Методические материалы по организации и технологиям обучения для преподавателя
Преподавание курса «История политических и правовых учений» призвано сформировать у студентов общетеоретические и методологические основы понимания сущности государства и права, историко-правового мышления, системного представления о развитии мировой политико-правовой мысли для познания и анализа современных политико-правовых процессов и явлений.. Эти цели обусловливают задачи, организационные формы и методы обучения. Важнейшая роль среди организационных форм обучения отводится лекции. Она выполняет три основные функции – информационную (излагает необходимые сведения, идеи, факты), стимулирующую (пробуждает интерес к рассматриваемой теме, проблеме), воспитательно-развивающую (даёт оценку явлениям и фактам, развивает мышление). Лекции позволяют в обобщённой форме сформировать основы научных знаний, изложить содержание дисциплины системно в строгой логической последовательности, структурировать его по периодам и значимым событиям, акцентировать важнейшие понятия и выводы. Поскольку количество лекций весьма ограничено, в соответствии с дидактическими задачами основной их объём должны составлять обзорные лекции. Специфика дисциплины обусловливает также значимость лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности). Использование на лекциях даже простых технических средств предъявления информации позволяет существенно повысить их привлекательность для студентов, дидактическую эффективность, снизить нагрузку на голосовой аппарат преподавателя. Ограниченный объём отводимого на лекции времени диктует необходимость тщательного отбора лекционного материала, освещения и разъяснения лишь наиболее значимых проблем, событий, фактов и понятий. Весь остальной подлежащий освоению студентами учебный материал следует рассмотреть на практических занятиях и в рамках самостоятельной работы.
Практические занятия играют незаменимую роль в углублённом изучении различных тем учебного курса. Они выполняют важные функции, которые невозможно реализовать в лекционной форме работы: 1) текущий контроль результатов самостоятельной работы студентов (умение работать с источниками, усваивать и систематизировать изученный материал); 2) овладение студентами навыками самостоятельного выступления, обоснования и защиты собственной точки зрения; 3) обучение студентов правилам ведения дискуссии, умению слушать партнёра, вести диалог с оппонентом; 4) выявление индивидуальных трудностей в обучении у отдельных студентов; 5) выявление личностных особенностей студентов, требующих учёта или коррекции. Подготовка к практическим занятиям предполагает целенаправленную самостоятельную работу студентов в соответствии с методическими разработками по каждой запланированной теме. Эти разработки должны быть заблаговременно доведены до сведения каждого студента с учётом необходимого на подготовку к занятию времени. Планы практических занятий должны включать не только выносимые на обсуждение вопросы, но и перечень важнейших понятий по рассматриваемой теме, а также список источников и литературы. Первостепенной задачей практических занятий является формирование у студентов навыков работы с источниками (политико-правовыми доктринами, работами мыслителей прошлого и современности). Студент должен научиться анализировать понятийно-смысловую форму и содержание источника, определять его идейную направленность, вклад в развитие политико-правовой мысли, выявлять теоретическую и практическую значимость источника для современности.
Формы проведения практических занятий могут быть разнообразными в зависимости от целей, задач, рассматриваемых проблем, учебно-методического обеспечения и подготовленности студентов. Наиболее оптимальными представляются следующие формы занятий: работа с источником, реферативная форма занятия, занятие-дискуссия. Чрезвычайно эффективной организационной формой обучения является самостоятельная работа студентов. Она должна быть обеспечена всеми необходимыми и доступными учебно-методическими материалами, соответствующими формами контроля её результативности. Формы самостоятельной работы могут быть как одинаковыми для всех студентов (например, выполнение контрольной работы студентами заочной формы обучения), так и различными в соответствии с интересами, возможностями и способностями студентов (подготовка реферата, презентации, доклада и т.д.). Выбор методов обучения определяется организационными формами обучения, целями и задачами занятий. Преподаватель должен уметь применять традиционные дидактические методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (или эвристический), исследовательский. Он должен использовать также методы сообщения новых знаний (лекция, объяснение, рассказ) и методы приобретения новых знаний (выполнение контрольной работы, подготовка презентации, реферата, доклада, самостоятельная работа с учебным материалом и т.д.). Наконец, преподавателю необходимо иметь в своём арсенале методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности, методы организации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. Приоритет следует отдать инновационным образовательным технологиям. Среди них для курса «Истории политических и правовых учений» особую значимость имеют информационные технологии, позволяющие оптимизировать учебный процесс, в полной мере обеспечить его необходимой доступной информационной базой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|