Причины возникновения гнева
Неуправляемый гнев – отрицательная нравственная черта, возникающая вследствие самых различных причин. Познание этих причин поможет верующим более эффективно бороться с гневом и приобрести приветствуемые исламской религией кротость и сдержанность. Мусульманские ученые и исследователи называют несколько причин, которые способствуют возникновению частых вспышек гнева: 1. Поспешные суждения. В своей жизни человек постоянно сталкивается с неприятностями и различными невеселыми событиями. Если он не проявит терпение и не постарается вникнуть в суть этих событий, то это может обернуться возникновением гневных действий с его стороны. К примеру, отец семейства пришел с работы домой уставшим и голодным. Войдя в дом, он увидел, что супруга все еще не приготовила ужин. Разгневавшись, он накричал на нее, чем обидел ее и расстроил себя. А ведь он даже не попытался узнать, почему жена не приготовила ужин вовремя. Если бы он проявил терпение, то узнал бы, что в их квартире был отключен газ, поэтому супруга просто напросто не имела возможности поставить кастрюлю на плиту. В хадисе от Имама Али (да будет мир с ним) говорится: «Неосведомленным людям присуще гневаться во всех ситуациях (ибо они подвержены поспешным суждениям)». [645] 2. Малодушие. Люди с широкой душой, благородным сердцем и просветленным умом терпеливо воспринимают все происходящие с ними события. Они сдержанны с людьми, стойки при неприятностях и способны совладать со своим гневом. Тогда как малодушные и глупые люди, не способные видеть дальше своего носа, не способны перенести даже самую незначительную неприятность, поэтому всегда и везде их спутниками являются гнев, раздражительность и злоба.
3. Высокомерие и эгоизм. Эгоистам и высокомерным людям присущи ожидания сверх меры. Они ждут, что люди будут чтить их больше остальных, они считают, что лишь они достойны самого лучшего, им кажется, что никто другой не сравнится с ними в чем-либо. Если же они видят обратную реакцию, то есть понимают, что люди не оправдали их ожиданий, то быстро впадают в гнев и ярость. Хотя люди здесь ни при чем, болезнь сидит в сердцах самих высокомерных эгоистов. Однажды апостолы обратились к Пророку Исе (да будет мир с ним) со следующей просьбой: – Наставь нас своими прекрасными речами. Скажи, что опаснее всего? – Опаснее всего гнев Аллаха, – ответил им Иса. – А как можно избежать гнева Аллах? – Не гневайтесь сами. – Что есть причина возникновения гнева? – Высокомерие, надменность и уверенность о том, что люди недостойны тебя.[646] 4. Зависть и ненависть. Зависть и ненависть называются исламскими учеными еще одними из причин, способствующих возникновению гнева. Достаточно малейшего повода, чтобы в душе завистника и испытывающего вражду всполыхало пламя гнева. Имам Али в связи с этим говорил: «Ненависть – причина возникновения гнева». [647] 5. Неуемная любовь к ближнему миру. Люди, сердца которых охвачены любовью к этому миру, сущность которых заполнена алчностью и накопительством, впадают в гнев, когда их имущество и доходы сталкиваются с самыми незначительными трудностями. Они страдают даже от мысли, что их имуществу может быть нанесен какой-либо ущерб. А так как в жизни человек волей неволей сталкивается с имущественными потрясениями, а незначительные из подобных потрясений происходят чуть ли не каждый день, то алчные люди практически непрестанно пребывают в гневе. Если такие люди не выплескивают свой гнев на окружающих, то они начинают изводить самих себя. Подавление гнева
Если человек заметил, что он подвластен гневу, то ему необходимо задуматься над опасностью и отрицательными последствиями гнева в обоих мирах. Ведь гнев может уничтожить его веру и испортить счастливую жизнь, а в мире загробном он может попасть в немилость Аллаха. Гнев негативно сказывается на здоровье, укорачивает жизнь, отдаляет от человека друзей и близких. Если человек почувствовал в себе возникновение гнева, то ему, как сказано об этом в многочисленных хадисах, нужно вспомнить Аллаха, сказав: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого сатаны». [648]
В некоторых хадисах говорится, что при возникновении гнева нужно сказать: «Нет силы и нет мощи ни у кого, кроме Аллаха Всевышнего и Великого». [649] Посланник Аллаха учил мусульман: «Гнев это огонь, разожженный в сердце разгневанного человека. Разве вы не видели, что его глаза становятся красными, а вены набухают? Тот, кто заметит в себе возникновение гнева, пусть приложит лицо к земле». [650] Имам Бакир советовал: «Если разгневанный человек стоит, то пусть он сядет, ибо так с него спадет скверна шайтана. А если он сидит, то пусть встанет». [651] Из ряда хадисов следует, что если человек разгневался на кого-либо из близких ему людей, то пусть он прикоснется рукой к его телу. Это прикосновение будет способствовать уменьшению гнева. Посланник Аллаха поделился еще одним способом укрощения гнева: «Если кого-либо из вас охватит гнев, то пусть он совершит малое и большое омовение, так как гнев это огонь, а вода гасит огонь». [652]
Виды гнева
Гнев не всегда является отрицательным чувством. В некоторых случаях гнев приобретает положительный оттенок, ведь он заложен в человека Всевышним Аллахом для сохранения жизни, чести, имущества, а также для защиты близких. Ранее уже было сказано, что исламская религия не призывает искоренить гнев, а призывает контролировать его. В основных исламских источниках упоминаются три вида гнева: 1. Гнев Аллаха. Гнев Аллаха не подобен гневу творений, состояние которых меняется при возникновении этого чувства. Гнев Аллаха – это Его справедливое наказание, постигающее неблагодарных грешников в обоих мирах. Однажды некий человек спросил Имама Бакира о гневе Аллаха. Имам ответил: «Гнев Аллаха – это Его кара и возмездие». [653]
2. Отрицательный гнев. Отрицательный гнев это та самая порицаемая слепая ярость, осуждаемая Исламом и другими небесными религиями. Этот тот самый гнев, который разрушает веру и влечет за собой массу негативных последствий. В данной главе речь шла именно об этом виде гнева. 3. Праведный гнев. Ошибается тот, кто полагает, что Всевышний Аллах вложил в человека различные инстинкты и чувства, не имея при этом мудрой цели, или что некоторые из этих инстинктов имеют только разрушительный характер. Если Мудрый Аллах сотворил какие-то части тела человека или вложил в него какие-либо чувства, то сделано это не просто так, и они имеют положительную сторону. Они непременно играют важную роль. Гнев не исключение. В гневе силы человека увеличиваются в несколько раз. Это чувство заложено в человека для того, чтобы в случае опасности, угрожающей его жизни, имуществу или близким ему людям, он смог бы сконцентрировать все свои силы и защитить себя, свое имущество и жизнь своих близких. Если посмотреть на гнев с этой стороны, то его наличие является одной из многочисленных милостей Аллаха человечеству. Если человек будет проявлять свой гнев в описанных выше случаях или для защиты справедливости, прав других людей, а также для защиты религии, то данный гнев является праведным гневом и его наличие указывает на благородство и справедливость его обладателя. Праведный гнев отличается от отрицательного тем, что праведный гнев всегда находится под контролем разума и веры, тогда как отрицательный гнев подчиняется только страстям. Праведный гнев всегда преследует праведную цель, он возникает справедливо и его возникновение свято, тогда как отрицательный гнев стихиен и не преследует никаких благих целей. Праведный гнев никогда не преступает пределов дозволенного, тогда как отрицательный гнев ненасытен и не знает границ. Имам Садик по этому поводу говорил: «Воистину, если верующий разгневается, то его гнев не выйдет за пределы истины». [654]
Праведный гнев Абу Зарра
В литературе по истории Ислама упомянуты факты и свидетельства, что когда халиф Усман ибн Аффан в эпоху своего правления начал принимать несправедливые решения, многие мусульмане, в числе которых были и видные сподвижники, выразили недовольство решениями халифа. Одним из них был Абу Зарр Гаффари. Однажды Абу Зарр напомнил Усману о ценностях исламской религии и о справедливом правлении. Он призвал его к добру и попытался удержать от совершения многих неблаговидных поступков. Однако Усман не придал значения его словам, более того в присутствии окружающих он поставил под сомнение справедливость речей Абу Зарра. Тогда Абу Зарра охватил гнев, и он еще раз строго сказал халифу о его несправедливом правлении. После этого Усман повелел изгнать его из Медины в местечко Рабаза. Халиф запретил мусульманам провожать Абу Зарра, поэтому провожать его пришло лишь небольшое число самых близких ему людей, среди которых был Имам Али. Имам сказал ему на прощание: «О Абу Зарр, поистине, ты разгневался ради Аллаха, так полагайся же на Того, ради кого ты разгневался. Поистине, люди убоялись тебя, опасаясь за свой мир, ты же страшился их, опасаясь за свою религию. Так оставь в их руках то, за что они тебя боялись, и беги от них с тем, за что ты боялся их». [655]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|