Награда исходя из уровня ума
Также в «Аль-кафи» приводится следующая история, повествующая о том, что в Судный день каждый человек будет вознагржден за свои благие деяния на основании своего ума. Рассказывает один из последователей Имама Садика (да будет мир с ним): «Я сказал Имаму Садику: «Такой-то человек хорош в богослужении, религии и других достоинствах». Имам спросил: «А каков его ум?» Я ответил: «Не знаю». Тогда имам сказал: «Воистину, человек будет вознагражден, исходя из уровня его ума. Некогда один человек из сынов Израиля длительное время поклонялся Аллаху на одном из островов, находящихся в море. Остров был зеленым, цветущим, полон деревьев и воды. Однажды один из ангелов пролетал мимо него, а затем обратился к Аллаху: «О Господь, покажи мне награду этого раба Твоего». Аллах показал ему его награду, но ангел посчитал ее незначительной. Тогда Аллах ниспослал ангелу откровение: «Побудь возле него». Ангел принял человеческий облик (и спустился на остров). Человек из сынов Израиля спросил ангела: «Кто ты?» Тот ответил: «Я человек, поклоняющийся Аллаху. До меня дошли вести об этом месте и о твоем поклонении в этом месте. Поэтому я прибыл сюда, чтобы вместе с тобой поклоняться Аллаху». Тот день ангел провел вместе с ним. Когда наступило утро, ангел сказал: «Твое место замечательное и оно как нельзя лучше подходит для богослужений». На что человек ответил: «В этом месте есть один недостаток». Ангел спросил: «И какой же это недостаток?». Человек ответил: «Нет у нашего Господа домашних животных. Если бы у Него был ослик, то мы пасли бы его в этом месте, а так вся эта трава пропадает». Ангел (удивленно) спросил: «У Господа нет ослика?» Человек ответил: «Если бы у Него был ослик, то это трава не пропадала бы впустую». После этого Аллах ниспослал ангелу откровение: «Воистину, Я вознагражу его в соответствии с его умом». [150]
Хадис подобного содержания передается также от Имама Бакира: «Воистину, в День суда Аллах будет проявлять точность в расчете Своих рабов, исходя из уровня их разума, которым они были наделены в этом мире». [151]
Первое творение Аллаха В трудах некоторых из исламских ученых содержатся хадисы, в которых говорится, что: «Первым творением, созданным Всевышним Аллахом, был разум». [152] В хадисе от Имама Садика передается: «Разумный человек является религиозным, а тот, кто религиозен, войдет в райские сады». [153] Следовательно, рай является местопребыванием мудрых и разумных людей. Конечно же, правильным толкованием слова разум в подобных хадисах нужно считать мудрость, справедливость и истинное познание, а не коварство и хитрость, которые можно наблюдать в угнетателях и тиранах, несправедливо правящих миром. На вопрос одного из мусульман о разуме Муавии Имам Садик ответил: «Это была дьявольская хитрость. Она похожа на разум, но это не разум». [154] О размышлении в аятах Корана Призыв к размышлению является одним из основных воззваний исламской религии к человечеству. Многие из аятов Священного Корана в последней своей части содержат призыв к размышлению или же в них подчеркивается важность размышления над тайнами мироздания. Приведем в качестве примера лишь несколько таких аятов: «Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих!» [155] «Воистину, в этом – знамение для людей, которые размышляют!» [156] Всевышний Аллах приводит людям различные притчи для того «чтобы они поразмыслили», [157] а также в надежде на то, что «быть может, они призадумаются». [158] Также в многочисленных аятах Корана в форме прямого указания говорится: «Так разъясняет Аллах вам знамения – может быть, вы поразмыслите?» [159]
Воззваний подобного рода к познанию окружающего мира и к постижению его тайн и механизмов в Коране великое множество, они содержатся во многих аятах последнего небесного Писания. Призывы к мудрости и размышлению, призывы к прославлению тех, кто использует свою мудрость на благо себе и окружающих, а также порицание тех, кто не делает этого, упоминаются в 46-ти аятах Священного Корана. Для осознания важности рассматриваемой нами темы достаточно сказать, что одним из признаков, который упоминается в Коране и по которому людей осудят на адские муки, является отсутствие должного размышления: «Они говорят: «Если бы мы слушали или разумели, то не были бы мы среди обитателей огня». [160] В Священном Коране говорится, что люди, имеющие уши, но не слушающие, имеющие глаза, но не видящие, имеющие разум, но не думающие, являются основными кандидатами в преисподнею: «Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами». [161]
О размышлении в хадисах
Высказывания безгрешных предводителей исламской религии как и аяты Корана сосредотачивают внимание мусульман на том, что для счастливой жизни в этом и загробном мире размышление имеет самую первостепенную важность. Большинство подобных хадисов красноречивы и интересны, а их смысл глубок и совершенен. В качестве примера приведем несколько хадисов, первый из которых восходит к Имаму Риде (да будет мир с ним): «Богослужение не есть большое количество молитв и постов. Подлинное богослужение это размышление над делами Всевышнего Аллаха и тайнами созданного Им мира». [162] Абу Зарр Гаффари был одним из самых выдающихся сподвижников Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род), который после его ухода в мир иной остался верен его наместнику Имаму Али. От остальных людей Абу Зарра отличали набожность, аскетизм, искренняя вера, а также безвозмездная помощь нуждающимся и обездоленным. Но вместе с этим в хадисах от безгрешных имамов говорится, что они не были основным его поклонением: «Основным поклонением Абу Зарра было размышление». [163]
Однажды некий человек обратился к Имаму Садику: «Люди передают друг другу слова Пророка о том, что час размышлений лучше, чем совершение молитв в течение всей ночи. Что означают эти слова? И как нужно размышлять?» Имам ответил: «Когда человек будет проходить мимо развалин или заброшенных домов, пусть он спросит: «Куда делись твои жильцы? Что случилось с твоими строителями?» [164] Повелитель правоверных Имам Али сказал однажды: «Размышление призывает к благу и к совершению праведных поступков». [165]
Глава 14. Друзья и дружба
В формировании личности человека главенствующую роль играют его воля, желания и решения. Но, несомненно, кроме них есть и другие факторы, способствующие становлению его личности. Одними из подобных факторов, да к тому же очень важными, являются дружба и общение, так как, хочет того человек или нет, он постоянно находится под влиянием своих друзей, и значительную часть своих мыслей и нравственных качеств приобретает в результате общения с ними. Это истина доказана и наукой, и личным опытом множества людей, и наблюдением за окружающими. С точки зрения исламской религии влияние друзей на человека столь велико, что безгрешные предводители мусульман оставили после себя огромное количество наставлений по этому поводу. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) передавал слова Пророка Сулеймана (да будет мир с ним), который сказал: «Не судите о человеке, пока не взглянете на его друзей, так как человека можно узнать по его друзьям, товарищам и помощникам». [166] Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) говорил: «Если вы будете находиться в сомнении относительно какого-либо человека и его веры, то взгляните на тех, с кем он дружит. Если его друзья придерживаются правильной веры и религии Аллаха, то и он придерживается правильной веры и религии Аллаха. Если же его друзья не являются последователями религии Аллаха, то и он сам не является последователем религии Аллаха». [167] И действительно, порой дружба с кем-либо является самым действенным фактором счастья или несчастья человека. Временами хороший друг может помочь подняться на вершины нравственности и духовного совершенства, но иной раз плохой товарищ может ввергнуть человека в небытие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|