Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Активное игровое разрушение установки на ложные показания




 

Ум не может победить безумие, потому что, это другая территория, а побеждать самого себя - и нелепо, и унизительно. И не будет ли пара­доксом окончательная победа над собой? - что? и кто? останется - то?!

Соломон Мудрый

 

Активное разрушение установки на ложные показания может производиться по каналам создания тактической напряженности:

1. Усилить борьбу мотивов допрашиваемого, продемонстри­ровав в следственном действии результаты и перспективы лож­ных и правдивых показаний;

2. Продемонстрировать альтернативные пути при выходе из напряженной ситуации;

3. Усилить или ослабить доминирующую отрицательную эмоцию;

4. Выделить, проанализировать и усилить доминирующий элемент психической деятельности в соотношении с субъектив­ными ценностями допрашиваемого;

5. Акцентировать внимание на противоречиях в показаниях и их анализ;

6. Показать альтернативные и противоречивые направления интересов различных допрашиваемых;

7. Обратить внимание допрашиваемого на незаполненность показаний какого-либо этапа механизма происшествия, выяснить причину незаполненности;

8. Апеллировать к чувствам сожаления по поводу страданий пострадавшего и его родственников;

9. Формировать у допрашиваемого цели, которые совпадают с целями следователя;

10. Актуализировать желание допрашиваемого воспользовать­ся негодными тактическими средствами, чтобы довести ложные показания до абсурда.

2.69. Активное расфиксирование принципов и пра­вил взаимодействия

 

Вероятность получения желаемого результата находится в обратной зависимости от силы желания.

И.В. Гете

 

Большинство людей гордятся зафиксированными принципами и сформулированными для себя правилами...

Если следователь встречает жесткое противодействие в виде фиксированной системы правил и принципов, целесообразно временно «отступить» и в диалоге попытаться изучить эти фик­сированные композиции, принципы, концепции, правила.

Уход из темы следственного действия к анализу отвлеченных теоретических философских рассуждений о принципах отвлекает, расслабляет внимание...

Анализ принципов демонстрирует их дефекты конструктивно­го характера и фундаментальность их основ, нередко выясняется, что фундамент, на котором строится вся программа, ничего не стоит, за ним ничего не кроется, а принципы носят иллюзорный характер. (Зачем питать себя иллюзиями, которые не станут фак­том, - спросит следователь своего партнера).

Если расслабить жесткость конструкций принципов и правил, то участник следственного действия может их пересмотреть и заменить их «гибкими» категориями...

Смысл приема состоит в том, чтобы уйти из бесплодной «ло­бовой» атаки, а организовать «перемирие», рамки которого по­зволят найти точки соприкосновения интересов при анализе ис­ходных позиций. М.Г. Зорина

Игра с актуализацией противоречий

 

Если уж работа проваливается, то всякая попытка ее спасти только ухудшит дело.

И.В. Гете

 

Игровая актуализация противоречий позволяет:

1. Прослушать аргументацию партнера, проанализировать, най­ти противоречия и предъявить их для последующего обсуждения.

2. Позитивно оценить аргументы, отличающиеся правдиво­стью, что будет способствовать контакту и демонстрации объек­тивности следователя. Ни один позитивный аргумент партнера не должен остаться без внимания и положительной оценки с эффек­том «психологического поглаживания».

3. Демонстративно сопоставить противоречивую и непротиво­речивую части показаний. Показать их несовместимость.

Игра с активным дроблением аргументов

 

Хорошие люди чаще учатся у плохих, чем плохие у хороших.

Пословица

 

Игра с дробление аргументов партнера на более мелкие необ­ходима, чтобы извлечь максимум информации из фрагментов, недостаточно защищенных партнером. Если целостная позиция конфликтующего партнера представляется определенным моно­литом, то его разрушение и дифференциация на аргументы част­ного характера позволяет войти в глубь концепции и разрушить ее изнутри.

Сам факт разрушения целостности системы аргументации ос­лабляет позицию противодействующего партнера. В разрушен­ной системе аргументации меняется смысл.

Смысл, о котором идет речь, должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку. Нет такой ситуации, в которой бы не была предоставлена возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь решение, логически вытекающее из тактической программы криминалиста.

2.72. Игра с активным дроблением выводов из ар­гументов

 

Слово, которое тебе поможет, ты сам не скажешь.

Эфиопская пословица

 

Из каждого своего аргумента или аргумента партнера следова­тель может извлечь выводы: на перспективу, в ретроспективу, к Причине аргумента, к его условиям, мотивациям, последующим следствиям. Аргумент - это повод для глубокого и долговременного проникновения в борьбу мотивов партнера, в его неподго­товленные интеллектуальные тылы, в его надрефлексивные процессы, куда он не успел загрузить систему защиты. Это осо­бенно эффективно при производстве «перекрестного» допроса с участием хорошего аналитика...

В этом случае аргумент демонстрируется на перспективу, т. е. как он будет выглядеть в прогнозе... Если сейчас он «играет» по­ложительную для партнера роль, то в будущем он может изме­нить свое значение до обратного.

2.73. Аккумуляция интереса и доминирование ре­шаемой задачи

 

Длительное доминирование (удерживание) в сознании элемен­тов решаемой задачи, т. е. следует максимально долгое время хранить в памяти анализируемое и комбинируемое события, ох­ранять его от «разрушения».

«Все элементы, необходимые для комбинирования, для по­строения комбинации, для установления между ними новых свя­зей, должны быть в голове, а не в книгах, тетрадках, карточках, быть фактами, предметами сознания, «стоять перед глазами». Следователь должен легко мысленно манипулировать ими. Твор­ческая проблема становится центром сознательной деятельности творца, предметом постоянного размышления, доминантой всех умственных процессов»1.

Ньютон на вопрос, как он пришел к своему гениальному от­крытию, ответил: «Я постоянно его обдумывал».

Накопление интереса, усиление возбуждения при рассматри­вании решаемой проблемы: «Не смотреть - а всматриваться, не слушать - а вслушиваться, не думать - а вдумываться...». Уме­стно также убежденно верить в положительный результат реше­ния проблемы. Это также стимулирует деятельность сознания и подсознания.

Игровая афористика

 

Истинные слова всегда кажутся парадоксальными, но никакое другое учение не может заменить их.

Лао-Цзы

 

Афористика отражает игру смыслов, которая основана на эко­номии словесного оформления глубокого смысла.

Афоризм - это концентрация специального знания, вызываю­щего перенос знаний на исследуемое явление.

Афоризм - вызывание вертикальных и горизонтальных ассо­циативных процессов мышления, направленных на углубление и расширение понимания факта.

Использование афоризма создает или разрешает проблему, преобразует или адаптирует для понимания ситуацию. Афоризм может показать рациональный выход из сложной ситуации.

Следователь может использовать афоризмы в любой ситуации как для себя, так и для своих процессуальных партнеров. Демон­стрируя афоризм, следователь демонстрирует блеск ума и безгра­ничность ракурсов в восприятии события.

Сила афористичности раскрытия состоит в мысленном обыг­рывании скрытой проблемы, афоризмы, как светильники во тьме проблемы, скрытой преступником.

Афоризм - это отклик мысли на неизвестное, это как пробная форма диалога с неизвестным партнером. Афоризмы хранят в себе тайну закономерностей. Афоризмы - хранители закономер­ностей, в том числе и криминальных. Афоризмы несут на себе потенциальную неоднозначность, что раскрывает диапазон для самобытности и неповторимости будущих преступников.

Афоризмы привносят мышление следователя в неопознанное место происшествия с условиями критического пересмотра дока­зательств в скрытых явлениях.

Простор реального места происшествия очищается специаль­ными криминалистическими методами для раскрытия реального (доконцептуального) смысла.

Следователь, проигрывая ситуацию в сознании, может оце­нить значение декораций и вложенных в них смыслов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...