Глава 47. Сдержанность и кротость
Нравственным качеством, противопоставляемым отрицательному гневу, о котором шла речь в предыдущей главе, является сдержанность и кротость. В одном из своих высказываний Имам Хасан – второй имам (да будет мир с ним) растолковал значение сдержанности и кротости, сказав: «Это подавление гнева и способность подчинить себе свои страсти». [656] А Имам Али (да будет мир с ним) сказал: «Кротость – это свет, сутью которого является ум». [657] Является ли человек кротким и сдержанным можно узнать по его обращению и обхождению с окружающими людьми. Указывая на это, Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) говорил: «Не является сдержанным тот, кто не обходится наилучшим образом с людьми, общающимися с ним и имеющими к нему дело». [658] Сразу же необходимо заметить, что сдержанность и кротость – качества, присущие людям с широким сердцем и душой, ни в коем случае не нужно путать с малодушием и слабостью. На свете немало людей, которые не проявляют внешних признаков гнева в результате бессилия и страха. Но стоит им стать обладателями силы и влияния, как они превращаются в совершенно других людей, не похожих на тех, кем были прежде. В этом случае никто не сможет спрятаться от их гнева, злобы и мести, достанется даже старым обидчикам. Повелитель правоверных Имам Али сказал о таких людях: «Того, кто молчит и бездействует, будучи слабым, но мстит, будучи сильным, нельзя назвать сдержанным и кротким. Таким человеком можно назвать лишь того, кто прощает, будучи сильным». [659] Небесные религии учат своих последователей, что сдержанность и кротость помогут их обладателям достичь новых вершин духовного роста, окажут им содействие в разрешении многих жизненных неурядиц, привлекут и расположат к ним сердца людей. Обладание ими представляет одну из наивысших ценностей, особенно это касается лиц, которых Всевышний Аллах наделил властью, богатством и влиянием.
Несколько хадисов о сдержанности и кротости
1. Однажды Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) обратился к мусульманам: «Не сказать ли мне вам, кто из вас более других подобен мне в моральных качествах?» Они ответили: «Скажи, о Посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Более других подобен мне тот из вас, кто обладает наилучшим нравом, великой кротостью и сдержанностью, кто более всех обходителен со своими близкими и кто самый справедливый в гневе и довольстве». [660] 2. Также Пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и его род) принадлежит следующее высказывание, из которого следует, что умение совладать гневом влечет за собой способность к познаниям: «Кротость и знание являются наилучшими спутниками друг для друга». [661] 3. В хадисе от Имама Али (да будет мир с ним) сказано: «Отважен тот, кто победил свое невежество знанием и силой кротости». [662] 4. В следующем хадисе вновь приводятся слова Имама Али: «Кротость и сдержанность – достойнейшие качества мужчин». [663] 5. В одном из хадисов от Посланника Аллаха передается: «Своей кротостью и мягкостью верующий может достичь степени, которую достигают молящиеся по ночам». [664] 6. Посланник Аллаха говорил: «Существуют два наилучших пути к Аллаху, велик Он и славен – сдерживание гнева посредством кротости и сведение на нет тягот посредством терпения». [665] 7. Однажды Имам Али услышал, как некий человек обругал Канбара – одного из друзей имама. Канбар хотел уже ответить, но Имам Али перебил его: «О Канбар, оставь его. Этим ты заслужишь довольство Аллаха, вызовешь негодование шайтана и накажешь своего недоброжелателя. Клянусь Аллахом, наилучшим из того, чем верующий может заслужить довольство своего Господа, является кротость. Наилучшим из того, чем он может вызвать негодование шайтана, является сдерживание гнева. Наилучшим из того, чем он может наказать глупца, является молчание». [666]
8. От Имама Саджада (да будет мир с ним) передается: «Пять качеств отличают верующего от остальных людей. Он не совершает грехов, когда остается один. Он раздает милостыню, когда уменьшается его имущество. Он проявляет терпение, когда его постигают трудности. Он кроток и сдержан, когда его охватывает гнев. Он говорит правду, даже если им овладевает страх». [667]
Благо сдержанности и кротости
Сдержанность, кротость и мягкость содержат в себе массу благ, проявляющихся как в этом мире, так и в мире загробном. Ярчайшим из них конечно же является довольство Господа, Его любовь и благосклонность. Об этом не переставал повторять Имам Бакир (да будет мир с ним): «Воистину, Всевышний и Великий Аллах любит кроткого, мягкого и скромного человека». [668] Эти качества служат причиной величия и достоинства человека, так как люди справедливо считают, что проявление сдержанности и кротости в общении с глупцом и упрямцем, указывает на широту души, глубину ума и на совершенные индивидуальные качества кроткого человека. Ведь не зря Имам Али говорил: «Сердцами и умами людей правит тот, кто сдержан, мягок и кроток». [669] Более того, люди всегда становятся на сторону кроткого человека и стараются оказать ему всяческое содействие в его противостоянии с упрямцами и невеждами. Об этом сказано в хадисе от Имама Али: «Первым плодом кротости и сдержанности является то, что люди будут помогать их обладателю против его недоброжелателей». [670] Мягкие люди, проявляющие кротость и сдержанность, а также гасящие свой гнев, всегда окружены друзьями, ибо они притягивают к себе сердца людей. Имам Хасан Аскари – одиннадцатый имам (да будет мир с ним) говорил: «Тот, кому присущи набожность, великодушие и кротость, всегда будет иметь множество друзей». [671]
Исключительные ситуации
Исламская религия – это небесное учение, отвечающее всем требованиям природы человека в частности и человеческого общества в целом. Исламская религия не приемлет крайностей, поэтому мусульмане не должны не к месту впадать в крайности при проявлении кротости и мягкости. Например, если проявление мягкости послужит причиной того, что невежды и упрямцы осмелеют и пуще прежнего начнут вершить свои мерзкие деяния, то в подобном случае верующим необходимо проявить твердость и дать им самый решительный отпор. Точно также верующим не следует быть кроткими и мягкими, если серьезная опасность нависнет над основами исламского вероучения или благополучием мусульманской общины, или же если проявление сдержанности послужит причиной слабости и униженности мусульман.
Кротость Имама Садика
У Имама Садика (да будет мир с ним) был слуга, которого он однажды послал в другой конец города для выполнения важного поручения. Слуга ушел. Прошло некоторое время, но он не возвращался, поэтому Имам Садик решил отправиться на поиски слуги. Пройдя некое расстояние, имам увидел того на одной из улочек, прислонившегося к стене глиняного здания и погруженного в сон. Был жаркий день и палящее солнце светило прямо на голову слуги. Имам подошел к слуге, укрыл его голову от солнца и в течение нескольких минут помахал над его головой краем своей одежды, чтобы хотя бы немного остудить его. Затем имам сел возле него, не издавая при этом шума, стараясь не разбудить слугу. Когда слуга наконец-то открыл глаза, Имам Садик мягко сказал ему: «Ты поступаешь неправильно, предаваясь сну и днем, и ночью. Спи ночью, а днем бодрствуй».
Имам Саджад и араб Безгрешные имамы из рода Пророка Ислама обладали великим нравом. Вся их жизнь, все их поступки являются гордостью и достоинством их последователей. Шейх Муфид привел в одной из своих книг следующую историю. Однажды Имам Саджад (да будет мир с ним) с группой мусульман находился в своем доме в Медине. Неожиданно к его дому подошел некий человек и начал осыпать его ругательствами. Имам ничего не сказал ему в ответ. После того как человек ушел, имам обратился к присутствующим:
– Вы слышали, что сказал тот человек? Теперь я хочу, чтобы вы пошли со мной к его дому. Я хочу дать ему ответ. – Да, мы пойдем с тобой, – ответили они. Все вышли из дома и направились к тому человеку. По пути Имам Саджад повторял аят: «Которые сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро». [672] Когда они подошли к дому человека, обругавшего имама, Имам Саджад сказал: – Скажите ему, что пришел Али ибн Хусейн. Пусть он выйдет. Тот человек подумал, что имам пришел отругать его в ответ. Увидев его, Имам Саджад обратился к нему: – О брат, ты пришел ко мне и сказал про меня плохое. Если то плохое, что ты сказал, действительно есть во мне, то я прошу Господа простить меня. Если же того, что ты сказал, во мне нет, то я прошу Господа простить тебя. Изумленный человек, не ожидавший услышать подобного ответа, промолвил: – Того, о чем я говорил, конечно же в тебе нет. Я более достоин того плохого, что я сказал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|