Дисплазия тазобедренного сустава и врожденный вывих бедра
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Место проведения занятия 1. Учебная комната 2. Ортопедический кабинет и гипсовый кабинет детской поликлиники или палаты и гипсовый кабинет детского ортопедического отделения. Учебные пособия 1. Скелет человека. 2. Учебные таблицы по дисплазии тазобедренного сустава, врожденному вывиху бедра, врожденной косолапости и врожденной мышечной кривошее 3. Учебный набор рентгенограмм с дисплазией тазобедренного сустава и врожденньм вывихом бедра у различных возрастных групп - у новорожденных, у детей 3-6-8 месяцев, после одного года и старше. Набор рентгенограмм, отражающих динамику лечения дисплазии тазобедренного сустава и врожденного вьшиха бедра как при консервативном, так и при оперативном методе лечения. 4. Муляжи, отражающие анатомию тазобедренного сустава, голеностопного сустава и стопы, шеи, муляжи-куклы с различными гипсовыми повязками, шинами и распорками, применяемыми при лечении врожденного вьшиха бедра, врожденной косолапости, врожденной мышечной кривошеи. 5. Методическое пособие по программированному контролю знаний студентов (необходимые тесты и ситуационные задачи преподаватель выбирает заранее при составлении плана проведения занятия). 6. Дети с дпсплазией тазобедренного сустава, с врожденньм вывихом бедра, с врожденной косолапостью и врожденной мышечной кривошеей, пришедшие на прием и лечение в ортопедический кабинет поликлиники или находящиеся на лечении в детском ортопедическом отделении - при проведении данного занятия в стационаре План занятия Вступительное слово преподавателя - 10 мин. Контроль исходного уровня знаний студентов, полученных при подготовке дома
(опрос, программированный контроль) - 40 мин. Формирование навыков самостоятельного обследования больного, постановки диагноза, работа с больным, отработка лнтгрпретацпи рентгенограмм и методов консервативного лечения детей с данной патологией - 80 мин IV. Обсуждение больных - правильно поставленный диагноз, методика лечения, возможные осложнения - 30 мин V Итоговый контроль (задачи III уровня из пособия по программированному контролю). Задание на следующее занятие - 15 мин Время перерыва - 30 мин (10 мин х 3). МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ I. Вступительное слово преподавателя Во вступительном слове преподаватель проверяет присутствие студентов по списку, их внешний вид, напоминает тему занятия. Дополнительно к сведениям, полученным из учебника при домашней подготовке, необходимо познакомить студентов с социально-экономической значимостью дисплазии тазобедренного сустава, врожденного вьшиха бедра, врожденной косолапости и врожденной мышечной кривошеи. Преподаватель напоминает студентам, что термин «ортопедия» впервые применил в 1741 году Николае Андри, профессор из Парижа, произведя его от двух греческих слов ортос - прямой, педис - дитя. Н. Андри предложил и рисунок, который стал эмблемой мировой ортопедии, - изогнутый ствол молодого дерева с привязанной к нему прямой жердью, которая в процессе роста дерева будет вьшрямлять его ствол. P.P. Вреден дает следующее определение термина «ортопедия». «Ортопедия является той специальной отраслью хирургии, которая занимается изучением, профилактикой и лечением всевозможных деформаций конечностей и позвоночника, как врожденных, так и приобретенных, в связи с различными патологическими процессами и травматическими повреждениями» г Студент должен знать основные принципы ортопедии. 41 Профилактика деформаций в отношении данной патологии - исключение отрицательного воздействия на будущего ребенка вредных привычек родителей, особенно алкоголизма.
^ Раннее выявление деформаций (в родильном доме). Необходимо ориентировать будущую врачебную деятельность студентов на диагностику данных заболеваний сразу после рождения ребенка. >/ Раннее лечение: через 14-20 дней после выписки из родильного дома ребенок должен уже быть на приеме у ортопеда. К этому времени полностью зарубцуется отпавшая-'пуповина, и кожа ребенка сможет выдержать гипсовые повязки. Причем лечение при изучаемых деформациях - консервативное (гипсовые повязки, шины, распорки, ЛФК, массаж) и очень длительное - в течение нескольких месяцев. »> Оперативное лечение показано только при позднем обращении ребенка или при безрезультативности длительного консервативного лечения. </ После любой операции для предупреждения рецидивов необходимо регулярно проводить консервативную восстановительную терапию. *' До окончания роста ребенок должен находиться под постоянньм наблюдением детского ортопеда в поликлинике. Что касается изучаемой патологии применительно к этим принципам, то дисплазию тазобедренного сустава для предупреждения вывиха бедра нужно выявлять или в родильном доме, или в первые дни после выписки и уже в первые 15-20 дней начинать консервативное лечение с применением относительно простых приспособлений, например «палочки-распорки». По мере роста ребенка методы консервативного лечения усложняются, а сроки лечения значительно удлиняются. Оперативное лечение применимо лишь при позднем обращении или безуспешности консервативного лечения (что бьшает при данной патологии сравнительно редко). Последующее наблюдение за ребенком обязательно как после проведенного консервативного лечения, так и после оперативного лечения. Врожденная косолапость обычно не представляет трудностей для ранней диагностики, и ее лечение начинается уже в первые две недели жизни ребенка наложением этапных гипсовых повязок. Оперативное лечение показано или при неокончательно исправленной деформации, или при позднем обращении больного После проведенного консервативного и оперативного лечения необходимы специальные ортопедические приспособления - обувь, шины.
Врожденная мышечная кривошея обьгано не представляет трудностей для ранней диагностики, и ее лечение также начинается в течение первых двух недель жизни ребенка и сводится к обязательной специаль ной лечебной гимнастике, которую проводит мать ребенка. Оперативное I лечение этой патологии также проводится или при безуспешности консервативного лечения, или при позднем обращении. Но и после опера-|тивного лечения ребенок находится в специальной ортопедической шине. 1 Во вступительном слове преподаватель напоминает, что дисплазия газобедренного сустава и врожденный вывих бедра - одно из наиболее тяжелых ортопедических заболеваний у детей, и проблема эта остается утуальной для всех возрастных групп больных. Дисплазия тазобедренного сустава встречается у 16 из 1000 новорожденных, формирующийся из дисплазии врожденный вывих бедра встречается у 5 из 1000 детей. Односторонний вывих встречается чаще двустороннего, хотя есть и противоположные данные, причем левосторонний вьших наблюдается в 2 раза чаще правостороннего. У девочек врожденный вывих бедра встречается в 5 раз чаще, чем у мальчиков. Врожденная косолапость занимает первое место среди врожденных деформаций опорно-двигательного аппарата и, по материалам С.Т. Заце-пина (1956 г.), составляет 35,8%. У мальчиков врожденная косолапость встречается почти вдвое чаще, чем у девочек, двусторонняя косолапость наблюдается несколько чаще односторонней. У 10% детей с косолапостью встречаются и другие врожденные пороки развития. Врожденная мышечная кривошея по частоте занимает третье место после врожденной косолапости и врожденного вывиха бедра. Однако в последние годы отмечается увеличение частоты заболевания. Так, если в I960 году, по данным С.Т. Запепина, врожденная мышечная кривошея составляла 12,4% от числа других врожденных ортопедических заболеваний, то в 1977 году - 31% (Э.В Симановская). Деформация встречается преимущественно у девочек и чаще бывает правосторонней.
II. Контроль исходного уровня знаний студентов Эта часть занятия проводится путем традиционного опроса (выборочного или последовательного) либо при помощи тестов. И в том, и в другом случае преподаватель должен заранее подготовить ряд вопросов и задач из пособия по программированному контролю. Проверяя уровень подготовки группы, преподаватель должен убедиться, что все студенты вспомнили и хорошо представляют анатомию и физиологию тазобедренного сустава (строение и форму вертлужной впадины, головки, шейки и проксимального метафиза бедренной кости, место прикрепления капсулы сустава, мьшщ ягодичной области бедра, их функцию - сгибание, разгибание, приведение, отведение, наружную и внутреннюю ротацию, функцию опоры сустава, условия развития вертлужной впадины); анатомическое строение и физиологию голеностопного сустава и стопы (таранная, пяточная, ладьевидная, клиновидная кости, суставы Шопара и Лисфранка, связки голеностопного сустава, мышечные группы — сгибатели и разгибатели стоп, общий сгибатель пальцев, длин^ ный сгибатель I пальца, перонеальная группа мышц и сухожилий); анатомическое строение и функции мышц шеи, особенно кивательной мышцы Все анатомические образования студенты должны уверенно показывать на скелете, рентгенограммах, учебных таблицах и муляжах. Эти знания необходимы для понимания развития дисплазий тазобедренного сустава и врожденного вывиха бедра, врожденной косолапости и врожденной мышечной кривошеи и для логического обоснования как консервативных, так и оперативных методов лечения с целью коррекции изучаемых врожденных деформаций Путем традиционного опроса студентов преподаватель выявляет полученные знания об этиологии врожденных деформаций опорно-двигательного аппарата, которые в настоящее время составляют 29,9% всех врожденных пороков развития. Как известно, факторы, способствующие возникновению пороков развития, составляют три группы. · Экзогенные факторы · химические факторы алкоголь, снотворные средства, сульфани-ламидные препараты; · факторы питания недостаток белков, витаминов, а также солей кальция, фосфора, железа, йода; · инфекционные факторы проходимость плацентарного барьера (грипп, корь, краснуха); · радиоактивные факторы тератогенное действие рентгеновских лучей, гамма-лучей, ионизирующее излучение, дозы в 100 Р в течение 1-2 месяцев достаточно, чтобы вьавать уродство. · Эндогенные факторы · врожденные пороки развития матки; · заболевания матери гипертоническая болезнь, когда длительный спазм капилляров приводит к недостаточному снабжению кислородом плода и, как следствие этого, происходит нарушение окислительных и ферментативных процессов;
· миомы, полипы матки; · гормональные расстройства гормональные заболевания, пожилой возраст матери, введение гормональных препаратов во время беременности; · иммунобиологические отношения, тканевая и изосерологическая несовместимость - АВО, резус-фактор. Происходит нарушение плацентарного барьера, возможно проникновение других тератогенных факторов. · Генетические факторы наследственная передача может происходить как по доминантному, так и по рецессивному признаку Дисплазия тазобедренного сустава и врожденный вывих бедра При изучении этой врожденной патологии студент должен знать, что, качестве этиологического фактора, приводящего к нарушению нормального развития тазобедренного сустава и окружающих его мышц, выступает порок первичной закладки или задержка развития во время внутриутробной жизни плода нормально заложенного тазобедренного сустава Вследствие этого развивается дисплазия тазобедренного сустава -неправильное развитие вертлужной впадины и проксимального конца бедренной кости и, как следствие этого, - отсутствие правильного контакта между вертлужной впадиной и головкой бедренной кости Если го ловка бедренной кости теряет контакт с вертлужной впадиной и оказывается за ее пределами, сустав находится в состоянии вывиха. Однако дети редко рождаются с тератогенньм (уже сформировавшимся) вывихом бедра Для того, чтобы понять патогенез (развитие) дисплазии тазобедрен ного сустава и врожденного вывиха бедра, студент должен вспомнить анатомию тазобедренного сустава Тазобедренный сустав образован вертлужной впадиной и головкой бедренной кости Верглужная впадина, представляющая собой полый по-лушар, состоит из трех костей 2/5 поверхности вертлужной впадины составляет тело седалищной кости, 2/5 - тело подвздошной кости, 1/5 -тело лонной кости У детей все три кости соединяются между собой в центре вертлужной впадины Y-образньш хрящом (у взрослых, вследсг вие окостенения, Y-образньш хрящ отсутствует) К краям вертлужной впадины и к поперечной связке вырезки вертлужной впадины прикрепляется хрящевая суставная губа (labrum acetabulare), которую в специаль ной литературе называют лимбусом. Внутрисуставная связка головки бедра - круглая связка - начинается в области поперечной связки и прикрепляется к ямке головки бедра Суставная капсула начинается от костного края вертлужной впадины и от поперечной связки кнаружи от лимбуса Спереди капсула сустава прикрепляется по межвертельной линии бедра, сзади - у межвертельного гребня бедра. Лимбус находится внутри тазобедренного сустава. Капсулу сустава укрепляют связки подвздошно-бедренная, или бер-тиниева, лобково-бедренная и седалищно-бедренная Кровоснабжение тазобедренного сустава осуществляется из внутренней и наружной огибающих артерий бедра и из верхней и нижней ягодичных артерий, но основньм источником васкуляризации является внутренняя огибающая артерия бедра Иннервация тазобедренного сустава осуществляется за счет ветвей бедренного, запирательного и седалищного нервов Движения в тазобедренном суставе осуществляются вокруг трех взаимно перпендикулярных осей, перекрещивающихся между собой в центре головки. ; Движения: сгибание-разгибание в сагиттальной плоскости, приведение-отведение во фронтальной плоскости и наружная и внутренняя ротация. У новорожденного головка и шейка бедренной кости состоят из хряща, из хрящевой ткани состоит и вертлужная впадина. В процессе антенатального развития бедренная кость претерпевает постепенное раскручивание вокруг вертикальной оси. Поворот прокси-мального конца бедра кпереди от фронтальной плоскости у взрослого человека достигает б° (физиологическая антеторсия), дистальньш конец бедра поворачивается кзади от фронтальной плоскости также на 6°. У плодов и детей первого года жизни тазобедренный сустав развивается непропорционально, головка бедра растет интенсивнее вертлужной впадины. Поэтому у новорожденных полость тазобедренного сустава очень маленькая, и только 1/3 поверхности головки бедра размещается в вертлужной впадине. После года жизни размеры вертлужной впадины увеличиваются более интенсивно, и к трем годам жизни это несоответствие между размерами вертлужной впадины и головки полностью ликвидируется. Некоторые авторы наиболее критическим для механики тазобедренного сустава считают период до рождения ребенка. В этот период вертлужная впадина расположена почти сагиттально, шейка бедренной кости находится в вальгусном положении, антеторсия проксимального конца бедра резко выражена, что значительно уменьшает контакт суставных концов и ведет к развитию врожденного вьшиха тазобедренного сустава. Студент должен представлять патологическую анатомию и патогенез врожденного вывиха бедра. Патологическая анатомия · Дисплазия тазобедренного сустава: · вертлужная впадина уменьшена в размерах, плоская, вытянута в длину, ее верхне-задний край недоразвит, в результате чего крыша скошена, а сверху отсутствует костный упор для головки; · головка бедра малых размеров, смещена кнаружи и незначительно кверху, ядро окостенения головки бедра меньше, чем в норме, появляется позднее на 3-4 месяца; · лимбус утрачивает нормальное расположение и правильную форму. Он может быть ввернут внутрь впадины и придавлен к ее дну головкой бедра. Такое положение лимбуса может явиться интерпозицией при вправлении головки в вертлужную впадину; · головка, шейка и проксимальньш конец бедра повернуты кпере-от фронтальной плоскости больше чем на 10° - положение антевер-аи и антеторсии; I - капсула сустава растянута; · аномалии в развитии нервно-мышечного аппарата области тазобедренного сустава. · Предвьших: происходит вывихивание и легкое вправление головки во впадину вследствие перечисленных выше анатомических изменений. · Подвывих: · головка бедра не центрирована в вертлужной впадине, а смещена в сторону и кверху, но не выходит за пределы лимбуса; · вертлужная впадина заполняется рыхлой жировой и соединительной тканью; · капсула сустава растянута, гипертрофирована, утолщена. · Вывих: · головка бедренной кости расположена вне вертлужной впадины, малой величины, деформирована; · вертлужная впадина мелкая, заполнена соединительной тканью; · лимбус ввернут внутрь впадины, срастается с дном впадины, наружная поверхность лимбуса сращена с прилегающей к нему частью капсулы. Лимбус может быть отвернут кнаружи и в этом положении удерживает головку бедра, прижимая ее к крылу подвздошной кости; · капсула тазобедренного сустава может иметь форму песочных часов. Перешеек образуется вследствие перекидьшания через капсулу сухожилия пояснично-подвздошной мышцы. Этот перешеек образует плотный жом-удавку. Складки капсулы срастаются между собой, с лимбусом, прирастают к дну вертлужной впадины, препятствуя вхождению головки во впадину; · шеечно-диафизарный угол больше 127°, имеется вальгусная деформация шейки бедра.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|