Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекарство без побочных действий




Интересным моментом является то, что лекарства от телесных недугов в большинстве случаев имеют нежелательные побочные действия на организм больного. В одном из исламских хадисов сказано по этому поводу: «Нет лекарства, которое, излечивая болезнь, не вызвало бы другую болезнь». [110] Но тот исцеляющий источник, о котором идет речь в этой главе, не имеет никакого отрицательного воздействия на тело, душу и мысли человека. И даже больше, чем чаще его применять, тем более положительных эффектов оно окажет на тело, душу и мысли. Ведь не зря Имам Али говорил, что Всевышний Аллах сделал Коран окончательным исцелением от болезни.

Для того чтобы на практике ощутить благотворное влияние Священного Корана человеку достаточно в течение одного месяца взять на себя обязательство следовать его исцеляющим предписаниям. Достаточно соблюдать его предписания относительно знаний и размышлений, справедливости и истины, искренности и благих намерений, терпения и правдивости, единства и любви, стремления и усердия. И тогда человек непременно увидит, что хаос в его жизни превращается в порядок. Но при этом следует всегда помнить, что Священный Коран оказывает свое поразительное исцеляющее влияние лишь тогда, когда после чтения его аятов следует размышление, а после размышления идет действие. Если же прочитывать его даже сотни раз, но при этом не размышлять и не действовать в соответствии с его предписаниями, то все попытки получить исцеление будут безрезультатны и тщетны.

Влияние Корана на открытые сердца

 

История Ислама полна примеров того, как Священный Коран оказывал чудесное влияние на сердца искренних праведников и даже на тех мусульман, которые временами совершали ошибки и прегрешения, но души которых всегда были готовы воспринять истину. Подобное исключительное влияние и воздействие является ясным доказательством того, что эта Книга не что иное, как откровение, которое ниспослано нам свыше. В одном из дошедших до нас хадисов говорится, что при чтении Священного Корана глаза преданных соратников Посланника Аллаха наполнялись непритворными слезами, а их тела находились в благоговейном трепете. Они пребывали в том самом состоянии, которым сам Священный Коран описывал праведников и набожных людей. Имам Али следующими словами говорил об этих праведниках: «Когда они встают посреди ночи, то предаются чтению Корана, неторопливому и вдумчивому. Они погружают свои печальные души в аяты Корана и посредством него пытаются исцелиться. Когда их чтение доходит до какого-либо аята, в котором говорится об одобряемом и о милости божьей, то они привязываются к нему сердцами. Их души бросаются навстречу тому, о чем идет речь в этом аяте и они желают его. Но когда их чтение доходит до аята, в котором содержится устрашение и угроза, то предостережение сжимает их сердца, а их слух словно слышит вопли и стенания тех, кто попал в адский огонь». [111]

Три примера влияния Корана

 

Воздействие аятов Священного Корана на сердца правоверных всегда было достаточно глубоким и сильным. Порой это воздействие проявлялось сразу же после ниспослания какого-либо аята или его чтения. Три следующих примера являются яркой иллюстрацией к сказанному:

1. Один из сподвижников Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) по имени Абу Тальха Ансари имел в Медине финиковый сад. Он был настолько живописен и прекрасен, что о его красоте говорили все жители города. В этом саду имелся родник с чистейшей водой, которой Пророк, если приезжал в этот сад, утолял свою жажду и совершал малое ритуальное омовение. В дополнение ко всему, Абу Тальха получал со своего сада хороший доход.

Когда Посланнику Аллаха был ниспослан 92-ой аят суры «Семейство Имрана», он зачитал его мусульманам: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом». Потрясенный услышанным, Абу Тальха явился к Пророку и с глубочайшим почтением сказал ему:

– О Посланник Аллаха, ты знаешь, что наиболее любимым моим имуществом является этот сад. И я желаю израсходовать его на пути Аллаха, дабы в тот день, когда воскресну из мертвых, я имел запас благих деяний.

– Похвально, о Абу Тальха, – ответил Пророк Ислама, – Это имущество, которое может принести тебе благо в День суда, я считаю разумным отдать твоим неимущим родственникам.

Абу Тальха внял совету Посланника Аллаха и разделил свой любимый сад между своими бедными родственниками, тем самым усовершенствовав свою душу благим деянием и оказав помощь нуждающимся мусульманам.

2. Как то раз к Абу Зарру Гаффари зашел в гости его старый знакомый. Абу Зарр жил очень просто и скромно. Сославшись на важные дела, он извинился перед гостем за то, что не может лично приготовить все необходимое для его угощения. Поэтому он сказал гостю:

– В таком то месте пасутся несколько принадлежащих мне верблюдов. Если ты не сочтешь за труд, то сходи туда и приведи самого лучшего верблюда, чтобы мы закололи его и приготовили для тебя лучшее угощение.

Гость согласился и отправился к месту нахождения верблюдов. Через некоторое время он вернулся, ведя за собой тощего верблюда.

– Зачем ты привел тощего верблюда? – воскликнул Абу Зарр.

– Я полагал, что настанет день, когда ты будешь нуждаться в упитанных верблюдах, – ответил ему гость.

– Тем днем, когда я буду нуждаться в чем-либо, является день, когда я воскресну после смерти. И к этому дню нужно делать запасы. Ведь Всевышний Аллах говорит в Своей Книге: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом». [112]

3. Рассказывают, что Зубейда, жена аббасидского халифа Харуна Рашида, имела очень дорогой Коран. Он был очень красив, был украшен золотом и драгоценными камнями, и она была сильно привязана к этому Корану. Однажды, читая этот самый Коран, она прочла аят: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом». Прочитанное заставило ее задуматься. Смысл аята проник в ее сердце и лишил ее покоя. Тогда она сказала себе: «Любимее вещи, чем этот Коран, у меня нет, и поэтому я должна израсходовать его на пути Аллаха». Она отправила посыльного за ювелиром, а затем продала ему все золото и драгоценные камни, которыми был украшен ее любимый Коран. А на вырученные деньги по ее приказу в пустынях Хиджаза были выкопаны колодцы, чтобы кочевники и путники смогли утолить свою жажду и использовать воду в своих нуждах. Говорят, что до сих пор в пустынях Аравийского полуострова сохранились некоторые из этих колодцев, которые названы ее именем.

 

 


Глава 10. Тайны молитвы

 

«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай молитву. Воистину, молитва оберегает от мерзости и предосудительного». [113] Согласно данному аяту Священного Корана выполнение ритуальной молитвы является действенным фактором, удерживающим верующего от совершения различных мерзких деяний. Происходит это потому, что молитва постоянно напоминает человеку о вере в Творца и загробный мир, не давая ему забывать, кто он и какова его цель от пребывания в этом быстротечном мире. Искренне выполненная молитва предотвращает появление предосудительного, она препятствует распутству и недостойным поступкам.

Человек, который встал на ритуальную молитву и произнес такбир (фразу «Аллаху акбар» в начале молитвы) показывает этим, что Аллах для него превыше всего, и что он всегда помнит о Его бесконечных милостях. Совершающий молитву человек восхваляет и благодарит Его. Он взывает к Милостивому и Милосердному и помнит о Судном дне. Он признает свое служение и поклонение Ему, молит о помощи только Его. И этот человек просит о том, чтобы Аллах вел его прямым путем, путем тех, кого Он облагодетельствовал, не тех, на кого пал Его гнев, и не тех, кто встал в ряды заблудших. Несомненно, что душа и сердце подобного человека, поступающего таким образом, будут стремиться к истине и чистоте, делая рывок в сторону приобретения подлинной богобоязненности. Совершая для Аллаха поясной поклон, а затем, припадая лбом на землю в глубоком земном поклоне, трепеща перед Его величием и могуществом, человек тем самым забывает о своем эгоизме и надменности. Произнося слова свидетельствования «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и нет у Него сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад Его раб и Его посланник. О Аллах, благослови Мухаммада и род Мухаммада», выполняющий молитву человек вновь и вновь заявляет о своей вере. А говоря п риветствие «Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословение. Мир нам и всем благочестивым рабам Аллаха. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение», он устанавливает невидимую, но прочную духовную связь с Посланником Аллаха и всеми праведными рабами Всевышнего Творца. Все части ритуальной молитвы способствуют возникновению определенного морально-духовного состояния, всем им присуще свойство очищать сердца и пресекать появление грехов.

В течение суток мусульманская ритуальная молитва вершится пять раз. Просыпаясь на рассвете и приступив к выполнению утренней молитвы, мы с самого утра погружаемся в беседу с Аллахом и начинаем новый день с Его поминания. Средь бела дня, когда мы поглощены мирскими заботами, долгожданный голос муэдзина, провозглашающий величие Аллаха, прерывает круговорот наших дел и заставляет нас спешить к Нему. И даже в конце дня и в начале ночи, перед тем как лечь отдыхать, мы не перестаем обращаться к Нему с нашими просьбами и сосредотачивать в своих сердцах божественный свет истины. Кроме того, выполнение ритуального омовения, являющегося предварительным условием молитвы, очищает нас от внешней и внутренней скверны, настраивает нас на беседу с Господом, что тоже является помехой для возникновения греха и распутства. Невозможно представить, чтобы молитва не оказала никакого влияния на человека, совершающего ее. Если будет соблюдена ее форма и все условия, она обязательно окажет свое воздействие, даже несмотря на то, что совершающий ее человек будет запятнан каким-либо грехом. Конечно, такого рода ритуальная молитва будет иметь меньшее воздействие, но человек, не выполняющий даже такой молитвы, будет запятнан грехами в еще большей степени.

В одном из хадисов, дошедших до нас от нашего Пророка (да благословит Аллах его и его род), сказано, что некий житель Медины, выполняющий молитву с Пророком, часто совершал мерзкие поступки. Когда об этом сообщили Пророку, он сказал: «В конечном итоге пятикратная ежедневная молитва удержит его от этого греха». [114]

 

Критерий верности молитвы

 

Влияние ритуальной молитвы на удержание человека от греховного столь велико и этому придается столь большое значение, что в некоторых исламских хадисах о данном влиянии упоминается как о критерии того, принята молитва Всевышним Аллахом или нет. В связи с этим Имам Садик (да будет мир с ним) говорил: «Человек, желающий узнать, была ли принята его молитва Всевышним или нет, должен посмотреть, препятствует ли она греху и пороку. Его молитва будет принята в той степени, в которой она препятствует греху». [115]

В продолжение 45-ого аята суры «Паук», который был приведен в начале главы, говорится: «Но поминание Аллаха – гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы творите». Данный отрывок рассматриваемого нами аята разъясняет нам еще одну тайну ритуальной молитвы, более значительную, чем предыдущая. То есть, одним из важнейших следствий и благоденствий молитвы является даже не удержание от греха и распутства, а поминание человеком Аллаха. Поминание Аллаха является основой счастья и всего благостного в этом мире и в мире ином. Более того, именно поминание Аллаха удерживает человека от погружения в пучину грехов и мерзких проступков. На самом деле поминание Аллаха – это основа жизни и спокойствия сердец, и нет ничего, что в своей значимости могло бы достичь того блага, что содержит в себе поминание Творца миров. Ведь не зря Священная Книга заявляет: «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» [116]

Мусульманские учителя нравственности утверждают, что сущность всего поклонения, включая ритуальную молитву и другие виды богослужений, заключена в поминании Всевышнего Аллаха. Все без исключения богослужения призваны напомнить верующим о Творце, чтобы посредством этого наполнить их души божественным светом. Возможно по этой причине обязательным условием любого богослужения является намерение его совершения ради Аллаха. Слова ритуальной молитвы, движения в молитве, подготовка к ней, зикр и дуа, произносимые после завершения молитвы, все это пробуждает в сердце человека поминание Аллаха. Данная истина подверждается аятом, в котором Всевышний Аллах обращается с Пророку Мусе (да будет мир с ним): «Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и верши молитву, чтобы помнить обо Мне». [117]

 

Благотворное влияние молитвы

 

1. Суть и основа, цель и подготовка, итог и, в конце концов, тайны молитвы – это поминание Аллаха. Об этом уже было сказано ранее. Конечно же, под поминанием в данном случае подразумевается поминание, подготавливающее наилучшие и чистейшие помыслы, которые в свою очередь являются стимулом для дальнейших праведных деяний. В хадисе от Имама Садика (да будет мир с ним), в котором он разъясняет значение аята: «Но поминание Аллаха – гораздо важнее», говорится: «Поминание Аллаха во время осуществления дозволенного и запретного, то есть вспоминать об Аллахе, а затем совершать дозволенное и отворачиваться от запретного». [118]

2. Ритуальная молитва – это средство очищения от грехов и причина божественного прощения, что является величайшей милостью Аллаха в отношении человечества. Искренне выполненная молитва посредством своего благотворного влияния побуждает человека к покаянию и исправлению ошибок прошлого. Поэтому в хадисе читаем, что однажды Пророк Ислама (да благословит Аллах его и его род) спросил своих соратников: «Если у дверей дома одного из вас будет течь ручей с чистой и прозрачной водой, и в течение дня он пять раз будет мыться в нем, то останется ли на его теле какая-нибудь грязь и нечистота?» Ему ответили: «Нет». Тогда он сказал: «Правильно исполненная ритуальная молитва подобна проточной воде. Всякий раз, когда человек завершит выполнение обязательной ежедневной молитвы, будут прощены его грехи, которые он успел совершить между двумя молитвами». [119]

Молитва словно целебный и заживляющий бальзам позволяет держать душу в чистейшем состоянии, способствует ее очищению от неблаготворного влияния греховных проступков и мыслей. При помощи искренней молитвы из сердец выводится ржавчина, которая, как сказано об этом в многочисленных хадисах, появляется в результате беспечного совершения грехов.

3. Ритуальная молитва – это избавление от беспечности, беззаботности и небрежности. Величайшим несчастьем, которое подстерегает тех, кто идет по истинному пути, является беспечность, когда человек забывает о той цели, для которой он был создан, когда он погружается в материальную сторону жизни, стремясь к ее скоротечным наслаждениям. Но ритуальная мусульманская молитва, в силу того, что выполняется пять раз в день в различные промежутки времени, беспрестанно предупреждает и предостерегает человека от всего того, что может свести его с истинного пути. Ибо молитва своей значимостью указывает человеку на цель его создания и на его Создателя, а также напоминает ему о его положении в мироздании. Обладать таким средством и распоряжаться им – одно из величайших благ, которые были дарованы человеку. И средство это – молитва, в течение суток несколько раз настойчиво призывающая человека – очнись!

 

Разрушитель высокомерия и эгоизма

4. Должным образом выполненная ритуальная молитва уничтожает зачатки высокомерия, эгоизма и надменности, так как пять ежедневных молитв состоят из семнадцати коленопреклонений (ракатов) и в каждом из них человек совершает два земных поклона, опуская свой лоб на землю, тем самым доказывая свою веру в Единого Господа и преклоняясь перед Ним. В это время он осознает себя маленькой пылинкой перед Его величием, видит себя слабым и бессильным творением, нуждающимся в милостях и благосклонности Всемогущего Творца. Благодаря ежедневному выполнению пятикратной молитвы человек отдаляет от себя пласты гордыни и эгоизма, разрушает на корню надменность и спесь. По этой причине Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) в одном из своих высказываний, в котором раскрываются тайны богослужений, указывал на то, что после веры в Аллаха важнейшим богослужением, удерживающим человека от высокомерия, является ритуальная молитва. Он говорил: «Аллах вменил в обязанность веру как очищение от многобожия, а молитву как освобождение от гордыни». [120]

5. Ритуальная молитва – это средство воспитания нравственности и приобретения морального и духовного совершенства. Молитва освобождает человека от пут ограниченного материального мира, выводит его из запертой в четырех стенах физической вселенной. Молитва приглашает человека в духовный мир, открывает перед ним двери в царство небесное. Молитва делает человека собеседником божьих ангелов. Молитва способствует тому, что он перестает испытывать нужду в чем-либо или в ком-либо, кроме Всевышнего Аллаха. И тогда человек видит себя стоящим пред Творцом, погрузившись с Ним в тайную беседу. Систематическое выполнение ритуальной молитвы, которое с определенными промежутками времени продолжается изо дня в день, оказывает на душу человека ни с чем несравнимое моральное и нравственное воздействие. Тем более что совершающий молитву совершает ее с опорой на величественные божественные атрибуты, на милость и милосердие Аллаха. Человек прибегает к помощи сур Священного Корана, располагающихся после первой суры «Аль-фатиха». Поэтому в проповеди Имама Али сказано: «Ритуальная молитва – это средство приближения богобоязненных к Аллаху». [121]

 

Столп религии

6. Ритуальная молитва придает смысл и значение всем остальным деяниям человека. Потому что благодаря ей в душе человека возрождается искренность, потому что молитва является средоточием непритворного и неподдельного намерения, чистых слов и фраз, искренних и чистосердечных движений. А ежедневный повтор средоточия этих качеств закладывает в душу человека семя добрых дел и усиливает искренность в его душе. Именно поэтому в проповеди Имама Али говорится: «Об Аллахе, об Аллахе вспоминайте во время молитвы, ведь она – столп вашей религии». [122]Из своего личного опыта мы знаем, что если опора шатра сломается или опрокинется, то не имеет значения, насколько прочны веревки и канаты или насколько тверды колья, воткнутые в землю. Шатер в этом случае обязательно опрокинется. То же самое происходит, если прерывается связь, которая образуется между человеком и Аллахом – связь, установленная посредством искреннего выполнения ритуальной молитвы. Если человек оставляет выполнение молитвы, тем самым он упускает из рук награду и благое воздействие всех остальных своих праведных деяний.

В одном из хадисов, дошедшем до нас от Имама Садика (да будет мир с ним), сказано: «Первое, о чем будет спрошено с человека в День страшного суда – это ритуальная молитва. Если его молитва будет принята Аллахом, то также будут приняты остальные его деяния. Если же его молитва будет отвергнута, то отвергнуты будут и остальные его деяния». [123] Возможно, данный хадис указывает на то, что молитва является символом связи Творца и творения. Если молитва будет выполнена верно со всеми необходимыми условиями, то это значит, что помыслы человека были преисполнены искренностью, он с чистым намерением стремился приблизиться к Творцу, что неизменно влечет за собой принятие остальных благих деяний. Если же молитва выполнена небрежно и неправильно, то это означает, что при ее выполнении не было надлежащей искренности, в результате отсутствия которой иные деяния человека теряют чистоту, а степень их достоинства упраздняется.

7. Несмотря на то, что внимательное и бережное выполнение молитвы само по себе является критерием праведности, молитва также относится к эффективнейшему средству призыва к честной и порядочной жизни. Ведь из многочисленных хадисов от Посланника Аллаха и безгрешных имамов из его рода мы доподлинно знаем, что место, где выполняется молитва, одежда молящегося, коврик для выполнения молитвы должны быть приобретены законным путем без посягательств на права других людей. И даже вода, используемая для совершения малого и большого омовения, и даже то место, в котором совершается омовение, также должны быть далеки от того, чтобы были нарушены чьи-либо права. Каким образом может подготовиться к выполнению требуемой искренней молитвы человек, запятнанный нарушением прав окружающих, несправедливостью, ростовщичеством, воровством, обвешиванием, получением взяток, обогащающийся запрещенным путем? Поэтому непрекращающееся выполнение пятикратной ритуальной молитвы в течение всей жизни способствует соблюдению прав остальных людей, а также усердию на пути приобретения дохода только дозволенными путями, что обязательно приведет человека к честной жизни.

 

Условия полноценности

 

8. Ритуальная молитва имеет условия, при соблюдении которых она будет принята, другими словами она обладает условиями полноценности. Следование этим условиям является еще одним из многочисленных благотворных влияний молитвы, которые удерживают человека от совершения греховных поступков. В книгах по исламскому фикху, а также в сборниках мусульманских хадисов имеется множество упоминаний о деяниях, служащих препятствием принятию молитвы. К подобным деяниям, например, относится употребление спиртных напитков. В одном из хадисов сказано: «Ритуальная молитва человека, употребляющего спиртное, не будет приниматься в течение сорока дней, если только он не принесет покаяние». [124]

В многочисленных хадисах можно прочитать, что одними из тех, чьи молитвы не будут приняты Всевышним Аллахом, являются несправедливые правители. В других хадисах делается упор на то, что не будет принята молитва состоятельного человека, уклоняющегося от выплаты обязательного закята. Также в хадисах сказано, что препятствием принятию молитвы служит употребление запретной пищи, высокомерие и самодовольство.

 

Возрождение дисциплинированности

 

9. Ритуальная молитва укрепляет в человеке дисциплинированность и порядок. Почему? Потому что молитва неизменно должна выполняться в строго определенное время. Выполнение молитвы раньше или позже предписанного времени служит причиной ее аннулирования. Также соблюдение всех остальных шариатских положений, касающихся выполнения этого великого богослужения, таких как правильное намерение, верное совершение стояния и сидения, поясного и земных поклонов, привносит в жизнь человека порядок и дисциплину, вследствие чего распорядок жизни человека становится легче и проще.

Все, о чем шла речь в этой главе, было попыткой приоткрыть завесу над ритуальной молитвой – визитной карточкой последователей исламской религии. Завершим эту главу письменным ответом Имама Риды (да будет мир с ним) на вопрос одного из мусульман о тайнах ритуальной молитвы. Имам Рида писал: «Причиной того, что ритуальная молитва стала обязательным предписанием исламской религии, является ее побуждение к признанию господства Всевышнего Аллаха. Она наилучшим образом призывает к борьбе с многобожием и идолопоклонничеством. Молитва требует предельной покорности и смиренности перед Господом. Молитва побуждает к признанию прошедших грехов ошибок, а также к просьбам об их прощении. Прикладывание лба на землю в глубоком земном поклоне каждый день вершится для выражения почестей Аллаху. Ритуальная молитва стремится к постоянной внимательности и бдительности человека, дабы туман и пыль забвения не поселились в его сердце, дабы он не стал самодовольным и спесивым, дабы он всегда оставался смиренным и скромным, дабы он стремился к увеличению своих духовных и дозволенных мирских благ. Кроме этого постоянное поминание Аллаха ночью и днем, которое влечет за собой совершение обязательных ритуальных молитв, не дает человеку забыть своего Повелителя – Творца и Господа. В этом случае непокорность и мятежность никогда не смогут одолеть его. И эта внимательность к Аллаху, это смиренное стояние пред Ним останавливает человека от погружения в пучину греха, удерживает его от различных мерзостей и нечестий». [125]

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...