Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Парадоксы в системе мышления




 

Даосские мудрецы часто повторяют: «Знающий, но говорит. Говорящий, не знает», что предполагает осознание несоответ­ствия логических суждений бытию.

Криминалист должен помнить, что люди, решая сложные про­блемы, забывают об инструментах познания:

- когда они входят в познаваемую проблему;

- когда они находятся в познаваемой проблеме (например, анализы инсценировки);

- когда они выходят из рассматриваемой проблемы. Дословно эта мысль может звучать так: «Силками пользуются для ловли зайцев. Поймав зайца, забывают про силки. Словами пользуются для выражения смысла. Постигнув смысл, забывают слова». Философ Чжуан-Цзы

Поэтому, исследуя проблему, следует выяснить какими «инст­рументами» пользовались люди, информация которых играет ре­шающую роль.

3.30. Инверсионное преобразование и использование интегративно - тактических модулей (37 вариантов)

 

Я не надеюсь один побороть свое одиночество. Камень не может превратиться во что-нибудь другое. Но, соединившись с другими камнями, он превращается в храм.

А. Сент-Экзюпери

 

Приемы использования интегративно-тактических модулей перекликаются со всеми приемами и методами криминалистики, которые уже рассматривались и будут рассматриваться далее. Но будет справедливым хотя бы назвать их в простом неразвернутом перечислении:

1. Использовать в вопросах семичленную формулу: кто, что, где, когда, как, чем, зачем. Затем умножить каждый элемент на любой другой, создав композицию: кто - что, кто - когда, кто -чем, кто - зачем, кто - почему, кто - кому...

2. Использовать метод контрольных вопросов «адвоката дьяво­ла», задав при этом себе самому все самые неприятные вопросы по проблеме, которые раскрывают решение с позиций уязвимости.

3. Использовать метод типовых вопросов по аналогичной про­блеме со стандартным «лицом». Через плотину стандартности всегда найдут дорогу ручейки оригинальности. Идея в рассужде­ниях, она там живет, ищите ее...

4. При построении тактического модуля ранжировать инфор­мацию, расставлять ее по хронологии и по значимости, по нали­чию связей по системам использования.

5. Интегрировать, собирать и разбирать информацию, строить макеты проблемы, ее схемы.

6. Опираться на аналогии совершения и раскрытия. 1. Искать противоречия, несоответствия инсценировки, пото­му что инсценировщик оставляет следов больше, чем преступни­ки при совершении преступления.

8. Рационализировать систему методов раскрытия перестанов­кой, перевертыванием, комбинированием, разъединением частей, изменять время и место исполнения, ускорять и замедлять ход выполнения действий на отдельных этапах, повторять уже прове­денные действия (но с другим составом исполнителей).

9. Рефлексировать:

- думать за противника;

- думать за помощников;

- думать за зрителей;

- думать за прокурора, надзирающего за расследованием;

- думать за адвоката, защищающего будущего обвиняемого;

- думать за судью, рассматривающего дело;

- думать за начальника следственного отдела;

- думать за коллег, которые вели аналогичные дела и были в аналогичной ситуации;

- думать за себя, которому достанется позор и слава, радость и горе, поражение и победа...;

- думать за проблему, которая находится в руках, как тяжелый чемодан на вокзале, как неродившийся долгожданный ребенок, как неполученная и неистраченная зарплата, как нежданный по­дарок судьбы...

10. Искать ключевое слово к решению проблемы, например, построению композиции допроса.

11. Максимально предельно загрузить допрос стандартными типовыми вопросами (обязательно, но слишком очевидно).

12. Многократно построить систему интеллектуальных и эмо­циональных «ловушек», т. е. считывать с реакций скрытые ответы.

13. Интенсивно усилить допустимое эмоциональное воздействие, использовать сложившуюся стрессогенную ситуацию, усугубить ее, показать кризисность ситуации, ее пограничность с полным прова­лом, но предложить оптимальную бесконфликтную развязку; войти в аффектогенную среду, развенчать систему защиты, разрушить иллюзии о системе «крыш», «нагреть» эмоциональные ожидания, пессимизировать перспективы, разрушить надежды на обман следователя, а затем тактически правильно «войти» в дымящийся город сгоревших надежд.

14. Системно пролить свет на систему истинных отношений с подельниками.

15. Начать с начала программу допроса, отказавшихся от прежней лжи.

16. Подняться на более высокий интеллектуальный уровень межличностного взаимодействия.

17. Отступить от недоказанных эпизодов, сделать тактическую паузу, дать созреть позиции, передав систему реагентов (концентра­тов информации, которая вызывает прогнозируемую реакцию)...

18. Наступить по доказанным эпизодам, продемонстрировать тактическое преимущество, показать множество поверженных промежуточных преград.

19. Распределить эпизоды по схеме: сильный — слабый - сильный...

20. Подойти к процессуальному партнеру: с разных сторон, укачать бдительность, усилить или ослабить наступление на от­дельно взятых участках его защиты...

21. Найти слабое звено в системе, переиграть ложь приемами, дойти до истины.

22. Использовать парадоксальность в разрешении проблем:

«Всю жизнь проговоришь... и ничего не скажешь... Всю жизнь промолчишь и все выскажешь...» (Китайская парадоксальность: Лао-Цзы).

23. Разнопланово интерпретировать доказательственную ин­формацию и использовать ее под разными углами, с разных сто­рон, наполняя ее новым содержанием.

24. Рационально выйти из проблемы: после работы в домаш­них условиях с перегруженным сознанием лечь спать, потому что подсознание будет искать выход, а утром может представить на экран решателя свои выводы...

Разгружаться с использованием юмора и оптимистично оце­нивать отдельные неудачи...

25. Прием инверсии (переворачивания, перестановки). Прием состоит в преобразовании элементов следственной си­туации путем переворачивания, перестановки составляющих уз­лов внутри системы, а также относительно окружающей внешней среды. Элементы внешней среды, в которую погружена следст­венная ситуация, тоже могут переставляться местами, перевора­чиваться. Все это позволяет увидеть иначе проблемы, которые привели следователя в тупик, а также проблемы, которые помо­гут найти выход из следственного тупика.

26. Искать решение проблемы обходным путем, рядом с главной проблемой, уйти от лобовой «атаки» на решаемую проблему. Рас­ширить границы поиска, не исключая и возможность оставления преступником следов за «границей» главного объекта осмотра.

27. Преобразовать традиционный путь решения следственной задачи в противоположный, нелогичный. Этого не ждет тактиче­ский партнер, он к такому варианту обычно не готов. Этот прием вносит диссонанс в реакции партнера следователя, ломает систе­му его защиты (допустимыми средствами), вуалирует действия следователя и демонстрирует иную цель, противоположную той, которую построил для себя тактический партнер следователя.

28. Переносить анализируемую ситуацию в другое простран­ство или время. В данном случае исследуется возможность ре­комбинации места и времени следственного действия и влияния его объективных факторов, развитие отношений участников следственного действия.

Аналогично могут преобразовываться иные временные условия.

29. Исследовать следственную ситуацию или материалы дела от конца к началу, что является довольно распространенным приемом изучения уголовных дел. В этом случае имеется продук­тивная возможность рассмотреть как, какими средствами, кем были достигнуты «сегодняшние» результаты тупиковой следст­венной ситуации. Рассмотрение процесса следствия от конца к началу позволяет обнаружить промежуточные результаты, объек­тивные обстоятельства, ранее не замеченные.

30. Преобразовать функционально вредные элементы следст­венной ситуации в полезные или же нейтрализация вредных эле­ментов средствами допустимого тактического воздействия.

31. Разделить элементы следственной ситуации на минималь­ные по объему для решения мелких проблем и последующего объединения результатов в единое целое. Ослабить отдельные негативные связи между элементами следственной ситуации (или метода), усилить позитивные связи между элементами следст­венной ситуации (метода). Продублировать средства допустимо­го воздействия отдельных элементов метода в целях получения наиболее полной, объективной и всесторонней информации.

Переворачиванию и перестановке могут подлежать все эле­менты следственной ситуации. Это способствует обнаружению новых качеств следственных ситуаций.

32. Рекомбинация может успешно применяться для решения следственных задач следующим образом по этапам:

а) упрощение анализируемой следственной ситуации и мето­дов, и разбивка на малые проблемы;

б) отбрасывание проблемных элементов, т. е. вызывающих се­рии вопросов, а затем последовательное их введение в условия задачи и следственную ситуацию.

33. Использование метода экспериментальной (эвристической) дифференциации. Суть метода состоит в том, чтобы мысленно разрушить все сложившиеся версии, отказаться от результатов произведенных следственных действий, отбросить все сложив­шиеся композиции доказательств и... начать все сначала.

34. Использование метода исключения негативных факторов, мешающих выходу из тупиковой следственной ситуации. Суть метода состоит в том, чтобы исключить (нейтрализовать) факторы следственных ситуаций, которые могут привести следователя из одного тупика в другой.

35. Использование метода перевода с одного «языка» на дру­гой. Суть метода состоит в том, чтобы привычное представление информации подвергнуть преобразованию настолько, чтобы уви­деть в ранее имевшейся следственной информации ключи к ре­шению вставшей перед следователем проблемы.

Для этого можно существующую текстовую информацию преобразовать:

а) перевести на «язык» графики, выразив в чертежах, схемах взаимозависимости, взаиморасположение, форму и т. д.;

б) перевести динамику события в статистические формы, пре­вратив множество движущихся факторов, например, в момент кульминации дорожно-транспортного происшествия, в статично-дискретные (прерывные) формы с масштабом 0,1 секунды, что позволяет применить метод малых шагов при изучении сложного многоэлементного события;

в) перевести восприятие и оценку события с криминалистиче­ского языка на язык узких специалистов.

36. В поисках оптимальной формы следователь может «убрать» из традиционного метода ненужные или вредные элементы, «пере­одеть» его в иную словесную форму, видоизменить его - в процессе восприятия партнером - путем более пластичного исполнения. Сле­дователь имеет возможность «осмотреть» создаваемый модуль, «прослушать» его, оценить функциональные характеристики, сте­пень влияния на психику партнера по следственному действию.

37. Интерпретация чужой идеи может стать ключом к раскры­тию преступления.

Гете однажды заметил: «Идея - это реальность, которая ведет нас, хотя мы ею не обладаем; это реальность, являющаяся нам в конкретных картинах, привлекающая нас к себе в теоретических положениях и схемах, сообщая связность и смысл всему, что мы знаем», и как сказал Фрейд «Один рождает идею, другой устраи­вает ей Христины, третий приживает с ней детей, четвертый по­сещает ее на смертном одре, а пятый погребает ее», но «ни одна великая идея не может пропасть, даже если она так и не дошла до людей, даже если она была «унесена в могилу». (В. Франкл)

Идея в рассуждениях, она там живет, ищите ее...

Инверсия замены связей

 

Тщеславному человеку важно не мнение других, а его собственное мнение об их мнении.

Ф. Ницше

 

Эффектным интегративным приемом, направленным на со­вершенствование криминалистических методов является преоб­разование и замена связей. Названный прием выполняет роль (фильтра, через который можно пропустить исследуемое явление (тактический прием, метод, следственную ситуацию) таким обра­зом, чтобы сквозь фильтр прошли элементы исследуемого объек­та, а на фильтре остались связи, скрепляющие эти элементы. Следователь имеет возможность рассмотреть связи отдельно от элементов сложной структуры следственной ситуации. Это дает возможность определить:

- характер связи, т. е. как она опосредует взаимодействие элементов;

- силу, крепость связи;

- ее генетическое происхождение;

- возможности замены или преобразования связи в целях со­вершенствования метода для исследования объекта (явления) по расследуемому делу.

Распознавание образов, в качестве которых выступают какие-либо ситуации, явления, события, процессы, предметы, признаки, сигналы и другие объекты реального мира, представляет собой едва ли не самую распространенную задачу, которую каждому человеку приходится решать ежечасно, ежеминутно-Идентификационное распознавание, неидентификационное рас­познавание (назовем их условно соответственно квалифицирован­ным и простым распознаванием) могут осуществляться в рамках относительно самостоятельных процедур. В то же время каждый из указанных видов распознавания может выступать в качестве исход­ного, промежуточного или заключительного этапа (звена, стадии, фазы), более или менее длительного многоходового процесса, сво­его рода комбинации, состоящей из серии последовательно сме­няющих одна другую простых и квалифицированных распознава­тельных операций на пути развития, углубления, расширения, объе­ма знания. Все это наводит на мысль, что криминалистическая идентификация может быть определена как высшая стадия (уро­вень, тип) криминалистического распознавания.

У данного вида криминалистического распознавания имеется ряд специфических черт, которыми он отличается от простого распознавания. Так, для осуществления идентификационного распознавания какого-либо объекта недостаточно вовлечения в орбиту исследования только обнаруженного материального сле­да, предмета, текста и т. д. В качестве обязательного условия при этом выступает предоставление на исследование аналогичного материала, бесспорно полученного от проверяемого объекта. Этого не требуется в каждом случае неидентификационного рас­познавания, которое может быть осуществлено на основе непо­средственного изучения одного объекта. Важно и то, что простое распознавание может достичь поставленной цели и тогда, когда в исследуемом объекте не отразились, отсутствуют идентификаци­онные комплексы признаков устанавливаемого, распознаваемого объекта, что ставит непреодолимую преграду на пути решения идентификационной задачи. Следует сказать о том, что если в слу­чае идентификационного распознавания выявляются и учитываются только одноименные во всей своей совокупности признаки сравни­ваемых объектов, то при простом распознавании поставленная зада­ча может быть решена на базе изучения лишь отдельных и далеко не всегда одноименных признаков. Более того, в простом распознава­нии нередко исследуются и принимаются во внимание при форму­лировании выводов не только признаки объектов одного порядка, но и признаки взаимосвязанных объектов различной природы1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...