Врожденная мышечная кривошея
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Студент должен знать следующую классификацию форм кривошеи (по С.Т. Зацепину, I960). 1. Дермогенная. 2. Десмогенная. 3. Нейрогенная. 4. Вторичная компенсаторная. 5. ApTporeiiiii^. 6. Остеогенная. 7. Миогенная. К последней принадлежит врожденная мышечная кривошея. Студент должен знать, что почти все формы кривошеи могут быть как врожденными, так и приобретенными, за исключением нейрогенных и вторичных компенсаторных кривошей. Студент должен знать, что ведущими элементами патогенеза врожденной мышечной кривошеи являются патологические изменения груди-ю-ключично-сосцевидной мышцы. I Приступая к разбору врожденной мышечной кривошеи, преподаватель проверяет у студентов знания анатомии грудино-ключично-сосцевид-н^й мышцы, мест ее прикрепления, особенно грудинной и ключичной нфкек. Студент должен знать, что грудино-ключично-сосцевидная мышца относится к поверхностным мышцам шеи, к их передне-боковой группе. Лежит она поверхностно под платизмой (подкожной мышцей шеи) в передне-боковом отделе шеи и имеет вид широкого тяжа, который идет косо от грудино-ключичного сочленения до сосцевидного отростка височной кости. Мышца начинается двумя ножками - медиальной (грудинной) и латеральной (ключичной). Медиальная ножка берет начало от передней поверхности рукоятки грудины, латеральная - от верхней поверхности грудной части ключицы. Между ножками мышцы имеется хорошо выраженная малая надключичная ямка, в которой проходит внутренняя яремная вена. Мышца прикрепляется к сосцевидному отростку височной кости и к верхней выйной линии затылочной кости. функция мышцы: · при одностороннем сокращении мышцы голова наклоняется в ту же сторону (функция ключичной ножки), а лицо поворачивается в противоположную сторону (функция грудинной ножки);
· при двустороннем сокращении мышцы голова запрокидывается назад. При врожденной мышечной кривошее в мышце развиваются патологические изменения, приводящие к фиброзному перерождению этой мышцы, - гистологически обнаруживают атрофические, дистрофические и ней-робиотические процессы в мышечных волокнах, сочетающиеся с разрастанием соединительной ткани различной степени зрелости - от грануляционной до рубцовой. Пораженная мышца начинает отставать в росте и становится короче мышцы противоположной стороны. Напряжение укороченной мышцы сближает точки ее прикрепления, что приводит к наклону головы больного в больную сторону и одновременному повороту в здоровую сторону - порочное положение головы, называемое кривошеей. Клинические симптомы врожденной мышечной кривошеи у новорожденных в первые дни жизни очень скудные. Только к концу второй недели обнаруживается утолщение грудино-ключично-сосцевидной мышцы веретенообразной формы, располагающееся на средней или нижней трети мышцы. Это припухлость плотной консистенции, не спаянная с подлежащими тканями, которая постепенно увеличивается, достигая наибольших размеров к б-7-й неделе. Затем припухлость начинает уменьшаться и полностью исчезает к концу года жизни ребенка. Однако мьшща становится менее эластичной и отстает в росте, укорачивается, что может проявляться уже ко 2-3-му месяцу жизни ребенка? ограничением поворота головы в больную сторону и ограничением на/клона головы в здоровую сторону. Уже в этом возрасте могут выявляться вторичные деформации - раЬ-личия в форме и величине ушных раковин, как проявление асимметрии черепа и лица, асимметрии кожных складок на шее на стороне поражения увеличивается их количество, они становятся глубже, в них появляется опрелость.
Наиболее выраженными симптомы врожденной мышечной кривошеи становятся в 3-б-летнем возрасте, так как своевременно не диагностированная и нелеченая кривошея продолжает прогрессировать, и проявляется несоответствие между темпами роста шейного отдела позвоночника и пораженной грудино-ключично-сосцевидной мышцей. Мьшща на больной стороне значительно укорочена по сравнению с мышцей противоположной стороны В прямой зависимости от степени укорочения пораженной мышцы находится выраженность патологической установки головы ребенка голова все больше наклоняется в больную сторону и поворачивается в здоровую. Если больше поражена ключичная ножка мышцы, то преобладает наклон головы в больную сторону, если больше поражена грудинная ножка - поворот головы в здоровую сторону Неправильное положение головы приводит к заметной асимметрии черепа и лица - плагиоцефалии и гемигипоплазии Деформируются все кости черепа, особенно нижняя челюсть, образуется так называемый «сколиоз лица» На стороне поражения вертикальный размер лицевой нормы уменьшается, а горизонтальный - увеличивается Эта половина головы становится более уплощенной и широкой, глаза и брови расположены ниже, чем на здоровой стороне, неправильно развиваются придаточные полости носа, носовая перегородка, твердое небо, верхняя и нижняя челюсти, ограничиваются поля зрения Компенсация наклонного положения головы происходит за счет над-плечья и лопатки на стороне поражения, и, как приспособительная установка, развивается сколиоз в шейном, грудном и поясничном отделах позвоночника. Нередко в процесс вовлекается и передний край трапециевидной мьшщы Грудино-ключично-сосцевидная мьшща приобретает форму плотного тяжа, что определяется пальпацией Студент должен знать, что встречается и двусторонняя мышечная кривошея, - в мировой литературе описано 12 достоверных случаев подобной патологии При равном укорочении обеих грудино-ключично-сосцевидных мышц клиническая картина заболевания довольно характерна голова больного выдвинута вперед, он как бы «принюхивается», вижения головой резко ограничены, увеличен шейный лордоз, ключицы гоят высоко
\ Приступая к разбору лечения врожденной мышечной кривошеи, студент должен знать, что консервативное лечение следует начинать с 2-не-дельного возраста ребенка. Заключается оно в корригирующих гимнастических упражнениях, проводимых 3-4 раза в день по 5-10 минут и заключающихся в придании голове ребенка правильного положения наклона в здоровую сторону и поворота в больную Производят 20-30 плавных поворотов головы ребенка в сторону пораженной мьшщы и столько же наклонов в противоположную сторону, по несколько секунд, фиксируя положение коррекции. Упражнения эти просты и выполняет их мать ребенка Когда ребенок лежит в кроватке, к стене должна быть обращена здоровая половина шеи, так как, следя за происходящим в комнате и поворачивая голову в сторону измененной мьшщы, ребенок будет придавать голове нормальное положение Консервативное лечение включает также расслабляющий массаж пораженной стороны, энергичные формы массажа здоровой половины шеи, трапециевидной мьшщы, массаж мьшщ отстающей в росте половины лица и физиотерапию - соллюкс, парафиновые аппликации и электрофорез с йодистым калием Переходя к разбору оперативного лечения, студен г должен знать, чго решающим аргументом для перехода к оперативному методу лечения является не возраст больного, а прогрессирование деформации, особенно на фоне полноценного и систематического консервативного лечения Студенты должны знать, что в настоящее время хирургические способы лечения врожденной мышечной кривошеи разделяют на две группы · Нарушение непрерывности пораженной мьшщы Достигается это рассечением и резекцией мьшщы на протяжении 2-3 см (способ Микули-ча) и дополняется пересечением поверхностной фасции шеи в боковом треугольнике шеи (способ С Т Запепина) В послеоперационном периоде для удержания головы в положении гиперкоррекции применяют петлю Глиссона, гипсовый ошейник на б недель, лечебную гимнастику, массаж мьшщ шеи, физиотерапевтические процедуры · Пластическое удлинение пораженной грудино-ключично-сосцевидной мьшщы различньми способами
Разбирая со студентами эту часть темы, преподаватель использует учебные таблицы и муляжи. После контрольной части занятия, когда преподаватель будет уверен, что все студенты вспомнили, усвоили теоретические аспекты темы, следует приступить к самостоятельной работе студентов с больными, с обязательным расспросом матерей больных детей о течении беременности, родов, времени установления диагноза III. Формирование навыков самостоятельного обследования больного, постановки диагноза, определения плана лечения Группа делится на малью подгруппы (2-3 человека). Студенты работают или в палатах детского ортопедического отделения, или в ортопедическом и гипсовом кабинетах детской поликлиники. Каждая группа разбирает больных с дисплазией тазобедренного сустава и врожденным вывихом бедра, врожденной косолапостью и врожденной мышечной кривошеей. Студенты должны собрать анамнез заболевания ребенка у матери ребенка, выяснить, когда и где впервые ребенок был осмотрен ортопедом, когда поставлен диагноз и начато лечение, а также выяснить течение беременности и родов у матери ребенка и наследственность. С помощью преподавателя, врачей, работающих в ортопедическом кабинете или в палатах ортопедического отделения, студенты обследуют опорно-двигательную систему ребенка, локальный статус, читают рентгенограммы, ставят диагноз, обосновывают тактику, метод и сроки лечения. Студенты обязательно принимают участие в наложении и снятии гипсовьк повязок при врожденном вывихе бедра, врожденной косолапости, принимают участие в наложении и снятии шин и распорок при дис-плазии тазобедренного сустава и врожденном вывихе бедра. IV. Обсуждение больных Через 30 минут группа собирается и работает с преподавателем. Поочередно студенты-кураторы докладывают о своих больных, рассказывают, как они производили обследование, делают краткое заключение. Остальные студенты и преподаватель обсуждают доклад, задают вопросы кураторам, указывают на ошибки, неточности. Таким образом, имеется возможность показать студентам большое количество больных в стационаре и почти каждого больного, проходящего через ортопедический кабинет поликлиники с различными врожденными деформациями, с различной степенью выраженности деформации и на разных стадиях лечения, продемонстрировать зависимость тактики, методов, сроков лечения и прогноза заболевания от возраста ребенка и степени выраженности деформации. V. Итоговый контроль Оставшееся время (15 минут) используется для закрепления полученных знаний (итоговый контроль).
Преподаватель предлагает повторить узловые вопросы темы (диагностика, методы лечения, осложнения). Лучшим методом итогового контроля является решение студентами ситуационных задач III уровня знаний из пособия по программированному контролю знаний студентов, созданного на кафедре. Рекомендуемая литература 1. Волков МИ., Дедова В Д. Детская ортопедия Учебник. - М„ 1972. 2. Воробьев В И Атлас анатомии человека. - М., 1946. 3. Корнилов Н.В Травматология и ортопедия- Учебник для студентов медицинских ВУЗов. - СПб «Гиппократ», 2001. 4. Лагунова ИГ. Рентгеноанатомия скелета. - М., 1981. 5. Лубоцкий ДН Основы топографической анатомии. - М.- Мед-газ, 1958 6. Мовшович И А Оперативная ортопедия. - М., 1983. 7. My салатов Х.А, Юмашев Г. С Травматология и ортопедия Учебник. - Л.: Медицина, 1995. 8. Ортопедия и травматология детского возраста для врачей / Под ред. М.В.Волкова, Р.М.Тер-Егизарова. - М., 1983. 9. Чаклин ВД Основы оперативной ортопедии и травматологии -М., 1964.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|