Художественный прием в драматургии театрализованного действа
Драматургия театрализованного действа содержит в себе два рода информации: документальную и художественную (информационно-логическую и эмоционально-образную). На ассоциативном пересечении информации того и другого вида рождается художественный прием (сценарный ход). Художественный прием тесно связан с художественным образом идеи и является ее действенным воплощением. Следует добавить, что художественный прием единствен для каждого конкретного театрализованного действа... В приведенном ниже фрагменте сценария показано, как может выглядеть театрализованное открытие детской спортивной олимпиады, в котором, как и в любом другом вступлении к театрализованному действу, художественный прием задается наряду с темой и жанром. В данном случае избранным художественным приемом служит появление персонажей, связанных с мифологией и историей античной Греции и передача ими славной эстафеты от древних героев юным представителям современной физической культуры и спорта.
«Пять олимпийских колец» Звучат «Торжественные фанфары» И. Глазунова. На сцене Дворца спорта появляются античные герои. Зевс: Я - Зевс-Громовержец, владыка античного мира, хозяин Олимпа, откуда мне многое видно. Геракл: Я - славный герой, легендарная личность в Элладе. Мне имя Геракл, если кто-то об этом не помнит. Двенадцать великих, невиданных подвигов в мире свершил я, и эллины лавром меня увенчали! Одиссей: Меня Одиссей Хитроумный собратья прозвали за ум и сноровку в отчаянной битве за Трою. Я на ногу скор, и в гимнастике ловок изрядно, и метко из лука я цель поражал не однажды!
Зевс: Ну что же, я вижу достойных сподвижников рядом! Геракл: Подуше мне решенье такое! Зевс: А ты, Одиссей? Одиссей: Повеленья не знаю мудрее! Зевс: Тогда я огонь возжигаю священный по праву Зевс зажигает олимпийский факел. Музыка. На сцене появляются группы юных спортсменов, делающих ритмические упражнения. Зевс: Вот это по-нашему! Любо взглянуть на такое! Не будет отныне средь греков трусливых и хилых! ступенями к славе! Одиссей: И боги их примут в объятья! Иным поколеньям отныне хранить, умножая, из праздников праздник, бессмертный порыв к совершенству! Геракл: Несите огонь достославный сквозь тысячелетья! Одиссей: Раздуйте от искр олимпийских высокое пламя! Музыка. На сцене появляются танцевальные спортивные группы. На площадке - ведущие, наши современники. Юноша: Как отзвук той большой олимпиады, мы начинаем славный праздник наш! И всем гостям мы бесконечно рады, пришедшим к нам! Девушка: Как золотой мираж. огни цветут! Да будут вечно юны сердца у вас для стартов и наград! Горят глаза! Взволнованны трибуны! Звучи, оркестр! И появись, парад! Музыка. Начинается торжественное шествие юных спортсменов. Вопросы для самопроверки 1. Что такое художественный прием? 2. Для чего служит художественный прием? 3. В какой части сценария задается художественный прием?
МОНТАЖ В ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО
ДЕЙСТВА Произведение характеризуется материалом, который используется при его создании, и методом организации этого материала. Так, в музыке материалом является звук, а методом - организация звука во времени. В изобразительном искусстве материалом служит цвет (живопись), либо линия (графика), а методом является организация этого материала в пространстве. Материал пластических искусств - форма. Она статична для скульптуры, архитектуры и изделий художественных ремесел и динамична для хореографического и пантомимического искусств. Статичный художественный материал организуется в пространстве, динамичный - в пространстве и во времени. Литература избрала материалом слово, а методом - организацию слова во времени (проза), а поэтического слова -как во времени, так и в пространстве страницы книги. Звучащее слово организуется во времени. Обратимся к сценарию театрализованного действа. Творческий метод организации отдельных драматургических элементов относительно друг друга, а также художественного и документального материалов внутри драматургического модуля (сценарного элемента) есть монтаж во времени и пространстве. Именно монтаж создает единое художественное целое, коим является сценарий театрализованного действа. С. Эйзенштейном была выведена следующая формула монтажа: изображение А + изображение Б + изображение В +..... + образ. Если каждое отдельное изображение однозначно, то образ многозначен. В нашем случае этот образ и есть художественное воплощение идеи сценариста по отношению к теме театрализованного действа. Можно выделить несколько видов монтажа: иллюстративный, контрастный и ассоциативный. Иллюстративный монтаж есть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное. Контрастный монтаж есть своего рода опровержение информационно-логической составляющей ее эмоционально-образным воплощением. Ассоциативный монтаж есть соединение двух и более элементов, на первый взгляд, не имеющих между собой ничего общего, однако связанных некоторым признаком, наличествующим в обоих составляемых модулях. Монтаж может быть параллельным и последовательным. При параллельном монтаже соединение отдельных изображений происходит одновременно, образуя суммарный действенный план. При последовательном монтаже соединение изображений происходит последовательно, т.е. одно изображение сменяет другое. Схематично это выглядит так.
Параллельный монтаж А + отдельные Б драматургические + модули В
Ось времени Последовательный монтаж Отдельные драматургические модули А + Б + В
Ось времени Наглядным примером последовательного иллюстративного монтажа может послужить фрагмент сценария театрализованного тематического вечера, посвященного юбилею Дворца культуры. В данном случае, художественный материал, а именно стихи в исполнении актеров, монтируется с результатом активизации зрителей в виде угаданного и прозвучавшего слова и с представлением документальных героев и их появлением на сцене.
«Кто ты будешь такой?» Актеры: - А теперь наши загадки залу! Друзья, вы должны угадать профессию работника нашего Дворца, название которой рифмуется с последним словом второй строки загадки. - Кто он есть, чей нрав усидчив, глаз наметан и остер? - Кто суров и не обидчив? Ну, конечно же... Голос из зала: Вахтер! - Совершенно верно! - Мы приглашаем на сцену верных вахтеров нашего Дворца... На сцене - Вахтеры. Актеры: - Кто для нас льет свет в окошко? Кто любезен и красив? - Ну, подумаем немножко... Как зовут его... Голос из зала: Кассир! Актеры: -Правильно! - Мы приглашаем не сцену... На сцене - Кассир. Актеры: - Кто ведет усердный счет, - И за то ему почет! И зовут его... Голос из зала: Бухгалтер! -Превосходно! -Мы приглашаем на сцену... На сцене - Бухгалтер. Актёры: А кому-то чистота- и натура, и привычка. Как зовется дама та? Ну, конечно же,... Голос из зала: Техничка! На сцене - Техничка. Актеры: - От гвоздя до робы ватной, от олифы до мимоз, кто добра хозяин знатный? Как зовут его?... Голос из зала: Завхоз! - Мы приглашаем на сцену... На сцене - Завхоз. Актеры:
- Кто на сцене вечный житель, хоть и вовсе не артист? - Назовите!.. Голос из зала: Осветитель! - А еще, друзья?.. Голос из зала: Радист! Актеры: - Замечательно! - Мы приглашаем на сцену... На сцене - Осветитель и Радист. Актеры: - Деревянных дел охотник будет кто? Конечно... Голос из зала: Плотник! Актеры: - Кранам он и бог, и кесарь. Кто же он? Конечно... Голос из зала: Слесарь! Актеры: - Совершенно верно! - Приглашаем на сцену... На сцене - Плотник и Слесарь. Актеры: - Чародей экрана, ибо он волшебник, не охальник... И за то ему спасибо! Кто же он? Голос из зала: Киномеханик! На сцене - Киномеханик. Актеры: - Кто в друзья избрал из нас холст, палитру и треножник, чтобы радовали глаз? Отвечайте-ка... Голос из зала: Художник! Актеры: - Приглашаем на сцену... На сцене - Художник. Актеры: - Кто, в культуре наторевши, есть искусству верный друг? Кто, не спавши и не евши, горы двигает? Голос из зала: Худрук! Актеры: - Приглашаем на сцену... На сцене - Художественный руководитель. Актеры: - Кто ведет вперед культуру, направленья зная вектор, по науке, а не сдуру... Угадайте-ка? Голос из зала: Директор! Актеры: - На сцену приглашается... На сцене -Директор. Вопросы для самопроверки 1. Что служит материалом и как этот материал организуется в различных видах искусства? 2. Что является материалом и методом его организации в драматургии театрализованного действа? 3. Что представляет собой формула монтажа? 4. Какие виды монтажа используются при написании сценария театрализованного действа?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|