Методические указания по организации самостоятельной работы и изучению дисциплины
На освоение студентами курса истории политических и правовых учений отводится один семестр. Организация изучения дисциплины включает в себя аудиторные занятия (лекции, которые составляют не более 20 процентов от общего объёма аудиторных занятий, а также практические занятия) и самостоятельную работу студента (изучение первоисточников, подготовка к практическим занятиям, рецензирование научной статьи, подготовка к экзамену). Учитывая чрезвычайно большой объём изучаемого материала и ограниченные рамки аудиторных занятий, центр тяжести в освоении дисциплины приходится на самостоятельную подготовку. Отправным моментом в организации самостоятельной работы является внимательное изучение программы курса, позволяющее ретроспективно представить структуру и содержание истории политических и правовых учений. Далее, используя учебную литературу и полученные на занятиях знания, студент должен усвоить понятийно-категориальный аппарат дисциплины, являющийся инструментом её освоения. Особую значимость в изучении любого периода истории политических и правовых учений имеет вдумчивое чтение первоисточников, содержащих оригинальные мысли авторов, и умение грамотно анализировать содержание политико-правовых доктрин. Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику. В каждом политико-правовом учении при его исследовании можно выделить: содержательную часть, в которой формулируется понятийно-категориальный аппарат доктрины, даётся теоретическое решение общих проблем государства и права, аргументируется решение того или иного вопроса (о происхождении государства и права, о смене одной формы правления другой, о судьбах государства и права и т.д.);
форму изложения (трактат, политический памфлет, законопроект, монография и т.п.); методологическую (мировоззренческую, логико-теоретическую) часть (религиозную, светскую, материалистическую, идеалистическую и пр.); программно-оценочную часть, содержащую оценки государства и права, общественно-политической ситуации, практические выводы, цели и задачи политической деятельности и борьбы, рекомендации на перспективу; программно-оценочная часть является фундаментом, связующим все элементы доктрины началом. Следует учитывать множественность политико-правовых доктрин. Разные авторы в разное время и в разных условиях не могли мыслить идентично. Различались и их интересы: от претендующего на объективность беспристрастно-логического исследования до откровенного служения существующей власти. По соотношению идеалов и исторической действительности политико-правовые учения делятся на реакционные, консервативныеи прогрессивные. По срокам и способам достижения идеала они подразделяются на радикальные, умеренные, революционные и реформистские.Доктрина, сложившаяся под влиянием других доктрин, всегда от них чем-то отличается. Новая теория соглашается с одними идеями, отвергает другие, вносит свои изменения в выработанные предшественниками представления. При этом в новых исторических условиях прежние идеи и термины могут приобретать совершенно другое содержание и толкование. Поэтому при исследовании политико-правовых доктрин и изучении курса истории политических и правовых учений в целом необходимо применять конкретно-исторический подход, наряду с общенаучными использовать присущие истории политических и правовых учений свои методы исследования: хронологический, проблемно-теоретический, портретный, страноведческий.
Подготовка к практическим занятиям организуется в соответствии с планами занятий и предусматривает углублённое изучение рассматриваемых вопросов на основе хорошего знания содержания рекомендуемых источников, научной и учебной литературы. Практические занятия могут проходить в разных формах: работа с источником, реферативная форма занятия, занятие-дискуссия. Поощряется использование студентами на занятиях презентаций и иной наглядности. Готовясь к практическому занятию, студент должен заранее ознакомиться с планом занятия, выносимыми на обсуждение вопросами, списком рекомендованной литературы. Определив объём и порядок дальнейшей самостоятельной работы, студент может приступать к изучению литературы, подготовке докладов, сообщений, презентаций. Выступление на занятии должно быть грамотным, логически выстроенным, содержательным, аргументированным. Выступающий должен быть готов ответить на вопросы студентов и преподавателя по рассматриваемой теме, при необходимости дискутировать, отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонента. В процессе изучения курса истории политических и правовых учений предусмотрен регулярный контроль качества подготовки бакалавров, который включает необходимые типы (текущий контроль, промежуточная аттестация), виды (устный опрос, письменная работа, контроль с помощью ТСО) и формы (рецензия научной статьи, собеседование, тест, экзамен). Завершающим этапом в изучении курса истории политических и правовых учений является подготовка к сдаче экзамена. Экзамен может проводиться в разных формах: традиционной (по билетам), в форме тестирования. Независимо от формы проведения экзамена студент должен показать глубокие и прочные знания по всему курсу, умение оперировать понятиями, анализировать политико-правовые доктрины, аргументировать свои выводы, применять полученные знания для анализа современных политико-правовых процессов и явлений. По итогам экзамена выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|