Методы социальной психологии.
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Социальная психология Конспект лекций Ст. преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна кафедра психологии и педагогики, 420. Литература: 1. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Владос, 1996. 2. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1. – М., 1995. 3. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер. 4. Майерс, Дэвид. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 5. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест. – М.: АСТ, 2001. – 688 с. 6. Кутасова, Т.В. Хрестоматия по социальной психологии. – 1994.
Лекция 1. Предмет и методы социальной психологии 1. Место социальной психологии в системе наук 2. История формирования социально-психологических идей 3. Методы социальной психологии 4. Этика психологического исследования
1. Возникла она на стыке наук – психологии и социологии– и имеет свой особый статус. Элементы социальной психологии складывались внутри антропологии, этнографии, криминологии, языкознании, а также в рамках различных философских учений. Социальная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Классификация социально-психологических явлений. 1. По принадлежности к разным общностям и субъектам: 1) Социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях: а) в больших группах: нациях (этносах), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных институтах (организациях). б) в малых группах: межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции.
2) Социально-психологические явления, возникающие в неорганизованных общностях (слабо организованных), под которыми принято понимать толпу и другие разновидности скопления людей. Явления, которые здесь возникают, называют массовидными, а поведение людей – стихийным. К ним относят психологию толпы, психологию паники и страхов, психологию слухов, психологию массовых коммуникативных процессов (психологию воздействия), психологию рекламы и т.д. 3) Социальная психология изучает личность, т.к. она в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные общественные и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль – социальная психология личности. 2. По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на: 1) рационально осмысленные – социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции людей и их групп; 2) эмоционально-упорядоченные – социальные чувства и настроения, психологический климат и атмосфера; 3) массовидные (стихийные). 3. По устойчивости социально-психологических явлений: 1) динамичные – например, различные виды общения; 2) динамико-статичные – например, мнения и настроения; 3) статичные – например, обычаи, традиции. 4. По степени осознанности: 1) осознанные; 2) неосознанные. История формирования социально-психологических идей. Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют 3, наиболее значительные: 1) психологию народов; 2) психологию масс; 3) теорию инстинктов социального поведения. Различаются они способом анализа взаимоотношения личности и общества.
1. Психология народов. (Середина XIX в., Германия). Создатели: философ М. Лацирус и языковед Г. Штейнталь. Центральная идея: главная сила истории – народ, или «дух целого», выражающийся в искусстве, религии, языке, мифах и т.д. А индивидуальное сознание – его продукт. Дальнейшее развитие – В. Вундт, А.А. Потебня. 2. Психология масс. ( Франция, 2-я половина XIX в). Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. Идея подражания и объясняет социальное поведение. Вторая его идея – роль иррациональных моментов в социальном поведении, т.е. аффектов и прочих нелогичных вещей. Эти 2 идеи и использовались создателями психологии масс С.Сигеле и Г.Лебоном. Лебон утверждал: всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичные черты поведения человека в массе: а) обезличивание, что приводит к господству инстинктивных реакций; б) резкое преобладание роли чувств над интеллектом, что приводит к подверженности различным влияниям; в) вообще утрата интеллекта, что приводит к отказу от логики; г) утрата личной ответственности, что приводит к отсутствию контроля над страстями. 3. Теория инстинктов социального поведения. Создатель В.Макдугалл. Его работа «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г. и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии как самостоятельной науки. Основной тезис В.Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Он перечислил 6 пар связанных между собой инстинктов и эмоций: 1) инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; 2) инстинкт бегства и чувство самосохранения; 3) инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; 4) инстинкт приобретения и чувство собственности; 5) инстинкт строительства и чувство созидания; 6) стадный инстинкт и чувство принадлежности. Слабость этих теорий была в том, что они не опирались ни на какую исследовательскую практику. Однако социальная психология заявлена как самостоятельная дисциплина. В начале ХХ века превращается в экспериментальную науку. Основное развитие социальная психология получает в США. С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе.
Тут произошел новый перекос – одностороннее развитие социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической социальной психологии оказалась скомпрометированной. В результате такого развития очень скоро социальная психология стала обрастать целым рядом острых противоречий. Особое значение приобретает ЕАЭСП – Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии. Для нее характерна идея необходимости большей ориентации социальной психологии на реальные социальные потребности.
Методы социальной психологии. В современном научном знании термином «методология» обозначаются 3 различных уровня научного подхода. 1) Общая методология – это общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. 2) Частная (или специальная) методология – это совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. 3) Методология как совокупность конкретных методических приемов исследования. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования. Экспериментатор должен не только составить «батарею» методик в своем методологическом ключе, но и правильно их применить, учитывая факторы, оказывающие влияние на результаты социально-психологического исследования. Важнейшие из факторов: - Личности экспериментатора. Здесь нужно иметь в виду и характерологические особенности и внешний вид. - Умение исследователя работать с испытуемым, создать непринужденную, доверительную атмосферу. - Присутствие наблюдателей, посторонних. Эффект присутствия других может существенно повлиять на действия или ответы участников эксперимента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|