Зачем он цедит этот бессмысленный вздор?
Дело в том, что его контакт с Аполлоном закончился. Результатом стал сонет, написанный ночью с огнем без помарок за дальним столом. А затем его святая лира замолчала. К тому же после контакта с небом Шекспир безмерно устал (ведь Бог требует поэта к священной жертве). И Шекспиру захотелось расслабиться в кругу бродяг. И здесь наш гений смалодушничал, он не просто подошел к бродягам, но ему вдруг почему-то понадобилось оказаться в центре их внимания. Ведь лира его молчала, и он почувствовал себя в состоянии хладного сна, то есть таком же состоянии, в котором часто пребывают лондонские бродяги. Им плевать на проблемы мироздания, и они этим счастливы. Им бы выпить, погоготать, выспаться всласть, а затем вдоволь похмелиться.
И Шекспир словно стал одним из них. Постороннему могло бы даже показаться, что меж детей ничтожных мира он, может быть, ничтожней всех. И вдруг в разгар гогота чуткий слух Шекспира уловил звук, который исходил из угла со стороны дальнего стола, где он в стороне от всех, всего несколько часов тому назад создавал свой сонет. Тогда он не слышал ни гогота, ни грязных ругательств, но, лишь коснувшийся его слуха божественный глагол. И вот этот звук Шекспир слышит вновь! Поэт затосковал в забавах – ему стало не по себе.
И у Шекспира тут же пропала охота острить. В следующее мгновение он бросился к дальнему столу. И остолбенел! Сонет говорит ему!!! Это Вы написали меня ночью, с огнем, без помарок, но, Гений и мастер! Почему Вы здесь? Что Вы здесь делаете? Что мне в вашем круге? ...Шекспир словно проснулся ото сна. Что делает он, Поэт, здесь и этот ли бродяга на краю бочонка, с намыленной мордой, его друг?
Как может он, Шекспир, общаться с теми, кому он не осмелится прочитать своего сонета? Как могут его уста извергать слова, которые столь же грязны и вонючи, как этот прокисший ранет в обнимку с клешней недоеденного омара. Да вдобавок ко всему еще и – вонючий кнастер (этот мерзкий дешевый табак!) Но у сонета есть необычное и весьма странное предложение. Может быть, Шекспиру стоит попробовать рискнуть пойти вместе с этим, который с намыленной мордой, в бильярдную и попробовать прочитать ему сонет? Может быть, этот поймет небесность происхождения поэзии? (сонет ведь весь в молнию, то есть выше по касте, чем люди) – Ему? Безумие!!! Чистейшее безумие!!!
Шекспир вдруг мгновенно почувствовал, как тоскует он в забавах мира, как ему чужда эта примитивная молва. Он лихорадочно считает, сколько он должен заплатить, и, как безумец, выскакивает в дверь.
Бежит он, дикий и суровый, И звуков, и смятенья полн.
Ибо божественный глагол коснулся чуткого слуха. И по пути запустил прилипшую к рукам салфетку в какое-то пьяное привидение – последнее препятствие в виде одного из ничтожных детей этого ничтожного мира, стоявшее на его пути к берегам пустынных волн, в широкошумные дубровы...
Вот, такой странный эксперимент. Но настало время для третьего стихотворения.
Оно здорово усложнит нам нашу уже кажется достаточно ясную картину. Хотя оно на ту же тему, что и два предыдущих. Это стихотворение Александра Блока, как и Пастернаковский «Шекспир», тоже выросло из пушкинского «Пока не требует поэта». Причем из нескольких его строчек. Но именно оно написанное за одиннадцать лет до пастернаковского стиха, в свою очередь, повлияло на него. Нам предстоит понять, что стих Пастернака – реминисценция как пушкинского, так и блоковского стихов, что все три стиха кровно связаны друг с другом.
Итак, стихотворение Блока
Поэты За городом вырос пустынный квартал На почве болотной и зыбкой. Там жили поэты, – и каждый встречал Другого надменной улыбкой. Напрасно и день светозарный вставал Над этим печальным болотом: Его обитатель свой день посвящал Вину и усердным работам. Когда напивались, то в дружбе клялись, Болтали цинично и пряно. Под утро их рвало. Потом, заперлись, Работали тупо и рьяно. Потом вылезали из будок, как псы, Смотрели, как море горело, И золотом каждой прохожей косы Пленялись со знанием дела. Разнежась, мечтали о веке златом, Ругали издателей дружно, И плакали горько над малым цветком, Над маленькой тучкой жемчужной... Так жили поэты. Читатель и друг! Ты думаешь, может быть, – хуже Твоих ежедневных бессильных потуг, Твоей обывательской лужи? Нет, милый читатель, мой критик слепой! По крайности есть у поэта И косы, и тучки, и век золотой, Тебе ж недоступно все это!.. Ты будешь доволен собой и женой, Своей конституцией куцей, А вот у поэта – всемирный запой, И мало ему конституций! Пускай я умру под забором, как пес, Пусть жизнь меня в землю втоптала, – Я верю: то бог меня снегом занес, То вьюга меня целовала! А. Блок (1908)
Прочтя этот стих, можно сделать вывод о том, что его автор, поэт Александр Блок (или его лирический герой), бездомный пьяница, считающий к тому же, что настоящая жизнь не у того, кто «доволен собой и женой», а у человека свободного ото всех условностей мира и поэтому одинокого. Что он живет в будке, как пес. Что он клянется в дружбе, лишь, когда напивается. Вместо еды – вино. Утром вместо того, чтобы радостно идти на работу, как на подвиг, он запирается в своей будке! По утрам его рвет! Великолепная жизнь! А переспектива в ее окончании – «умереть под забором, как пес».
Разве не ужасное стихотворение? И этого пьяницу, человеконенавистника, лицемера читают как великого державного поэта? Прекрасный образец для подражания и воспитания. А знатоки и любители поэзии Блока с полным к тому основанием, рассердятся на меня: ведь я мог выбрать из сотен его стихов совершенно иные мотивы. Одно только хрестоматийное «Девушка пела в церковном хоре» чего стоит. Или «О, я хочу безумно жить».
Или вспомнить, что умирая, Блок полз не к забору, как пес, а отправился прощаться к Пушкинскому дому:
«Вот зачем, в часы заката, Уходя в ночную тьму, С белой площади Сената... Тихо кланяюсь ему».
Я же выбрал весьма специальный и совсем не характерный для Блока стих. Да еще предлагаю всем читателям этой книги обратить на него особое внимание. Стоит ли он такого внимания?
Так вот, во-первых, вы не могли не заметить, что тема стихотворения Блока перекликается с пушкинским стихом и, безусловно, оказало влияние на стих Пастернака. И здесь, в этом стихе, принципы того, что Мандельштам называет орудийностью, доведены до совершенства.
До такого совершенства, что стих скрывает в себе прямо противоположный смысл. Уже первая его строчка ведет непосредственно к Пушкину.
«За городом вырос пустынный квартал».
Что же здесь пушкинское? Все! Но только не впрямую. Например, слово «пустынный» – очень часто встречающееся у Пушкина слово. И означает оно «одинокий». Помните это – «свободы сеятель пустынный»? Или «пустынная звезда»? Или «на берегу пустынных волн|? После Пушкина никто не употреблял в поэзии этого слова. И вдруг это делает Блок, да еще через сто лет после Пушкина. Зачем? Да ведь ясно зачем! Это ни что иное, как тайное посвящение Пушкину, намек на преемственность не только в поэзии вообще, но и в конкретном стихотворении. Ведь пишет же Блок в своем предсмертном обращении к Пушкину:
«Пушкин, тайную свободу Пели мы вослед тебе! Дай нам руку в непогоду, Помоги внемой борьбе!»
Вот почему посвящение Пушкину в стихотворении «Поэты» скрыто в одном слове! Ибо речь идет о «тайной свободе», а борьба «немая».
Но почему квартал в стихотворении у Блока одинокий, и к тому же «вырос за городом»? Ведь поэты жили не за городом, а в городе. К тому же из второй строчки становится ясно, о каком городе идет речь.
«Квартал вырос На почве болотной и зыбкой». Ясно, что речь идет о Петербурге. И здесь снова – тайная связь с Пушкиным, а конкретно, – с его поэмой
(или, как Пушкин сам ее называет, «Петербургская повесть») «Медный всадник».
И первая строчка этой повести звучит, как известно, так:
«На берегу пустынных (!!!) волн...» (и далее мысль Петра о создании города).
А через несколько строк:
«По мшистым, топким берегам» (то, что видел Петр на месте, где будет построен Петербург) Темнели избы здесь и там...
Дальше у Пушкина появляется и «болото»:
«Прошло сто лет, и юный град, (Петербург построен) Полнощных стран краса и диво Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво...» Итак: у Блока – «почва, болотная и зыбкая, у Пушкина – «мшистые, топкие берега» и «топь блат». У Пушкина – «пустынные волны», а у Блока – «пустынный квартал».
Но опять тот же вопрос: почему квартал вырос «за городом»? И здесь опять – метафора,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|