Жизненные тяготы и забвение Аллаха
Всевышний Аллах предупреждает беспечных рабов, забывших о своем Творце и о своей смерти, что в этом мире не будет им покоя: «А того, кто отвернется от Моего Напоминания, ожидает тяжкая жизнь». Но и в загробном мире покоя им не видать: «А в День воскрешения Мы воскресим его слепым». Беспечный в этом мире и сожалеющий в мире вечном раб спросит Аллаха о причине своей слепоты: «Он скажет: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?» И ему будет дан ответ Аллаха: «Он скажет: «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению». [685] Беспечные и беззаботные грешники этого мира будут ослеплены в мире вечном, то есть будут лишены возможности созерцать милости Господа, будут лишены того довольства, которое испытают праведники.
Расширяющий и Сужающий
Порой случается, что в жизни перед человеком закрываются все двери благ и милостей, и чтобы он не предпринимал, эти двери так и продолжают оставаться закрытыми. Иногда наоборот, куда бы он не пошел, за какое бы дело не взялся, блага и милости постоянно окружают его со всех сторон. Про первого человека мусульмане говорят, что Аллах сузил его жизнь, ибо Аллах Сужающий (аль-Каабид), лишающий благ и милостей. Про второго человека они говорят, что Аллах расширил его жизнь, ибо Аллах Расширяющий (аль-Баасид), увеличивающий Свои блага и милости. Зачастую тяжкая жизнь не является следствием низкого дохода и недостатка материальных средств, ибо сколько вокруг богатых людей, которые могут позволить себе любые мирские удовольствия, но жизнь которых лишена подлинного счастья из-за алчности и скупости. Такие скупцы не только не открывают двери своего дома для гостей, но даже скупятся потратиться на самых близких для них людей, и даже на себя. Имам Али (да будет мир с ним) говорил о них, что в этом мире они живут словно бедняки, а в мире загробном будут судимы как богачи. Тяжкая и тесная жизнь этих людей, как сказано об этом в Священном Коране, неразрывно связана с тем, что они предали забвению Аллаха и находятся в беспечности по отношению к истине. Поминание Аллаха и богобоязненность – это спокойствие души и сердца, это счастливая жизнь. Беспечность и забвение – это тяготы, стрессы, беспокойства и нескончаемые волнения. Тяжкая жизнь, в которой нет места для подлинных милостей и благ, является следствием отсутствия душевного богатства. А приобрести душевное богатство, можно только победив беспечность.
Высказывания безгрешных о беспечности
Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) говорил Абу Зарру: «О Абу Зарр! Приобретай намерение о совершении благого дела, даже если впоследствии ты не совершишь его, дабы ты не был записан в число беспечных». [686] Имам Али (да будет мир с ним) говорил: «Сколько беспечных людей изготавливают ткань, чтобы сшить себе из нее одежду, но которая затем становится их саваном. Сколько беспечных людей возводят дом, чтобы жить в нем, но который затем становится их могилой». [687] В хадисе от Имама Бакира (да будет мир с ним) сказано: «Если верующий прилежно относится к своим обязательным молитвам и своевременно выполняет их, то его никак нельзя назвать беспечным». [688] Мудрый Лукман наставлял своего сына: «Сынок, все вещи на свете имеют признаки, по которым они познаются. Признаками беспечности являются ошибки, праздность и забвение». [689] Имам Али сказал: «Не избежит гибели сердце человека, которого захватила беспечность». [690] Мудрец и муравей
Рассказывают, что однажды некий мудрец сидел в поле и предавался размышлениям. Вдруг его внимание привлек муравей, который нашел в земле небольшое зернышко. С большим трудом муравей вытащил зернышко из земли, разделил его пополам, зарыл обратно в землю одну половину, а вторую половину взвалил на спину и поволок. Половина зернышка была размером с муравья, но муравей все равно нес его, несмотря на кусочки глины, камни, травы, которые были серьезным препятствием для его передвижения. Мудрецу стало интересно, куда муравей несет зернышко, и он решил проследить весь путь маленького насекомого. Муравей прошел по своим меркам огромное расстояние и наконец достиг муравейника. Он уже хотел исчезнуть с зернышком в недрах муравейника, но неожиданно прилетел воробей и склевал зернышко вместе с муравьем. Мудрец погрузился в думы. Ведь также человек трудится и старается, претерпевает огромные тяготы, но неожиданно появляется ангел смерти и забирает его душу. Все его земные старания остаются в этом мире. Богатство, положение, семья являются его спутниками в этом мире, они идут с ним на протяжении его жизни. Но он не может взять их с собой в мир загробный. Туда он может взять лишь веру и благие деяния. Мудрец сказал самому себе: «Бедный человек. Он претерпевает в этом мире столько тягот, чтобы создать себе иллюзию счастливой жизни. Но он не понимает, что все это несет ему лишь хлопоты и заботы, а в мире вечном проку от них мало».
Глава 50. Любовь к мирскому
Неуемная любовь к преходящим благам этого мира является основной причиной возникновения таких негативных моральных качеств как алчность, жадность, зависть, высокомерие и многих других качеств, наличие которых причиняет страдания не только окружающим, но в первую очередь самому их обладателю. Неуемная любовь к мирскому заставляет человека целиком и полностью погрузиться в материальный мир, начисто лишая его сердце божественного света, в результате чего в нем наступает духовная деградация. По этой причине аяты Священного Корана призывают человечество задуматься о быстротечности ближнего мира и вечности мира загробного. Аяты говорят, что ближний мир не достоин поклонения и чрезмерного почитания, и не пристало здравомыслящему человеку становиться его рабом.
Мир лишь игра
В нескольких аятах Корана мирская жизнь названа потехой. «Мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, а последняя обитель лучше для тех, кто богобоязнен. Неужели вы не разумеете?» [691] «Знайте, что мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, и стремление обрести побольше богатства и детей». [692] В действительности эти аяты уподобляют влюбленных в ближний мир беспечным младенцам, пребывающим в полнейшем неведении относительно истинного положения дел и которые заняты лишь играми и различными потехами. Они не способны разглядеть опасность, находящуюся от них на расстоянии одного шага, а ведь смерть, которая может повлечь за собой вечное сожаление и непрекращающееся страдание загробного мира, совсем рядом.
Обман и обольщение
Группа аятов отзывается о ближнем мире как об обмане и обольщении: «Земная жизнь – всего лишь наслаждение обольщением». [693] «Пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель (сатана) не обольщает вас относительно Аллаха». [694] Обманчивый мир всегда пытается обольстить человека своими украшениями, сатана не перестает прилагать усилий для совращения человека от Аллаха. Поклонение ближнему миру – основное препятствие на пути достижения главной цели человеческой жизни – достижения духовного совершенства и приближения к милости Аллаха. И до тех пор, пока это препятствие не будет устранено, человек не сумеет достичь великой божественной цели. Ближний мир с его прелестями и наслаждениями подобен обманчивому миражу, манящему к себе жаждущих путников пустыни. Когда путники подходят ближе, а подходят они только после преодоления большого расстояния в погоне за миражом, они понимают, что это всего лишь оптический обман. Они не нашли воды, а их жажда стала еще сильнее. Также мирская жизнь. Обманутые ею люди десятилетиями гонятся за иллюзиями, а когда годы подходят к концу, они вдруг осознают, что жизнь провели впустую и даже не пытались достичь главного. Так пусть же не обольстит вас мирская жизнь, верующие братья и сестры!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|