Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О так называемых «биографических кризисах»




Полезно знать о некоторых основных вариантах так называемых «биографических кризисов» (по Р.А. Ахмерову, 1994):

Кризис нереализованности. Он возникает, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены реализованные связи событий жизни. Возникают переживания такого содержания, что моя-де жизненная программа не выполнена, «не удалась», «не повезло»; человек не видит или недооценивает свои достижения, успехи, и в своем прошлом не усматривает существенных событий, достаточно полезных с точки зрения настоящего и предстоящего.

Одной из причин этого рода кризиса может быть новая социальная среда, в которую человека «забросило», с которой он считается и которая может не ценить его специфический опыт, подготовленность, квалификацию («...А! Пять лет учился... с кафедры можешь болтать языком... а деньги делать не можешь... вот подметай теперь за мной...» и пр.).

Здесь хорошо бы или сменить среду, или хотя бы найти в ее рамках приемлемую «субкультуру» — кружок понимающих тебя людей, или (и) не слишком близко принимать навязываемые средой ценностные представления, расходящиеся с общечеловеческими, или вносить лепту в облагораживание данной малокультурной среды, или «приналечь» на работу во имя дальнейших очевидных достижений («бегство в работу»), что уж совсем неплохо.

Кризис опустошенности. Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. И несмотря на то, что человек сознает наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, у него доминирует переживание, что он — «уже выкуренная сигарета» и у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей, «сил нет» и т.п.

Одной из причин может быть некоторая душевная усталость после длительного периода самозабвенной и упорной работы, «штурма высот» в жизни, в профессии. В этом случае оправданы существенная передышка, отстройка от утомившего образа жизни и деятельности. Другой вариант: при резкой смене социальной, производственной ситуации, жизненных обстоятельств у всякого возможна затрудненность ориентировки в сложном потоке внешних явлений, переживание большой неопределенности, непредсказуемости будущего — «не знаешь, за что ухватиться...». Здесь, как и всегда, полезна ориентация на общечеловеческие, а не ситуативные ценности, поиск единомышленников, «родственных душ», и обсуждение с ними действительно непростых проблем существования в неопределенном мире.

Кризис бесперспективности. Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, проекты, планы, мечты о будущем. Дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего (оно может казаться и вполне определенным — картина «безнадежного застоя», «гарантированной скуки» впереди или отсутствия перспектив профессионального роста, утверждения себя в основных жизненных ролях, уместных для данного возраста), а в переживании, обозначаемом словами типа «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, и активность, и ценные личные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, совершенствования, реализации в тех или иных возможных ролях.

Подчеркиваем, что речь идет о некоторой «оперативной обстановке» и, быть может, «войне» внутри субъекта—в такой реальности, как его внутренний мир. И это ничуть не снижает остроты и практической значимости проблемы биографических кризисов.

Реальностью являются и психосоматические взаимодействия, выражающиеся, в частности, в том, что затянувшиеся душевные переживания кризисного типа закономерно вызывают отклонения телесного здоровья.

Компетентные и добрые люди, друзья должны помогать друг другу в ситуациях кризисов, исходы из которых одновременно означают и дальнейшее развитие человека как личности и как профессионала.

Указанные выше основные кризисы могут встречаться (по Ахмерову Р.А., 1994, с. 74—78) в разных вариантах («о пустошенность + бесперспективность», «нереализованность + бесперспективность», «нереализованность + опустошенность», «нереализованность + опустошенность + бесперспективность»; это могут быть весьма трудные случаи, когда человек, лишенный компетентной помощи, способен пойти и на суицид).

Нет смысла строго «привязывать» типы кризисов к календарному возрасту. Их возникновение и протекание очень индивидуально. Самое главное — своевременно, «в зародыше» их усматривать и рационально из них «выруливать». И это тоже развитие.

Вернитесь к своему «житию» и гляньте на себя «со стороны» с точки зрения признаков или предвестников профессионально-биографического кризиса. У вас еще все впереди и многое можно осуществить (23, 415—418).

 

 


1. Основные варианты и фазы развития профессионала

Существует немало представлений о стадиях, фазах, этапах возрастного развития человека на протяжении всей жизни. Чаще всего пишут «вообще» — о человеке вообще, личности, развитии, жизненном пути... Но в некоторых случаях не обойдены и вопросы развития профессионала; в целом же эта сторона- дела еще «ждет своих исследователей».

Сколько-нибудь подробного и общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на составляющие нет. И это можно понять, поскольку разнообразие, несходство возможных вариантов эмпирического материала здесь способно превзойти любые ожидания.

Ниже мы предложим одну из возможных группировок фаз жизненного пути профессионала с единственной целью — дать читателю материал для более или менее дифференцированного представления жизненного пути как целостности и для соответствующего (сколько угодно критического) размышления.

Для обозначения указанных фаз употребим очень условные слова (отстоявшейся терминологии здесь пока тоже нет):

ОПТАНТ (или фаза оптанта, оптации). Речь идет о том периоде, когда человек обретает озабоченность во­просами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Очень точных хронологических гра­ниц здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности, как мы не раз отмечали, задаются не только телесностью, но и многоас­пектными условиями культуры.

Если в роли оптанта оказывается профессионал, ска­жем, частично утративший работоспособность или ока­завшийся без работы и вынужденный переменить про­фессию, то календарный возраст здесь может быть лю­бым в интервале «трудоспособности».

Что касается школьного возраста, то, как известно, дети из неблагополучных семей, воспитывающиеся в шко­лах-интернатах, относительно рано обретают достаточную социальную зрелость и способность серьезно обсуждать свое профессиональное будущее, а некоторые девушки и юноши, окруженные родительской заботой, даже и посту­пив в высшее учебное заведение, обнаруживают своего ро­да детскость при постановке учебно-профессиональных целей.

Некоторые подростки — девочки и мальчики — уже после восьмого класса облюбовывают себе некоторые профессии практического труда и поступают в профес­сиональные училища, школы; некоторые выпускники средней школы после кратковременных курсов присту­пают непосредственно к работе на том или ином произ­водстве. Таким образом, не только фаза оптации, но и фаза профессиональной подготовки оказывается у них на уровне гораздо более раннего календарного возраста, чем у тех, кто поступает в высшие учебные заведения.

Единственный признак, который роднит учащихся профтехучилищ, средних и высших специальных учебных заведений или краткосрочных форм «заспинной» подго­товки на производстве,— это приверженность к профес­сии в форме соответствующей учебной и самовоспита­тельной деятельности. Поскольку нет термина, под кото­рый подводились бы все эти категории стартующих про­фессионалов, введем для краткости (и с условным значением) для этой цели термин «адепт».

АДЕПТ (или фаза адепта). Это человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (сюда отнесем и учащихся профтехучилищ, и студентов техникумов, вузов, а также «слушателей», «курсантов», «учеников» мастера-наставника и др.).

Понятно, что в зависимости от профессии речь мо­жет идти в связи с этой фазой и о многолетнем, и о со­всем кратковременном процессе (скажем, в форме простого инструктажа).

Если речь идет о многолетней подготовке профессио нала, то приходится, в свою очередь, различать тех, кто находится на первом, на втором и т.д. годах обучения:

 

здесь происходят очень существенные изменения самосоз­нания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; и есть здесь свои специфические «кризисы развития» и потребность в психологической поддержке становления профессионала.

АДАПТАНТ (или фаза адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе). Как бы ни был хорошо налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит, «как ключ к зам­ку», к производственной работе. Дело, во-первых, в том, что социальные, деятельностные нормы учебного заведения, с одной стороны, и производственного коллектива, с другой, различны. И молодой специалист должен найти в себе ра­зумение и возможности саморегуляции, чтобы распознать, понять, почувствовать новые, непривычные для него нор­мы, регулирующие и поведение, и образ жизни, и манеры, и внешний облик профессионала, не говоря уж о собствен­но «технологических» тонкостях дела, и должен суметь впи­саться в контекст этих норм. Пословица, обобщая опыт межлюдских отношений, верно говорит: «В чужой мона­стырь со своим уставом не ходят»; в рассматриваемом слу­чае дело осложняется тем, что среди социальных, профес­сиональных норм есть немало и «неписаных законов», ха­рактерных для «вот этого» трудового коллектива.

Адаптации, привыкания требует также вхождение во многие тонкости работы, которые молодой специалист, возможно, и знал со слов своих преподавателей, но опять же права пословица: «Дружком дорожку не изведаешь». Наконец, что касается работы педагога, то она связана с постоянно возникающими нестандартными ситуа­циями или пусть ситуациями типовыми, но облеченными всякий раз в новый облик. Это требует и усилий мысли (чтобы правильно опознать и структурировать очередную трудовую задачу), и творческого подхода к делу. Считают, что для учителя эта фаза длится 3—5 лет.

ИНТЕРНАЛ (или фаза интернала). Это уже опытный, что называется «наторевший» в своем деле работник, который и устойчиво любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функция­ми на данном трудовом посту. И это признают товарищи по работе, по профессии. Он здесь уже «свой», «наш» — как бы уже внутри профессии, вошел в нее вполне опре­деленно (как в самосознании, так и в сознании других).

МАСТЕР (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентиров­кой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповтори­мый стиль деятельности, его результаты стабильно хоро­ши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаме­нимым (во всяком случае — невоспроизводимым) работником. Обычно он уже имеет некоторые формальные по­казатели квалификации (разряд, категорию, звание).

АВТОРИТЕТ (или фаза авторитета; она, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей). Это мас­тер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависи­мости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, «чин», звание, ученую степень и пр.). О его успехах могли уже со­общать на собраниях, в прессе; возможно, он уже имеет награды, знаки отличия. С мнением его уже заметно счи­таются и коллеги, и руководители.

Возможно, сил и энергии у него сейчас становится меньше, чем когда он был моложе (биологический, ка­лендарный возраст, потери здоровья дают себя знать), но профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения орга­низовывать свою работу, окружить себя помощниками.

НАСТАВНИК (или фаза наставничества, наставника в широком смысле слова — как человека, у которого и коллеги готовы поучиться, перенять опыт).

Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, подражателями в са­мом хорошем смысле, перенимателями опыта, ученика­ми, последователями (независимо от того, имеют ли они официальный статус учеников).

И это одно из обстоятельств, которые делают его жизнь наполненной осмысленной перспективой. Не­смотря на приближающийся «срок дожития», обуслов­ленный биологическими обстоятельствами, жизнь, свя­занная с передачей опыта молодым, с отслеживанием их успехов, а также посильным включением в их дела, мо­жет быть полной смысла.


 

Традиционно психология уделяла больше внимания развитию ребенка, чем взрослого человека. И это понятно, так как в детстве развитие происходит очень быстро, напрямую связано с ростом и физическими изменениями. Оно во многом определяется внешними факторами, а промежуточные результаты доступны наблюдению. В последнее время интерес исследователей сместился к проблеме развития взрослого человека, когда оно начинает носить преиму­щественно внутренний характер и не сопоставляется с достиже­ниями социального, профессионального или какого-либо друго­го плана.

Все больше внимания уделяется изучению жизненного пути человека, его жизненных стратегий. Обсуждаются условия удов­летворенности человека своей жизнью, возможности ощущения счастья.

Анализируется взаимосвязь между образом жизни человека и его физическим здоровьем. Исследования в области психосомати­ческой медицины и психологии здоровья открывают взаимозави­симость между наличием психологических проблем и возникно­вением заболеваний.

Широкое распространение сегодня получила акмеология, рас­сматривающая перспективы, оптимальные условия самореализа­ции личности, развития индивидуальных возможностей и спо­собностей.

Увеличение продолжительности жизни, тенденция неуклон­ного старения населения заставляют подойти к переосмыслению роли старости и закономерностей развития пожилого человека.

В то же время все возрастающая стрессогенность современной жизни делает необходимым организацию психологической под­держки здоровым взрослым, которая, безусловно, должна опираться на выявление неких общих закономерностей человеческой жизни. Поэтому продолжением изучения развития детей и подростков должно стать рассмотрение специфики развития взрослых, что и определяет цель учебного курса «Психология развития: молодость, зрелость, старость». Задачи курса:

показать развитие человека в перспективе его жизненного пути;

описать типичные проблемы и явления молодого, зрелого и пожилого возраста;

проанализировать характерные черты возрастных периодов взрослости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...