Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Саморазвитие как высшая форма развития




Саморазвитие в современной психологии обычно рассматри­вается в одном ряду с такими феноменами, как субъект, субъек­тивность, субъектность, личностный рост (В.И.Слободчиков, В.А.Петровский, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский и др.). По-видимому, психология уже не может развиваться без принятия того, что человек является не только объектом влия­ния различных биологических и социальных факторов, но и субъектом (т.е. носителем активности). В понятии «субъект» ак­центируется в первую очередь активное начало человека, реали­зуя которое, он осуществляет свои реальные отношения с дей­ствительностью.

Рассмотрим это подробнее с помощью схемы, предложенной Ю. В. Слюсаревым [10]. Он вводит понятие «пси-пространства» как некоторого конечного множества факторов, влияющих на человека, и строит в этом пространстве координатную плоскость, осями кото­рой являются факторы внешние, внутренние, природные, социальные, а в центре координатной плоскости находится сам человек.

Автор определяет три формы развития: созревание, формиро­вание и саморазвитие.

Данные формы развития можно определить следующим обра­зом. Созревание свойственно как животным, так и человеку. Оно обеспечивается генетической программой индивида, а доминирует в пренатальный период и в первые годы жизни. Формирование также свойственно животным и человеку. Оно определяет ту часть развития, которая осуществляется под воздействием внешних факторов. Влияние его преобладает с первых лет жизни до воз­никновения субъектности. В отличие от других форм саморазви­тие, присущее только человеку, начинает проявляться с возник­новения у него субъектности, возможности развития с опорой на внутреннюю активность личности.

Переход одной формы развития в другую обусловливается сме­ной детерминации развития. Поэтому в случае саморазвития мож­но говорить о самодетерминации, т.е. о преобладании внутрен­ней детерминации над внешней, которое раскрывается в двух аспектах.

1. Внешние и межсистемные противоречия, лишь порождая внутренние противоречия, могут выступать причинным фактором развития (С.Л.Рубинштейн первым из психологов осознал это на общефилософском уровне). Даже когда человек находится под влиянием сильных психосоциальных факторов, его внутренние механизмы и ощущения препятствуют непосредственному
механическому воздействию на психику (например, гипноз).

2. Внутренний источник активности и развития хотя и формируется под влиянием социальных и биологических факторов, но сам преобразует внешние детерминанты.

Это подтверждается множеством примеров:

формирование малой среды (ближайшая среда общения и дея­тельности) — изменение факторов;

ограничение себя в пище и отдыхе (пост, аскетизм, творческое вдохновение) — изменение факторов;

смена места проживания — изменение факторов.

Следовательно, в активности происходит как бы двойное освобождение субъекта — от состояний ближайшей ему среды и от его же собственных простейших потребностей. Рассмотрим под­робнее обусловленность саморазвития условиями жизнедеятель­ности. Как отмечает Л.И.Анцыферова, любые социальные воз­действия могут выступать как факторы:

1) актуализирующие, поддерживающие, стимулирующие, направляющие;

2) тормозящие, блокирующие, деформирующие психологические усилия личности [11].

Основное психологическое условие, определяющее степень эф­фективности различных социальных воздействий на человека, — Уровень психической активности: различные социальные воздей­ствия оказываются эффективными в той мере, в какой они вхо­дят в структуру личностно-значимой задачи и в зависимости от того, какое место они занимают в ней. Это же можно применить к образованию и обучению: человек на любой стадии психического развития не только управляется извне с помощью педагогических воздействий, но и активно их преобразует с учетом уже имеюще­гося у него субъективного опыта.

Психологическая роль социальных взаимодействий в самораз­витии состоит в том, что:

это первоначальная детерминация личности (основа самораз­вития);

социально-экономические условия семьи, уровень и особен­ности социокультурного развития среды, жизнедеятельности определяют возможности развития личности ребенка, влияют на область и время возникновения саморазвития.

Кроме того, как мы это увидим далее, взаимодействие с соци­альной средой служит источником пополнения опыта, важного для дальнейшего развития.

Многие исследователи рассматривают детерминацию, не вклю­чая ее в модель саморазвития. Впервые попытку соединить эти два аспекта предпринял Л.М.Попов [12], хотя он и рассматривал де­терминацию как обрамление своего комплекса. Роль детерминации в том, что она придает внутренним процессам в каждом случае:

индивидуальное своеобразие;

положительную или отрицательную окраску;

изменяющуюся направленность действия как вовне, так и внут­ри самого человека.

В ней можно выделить три компонента:

1)характер причинно-следственных связей. С одной стороны, любое следствие может иметь прямую причину, но зачастую следствие возникает как результат многих событий, сменяющих друг друга. Оно возникает тогда, когда эта информация достигает критической массы;

2)общение;

3)опосредующие звенья (например, знаки и знаковые системы).

Главное отличие выделенных компонентов в том, что они являются механизмами интериоризации — перехода внешнего во внутреннее. Кроме того, необходимо выделить в отдельную струк­туру внутреннюю (или «собственно психологическую») детерми­нацию. Это характерная особенность данной модели, так как все остальные исследователи не разделяют саморазвитие и внутрен­нюю детерминацию.

Итак, можно сделать вывод, что саморазвитие является фор­мой развития, которая возникает, сменяя формирование, и опре­деляется той основой, которую задает предыдущее развитие.

Отличительными чертами саморазвития можно считать следу­ющие характеристики: существует внутренний источник актив­ности; человек может изменять внешнюю детерминацию и созда­вать себе среду развития. Таким образом, саморазвитиеэто форма развития, двигателем которого выступает сам субъект. Определив содержание феномена саморазвития, обратимся к обсуждению того, что является его итогом, какому уровню организации человека он соответствует. Как уже отмечалось, в период созревания человек развивается как биологический ин­дивид.

Следующая форма развития (формирование) трактуется по-разному. Современные исследователи оказываются перед дилем­мой: с одной стороны, всеми признается важная роль среды в развитии человека, а с другой — до сих пор не решен вопрос, какому уровню организации человека соответствуют изменения, порождаемые внешними факторами. Для преодоления этого про­тиворечия необходимо рассмотреть процесс социализации. Если выделить из этого процесса саморазвитие (которое хоть и отмеча­ется исследователями как часть социализации, но редко описывается как отдельный фактор), то можно ввести понятие «соци­альный индивид» (по В.В.Столину) как итог процесса формирования, т. е. у человека формируется «некоторая совокупность пси­хологических черт, установок, знаний, способностей, позволяю­щих ему соответствовать существующим общественным отноше­ниям» [13].

Какому же уровню организации человека соответствует само­развитие? Можно сказать, что оно относится к интериоризиро-ванному социальному уровню, имеющему свой внутренний ис­точник активности.

Этот источник активности может быть представлен в двух ас­пектах.

1. Противоречие, порождаемое во внутреннем внешними воз­действиями (они же являются движущими силами саморазвития); противоречие между ^-реальным и Я-идеальным или Я-зеркаль­ным в глазах других); противоречие между способностями и возможностями, которые предоставляет среда; противоречие между «могу» и «хочу» или «между рефлексией и инициативой» [12].

Еще одним, может быть, самым главным противоречием яв­ляется то, что человек — это двойственное, духовно-материаль­ное, конечно-бесконечное, вневременно-временнбе существо, вечно стремящееся выйти за свои пределы (отсюда потребность в развитии).

2. Субъект, по определению В. А. Петровского, сам является causa sui — «причина себя». «Субъектность позволяет представить чело­века как пристрастного сценариста своих действий (на высших уровнях развития — даже режиссера), которому присущи и опре­деленные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целе­устремленность преобразования» [14]. Следует остановиться на Дифференциации понятий «субъектность» и «субъективность». Субъектность — это содержательно-действенная характеристика активности, подчеркивающая интенциональность субъекта, а субъективностьэто своеобразие результатов отображения чело­веком внешних условий и психических процессов. Многое ему дано в уникальной, ему одному доступной форме.

Рассмотренные аспекты источника активности взаимосвязаны, так как решая важные для себя противоречия, человек становит­ся субъектом своего развития и, наоборот, только будучи субъек­том, он может осознать эти противоречия.

Вернемся к вопросу о том, что является субъектом саморазви­тия. По мнению В. В. Столина, высшему уровню соответствует лич­ность [13].


Это же подтверждает Л. И. Анцыферова, по мнению ко­торой личность созидает себя, личность — субъект собственного развития. Отсюда следует, что саморазвитие и личностное разви­тие — это один и тот же процесс. Но тогда следует развести поня­тия «личностное развитие» и «психическое развитие». Как отмеча­ют В.А.Петровский и М.Г.Ярошевский, в литературе приводит­ся ряд концепций возрастного развития без дифференциации предметов анализа — психического и личностного типов развития. В 1993 г. В. А. Петровский предложил развести проблемы развития индивида и развития личности: процесс развития психики явля­ется важнейшим компонентом (стороной, аспектом) развития че­ловека, включенного в систему социальных отношений, однако развитие личности этим не исчерпывается [14].

Говоря о личностном развитии, в отличие от многих других подходов к этой теме мы акцентируем внимание на активности личности и выявляем не то, что влияет на ее развитие (общность, коллектив и др.), а механизмы ее саморазвития.

Итак, можно сделать вывод о том, что три типа развития одно­временно присутствуют на каждом этапе развития, но доминиру­ет только один из них, создавая определенный уровень организа­ции человека: созревание — биологический индивид; формирова­ние — социальный индивид; саморазвитие — личность.

При этом, как справедливо утверждает Г. А. Цукерман, хотя процесс саморазвития и начинается вместе с жизнью, человек — нередко всю жизнь — не становится его субъектом [15].

Для того чтобы этого не произошло, необходима целенаправ­ленная поддержка развитию субъектности человека. Как она дол­жна осуществляться? Безусловно, с опорой на ту или иную мо­дель саморазвития. В описании моделей большинство авторов пред­ставляют этапы саморазвития и механизм. В отношении механизма саморазвития все единодушно признают личностную рефлексию, в содержании же и последовательности этапов имеются существен­ные расхождения. Так, Н. Г. Григорьева представляет следующую модель: рефлексия и самооценка, формирование потребностей в самовоспитании, программирование саморазвития, самокоррекция и самовоздействие, самоконтроль, рефлексия и самооценка [16]. Н. Р. Битянова в процессе саморазвития выделяет четыре процесса, которые сменяют друг друга: самопознание, самопобуждение, программирование личностного и профессионального роста, са­мореализация [17].

В литературе описаны и другие модели саморазвития, но, как нам кажется, для переноса модели на реальную жизнь они слиш­ком трудны.

Пока же отметим, что главная особенность саморазвития со­стоит в том, что необходимые изменения личности наступают по ее собственной воле, личность ответственна за свое развитие. Та­ким образом, саморазвитие — это бесконечный многомерный и индивидуальный процесс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...