Парадоксы в системе мышления
Даосские мудрецы часто повторяют: «Знающий, но говорит. Говорящий, не знает», что предполагает осознание несоответствия логических суждений бытию. Криминалист должен помнить, что люди, решая сложные проблемы, забывают об инструментах познания: - когда они входят в познаваемую проблему; - когда они находятся в познаваемой проблеме (например, анализы инсценировки); - когда они выходят из рассматриваемой проблемы. Дословно эта мысль может звучать так: «Силками пользуются для ловли зайцев. Поймав зайца, забывают про силки. Словами пользуются для выражения смысла. Постигнув смысл, забывают слова». Философ Чжуан-Цзы Поэтому, исследуя проблему, следует выяснить какими «инструментами» пользовались люди, информация которых играет решающую роль. 3.30. Инверсионное преобразование и использование интегративно - тактических модулей (37 вариантов)
Я не надеюсь один побороть свое одиночество. Камень не может превратиться во что-нибудь другое. Но, соединившись с другими камнями, он превращается в храм. А. Сент-Экзюпери
Приемы использования интегративно-тактических модулей перекликаются со всеми приемами и методами криминалистики, которые уже рассматривались и будут рассматриваться далее. Но будет справедливым хотя бы назвать их в простом неразвернутом перечислении: 1. Использовать в вопросах семичленную формулу: кто, что, где, когда, как, чем, зачем. Затем умножить каждый элемент на любой другой, создав композицию: кто - что, кто - когда, кто -чем, кто - зачем, кто - почему, кто - кому... 2. Использовать метод контрольных вопросов «адвоката дьявола», задав при этом себе самому все самые неприятные вопросы по проблеме, которые раскрывают решение с позиций уязвимости.
3. Использовать метод типовых вопросов по аналогичной проблеме со стандартным «лицом». Через плотину стандартности всегда найдут дорогу ручейки оригинальности. Идея в рассуждениях, она там живет, ищите ее... 4. При построении тактического модуля ранжировать информацию, расставлять ее по хронологии и по значимости, по наличию связей по системам использования. 5. Интегрировать, собирать и разбирать информацию, строить макеты проблемы, ее схемы. 6. Опираться на аналогии совершения и раскрытия. 1. Искать противоречия, несоответствия инсценировки, потому что инсценировщик оставляет следов больше, чем преступники при совершении преступления. 8. Рационализировать систему методов раскрытия перестановкой, перевертыванием, комбинированием, разъединением частей, изменять время и место исполнения, ускорять и замедлять ход выполнения действий на отдельных этапах, повторять уже проведенные действия (но с другим составом исполнителей). 9. Рефлексировать: - думать за противника; - думать за помощников; - думать за зрителей; - думать за прокурора, надзирающего за расследованием; - думать за адвоката, защищающего будущего обвиняемого; - думать за судью, рассматривающего дело; - думать за начальника следственного отдела; - думать за коллег, которые вели аналогичные дела и были в аналогичной ситуации; - думать за себя, которому достанется позор и слава, радость и горе, поражение и победа...; - думать за проблему, которая находится в руках, как тяжелый чемодан на вокзале, как неродившийся долгожданный ребенок, как неполученная и неистраченная зарплата, как нежданный подарок судьбы... 10. Искать ключевое слово к решению проблемы, например, построению композиции допроса. 11. Максимально предельно загрузить допрос стандартными типовыми вопросами (обязательно, но слишком очевидно).
12. Многократно построить систему интеллектуальных и эмоциональных «ловушек», т. е. считывать с реакций скрытые ответы. 13. Интенсивно усилить допустимое эмоциональное воздействие, использовать сложившуюся стрессогенную ситуацию, усугубить ее, показать кризисность ситуации, ее пограничность с полным провалом, но предложить оптимальную бесконфликтную развязку; войти в аффектогенную среду, развенчать систему защиты, разрушить иллюзии о системе «крыш», «нагреть» эмоциональные ожидания, пессимизировать перспективы, разрушить надежды на обман следователя, а затем тактически правильно «войти» в дымящийся город сгоревших надежд. 14. Системно пролить свет на систему истинных отношений с подельниками. 15. Начать с начала программу допроса, отказавшихся от прежней лжи. 16. Подняться на более высокий интеллектуальный уровень межличностного взаимодействия. 17. Отступить от недоказанных эпизодов, сделать тактическую паузу, дать созреть позиции, передав систему реагентов (концентратов информации, которая вызывает прогнозируемую реакцию)... 18. Наступить по доказанным эпизодам, продемонстрировать тактическое преимущество, показать множество поверженных промежуточных преград. 19. Распределить эпизоды по схеме: сильный — слабый - сильный... 20. Подойти к процессуальному партнеру: с разных сторон, укачать бдительность, усилить или ослабить наступление на отдельно взятых участках его защиты... 21. Найти слабое звено в системе, переиграть ложь приемами, дойти до истины. 22. Использовать парадоксальность в разрешении проблем: «Всю жизнь проговоришь... и ничего не скажешь... Всю жизнь промолчишь и все выскажешь...» (Китайская парадоксальность: Лао-Цзы). 23. Разнопланово интерпретировать доказательственную информацию и использовать ее под разными углами, с разных сторон, наполняя ее новым содержанием. 24. Рационально выйти из проблемы: после работы в домашних условиях с перегруженным сознанием лечь спать, потому что подсознание будет искать выход, а утром может представить на экран решателя свои выводы... Разгружаться с использованием юмора и оптимистично оценивать отдельные неудачи... 25. Прием инверсии (переворачивания, перестановки). Прием состоит в преобразовании элементов следственной ситуации путем переворачивания, перестановки составляющих узлов внутри системы, а также относительно окружающей внешней среды. Элементы внешней среды, в которую погружена следственная ситуация, тоже могут переставляться местами, переворачиваться. Все это позволяет увидеть иначе проблемы, которые привели следователя в тупик, а также проблемы, которые помогут найти выход из следственного тупика.
26. Искать решение проблемы обходным путем, рядом с главной проблемой, уйти от лобовой «атаки» на решаемую проблему. Расширить границы поиска, не исключая и возможность оставления преступником следов за «границей» главного объекта осмотра. 27. Преобразовать традиционный путь решения следственной задачи в противоположный, нелогичный. Этого не ждет тактический партнер, он к такому варианту обычно не готов. Этот прием вносит диссонанс в реакции партнера следователя, ломает систему его защиты (допустимыми средствами), вуалирует действия следователя и демонстрирует иную цель, противоположную той, которую построил для себя тактический партнер следователя. 28. Переносить анализируемую ситуацию в другое пространство или время. В данном случае исследуется возможность рекомбинации места и времени следственного действия и влияния его объективных факторов, развитие отношений участников следственного действия. Аналогично могут преобразовываться иные временные условия. 29. Исследовать следственную ситуацию или материалы дела от конца к началу, что является довольно распространенным приемом изучения уголовных дел. В этом случае имеется продуктивная возможность рассмотреть как, какими средствами, кем были достигнуты «сегодняшние» результаты тупиковой следственной ситуации. Рассмотрение процесса следствия от конца к началу позволяет обнаружить промежуточные результаты, объективные обстоятельства, ранее не замеченные. 30. Преобразовать функционально вредные элементы следственной ситуации в полезные или же нейтрализация вредных элементов средствами допустимого тактического воздействия.
31. Разделить элементы следственной ситуации на минимальные по объему для решения мелких проблем и последующего объединения результатов в единое целое. Ослабить отдельные негативные связи между элементами следственной ситуации (или метода), усилить позитивные связи между элементами следственной ситуации (метода). Продублировать средства допустимого воздействия отдельных элементов метода в целях получения наиболее полной, объективной и всесторонней информации. Переворачиванию и перестановке могут подлежать все элементы следственной ситуации. Это способствует обнаружению новых качеств следственных ситуаций. 32. Рекомбинация может успешно применяться для решения следственных задач следующим образом по этапам: а) упрощение анализируемой следственной ситуации и методов, и разбивка на малые проблемы; б) отбрасывание проблемных элементов, т. е. вызывающих серии вопросов, а затем последовательное их введение в условия задачи и следственную ситуацию. 33. Использование метода экспериментальной (эвристической) дифференциации. Суть метода состоит в том, чтобы мысленно разрушить все сложившиеся версии, отказаться от результатов произведенных следственных действий, отбросить все сложившиеся композиции доказательств и... начать все сначала. 34. Использование метода исключения негативных факторов, мешающих выходу из тупиковой следственной ситуации. Суть метода состоит в том, чтобы исключить (нейтрализовать) факторы следственных ситуаций, которые могут привести следователя из одного тупика в другой. 35. Использование метода перевода с одного «языка» на другой. Суть метода состоит в том, чтобы привычное представление информации подвергнуть преобразованию настолько, чтобы увидеть в ранее имевшейся следственной информации ключи к решению вставшей перед следователем проблемы. Для этого можно существующую текстовую информацию преобразовать: а) перевести на «язык» графики, выразив в чертежах, схемах взаимозависимости, взаиморасположение, форму и т. д.; б) перевести динамику события в статистические формы, превратив множество движущихся факторов, например, в момент кульминации дорожно-транспортного происшествия, в статично-дискретные (прерывные) формы с масштабом 0,1 секунды, что позволяет применить метод малых шагов при изучении сложного многоэлементного события; в) перевести восприятие и оценку события с криминалистического языка на язык узких специалистов. 36. В поисках оптимальной формы следователь может «убрать» из традиционного метода ненужные или вредные элементы, «переодеть» его в иную словесную форму, видоизменить его - в процессе восприятия партнером - путем более пластичного исполнения. Следователь имеет возможность «осмотреть» создаваемый модуль, «прослушать» его, оценить функциональные характеристики, степень влияния на психику партнера по следственному действию.
37. Интерпретация чужой идеи может стать ключом к раскрытию преступления. Гете однажды заметил: «Идея - это реальность, которая ведет нас, хотя мы ею не обладаем; это реальность, являющаяся нам в конкретных картинах, привлекающая нас к себе в теоретических положениях и схемах, сообщая связность и смысл всему, что мы знаем», и как сказал Фрейд «Один рождает идею, другой устраивает ей Христины, третий приживает с ней детей, четвертый посещает ее на смертном одре, а пятый погребает ее», но «ни одна великая идея не может пропасть, даже если она так и не дошла до людей, даже если она была «унесена в могилу». (В. Франкл) Идея в рассуждениях, она там живет, ищите ее... Инверсия замены связей
Тщеславному человеку важно не мнение других, а его собственное мнение об их мнении. Ф. Ницше
Эффектным интегративным приемом, направленным на совершенствование криминалистических методов является преобразование и замена связей. Названный прием выполняет роль (фильтра, через который можно пропустить исследуемое явление (тактический прием, метод, следственную ситуацию) таким образом, чтобы сквозь фильтр прошли элементы исследуемого объекта, а на фильтре остались связи, скрепляющие эти элементы. Следователь имеет возможность рассмотреть связи отдельно от элементов сложной структуры следственной ситуации. Это дает возможность определить: - характер связи, т. е. как она опосредует взаимодействие элементов; - силу, крепость связи; - ее генетическое происхождение; - возможности замены или преобразования связи в целях совершенствования метода для исследования объекта (явления) по расследуемому делу. Распознавание образов, в качестве которых выступают какие-либо ситуации, явления, события, процессы, предметы, признаки, сигналы и другие объекты реального мира, представляет собой едва ли не самую распространенную задачу, которую каждому человеку приходится решать ежечасно, ежеминутно-Идентификационное распознавание, неидентификационное распознавание (назовем их условно соответственно квалифицированным и простым распознаванием) могут осуществляться в рамках относительно самостоятельных процедур. В то же время каждый из указанных видов распознавания может выступать в качестве исходного, промежуточного или заключительного этапа (звена, стадии, фазы), более или менее длительного многоходового процесса, своего рода комбинации, состоящей из серии последовательно сменяющих одна другую простых и квалифицированных распознавательных операций на пути развития, углубления, расширения, объема знания. Все это наводит на мысль, что криминалистическая идентификация может быть определена как высшая стадия (уровень, тип) криминалистического распознавания. У данного вида криминалистического распознавания имеется ряд специфических черт, которыми он отличается от простого распознавания. Так, для осуществления идентификационного распознавания какого-либо объекта недостаточно вовлечения в орбиту исследования только обнаруженного материального следа, предмета, текста и т. д. В качестве обязательного условия при этом выступает предоставление на исследование аналогичного материала, бесспорно полученного от проверяемого объекта. Этого не требуется в каждом случае неидентификационного распознавания, которое может быть осуществлено на основе непосредственного изучения одного объекта. Важно и то, что простое распознавание может достичь поставленной цели и тогда, когда в исследуемом объекте не отразились, отсутствуют идентификационные комплексы признаков устанавливаемого, распознаваемого объекта, что ставит непреодолимую преграду на пути решения идентификационной задачи. Следует сказать о том, что если в случае идентификационного распознавания выявляются и учитываются только одноименные во всей своей совокупности признаки сравниваемых объектов, то при простом распознавании поставленная задача может быть решена на базе изучения лишь отдельных и далеко не всегда одноименных признаков. Более того, в простом распознавании нередко исследуются и принимаются во внимание при формулировании выводов не только признаки объектов одного порядка, но и признаки взаимосвязанных объектов различной природы1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|