Как совершается ночная молитва
В сборнике фетв исламских муджтахидов подробно описываются правила совершения желательной ночной молитвы. Напомним в этой главе основные правила совершения этого богослужения. Желательная ночная молитва состоит из 11-ти ракатов: 8 ракатов необходимо совершать с намерением выполнения ночных молитв. 2 раката с намерением выполнения молитвы-шаф (четная молитва). 1 ракат с намерением выполнения молитвы-ватр (нечетная молитва). Желательная ночная молитва совершается так же, как утренняя молитва, то есть в виде двух ракатов. Перед желательной ночной молитвой не нужно произносить азан и икаму. Наилучшим временем выполнения желательной ночной молитвы является последняя треть ночи, хотя и не запрещается выполнять ее сразу же после наступления полуночи. Посланник Аллаха говорил: «Выполнение ночной молитвы в конце ночи более любо для меня, чем ее выполнение в начале ночи». [147] Имам Садик сказал: «Праведники, верша молитву-ватр перед рассветом, семьдесят раз просят прощения у Аллаха». В хадисе от Имама Али сказано, что всякий раз, когда Посланник Аллаха просыпался для ночной молитвы, он чистил зубы, совершал омовение, затем поднимал глаза к небу и читал следующие аяты: «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне. Господь наш! Тот, кого Ты ввергнешь в Огонь, будет опозорен, и не будет у беззаконников помощников. Господь наш! Мы услышали глашатая, который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», – и мы уверовали. Господь наш! Прости нам наши грехи, отпусти нам наши прегрешения и упокой нас вместе с благочестивыми. Господь наш! Даруй нам то, что Ты обещал нам через Своих посланников, и не позорь нас в День воскресения, ведь Ты не нарушаешь обещаний». [148]
Убежденность в воздаянии за ночную молитву
Рассказывают, что покойный аятолла Кашиф аль-Гита хотел привить своему сыну любовь к ночной молитве и бодрствованию на рассвете, чтобы тот до конца своей жизни вершил эти деяния. Жили они в Неджефе. Однажды ночью незадолго до утреннего азана он подошел к постели сына-подростка, мягко разбудил его и сказал: – Сынок, проснись. Идем со мной в мавзолей Повелителя благочестивых Али (да будет мир с ним). – Отец, ты иди, я скоро подойду, – с закрытыми глазами пробормотал сын. – Нет сынок, я хочу, чтобы ты пошел со мной, – мягко продолжил аятолла. Наконец сын встал, совершил малое омовение и вместе с отцом направился к мавзолею Имама Али. Подойдя к мавзолею, они увидели бедного мужчину, сидящего на земле с протянутой рукой. Кашиф аль-Гита спросил сына: – Сынок, как ты думаешь, почему этот мужчина пришел сюда ночью? – Он пришел в надежде на то, что люди помогут ему деньгами. – И сколько по-твоему он получит денег? – Возможно, ему дадут несколько дирхамов. – Можно ли с уверенностью сказать, что он получит эти несколько дирхамов? – Нет, нельзя сказать это с уверенностью. Может получит, а может он вернется с пустыми руками. Тогда отец, который почувствовал, что сын готов воспринять то, что он давно хотел сказать ему, сказал: – Сынок, посмотри. Этот бедный мужчина пришел сюда ночью, чтобы получить небольшую сумму денег из мирского имущества. Он не имеет уверенности в том, что ему дадут эти деньги, но все равно он пришел сюда и протянул к людям нуждающуюся руку. Ты же абсолютно уверен в том, что все обещания Всевышнего Аллаха, сказанные им в отношения ночной молитвы и бодрствования на рассвете, правдивы и истинны. Ты убежден в правдивости речей безгрешных имамов, рассказывавших о великой награде за совершение ночных молитв. Так почему же ты проявляешь вялость и лень в их выполнении? Будь уверен в том, что Милосердный Аллах держит Свои обещания и сполна вознаградит нас за наши деяния, Он никого не обделит и ни с кем не поступит несправедливо.
Рассказывают, что слова отца оказали сильное влияние на сына, они навсегда засели в его сердце, и с тех пор он никогда не оставлял выполнение ночных молитв и бодрствование на рассвете. Глава 13. Ценность разума В Священном Коране множество раз указывается на огромную роль разума и размышлений в жизни человека. Человек, ознакомившись с аятами Корана, непременно узнает, что значимость этой темы в исламской религии раскрывается в различных аспектах. Он обязательно поймет, что все утверждения недоброжелателей, которые считают религиозное учение опиумом для мозга или орудием, гасящим любую мысль, не имеют ничего общего с реальным положением дел. С точки зрения Ислама разум и способность размышлять являются основой для познания Творца и сотворенного Им мироздания, для достижения счастья и спасения. Посредством своего разума человек добивается подлинного блаженства в райских садах. Именно поэтому в аятах Священного Корана и высказываниях безгрешных предводителей исламской общины так много говорится об обладателях разума, здравомыслящих и размышляющих людях, ученых и исследователях.
Выбор Адама
Хадисов о разуме и значимости размышлений, имеющихся в исламских документальных источниках, огромное количество и их невозможно сосчитать. Интересно, что знаменитый сборник Мухаммада ибн Йакуба Кулейни «Аль-кафи», являющийся авторитетнейшим исламским источником хадисов и включающий в себя множество книг и глав, начинается с книги под названием «Книга разума и невежества». И любой человек, прочитав приведенные в этой книге хадисы, осознает глубину взгляда и широту мысли Ислама относительно данной темы. Здесь же мы ограничимся упоминанием всего двух из этих хадисов. В упомянутой книге «Аль-кафи» приводится хадис от Имама Али (да будет мир с ним), в котором говорится: «Джибрииль спустился к Адаму и обратился к нему: «О Адам, мне приказано предложить тебе три вещи, чтобы ты выбрал одну из них и оставил две другие». Адам спросил его: «О Джибрииль, что это за три вещи?». Джибрииль ответил: «Разум, скромность и вера». Тогда Адам сказал: «Я выбираю разум». После этого Джибрииль обратился к скромности и вере: «Вернитесь и оставьте разум». Но они сказали: «О Джибрииль, нам было велено всегда быть рядом с разумом». Тогда Джибрииль сказал: «Поступайте, как было велено вам» и поднялся вверх». [149] Если отделить разум от веры, то очень скоро от веры ничего не останется и из-за незначительного происшествия она развеется по ветру. Или же в результате невежества и глупости вера претерпит существенные искажения. Скромность в свою очередь является препятствием, которое удерживают человека от совершения мерзостей и скверных поступков. С уверенностью можно сказать, что скромность это ничто иное как плод познания, разума и способности размышлять.Данный хадис указывает также на то, что Адам (да будет мир с ним) имел значительную долю мудрости, ибо в момент важного выбора избрал разум, избрал то, что несет человечеству счастье и незаменимую выгоду. И он не ошибся, так как одновременно с разумом он овладел и верой, и скромностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|