Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Милостыня – ключ к небесным благам




 

Грубость и скупость не таят в себе блага. Никогда люди не относились с уважением к грубому и скупому человеку. Тогда как добрый нрав и щедрость становятся причиной любви людей и довольства Аллаха. В исламской литературе говорится, что одного из сыновей Имама Садика (да будет мир с ним) звали Мухаммадом. Однажды после покупки всего необходимого для нужд семьи в кармане Мухаммада осталась небольшая сумма денег. Имам Садик спросил его:

– Сколько у тебя осталось денег?

– Сорок динаров, отец, – ответил тот.

– Раздай эти деньги в качестве милостыни.

– Но кроме них у меня нет больше денег, – возразил его сын, – Если я раздам их, то останусь без ничего.

– Иди и раздай их в качестве милостыни, – повторил имам, – Всевышний Аллах вернет их тебе. Разве ты не знаешь, что все на свете имеет ключи, а ключами к небесным благам является милостыня?

Мухаммад послушался совета отца и раздал свои сорок динаров нуждающимся. После этого не прошло и десяти дней, как у него появилось четыре тысячи динаров. Имам сказал сыну:

– Видишь, ты дал Всевышнему Аллаху сорок динаров, а Он вернул тебе в сто раз больше.

 

Оттолкни зло тем, что лучше

 

Следующий аят также показывает связь между добрым нравом и жизнью людей в этом мире: «Не равны между собой добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше. И тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя как близкий друг». [17]

Данный аят предлагает мусульманам наилучший способ избавления от вражды, которая временами появляется между различными людьми. Аят учит оттолкнуть зло тем, что лучше, то есть добром, добрым нравом. И если люди последуют советам Корана, то непременно увидят, что тот, кто испытывал к ним вражду, перестанет враждовать и станет близким другом. Действительно, добрый нрав обладает поразительной способностью гасить пламя вражды и злобы. Добрый нрав притягивает людей друг к другу и способствует появлению дружбы между ними. Злоба и вражда были и остаются самой большой трудностью человечества. Лишь благочестивый человек способен добром погасить пламя злобы и вражды.

Имам Али (да будет мир с ним) сказал однажды: «Человек, которого отличают добрый нрав и мягкий характер, приобретет множество друзей, и сердца людей привяжутся к нему». [18]

Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) не переставал говорить мусульманам: «Добрый нрав укрепляет любовь и дружбу». [19]

Если же человек будет грубым, жестоким и немилосердным, иными словами будет обладателем дурного нрава, то все окружающие отвернутся от него. Всевышний Аллах обращается в Коране к своему Пророку: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя». [20]

Кому захочется общаться с грубым человеком, который лишен воспитанности и отзывчивости? Имам Али говорил о таких людях: «Если человек будет обладать дурным нравом, то от него разбегутся все друзья и знакомые». [21]

Мудрый Лукман наставлял своего сына: «Сынок, избегай раздражительности, дурного нрава и нетерпеливости. Ибо если ты будешь обладать этими качествами, то у тебя не останется ни одного друга». [22] Таким образом, очевидна существующая связь между наличием нравственности с одной стороны и дружбой с другой.

Сказанное в данной главе опровергает заявления тех, кто полагает, что добрый нрав не имеет плодов в этой жизни. Мы уже назвали две выгоды, которые несет за собой наличие доброго нрава в мирской жизни. Это ниспослание благ от Аллаха и появление теплых отношений между людьми. А сколько их еще, всех не перечесть.

 

 


Глава 3. Знание

Призыв пророков к знаниям – важнейший из призывов. Они всегда и всем демонстрировали свою отдаленность от глупости и невежества, а также неустанно призывали своих последователей к изучению различных наук. В аятах Священного Корана используется каждая возможность для разъяснения важности стремления к знаниям. В многочисленных исламских хадисах содержатся ценнейшие наставления предводителей мусульманской общины, призывающие мусульман к познаниям и наукам. Ознакомившись с этими хадисами, не остается сомнений в том, что Ислам уделяет огромное значение этой теме, и что невозможно представить ничего важней и выше знаний.

 

Семнадцать хадисов относительно превосходства ученых и знаний

1. В хадисе, дошедшем до нас от нашего Пророка (да благословит Аллах его и его род) говорится: «Жизнь не бесполезна для двух категорий людей – для тех, кем руководит знание и для тех, кто стремится к знаниям, внимая речам, дарующим мудрость». [23]

 

Наследники пророков

 

2. Из другого хадиса, дошедшего до нас от Имама Садика (да будет мир с ним), следует, что ученые люди являются продолжателями дела небесных посланников: «Ученые – наследники пророков, ибо пророки не оставили нам на память своих дирхамов и динаров, а оставили знания и мудрость. Каждый человек, который стремится к наследию пророков, получит щедрую долю от этих знаний». Затем имам добавил: «Смотрите же у кого вы получаете знания (у настоящего ученого или у выдающего себя за такого). Знайте, что ахль аль-бейт (безгрешные имамы из пророческого рода) во все времена находятся среди вас. Знайте, эти люди справедливы. Знайте, они очищают религию от утверждений искажающих, от нападок врагов и от деяний невежд». [24]

Лучше чем мученик за веру

3. Ни для кого не секрет, что звание мученика за веру, отдавшего в справедливой борьбе свою жизнь за торжество истинной религии, является в Исламе высшим званием. Однако, несмотря на это высокое положение, в одном из хадисов Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) мы читаем: «Ученый человек на одну степень выше мученика за веру, а мученик за веру на одну степень выше благочестивого праведника. Превосходство ученого человека над прочими людьми подобно моему превосходству над самым ничтожным из них». [25]

4. В следующем хадисе, переданном от Повелителя правоверных Имама Али (да будет мир с ним) говорится: «Если человека настигнет смерть во время поисков знания, то между ним и пророками расстояние всего в одну ступень». [26]

5. Все мы прекрасно знаем, что из всех лунных ночей четырнадцатая ночь является особенной, так как в эту ночь луна достигает своей полноты, и многие звезды меркнут из-за ее яркого сияния. Сравнивая ученого и праведника, поклоняющегося Аллаху и занятого частыми богослужениями, Пророк Ислама сказал однажды: «Превосходство ученого над поклоняющимся человеком подобно превосходству полной луны над звездами». [27] Заслуживает внимания тот факт, что поклоняющийся человек, служа Аллаху, пытается достичь духовного совершенства – главной цели сотворения человека. А в виду того, что душой поклонения является познание и постижение, превосходство знающего по отношению к поклоняющемуся действительно несравненно.

6. Все, что ранее было сказано о превосходстве ученых над поклоняющимися, преследует цель показать нам великую разницу между этими двумя категориями людей. В одном из пророческих хадисов сказано: «Ученый превосходит поклоняющегося на сто степеней, а дистанция между двумя из этих ста степеней равно расстоянию, которое быстроногий скакун сможет преодолеть только за семьдесят лет». [28]

Положение заступника

7. В Судный день приближенность к Всевышнему Аллаху и возможность заступничества не будет дарована каждому человеку. Эту возможность заслужат лишь самые благочестивые и набожные из общины верующих. Для осознания того, какое же великое благо таит в себе изучение наук, достаточно небольшого размышления над следующими словами Пророка Ислама: «Трем группам людей будет дана возможность заступиться за грешников в День суда – пророкам, ученым и мученикам за веру». [29]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...