Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические реагенты в тактической интриге




 

Понятие психологический реагент впервые введено в криминали­стику профессором Н.А. Селивановым, который отметил, что психологическим реагентом можно рассматривать информацию, исполь­зуемую следователем в тактических целях. Роль психологических реагентов могут играть человек, предмет, явление, сообщение1.

Разравнивая данную мысль, можно проанализировать природу психологического реагента.

«Ре» - это приставка, обозначающая возобновление или повторность действия, противоположное действие1.

Психологический реагент - источник 'информации, содержа­щий в себе прогнозируемую следователем обратную связь в виде различных реакций и форм деятельности допрашиваемого.

Реагент - это стимулятор деятельности допрашиваемого в оп­ределенном направлении. Реагент - это составная часть основа­ния для принятия объективно обоснованного решения.

Реагент можно сравнивать с зерном, которое в силу закономер­ностей должно дать «всходы» в поле сознания допрашиваемого.

Реагент - более широкое понятие, чем доказательство, так как он может представлять собой различную информацию, - которая может влиять - на позицию допрашиваемого и формы его пове­дения. Психологический реагент, обладая определенным объе­мом информации, должен вызывать прогнозируемую следовате­лем реакцию допрашиваемого. Эта реакция должна соответство­вать тактическим задачам допроса или его этапа. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть виды психологиче­ских реагентов. Если рассматривать психологический реагент как определенную криминалистическую информацию, передаваемую допрашиваемому, то классификацию реагентов можно построить по тем же основаниям, которые используются при делении на виды криминалистической информации2.

Таким образом, психологические реагенты могут быть клас­сифицированы:

1. По источнику: гомологические, предметные, документаль­ные, иные.

2. По физической природе: зрительные, слуховые, вкусовые,

осязательные, обонятельные.

3. По форме представления: вербальные (устные, словесные), буквенно-знаковые, цифровые, графические, в форме магнитных

записей, иные.

4. По характеру структуры: натуральные, комплексированные,

декомпонированные, кодированные, иные.

Ограниченный объем статьи не позволяет рассмотреть все ви­ды психологических реагентов, поэтому будут рассмотрены лишь некоторые, в частности, гомологические, то есть связанные с че­ловеком и различными проявлениями его деятельности.

Человек является одним из главных психологических реагентов.

Реагентом может быть как сама личность определенного чело­века, так и его отдельные личностные особенности и проявления.

Речевая деятельность является одним из самых действенных реагентов. Речевые реагенты можно разделить на две группы:

- речевые реагенты, проявляющиеся в содержании речи;

- речевые реагенты, проявляющиеся в форме речи (тембр,

темп, логические паузы и т. д.).

Реагентами можно считать различные формы неречевой ком­муникативной деятельности следователя и других лиц, а именно: жесты, пантомимика, вегетативные проявления (покраснение, побледнение и т. д.).

Речевая деятельность следователя может сопровождаться не­которыми элементами моторной деятельности (постукивание ка­рандашом, ходьба по кабинету, различные перемещения в плане - изменения межличностного пространства и т. д.).

С помощью речевых реагентов можно стимулировать опреде­ленные психические состояния допрашиваемого, пробуждать по­требности, побуждать к выполнению определенных действий, в которых заинтересован следователь в соответствии с тактической программой допроса.

Следователь должен уметь говорить с допрашиваемыми на язы­ке, близком данному человеку, с учетом его пола, возраста, образо­вания, социальной принадлежности и процессуального положения.

В процессе слушания допрашиваемого можно поощрять его, одобрять его положительные поступки, сожалеть о неудачах, со­переживать несчастьям и т. д. Все это можно делать, не вмешиваясь в разговор, проявляя свое отношение к информации жестами и мимикой.

Мимика слушающего следователя должна строиться в соот­ветствии с поставленными тактическими задачами.

Психологические реагенты в виде предметов могут быть клас­сифицированы следующим образом:

а) предметы - вещественные доказательства, подтверждающие совершение допрашиваемым преступления (опровергающие ложные показания допрашиваемого);

б) предметы - вещественные доказательства, подтверждаю­щие правдивые показания допрашиваемого;

в) предметы, не являющиеся доказательствами и не относя­щиеся к делу, но вызывающие положительные или отрицатель­ные реакции допрашиваемого;

г) предметы - аналоги (например, нож, аналогичный тому, ко­торый допрашиваемый потерял на месте происшествия). Документальными регентами могут быть:

а) протоколы допросов данного допрашиваемого и иных лиц;

б) письма, записки, дневники;

в) характеристики. Почетные грамоты и иные документы, ха­рактеризующие личность;

г) кодексы, книги, учебники, иные документы, с которыми можно ознакомить допрашиваемого в целях активизации борьбы мотивов.

Одним из главных обязательных признаков психологических реагентов является обратная связь.

Известный кибернетик У. Росс Эшби называет обратной связью любое действие между частями динамической системы, лишь бы оно носило круговой характер1.

По мнению Г.Г. Васильева под обратной связью понимают «одно из свойств самоуправляемых систем, которое заключается в их способности учитывать разницу между целью и результатом действия. В механизме обратной связи важная роль принадлежит опережающему отражению, поскольку информация об ожидаемых последствиях действий развития событий по своей природе является информацией о будущем»2.

Обратную связь, как необходимый признак психологического реагента, могут характеризовать следующие свойства:

1) обязательность ее возникновения в любых формах общения следователя с допрашиваемыми (допрашиваемый не может быть безучастным к деятельности следователя, хотя может и скрывать свое отношение);

2) способность быть каналом передачи информации от допра­шиваемого к следователю (по данному каналу следователь полу­чает информацию о результативности своих действий);

3) способностью к преобразованию, субъективной трансфор­мации информации, передаваемой следователем и получаемой допрашиваемым информации (один и тот же материал по одному делу будет различно восприниматься допрашиваемым и содер­жание обратной связи будет различным);

4) обратная связь может быть рассмотрена как средство кон­троля за деятельностью допрашиваемого: обратная связь при производстве допроса носит индуктивный характер.

Индуктивная обратная связь - это связь накопления «потен­циалов влияния» следователя. Результаты тактической деятель­ности следователя проявляются не сразу, они постепенно транс­формируют позицию допрашиваемого. Следователь имеет воз­можность это наблюдать, убеждать в правильности занятой пози­ции, в избрании средств воздействия на допрашиваемого.

Специалисты по проблемам общения делят обратную связь и по иным критериям на:

- отрицательную и положительную;

- линейную и нелинейную;

- внешнюю и внутреннюю3.

Положительная обратная связь проявляется в благоприятной реакции допрашиваемого, она свидетельствует об успехе следо­вателя при выполнении определенного тактического приема, этапа допроса. Отрицательная обратная связь свидетельствует о не­удаче следователя, об отрицательной реакции допрашиваемого на деятельность следователя, если, конечно, отрицательная реакция не была запрограммирована следователем сознательно по такти­ческим соображениям.

При линейной обратной связи следователь получает сведения о реализации своих целей по ответам допрашиваемого, его проговоркам, репликам. Нелинейная обратная связь проявляется в неречевых формах поведения допрашиваемого.

Таким образом, психологические реагенты могут быть исполь­зованы как средство диагностики отдельных личностных качеств допрашиваемого.

Объектом постоянного наблюдения следователя должно стать лицо допрашиваемого, особенно выражение его глаз. На лице допрашиваемого в процессе свободного рассказа могут отразить­ся эмоциональные состояния: страх, гнев, радость, удивление, злость, злорадство, отвращение и прочие. Именно мимикой доп­рашиваемый выражает свои чувства к излагаемому материалу. Об этом же могут свидетельствовать и такие внешние проявления эмоций как покраснение, побледнение, учащенное или прерывистое дыхание, тремор рук и т. д. Иногда человек пытается скрыть истинное отношение к излагаемой информации, но вегетативные проявления скрыть практически невозможно. Нужно лишь пра­вильно их оценить. Хотя данная оценка (например, побледнения или покраснения допрашиваемого) никакого доказательственного значения не имеют, но она может определить направление рабо­ты на допросе, выявить слабые места допрашиваемого, опреде­лить факты, о которых он боится говорить.

Некоторую информацию о допрашиваемом могут дать поза и формы поведения допрашиваемого в кабинете следователя.

Всю полученную информацию о допрашиваемом следователь может проанализировать, объяснить для себя причины речевого поведения в тот или иной момент допроса.

Целесообразно попытаться выявить и «прочитать» подтекст показаний, ту информацию, которую допрашиваемый пытается скрыть от следователя.

Целесообразно установить, какие именно реагенты вызвали бурную (отрицательную или положительную) реакцию, на какую информацию допрашиваемый пытался скрыть свою реакцию.

Контактное общение в процессе допроса, как правило, направ­лено на преобразование позиции допрашиваемого, на возбужде­ние в нем желания дать правдивые и полные показания. Допра­шиваемый при этом оценивает вопросы и всю деятельность сле­дователя с субъективных позиций, корректирует свое собствен­ное поведение и позицию, оказывает некоторое сопротивление следователю, не желая передавать ему определенную информа­цию о происшествии или своем отношении к нему (следователю и происшествию).

Общаясь с допрашиваемым, следователь передает ему такую информацию, чтобы накопить «потенциалы согласия» (консонан­са), чтобы активизировать потребность в даче правдивых показа­ний, вызвать на откровенность, на чистосердечное признание.

Выполняя намеченную тактическую программу, следователь через обратную связь контролирует ход ее выполнения, соответ­ствие реакций допрашиваемого тем, которые прогнозировались и ожидались им с определенной степенью вероятности.

Результаты допустимого воздействия следователя могут через, обратную связь проявляться в следующем:

— изменения в характере и форме поведения допрашиваемого (например, спокойная уверенность после какого-то вопроса сме­нилась на беспокойство, допрашиваемый задвигался, начал хо­дить по кабинету и т. д.);

- изменения в речевой деятельности (темп, тембр, форма речи);

- изменения в мимике и жестикуляции.

Отношение к вопросу или действию следователя можно уви­деть в названных формах деятельности допрашиваемого.

Таким образом, следователь в процессе допроса должен по­стоянно производить глубокий анализ информации, получаемой через обратную связь.

Механизм этого анализа опосредуется рефлексией.

Психологические реагенты представляют следователю сле­дующие тактические возможности:

- диагностировать реакцию допрашиваемого на различную информацию;

- управлять процессами принятия объективно обоснован­ных решений, принимаемых допрашиваемым. То есть в ряде случаев реагенты становятся инструментами рефлексивного управления;

- управлять процессами реализации принятых решений, то есть опосредованным образом подводить допрашиваемого к выполнению определенного действия прогнозируемым обра­зом, например, дача правдивых и полных показаний.

Использование психологических реагентов в следственных действиях может оптимизировать всю процедуру общения следо­вателя и допрашиваемого.


Глава 5.

Риск и рискогенные игры

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...