Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы управления. Функции управления, их классификация. Критерии оценки управленческой деятельности.




ДИСЦИПЛИНА: Коммуникационный менеджмент.

Тема 1.1. Специфика управления как деятельности

Сущность управления. Управление и руководство. Структура управления. Типология управления. Ценностные приоритеты.

 

Управление представляет собой деятельность по подбору материальных, людских и организационных условий в такой пропорции и в таком соотношении, чтобы помочь достичь поставленных целей. Управление — это программно продуманная деятельность, предназначением которой является воссоздание системы из разрозненных элементов, разумное использование человеческих, технических и финансовых ресурсов, способствование цивилизованному развитию общества.

 

Этапы:

 

Постановка цели (для чего, зачем).

 

Идентификация того чем управлять: сбор и обработка информации о ресурсах и процессах (что, где, когда).

 

Анализ, систематизация, синтез (почему).

 

Выбор цели (принятие решения) (куда).

 

Оптимизация этапов (скорости) достижения цели (как, когда) (Определение задач, способов и последовательности их выполнения).

 

Управляющее (изменяющее) воздействие — организация процессов выполнения задач и обеспечение их ресурсами.

 

Контроль выполнения задач (обратная связь — что, где, когда) (Поддержание оптимальной скорости достижения цели).

Ценностные приоритеты: 1.Возвышенные цели. Управление - целенаправленная деятельность. Цель – маяк управления. Ориентируясь на него, возможно выбрать соответствующие средства продвижения, обеспечить необходимый для управленч.деятельности морально-психологич.настрой персонала, уважит.отношение той соц.среды, в кот. функционирует управленч.система. Чем возвышеннее цель, тем выше соц.ответственность менеджеров.2. Принципы управления. Правила, соблюдение которых категорически обязательно. В аспекте познания КМ интерес представляет деление этих принципов на: организационные, идеологические, стимулирования. Организационные – правила создания и функционирования управленч.структуры: определение полномочий каждого органа управления и его персонала, объёма и характера делегирования полномочий; субординационное взаимодействие; обеспечение документооборота и информационного общения, соподчинённость подразделений и т.д. Идеологические – совокупность этих требований образует общую идейную платформу служебного поведения управленч.работников, что позволяет им, не поступаясь своими гражд.правами и лич.независимостью, консолидировано и целенаправленно осуществлять профессиональную деятельность. Среди этих принципов: компетентность (обладание знаниями, опытом), гуманность, ортобиотичность (осознание самоценности жизни, оптимизм), инновационность (нестандартность управленч.решений), прагматизм (работа на результат, на перспективу). 3. Принципы стимулирования. Это тот рычаг, посредством которого организуется трудовой процесс, мотивируется служебное поведение персонала, утверждается авторитет менеджеров. Сюда входят: учёт особенностей условий труда, гибкое сочетание моральных и материальных стимулов, экономич. и этич. обоснованность стимулирования, своевременное и широкое информирование о стимулировании. 4. Этические нормы: признание самоценности любой человеч.жизни; бережливое отношение к природе, активная экологич.деятельность; соблюдение нравственных ценностей, незыблемость гражд.прав и свобод; законопочитание и законопослушание; стремление к овладению науч.знаниями, совершенствование профес.умений; вера в себя и в людей.

 

Принципы управления. Функции управления, их классификация. Критерии оценки управленческой деятельности.

Важное значение в управлении имеют общие принципы управления, которые являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления – законами управления – и управленческой практикой. Общие принципы управления непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность.

 

Общие принципы управления это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности.

 

К основным из них относятся следующие:

· принцип единства политики и экономики;

· научность;

· системность и комплексность;

· принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;

· принцип централизации и децентрализации;

· принцип пропорциональности в управлении;

· принцип единства распорядительства в управлении;

· принцип экономии времени;

· принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях;

· принцип делегирования полномочий;

· принцип обратной связи;

· принцип экономичности;

· принцип эффективности;

· принцип мотивации.

 

Принцип единства политики и экономики.

 

Экономика является базисом любого государства и общества и подчиняется объективным экономическим законам и закономерностям. Их учет и разумное использование приводит к экономическому росту, а игнорирование или не учет проявляются в экономическом спаде или кризисе. Политика отражает надстройку любого государства и представляет собой концентрированное выражение экономики. Это означает, что при осуществлении хозяйственной деятельности общество не может не учитывать политических последствий тех или иных экономических мер на общественное развитие, на изменения в базисе и надстройке.

 

Научность.

 

Этот принцип определяет, что управленческая деятельность, формирование, функционирование, и развитие систем управления должны базироваться на основании данных науки, т.е. объективных законах и закономерностях. Кроме этого, принцип научности предполагает использование имеющегося арсенала современных научных методов познания объектов управления, исследование реальных ситуаций, условий, в которых протекает жизнедеятельность этих объектов. Особенностью этого принципа также является применение в практической деятельности достижений теории и опытных данных научного управления объектами разного рода, т.ч. различной отраслевой принадлежности.

 

Системность и комплексность.

 

Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение можно свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению.Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств.

 

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.

 

Принцип единоначалия исходит из того, что у каждого подчиненного должен быть один непосредственный начальник, отдающий ему распоряжения, приказы, и отчитывается подчиненный только перед ним.Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок и учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя организации.

 

Принцип централизации и децентрализации.

 

Централизация это когда люди, власть, ответственность, структуры подчиняются одному центру, одному лицу или какому-либо органу управления. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках системы управления.

 

Децентрализация происходит в результате передачи части власти, полномочий и ответственности, а также права принятия решения в пределах своей компетенции на более низкие уровни управления. В результате децентрализации происходит «рассредоточение» власти. Децентрализация способствует структурной гибкости и развитию адаптивных возможностей системы управления.Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимном дополнении друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура управления, поскольку она потеряет свою целостность. С другой стороны не может существовать и система управления, лишенная полностью децентрализации, - с потерей автономности она свою структурность.

 

Принцип пропорциональности в управлении.

 

Данный принцип находит свое отражение в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Ее суть заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления, к примеру, подсистемы производства, ведет к росту и усложнению субъекта управления (управляющей подсистемы).Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен рядом показателей, таких как: соотношение численности управленческого персонала и рабочих; соотношение мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, математической, технической) потребностям функциональных подразделений) и т.д.Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, централизацией и децентрализацией, что составляет круг важнейших задач управления.

 

Принцип единства распорядительства в управлении.

 

Рациональная структура управления это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем.Однозначность закрепления полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетенции и действует в соответствии с этими представлениями.

 

Принцип экономии времени.

 

Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это прежде всего относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений.

 

Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.

 

Создание новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности, для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи между элементами структуры.В процессе функционирования организации лишние элементы структуры «отмирают», а недостающие постепенно появляются, вместе с ними «отмирают» или появляются новые функции.

 

Принцип делегирования полномочий.

 

Принцип делегирования полномочий состоит в передачи руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрироваться свои усилия на решении задач сложного управленческого уровня.

 

Принцип обратной связи.

 

Обратная связь в системах управления – это особая форма устойчивой внутренней связи между субъектом и объектом управления, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления, а также имеет целью координацию управленческих действий. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в субъекте управления нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её заданном состоянии.

 

Принцип экономичности.

 

Это требование – правило управленческой деятельности, системы управления, определяющее: управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и оптимально сочетаться. Сопоставление различных вариантов результатов и затрат на управление дает ответ об его экономичности.

 

Принцип эффективности.

 

Этот принцип – требование к управленческой деятельности обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления. Его количественная определенность может выражаться через показатели результативности деятельности объекта управления и дополняться соответствующими синтетическими показателями оценки самой управленческой работы.

 

Принцип мотивации.

 

Этот принцип утверждает, что управление может быть высоко результативным только при справедливом стимулировании персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах – материальной и морально-психологической, причем они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей и определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности.

 

Принципы менеджмента.

 

Менеджмент это рациональный способ управления деловыми организациями. Главное значение при этом уделяется применению ясных и четких методов сугубо прагматического характера в целях наиболее эффективного использования ресурсов и иных условий, а также возможностей видения бизнеса.Поскольку менеджмент базируется на современной науки и теории управления людьми и делом, система его принципов включает в себя принципы классических школ управления, общие принципы управления и принципы, вырабатываемые современным развитием экономики.К некоторым современным принципам менеджмента относят:

ориентация на потребителя;

ориентация на перспективу развития бизнеса, расширение сферы деятельности;

обостренное чувство ответственности за дела организации;

ориентация на конечные результаты деятельности;

стремление к нововведениям;

ориентация на лидеров;

энтузиазм персонала;

развитие всего лучшего, что есть в людях: умения, способности, желание делать оригинально, профессионально, эффективно, самостоятельно;

опора на общечеловеческие ценности;

высокие стандарты деятельности;

опора объективные законы и реальности рыночных отношений;

решение новых проблем новыми методами;

возрастание роли неформальной организации.

свобода и жесткость одновременно;

постоянный поиск того, в чем можно добиться успеха;

поступки должны быть решительными, но взвешенными;

концентрация своей деятельности на приоритетных программах.

 

Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам:

 

• по содержанию процесса управления (основные функции);

 

• по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

 

Специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.

 

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами. Основными функциями менеджмента являются:

 

1. планирование – процесс постановки целей и создание схемы действий для ее достижения;

 

2. организация – процесс построения структуры фирмы;

 

3. мотивация и стимулирование– процесс побуждения и активизации работника на эффективные труды (мотивация – «зачем делать?», стимулирование – «зачем делать хорошо?»);

 

4. контроль – процесс определения качества выполняемой работы и ее корректирование для достижения целей;

 

5. координация – деятельность по обеспечению согласованности действий работников и организации.

 

Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои цели, поставить цели персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать. Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов.

 

Понятие коммуникационного менеджмента. Содержание деятельности коммуникационного менеджмента. Корпоративные коммуникации как предмет коммуникационного менеджмента.

 

Коммуникационный менеджмент – теория и практика управления социальными коммуникациями как внутри организации, так и между организацией и ее средой, с целью проведения оптимально благоприятных для организации коммуникационных процессов, формирования и поддержания имиджа и общественного мнения, достижения согласия, сотрудничества и признания.

 

Коммуникационный менеджмент включает в себя:

 

· планирование и управление коммуникативными процессами, в том числе, выявление целевых аудиторий, разработку коммуникационных стратегий, контроль, оценку эффективности коммуникаций и проч.;

 

· разъяснение позиций и направлений предприятия, организации или конкретной персоны;

 

· организация информационного представления интересов какого-либо объекта;

 

· формирование корпоративной философии;

 

· утверждение корректных коммуникаций в конфликтных ситуациях;

 

· формирование и усиление доверия и симпатии.

 

В качестве значимых направлений теоретических и прикладных интересов коммуникационного менеджмента выделяются:

 

Социальные структуры общества, а также внутрикорпоративные структуры;

 

Виды коммуникаций, а также средства, каналы и уровни коммуникационного процесса, обеспечивающие передачу и восприятие информации.

 

Предметом к.м. является корпоративные коммуникации.

 

Корпоративные коммуникации – система коммуникаций социального взаимодействия, осуществляемая внутри какой-либо конкретной организации, а так же между организацией и её средой, являющаяся стратегической базой всех коммуникационных систем компаний.

 

Объектами и субъектами КМ могут выступать самые разные социальные институты, с которыми сталкивается организация (клиенты и потребители, персонал организации, инвесторы и акционеры, органы власти и структуры местного самоуправления и пр.).

 

Особенностью КМ является то, что он не рассматривает систему управления информационным процессом с точки зрения техники (источник, сообщение, передатчик, каналы, помехи, приемник, обратная связь), а акцентирует внимание на социальном аспекте технологии управления, где определяющим компонентом является человеческий фактор. Основное предназначение КМ – влияние на информац.взаимодействие людей, их групп и формирований.

 

4. Объекты и субъекты корпоративных коммуникаций. Специфика функций коммуникационного менеджмента. Коммуникации как объект управления. Основное содержание коммуникационного менеджмента.

Корпоративные коммуникации – система коммуникаций социального взаимодействия, осуществляемая внутри какой-либо конкретной организации, а так же между организацией и её средой, являющаяся стратегической базой всех коммуникационных систем компаний.

 

Объектами и субъектами КМ могут выступать самые разные социальные институты, с которыми сталкивается организация (клиенты и потребители, персонал организации, инвесторы и акционеры, органы власти и структуры местного самоуправления и пр.).

 

Особенностью КМ является то, что он не рассматривает систему управления информационным процессом с точки зрения техники (источник, сообщение, передатчик, каналы, помехи, приемник, обратная связь), а акцентирует внимание на социальном аспекте технологии управления, где определяющим компонентом является человеческий фактор. Основное предназначение КМ – влияние на информац.взаимодействие людей, их групп и формирований.

 

Специфика функций коммуникационного менеджмента.

 

[I вариант]Функциями коммуникационного менеджмента являются:

 

аналитико-прогностическая (анализ, использования, прогнозирования тенденций);

 

организационно-управленческая (обеспечение целей организации или служб ПР, организаторская и управленческая деятельности по выполнению намеченных планов, оперативная выработка ответных мер и др.);

 

коммуникативно-информационная (достижение взаимопонимания, гармонии, обеспечение руководства организации необходимой информацией);

 

консультационно-методическая (выступает в качестве советника руководителя, кандидата в депутаты и др.).

 

[II вариант]Один из основоположников теории менеджмента А. Файоль характеризовал функции управления следующим образом:

 

предвидеть;

 

организовать;

 

руководить;

 

координировать;

 

контролировать.

 

Рассматривая этот набор управленческих действий как базовый, соотнесем его с управлением коммуникацией.

 

Таким образом, управлять коммуникацией - это значит:

 

определять цели коммуникации;

 

определять пути достижения этих целей и конкретные действия, направленные на достижение целей;

 

организовать осуществление этих коммуникативных действий;

 

координировать взаимодействие коммуникаторов;

 

контролировать;

 

корректировать процесс по результатам коммуникации.

 

[III вариант] Коммуникации в организации или в группе выполняют ряд значимых функций:

 

 

информативную функцию — передачу сведений, предоставление необходимой информации для принятия решений;

 

мотивационную функцию — побуждает сотрудников к лучшему исполнению задач, используя убеждение, внушение, просьбы, приказы и т.д.;

 

контрольную функцию — отслеживание поведения сотрудников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;

 

экспрессивную функцию способствует эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и позволяет удовлетворять социальные потребности.

 

основное содержание коммуникационного менеджмента:

 

· планирование и управление коммуникативными процессами, в т.ч. выявление целевых аудиторий, разработку коммуникационных стратегий, контроль, оценку эффективности коммуникаций и проч.;

 

· разъяснение позиций и направлений предприятия, организации, конкретной персоны;

 

· организацию информационного трансферта (перенос, перевод) и диалога;

 

· информационное представление интересов какого-либо объекта;

 

· формирование и усиление доверия и симпатии;

 

· представление какого-либо объекта (организации, персоны, проблемы, темы) общественности и увеличение компетентности участников диалога;

 

· утверждение корректных коммуникаций в конфликтных ситуациях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...