Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественный прием в драматургии театрализованного действа




Драматургия театрализованного действа содержит в себе два рода информации: документальную и художественную (информационно-ло­гическую и эмоционально-образную). На ассоциативном пересечении ин­формации того и другого вида рождается художественный прием (сце­нарный ход). Художественный прием тесно связан с художественным образом идеи и является ее действенным воплощением. Следует добавить, что художественный прием единствен для каждого конкретного театра­лизованного действа...

В приведенном ниже фрагменте сценария показано, как может выг­лядеть театрализованное открытие детской спортивной олимпиады, в ко­тором, как и в любом другом вступлении к театрализованному действу, художественный прием задается наряду с темой и жанром.

В данном случае избранным художественным приемом служит по­явление персонажей, связанных с мифологией и историей античной Гре­ции и передача ими славной эстафеты от древних героев юным представи­телям современной физической культуры и спорта.

 

«Пять олимпийских колец»

Звучат «Торжественные фанфары» И. Глазунова. На сцене Дворца спорта появляются античные герои.

Зевс: Я - Зевс-Громовержец, владыка античного мира, хозяин Олимпа, откуда мне многое видно.
Мне боги хвалу воздают, и для множества смертных
мое повеленье слывет непреложным законом!

Геракл: Я - славный герой, легендарная личность в Элладе. Мне имя Геракл, если кто-то об этом не помнит. Двенадцать великих, невиданных подвигов в мире свершил я, и эллины лавром меня увенчали!

Одиссей: Меня Одиссей Хитроумный собратья прозвали за ум и сноровку в отчаянной битве за Трою. Я на ногу скор, и в гимнастике ловок изрядно, и метко из лука я цель поражал не однажды!

Зевс: Ну что же, я вижу достойных сподвижников рядом!
И вот что скажу вам, герои, без долгих раздумий:
да будет долина Олимпии древней отныне
прародиной игр олимпийских и летних, и зимних,
чтоб вечные споры, кто телом и духом превыше,
не в смертном бою, а в спортивном велись поединке.
Что скажешь, Геракл?

Геракл: Подуше мне решенье такое!

Зевс: А ты, Одиссей?

Одиссей: Повеленья не знаю мудрее!

Зевс: Тогда я огонь возжигаю священный по праву
и новые игры рожденными провозглашаю!

Зевс зажигает олимпийский факел.

Музыка.

На сцене появляются группы юных спортсменов, делающих

ритмические упражнения.

Зевс: Вот это по-нашему! Любо взглянуть на такое!

Не будет отныне средь греков трусливых и хилых!
Геракл: Достойная смена! Им подвиги новые станут

ступенями к славе!

Одиссей: И боги их примут в объятья!
Зевс: Пусть будут отныне упруги, как лук Одиссея,
сильны и точны, как могучая хватка Геракла
тела и движенья гостей олимпийской арены!

Иным поколеньям отныне хранить, умножая,

из праздников праздник, бессмертный порыв к совершен­ству!

Геракл: Несите огонь достославный сквозь тысячелетья!

Одиссей: Раздуйте от искр олимпийских высокое пламя!

Музыка.

На сцене появляются танцевальные спортивные группы. На площадке - ведущие, наши современники.

Юноша: Как отзвук той большой олимпиады,

мы начинаем славный праздник наш!

И всем гостям мы бесконечно рады,

пришедшим к нам!

Девушка: Как золотой мираж.

огни цветут! Да будут вечно юны

сердца у вас для стартов и наград!

Горят глаза! Взволнованны трибуны!

Звучи, оркестр! И появись, парад!

Музыка. Начинается торжественное шествие юных спортсменов.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое художественный прием?

2. Для чего служит художественный прием?

3. В какой части сценария задается художественный прием?

 

МОНТАЖ В ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО

ДЕЙСТВА

Произведение характеризуется материалом, который используется при его создании, и методом организации этого материала. Так, в музыке материалом является звук, а методом - организация звука во времени. В изобразительном искусстве материалом служит цвет (живопись), либо линия (графика), а методом является организация этого материала в про­странстве. Материал пластических искусств - форма. Она статична для скульптуры, архитектуры и изделий художественных ремесел и динамич­на для хореографического и пантомимического искусств. Статичный ху­дожественный материал организуется в пространстве, динамичный - в пространстве и во времени. Литература избрала материалом слово, а ме­тодом - организацию слова во времени (проза), а поэтического слова -как во времени, так и в пространстве страницы книги. Звучащее слово организуется во времени.

Обратимся к сценарию театрализованного действа. Творческий метод организации отдельных драматургических элементов относительно друг друга, а также художественного и документального материалов внутри драматургического модуля (сценарного элемента) есть монтаж во времени и пространстве. Именно монтаж создает единое художествен­ное целое, коим является сценарий театрализованного действа.

С. Эйзенштейном была выведена следующая формула монтажа: изображение А + изображение Б + изображение В +..... + образ. Если каждое отдельное изображение однозначно, то образ многозначен. В на­шем случае этот образ и есть художественное воплощение идеи сценари­ста по отношению к теме театрализованного действа.

Можно выделить несколько видов монтажа: иллюстративный, кон­трастный и ассоциативный.

Иллюстративный монтаж есть художественное изображение, ко­торое в его содержательной части повторяет изображение документаль­ное.

Контрастный монтаж есть своего рода опровержение информацион­но-логической составляющей ее эмоционально-образным воплощением.

Ассоциативный монтаж есть соединение двух и более элементов, на первый взгляд, не имеющих между собой ничего общего, однако свя­занных некоторым признаком, наличествующим в обоих составляемых модулях.

Монтаж может быть параллельным и последовательным. При па­раллельном монтаже соединение отдельных изображений происходит од­новременно, образуя суммарный действенный план. При последователь­ном монтаже соединение изображений происходит последовательно, т.е. одно изображение сменяет другое. Схематично это выглядит так.


Параллельный монтаж

А

+ отдельные

Б драматургические

+ модули

В


Ось времени

Последовательный монтаж

Отдельные драматургические модули

А + Б + В

Ось времени


Наглядным примером последовательного иллюстративного монтажа может послужить фрагмент сценария театрализованного тематического вечера, посвященного юбилею Дворца культуры.

В данном случае, художественный материал, а именно стихи в ис­полнении актеров, монтируется с результатом активизации зрителей в виде угаданного и прозвучавшего слова и с представлением документаль­ных героев и их появлением на сцене.

 

«Кто ты будешь такой?»

Актеры:

- А теперь наши загадки залу! Друзья, вы должны угадать профессию работника нашего Дворца, название которой рифмуется с последним словом второй строки загадки.

- Кто он есть, чей нрав усидчив, глаз наметан и остер?

- Кто суров и не обидчив? Ну, конечно же... Голос из зала: Вахтер!
Актеры:

- Совершенно верно!

- Мы приглашаем на сцену верных вахтеров нашего Дворца...

На сцене - Вахтеры.

Актеры:

- Кто для нас льет свет в окошко? Кто любезен и красив?

- Ну, подумаем немножко...

Как зовут его...

Голос из зала: Кассир!

Актеры:

-Правильно!

- Мы приглашаем не сцену...

На сцене - Кассир.

Актеры:

- Кто ведет усердный счет,
как его бы ни пугал ты?

- И за то ему почет!

И зовут его... Голос из зала: Бухгалтер!
Актеры:

-Превосходно!

-Мы приглашаем на сцену...

На сцене - Бухгалтер.

Актёры: А кому-то чистота- и натура, и привычка. Как зовется дама та? Ну, конечно же,...

Голос из зала: Техничка!

На сцене - Техничка.

Актеры:

- От гвоздя до робы ватной,

от олифы до мимоз,

кто добра хозяин знатный?

Как зовут его?...

Голос из зала: Завхоз!

- Мы приглашаем на сцену...

На сцене - Завхоз.

Актеры:

- Кто на сцене вечный житель, хоть и вовсе не артист?

- Назовите!..

Голос из зала: Осветитель!

- А еще, друзья?..

Голос из зала: Радист!

Актеры:

- Замечательно!

- Мы приглашаем на сцену...

На сцене - Осветитель и Радист.

Актеры:

- Деревянных дел охотник

будет кто? Конечно...

Голос из зала: Плотник!

Актеры:

- Кранам он и бог, и кесарь.

Кто же он? Конечно...

Голос из зала: Слесарь!

Актеры:

- Совершенно верно!

- Приглашаем на сцену...

На сцене - Плотник и Слесарь.

Актеры: - Чародей экрана, ибо

он волшебник, не охальник...

И за то ему спасибо!

Кто же он?

Голос из зала: Киномеханик!
Актеры: - Приглашаем на сцену...

На сцене - Киномеханик.

Актеры: - Кто в друзья избрал из нас холст, палитру и треножник, чтобы радовали глаз? Отвечайте-ка...

Голос из зала: Художник!

Актеры: - Приглашаем на сцену...

На сцене - Художник.

Актеры: - Кто, в культуре наторевши, есть искусству верный друг? Кто, не спавши и не евши, горы двигает?

Голос из зала: Худрук!

Актеры: - Приглашаем на сцену...

На сцене - Художественный руководитель.

Актеры: - Кто ведет вперед культуру, направленья зная вектор, по науке, а не сдуру... Угадайте-ка?

Голос из зала: Директор!

Актеры: - На сцену приглашается...

На сцене -Директор.

Вопросы для самопроверки

1. Что служит материалом и как этот материал организуется в различ­ных

видах искусства?

2. Что является материалом и методом его организации в драматургии театрализованного действа?

3. Что представляет собой формула монтажа?

4. Какие виды монтажа используются при написании сценария театрализованного действа?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...