Проблема периодизации развития
Вопрос о возможности периодизации жизни человека — выделении периодов жизни, в которых развитие подчиняется особым закономерностям, имеет многовековую историю. Так, Б.Ливехуд приводит данные о том, что еще древние греки и римляне делали попытки осуществить периодизацию. Греки делили жизнь человека на 10 периодов (хептомаденов) — по 7 лет. А римляне знали 5 фаз жизни, каждая из которых соответствовала 13—15 годам жизни [1]. Однако, несмотря на столь длительную историю проблемы периодизации, до настоящего времени она сохраняет свою актуальность. Открытым остается вопрос о том, существуют ли периоды развития или оно осуществляется непрерывно и можно говорить лишь о последовательной смене форм поведения. Идут дискуссии по поводу оснований для выделения периодов и их возрастных границ. Особенно это касается периодизации развития взрослых. Как нам представляется, продуктивно рассматривать проблему периодизации развития в междисциплинарном контексте. В этом плане большой материал содержит социальная (культурная) антропология. По мнению многих ученых, интерес к проблеме возраста возник именно в антропологии, затем перешел в психологию и социологию. Так, при изучении традиционных обществ было выявлено, что возраст и возрастные слои — важнейшие структурообразующие принципы функционирования социума. Имеется в виду, что принадлежность человека к тому или иному возрастному слою обеспечивала его права и обязанности, определяла основные социальные роли и нормы поведения. Можно сказать, что традиционная культура понимала возраст как последовательное изменение социального статуса в процессе жизненного пути. Надо заметить, что подразумевался не хронологический возраст человека (понятие о нем появилось на довольно поздних этапах социо-генеза), а коллективный, означающий факт принадлежности к определенному возрастному слою, например стариков и т. п. Важно отметить, что достижение индивидом той или иной стадии жизненного цикла не только обеспечивало определенный социальный ранг, но и во многом определяло его идентичность возрасту. Таким образом, периодизация жизненного пути человека имеет древнейшее происхождение и является отражением объективно существующей реальности, своеобразной рефлексией закономерностей жизни человека. Следовательно, можно утверждать, что выделение возрастных периодов в жизненном пути вполне правомерно.
что развитие состоит из последовательности медленных плавных и быстрых скачкообразных изменений. И выделение стадий развития не только необходимо, но и возможно. Однако чаще всего исследователи ограничиваются периодизацией детства. Как полагают Е.А. Сергиенко и В. И. Белопольский, такое ограничение имеет свои основания. Оно является следствием абсолютизации авторами периодизаций внешней, культурной обусловленности процесса развития и находится в противоречии с современными данными о взаимообусловленности генетического и средового в развитии человека. Согласно мнению авторов отечественных периодизаций развития, возрастные изменения можно описать как формирование тех или иных новообразований. А «после отроческого периода новообразования становятся трудно интерпретируемым феноменом прямого культурного влияния» [6]. Действительно, можно согласиться с мнением Е.А.Сергиенко и В. И. Белопольского, что природа человека и культура социума являются равноправными факторами развития, но роль их на разных этапах становления человека может меняться. Возможно, ограничение периодизацией детства объясняется и большей сложностью периодизации взрослости. В период взрослости развитие приобретает новый характер: не связывается напрямую с физическим созреванием и приобретением новых когнитивных навыков и в большей степени определяется внутренней субъектной позицией человека, т.е. принимает качественно новую форму саморазвития.
При описании развития взрослых необходимо также учитывать внутриличностную и межличностную гетерохронность, т.е. несовпадение темпов развития у одного человека различных процессов (биологических, социальных, познавательных), а также несовпадение этих темпов у разных людей. Кроме того, нужно помнить, что развитие взрослых, во время которого осуществляются важнейшие личностные выборы: профессиональные, отношение к любви, браку, семье, друзьям, ценностям, своему образу жизни — является суммой не только эволюционных, но и инволюционных процессов. Как отмечает В.Л.Ефименко, физиологические предпосылки личностной инволюции появляются в молодом возрасте, а уже с 40 лет наблюдаются значительные физиологические изменения. Так, первые инволюционные психозы возможны уже в 40-летнем возрасте [7]. Таким образом, говоря о развитии во взрослости, в отличие от детства нужно иметь в виду появление не только позитивных, но и негативных качественных изменений. Сегодня широкое распространение получила тендерная психология, поэтому не вызывает сомнения, что необходимо по-разному подходить к периодизации жизни мужчин и женщин. Хотя установлено, что женщины и мужчины решают схожие задачи развития и сталкиваются с одними и теми же кризисами, их опыт имеет существенные различия. Более того, есть мнение, что для женщин фазы семейного цикла являются лучшим индикатором переходов от стадии к стадии, чем возраст. Но помимо отмеченных факторов, осложняющих периодизацию взрослости, необходимо добавить еще один, может быть, наиболее существенный. Для описания развития взрослого человека недостаточно выделения только биологической и психической линий, необходимо рассматривать и духовный аспект жизни, поскольку он не только существенно влияет на динамику развития, но и определяет качественные изменения. Так, Б.Ливехуд, рассматривая развитие человека в трех аспектах: биологическом, психическом, духовном, отмечает, что с момента рождения человека и примерно до 40 лет психические и духовные функции развиваются параллельно биологическим. Однако примерно с 40-летнего возраста начинается существенная физическая инволюция. И далее возможны два варианта движения психики: либо психическая инволюция проходит параллельно физической, либо продолжается психическая и духовная эволюция. Для второго варианта развития, понятно, необходимо наличие достаточно высокого уровня духовного развития. Получается, что 40-летний рубеж, по мнению Б.Ливехуда, является своеобразной точкой расходящихся путей [1]. Таким образом, только введение в рассмотрение духовного аспекта развития человека позволяет определить качество второй половины его жизни.
Однако, принимая во внимание все вышесказанное, отметим, что, на наш взгляд, основополагающими при построении периодизации должны стать принципы, предложенные Л. С. Выготским применительно к детскому развитию. Критикуя попытки периодизации детства на основе сопоставления с другими процессами жизни человека, носящими ступенчатый характер, а также попытки, направленные на субъективное выделение какого-либо одного параметра развития, он говорит, что «только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка» [8]. Соответственно резкое изменение развития, повороты в его течении позволят выделить основные периоды жизни взрослого человека. Мы полагаем, что на современном уровне развития психологической науки можно говорить о выделении трех качественно различных периодов, основываясь на изменении в социальных
ролях, статусе, поведенческих нормах, жизненной активности. Это молодость, зрелость и старость. Вполне вероятно, что дальнейшие исследования позволят дифференцировать эти периоды, и в первую очередь период зрелости. Понятно, что о возрастных границах можно говорить достаточно условно. Но большинство авторов нижней границей молодежного периода считают 16—17 лет, когда приобретается первичная социализация. Верхним пределом называют 24— 25 лет, на который приходится завершение социализации, т.е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций. Следовательно, основным новообразованием молодости должно стать достижение социальной зрелости. Самый длительный период взрослости — зрелость — можно определить возрастными границами от 23 — 25 до 55 — 60 лет, а основным новообразованием можно назвать достижение личностной зрелости. За условные нижние границы старости принимают 55 — 65 лет, т.е. возраст ухода на пенсию, развитие здесь осуществляется в направлении достижения духовной зрелости. Содержание понятий социальной, личностной и духовной зрелости обсудим при рассмотрении возрастных задач развития в молодости, зрелости и старости. Пока же примем в качестве рабочих понятий социальной зрелости возможность выполнения социальных обязанностей, принятие ответственности за собственную жизнь, свои решения и поступки; личностной зрелости — возможность освоения внутреннего мира, получение доступа к духовности; духовной зрелости — возможность осознанно принимать факт собственной конечности [9].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|