Инверсионное смещение акцентов задачи и дели
Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна. Ф. Ларошфуко
В профессиональных межличностных отношениях криминалиста акцент олицетворяет усиление внимания на что-либо. Это подчеркивание мысли, выделение смысла, обращение внимания на значение слов или действий. Смещение акцентов может осуществляться в процессуальных действиях: • усилением или ослаблением звука речи; • паузой, которая носит «говорящий», подчеркивающий характер; • движением глаз или жестом; • выражением лица. Смещение акцентов может вызвать переоценку поведенческих актов, значение доказательств или избранной тактики. Смещение акцентов в произведенном приеме изменяет направление внимания, изменяет впечатление, прибавляет, уменьшает, увеличивает, прячет нежелательное и выпучивает желаемое. Все зависит от того, какую задачу ставит перед собой криминалист. Желание достичь цели в минимальное время и о максимально результативностью промежуточных действий вызывает особое отношение к цели. В связи с этим следователю уместно выполнить ряд мероприятий, направленных на поиск цели и ее четкое формулирование. 1. Сформулировать все цели, которых желает достичь следователь, определить последовательность их достижения, т. е. выделить промежуточные и конечные цели. 2. Проверить непротиворечивость целей, т. е. каждую из промежуточных целей проверить на «совместимость». 3. Определить социальную и доказательственную ценность достижения системы целей всего дела и каждой из целей в отдельности. 4. Установить степень риска при достижении поставленных целей и допустимость тактического проигрыша при недостижении цели. Необходимо знать, насколько допустимым является недостижение цели, укладывается ли результат проблемной деятельности следователя и нормы морали, УК и УПК.
5. Вычленить все условия, оптимизирующие достижение поставленных целей. 6. Определить систему взаимозависимостей условий: • оптимизирующих выполнение задачи; • препятствующих выполнению задачи. 7. Установить приоритет условий, т. е. определить те из них, которые особенно положительно или особенно отрицательно влияют на достижение поставленных целей. 8. Преобразовать отрицательные условия до полной их нейтрализации или же использовать в, положительном отношении. 9. Сформулировать конечный желаемый результат с учетом цели или системы целей. 10. Смоделировать возможные недостатки предстоящего результата, т. е. определить часть доказательственной информации, которая будет устанавливаться сложными путями, потребует максимальной отдачи сил и времени. 11. Избрать и классифицировать методы, обеспечивающие достижение поставленной цели. 12. Произвести «ревизию» методов (каждого в отдельности и в системе), в комплексе тактических операций. Обнаружить несовершенство избранных методов и адаптировать их к решению поставленных задач. Усовершенствовать систему избранных методов. 13. Выполнить графическую схему достижения поставленных целей. 14. Включить в схему, методы, ускоряющие получение позитивного результата. 15. Исключить методы и следственные действия (или их этапы), увеличивающие срок достижения желаемого результата. 16. Повысить «прочность и надежность» системы методов, включив дублирующие следственные действия. Это своего рода действия, рассчитанные на «отступление» при реализации тактических задач, а также действия, смягчающие негативные вероятные результаты, то есть следует подготовиться к худшему варианту среди ожидаемых результатов.
Цель — системообразующий стержень планирования, однако процесс достижения цели альтернативен. Постоянной и промежуточной целью планирования является Преодоление информационной неопределенности по поводу расследуемого эпизода и дела в целом. Одновременно со снижением информационной неопределенности следователь все больше адаптируется к ситуации расследования и той криминальной ситуации, которая стала объектом исследования, преодолевая информационную неопределенность, следователь приносит в свои оценки ситуации возможный максимум рациональности, взвешенности, лишая себя неудовольствий по поводу вероятных следственных ошибок. 3.25. Отсрочка диалога, инкубация доказательств, накапливание дефектных потенциалов зашиты
Я, конечно, не могу сказать, будет ли лучше, если все будет по иному, но вот что я могу утверждать: все должно быть по-иному, если все должно быть лучше. Г. Лихтенберг Отсрочка диалога по представленному аргументу и накапливание дефектов в последующей аргументации партнера. Практически уместно расписывать аргументы партнера на две графы: которые можно опровергать немедленно и запасом прочности (при наличии известных доказательств), которые можно «откладывать», чтобы в последующем общении найти в них дефекты и именно на них построить тактику интеллектуального наступления. Это позволяет удержать тактическую инициативу и предоставить партнеру «захлебнуться» в дефектах собственной аргументации. Обратная аргументация с перевертыванием прямого и обратного смыслов
Понять лучшее - это уже работать над его осуществлением. Ж. Гюйо
Эмоциональная форма прямой и обратной аргументации. Один и тот же текст может звучать различно в зависимости от формы: ироничной, утвердительной, отрицательной, с двойным смыслом, терапевтической (участливой), травмирующей и т. д. Аргумент или прием можно преобразовать: перевернуть, подстроить к уже работающему, развернуть, ослабить, усилить, упростить, усложнить, разделить, уточнить, конкретизировать, повторить, расслабить, напрячь эмоционально, открыть или закрыть. Другими словами, как не может любой метод применяться в разных случаях с одинаковой надеждой на успех, так и не может любой следователь пользоваться разными методами с одинаковой эффективностью.
Повторность
Чтобы понять человека, надо: сначала быть умнее, чем он, затем быть столь же умным, как он, и, наконец, таким же глупым, как он. Фридрих Шлегель
«Имеются многочисленные суждения следователей о рациональности повторных допросов, о степени их пользы или вреда. Противники повторности считают, что и период между допросами обвиняемый может лучше продумать детали ложной версии. Тем не менее, на практике повторные допросы применяются весьма часто. Следователь специально повторяет всю систему вопросов, рассчитывая, что по прошествии определенного времени обвиняемый забудет детали своих сложных ответов на вопросы по существу дела. В том случае, если он говорил неправду, он будет сохранять только схему своей версии. Таким образом, у следователя будет возможность, во-первых, выявить в версии обвиняемого те места, где более всего имеется отклонений от данных первого допроса; во-вторых, получит материал, вообще свидетельствующий о ложности показаний обвиняемого». (Л.Б. Филонов, В.И. Давыдов, 1966)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|