различать правую и левую стороны своего тела, б) изодеятельности по формированию умений ориентироваться в двухмерном пространстве. 16. Составить собственный конспект игрового или комплексного занятия конспекты занятия по обучению детей ориентировке относительно себя. 17. Разработать сценарий для настольного театра с целью обучения ориентировке относительно других объектов. 18. Разработать примеры ситуаций по формированию умений ориентироваться в двухмерном пространстве в процессе:
а) обучения грамоте, б) изодеятельности, в) игровой деятельности. 19. Разработать примеры ситуаций по формированию представлений о единицах измерения времени в процессе: а) ознакомления с природой окружающего мира, б) чтения произведений художественной литературы. 20. Составить собственный конспект игрового или комплексного занятия с целью развития представлений: а) о последовательности времени года, б) о сутках, в) о «вчера – сегодня – завтра». 21. Разработать конспекты по 1 дидактической игре из каждого раздела (всего 5): I. - «Поезд с остановками». Цель: развитие умения видеть в окружающей среде один и много предметов. - «Мышки и норки». Цель: развитие умения сравнивать группы предметов по количеству. - «Чей домик быстрее соберется». Цель: закрепление умения считать предметы в независимости от их размещения в пространстве. - «Что пропало». Цель: закрепление навыков порядкового счета. - «Отыщи пару». Цель: развитие представлений о сущности цифр. - «Кто правильно назовет?». Цель: развитие представлений о количественном составе числа из отдельных единиц. - «Считаем пуговицы». Цель: развитие умения считать на ощупь. - «Живые числа». Цель: развитие представлений об отношении между натуральными числами. II.- «Автомобили и гаражи». Цель: развитие умений сравнивать предметы по величине методом наложения. - «Угости трех медведей». Цель: развитие умения сравнивать три предмета по массе. - «Наведи порядок». Цель: развитие умения сравнивать пять предметов по высоте. - «Помоги Незнайке». Цель: развитие умения сравнивать объемы жидкости с помощью мерки-посредника. - «Отгадай». Цель: развитие умения сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения. - «До самого высокого дерева беги». Цель: развитие глазомера. - «Найди такой же». Цель: развитие представлений о том, что масса (длина, объем, площадь) не зависят от изменения формы предмета. III. - «Найди свой домик». Цель: развитие умения отличать геометрические фигуры между собой. - «Чудесный мешочек». Цель: развитие представлений о характерных признаках геометрических фигур. IV. - «Что изменилось». Цель: развитие умения ориентироваться относительно себя. - «Куда пойдешь …?». Цель: развитие умения двигаться в заданном направлении. - «Встань так, как я скажу». Цель: развитие умения занимать положение в пространстве по заданному условию. - «Путешествие». Цель: развитие умения ориентироваться относительно других предметов. - «Отыщи пакет». Цель: развитие умения трансформировать трехмерное пространство в двухмерное и наоборот. V. - «Когда это бывает?». Цель: развитие умения называть и отличать между собой поры года. - «Продолжай». Цель: развитие представлений о последовательности частей суток. - «Назови одним словом». Цель: развитие представлений о неделе как единице измерения времени. - «Назови соседей». Цель: развитие представлений о последовательности дней недели и о понятиях «вчера – сегодня – завтра». VI. - «Угадай-ка!». Цель: закрепление навыков сложения и вычитания. - «Подбери пару». Цель: закрепление навыков решения арифметических задач. - «Магазин». Цель: закрепление представлений об общепринятых единицах измерения величины. - «Скажи правильно». Цель: развитие умения ориентироваться по часам. - «Угадай-ка!». Цель: закрепление навыков сложения и вычитания. - «Подбери пару». Цель: закрепление навыков решения арифметических задач. - «Магазин». Цель: закрепление представлений об общепринятых единицах измерения величины.
Вопросы и задания к 1-му зачету по дисциплине «Теория и методика формирования элементарных математический представлений у детей дошкольного возраста» для студентов 2 курса заочной формы получения высшего образования специальности «Дошкольное образование»
1. Разработать конспекты и уметь провести логико-математические игры из следующих серий: «Игры с обручами», «Построение цепочки», «Преобразование слов», «Ход конем», «Чудо-мешочек», «Кодирование». 2. Подготовить сравнительный анализ пособия Житко, И.В. Математический калейдоскоп [учеб-метод. пособие для педагогов, обеспеч. получение дошк. образования. – Минск: НИО, 2006. – 184 с.] и указанной в практическом занятии №3 литературы. 3. Уметь решать задачи по темам: - Множество. Число. Цифра. - Определения: геометрических фигур. Вопросы и задания ко 2-му зачету по дисциплине «Теория и методика формирования элементарных математический представлений у детей дошкольного возраста» для студентов 3 курса заочной формы получения высшего образования специальности «Дошкольное образование»
1. Разработать комплекс разноплановых обучающих ситуаций в разных видах деятельности по формированию количественных представлений у детей дошкольного возраста. Расписать методику для одной из ситуаций. 2. Разработать комплекс разноплановых обучающих ситуаций в разных видах деятельности по формированию представлений о величине у детей дошкольного возраста. Расписать методику для одной из ситуаций. 3. Разработать комплекс разноплановых обучающих ситуаций в разных видах деятельности по формированию геометрических представлений у детей дошкольного возраста. Расписать методику для одной из ситуаций. 4. Разработать комплекс разноплановых обучающих ситуаций в разных видах деятельности по формированию умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста. Расписать методику для одной из ситуаций. 5. Разработать комплекс разноплановых обучающих ситуаций в разных видах деятельности по формированию умений ориентироваться во времени у детей дошкольного возраста. Расписать методику для одной из ситуаций. 6. Разработать конспект тематического комплекса по указанной теме. 7. Разработать конспекты и уметь провести любые 3 из следующих развивающих игр: «Сложи узор», «Уникуб», «Кирпичики», «Сложи квадрат», «Внимание – угадай-ка», «Таблица сотни», «Часы», «Термометр», «Кубики для всех», «Дроби». 8. Разработать примеры ситуаций в процессе аппликации по ознакомлению: а) с трапецией, б) с овалом. 9. Составить собственный конспект игрового или комплексного занятия с целью ознакомления со свойствами: а) круга в сравнении с квадратом, б) прямоугольника в сравнении с квадратом, в) квадрата в сравнении с треугольником, г) ромба в сравнении с квадратом. 10. Расписать методику ознакомления детей с любой плоской геометрической фигурой (для всех этапов). 11. Разработать примеры ситуаций в процессе: а) лепки по ознакомлению с овалоидом, б) конструирования из строительных деталей по ознакомлению с конусом, в) конструирования из бумаги по ознакомлению с цилиндром. 12. Составить собственный конспект игрового или комплексного занятия по одной из задач занятия с целью ознакомления со свойствами: а) шара в сравнении с кубом, б) пирамиды в сравнении с конусом, в) треугольной и четырехугольной призмы. 13. Подробно расписать методику ознакомления детей с любой объемной геометрической фигурой (для всех этапов). 14. Письменно подобрать из разных источников конспекты занятий по ознакомлению детей: - с составлением фигур из частей, - преобразованием фигур, - обучению конструированию фигур из палочек. 15. Разработать план развития математических представлений у детей на 1 неделю в разных режимных моментах для реализации одной программной задачи в соответствии с индивидуальным заданием. Вопросы к экзамену
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|