Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Осуждение поспешности в хадисах




 

В мусульманских сборниках хадисов содержится большое количество наставлений, в которых безгрешные предводители исламской общины призывали человечество к рассудительности и неторопливости, и удерживали их от поспешных решений.

1. В хадисе от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) раскрывается сущность необдуманной поспешности: «Обдуманность и рассудительность от Аллаха, а поспешность и нетерпеливость от шайтана». [676]

2. В следующем хадисе Посланник Аллаха говорит об одном из отрицательных последствий поспешности: «Поспешность губит людей. Если бы люди подходили к своим речам и деяниям с обдуманностью, то никто из них не был бы погублен». [677] Под гибелью в данном случае не имеется в виду физическая гибель, хотя в некоторых случаях поспешность может стать причиной смерти. В данном хадисе подразумевается вред, урон и трудности, которые влечет за собой поспешность и нетерпеливость.

3. Пророк Ислама всегда говорил мусульманам: «Не предавайтесь поспешности и нетерпеливости, ибо если вы предадитесь им, то упустите успех и удачу».

4. В хадисе от Имама Али (да будет мир с ним) сказано: «С поспешностью увеличиваются ошибки». [678] Человек совершает в своей жизни множество ошибок, которые он старается исправить. Но если при исправлении этих ошибок он не проявит обдуманности и здравомыслия, а будет стремиться как можно скорей достичь своих целей, при этом не подготовив все необходимое для их достижения, то его ошибок будет становиться больше.

5. Однажды Имам Али обратился к мусульманам с наставлением, в котором в частности сказал: «Если человек сумеет защитить себя от четырех черт характера, то он достоин того, чтобы с ним никогда не происходило плохое. К этим чертам относятся лень, необдуманная поспешность, упрямство и тщеславие». [679] В данном хадисе Повелителем правоверных перечислены четыре причины, которые влекут за собой крах многих жизненных планов, неудачу и разочарование. Если же человек будет взвешенно и обдуманно подходить к принятию решений, не станет проявлять ненужного беспричинного упрямства, не будет считать себя лучше других, и будет проявлять должное усердие и старание в достижении своих целей, то успех и удача станут неотъемлемыми спутниками его жизни.

6. Результатом поспешности становится не только разочарование, но и порой настоящее отчаяние, о чем говорил Имам Хасан Аскари (да будет мир с ним): «Не срывай плоды деревьев до тех пор, пока для этого не настанет подходящее время. И знай, Тот, в чьей власти находится твоя жизнь, более тебя знает подходящее время для устройства твоих дел. Поэтому уповай на Него во всех своих делах, чтобы они были устроены наилучшим образом. И никогда не совершай поспешных поступков, пока не настанет подходящее время для их совершения, иначе в твоем сердце поселится отчаяние». [680]

7. Имам Али говорил: «После поспешности, нетерпеливости и необдуманности настают уныние, печаль и сожаление». [681]

8. Имам Садик (да будет мир с ним) сказал: «Обдуманность и терпение влекут удачу, а спешка и торопливость влекут сожаление». [682]

 

Результат поспешности

 

Рассказывают, что отец оставил своего грудного сына в колыбели, а сам на несколько минут отлучился из дома. Он имел пса, который охранял дом. Вернувшись обратно, его взгляд упал на пса, сидящего возле дверей, пасть которого была залита кровью. «Пес напал на моего маленького сына и растерзал его» – с ужасом подумал отец. Гнев овладел им, он с поспешностью схватил свое ружье, зарядил его и совершил два выстрела в пса. Затем он с криком забежал в дом и изумился, увидев, что его сын спокойно посапывает в колыбели, а рядом на полу лежит убитая змея. Тогда он понял, что совершил один из самых необдуманных поступков в своей жизни, подумав плохое о своем верном псе и убив его. Тогда как пес спас младенца от верной смерти, не дав ядовитой змее укусить его. Именно поэтому пасть пса была в крови. Отцом овладели сожаление и угрызения совести. Он вышел во двор и подошел к псу, который лежал на земле, доживая последние секунды своей жизни. Прежде чем умереть, пес взглянул на своего хозяина, и в его взгляде можно было прочесть: «Всю жизнь я служил тебе верой и правдой, я спас жизнь твоего сына, а ты подумал обо мне плохое и с поспешностью застрелил меня». Так хозяин потерял верного пса, подобного которому он больше никогда не сумел найти.

 

 


Глава 49. Беспечность в ближнем мире

Учителя нравственности говорят, что основой богобоязненности является вера во Всевышнего Аллаха, а также убежденность в смерти и последующем наступлении Судного дня. Богобоязненный человек постоянно вспоминает Аллаха, все его внимание приковано к сущности Творца, все его деяния и помыслы обращены к Аллаху. Такой человек никогда не забывает, что Аллах всезнающ и вездесущ, что ничего в мироздании не скроется от Него. Богобоязненный человек не перестает думать о смерти, он знает, что жизнь в этом мире непременно подойдет к концу. Он живет с мыслями о будущем мире, о дне воскрешения, о справедливом суде Творца, о рае и аде. Именно поэтому основой воспитательной деятельности небесных пророков и божьих посланников всегда были вера в Аллаха и вера в воскрешение из мертвых. Взращивая в сердцах рабов Аллаха семена веры, пророки помогали им в духовном совершенствовании и развитии. Но если человек забывает об Аллахе и о неминуемой смерти, то в дальнейшем его ждут беды, о которых он даже не догадывается. Беспечность опасна, ведь не зря в Коране сказано: «Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха, и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами». [683]

 

Забвение Аллаха

 

Когда раб божий погружается в сон беспечности, то есть забывает Аллаха и перестает вспоминать о смерти, то он забывает самого себя. Так как, предав забвению своего Господа, его полностью захватывают животные страсти и мирские наслаждения, или же мирские заботы становятся смыслом его жизни. И тогда он забывает о цели, для которой был сотворен, вследствие чего лишает себя багажа, необходимого для дня воскрешения. Более того, предав забвению своего Господа, человек предает забвению Его божественные атрибуты. Он перестает придавать значение тому, что все мироздание обязано своим возникновением Аллаху, что каждое творение нуждается в своем существовании в Его безграничной милости. И в конце концов это приводит к тому, что человек начинает считать себя независимым, самодостаточным, не нуждающимся в Творце. Это и есть беспечность, которая не дает человеку двигаться по верному пути, указанному небесными посланниками.

Беспечность и небрежность по отношению к религии можно смело отнести к самым большым бедам в жизни человека. Ибо по причине беспечности он находится в неведении относительно того, кто он, какова его ценность, какой потенциал заложен в него Господом, чем он отличается от других творений. Иными словами он не познал, что такое на самом деле быть человеком, он не познал истину своей жизни и истину окружающего его мироздания. Подобный беспечный невежда опускается до уровня четвероногих животных, которые живут лишь для того, чтобы поесть, поспать и удовлетворить свои физические потребности. А это есть нечестие и греховный мрак, которые осуждаются всеми небесными религиями. Таким образом, забвение Аллаха, беспечность по отношению к смерти, нечестие и грехи неразрывно связаны друг с другом, ибо каждое из них по отдельности влечет за собой появление остального. Поэтому в аяте, приведенном в начале главы, сказано: «Они являются нечестивцами». Такое же значение несет в себе аят о лицемерах: «Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они велят совершать предосудительное, запрещают одобряемое и сжимают свои руки (скупятся делать пожертвования). Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению. Воистину, лицемеры являются нечестивцами». [684]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...