Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При подготовке к данному занятию




Проработайте данный учебный материал «Сердечно-сосудистая система» ранее изучаемый в школе (школьный учебник анатомии человека). Это очень важно, т.к. он является базисным и на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на анатомическое строение артерий, вен, оболочек сердца, а также сосудов микроциркуляторного русла.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине.

Обратите внимание на следующее:

- артерии и вены, выполняющие транспортную функцию, имеют общий план строения: внутреннюю, среднюю и наружную оболочки.

- в зависимости от гемодинамических условий меняется строение артерий. При высоком давлении и скорости кровотока в сосудах (аорта, легочная артерия) во всех трех оболочках преобладает эластическая ткань. В средней оболочке имеются эластические волокна и мембраны. При низком давлении и скорости кровотока в сосудах требуется дополнительное усилие для проталкивания крови, поэтому в данных сосудах в средней оболочке будет преобладать мышечная ткань.

- органоспецифичность тематического барьера зависит от функции органа. Чем интенсивнее обмен, тем тоньше барьер. Так, в легких, почках, тонком кишечнике капилляры имеют фенестрированный тип строения.

- строение вен зависит от места их расположения в организме человека.
Вены верхней части тела, в которых кровь течет под действием силы
тяжести, имеют небольшое количество мышечной ткани в средней
оболочке (вены головы, верхних конечностей, верхняя полая вена); вены
же нижней части тела, которые совершают работу по преодолению силы
тяжести, мышечной ткани, хорошо развита мышечная ткань в наружной
оболочке, они имеют клапаны (нижняя полая вена, бедренная вена).

- при характеристике строения сердца необходимо обратить внимание на эндокард, который по строению, функциям и развитию аналогичен сосудам

- при характеристике атипичных кардиомиоцитов необходимо обратить внимание на их отличие от рабочего миокарда

- при рассмотрении сосудистой системы новорожденного и грудных детей следует отметить большое количество сосудов на единицу площади, большую ширину капилляров. По мере развития систем организма и роста ребенка количество сосудов уменьшается. До 12 лет происходит интенсивная дифференцировка всех оболочек сосудов.

- развитие сердца детей тесно связано с гемодинамическими условиями в растущем организме. С момента рождения и до 2 лет жизни ребенка сердце быстро увеличивается в размерах, его стенка утолщается. Утолщение идет за счет образования новых волокон и их роста в длину и толщину. С 2 до 10 лет лет жизни рост сердца замедляется и возобновляется к 12 годам.

Решите тесты 1-10

1. Назовите источник развития кровеносных сосудов:

а) эктодерма

б) энтодерма

в) мезодерма

г) мезенхима
2. Назовите источник развития мезотелия эпикарда:

а) мезенхима

б) эктодерма

в) энтодерма

г) висцеральный листок спланхнотома

д) париетальный листок спланхнотома

е) склетором

3. В каких сосудах встречаются перициты:

а) артериях

б) венах

в) артериолах

г) капиллярах

4. Какая оболочка стенки вен участвует в образовании клапанов:

а) внутренняя

б) средняя

в) наружная
5. Какие кровеносные сосуды содержат гладкую мышечную ткань во всех оболочках:

а) вена со слабым развитием мышечной стенки

б) вена со средним развитием мышечной стенки
в) вена с сильным развитием мышечной стенки

6. Чем выстлана внутренняя оболочка кровеносного сосуда:

а) мезотелий

б) эндотелий

в) многослойный плоский эпителий

г) низкий призматический эпителий
7. В составе каких органов встречаются вены волокнистого типа:

а) мозговые оболочки

б) почки

в) печень

г) тонкий кишечник

д) толстый кишечник

8. Какие из перечисленных сосудов относятся к артериям эластического типа:

а) аорта

б) сонная артерия

в) легочная артерия

г) органные артерии

д) артерии конечностей
9. Назовите источник развития эндокарда

а) эктодерма

б) энтодерма

в) мезенхима

г) мезодерма
10.Какими клетками образована стенка капилляра:

а) эндотелиоцитами

б) миоцитами

в) перицитами

г) нейроцитами

д) адвентициальными клетками

Решите ситуационные задачи 1-10.

1. Внутреннюю оболочку сосудов импрегнировали солями серебра. Были
выявлены клетки с неровными извилистыми границами. Назовите эти
клетки.

2. На препарате видна сеть капилляров, расположенных между двумя
артериолами. Дайте название этой структуре. В каком органе можно
обнаружить эту сеть?

3. Представлены два гистологических препарата. На одном видна
капиллярная сеть, расположенная между двумя артериолами, на втором -
между двумя венами. Дайте название капиллярной сети и в каких органах
она находится?

4. На препарате видны сосуды с диаметром 20-30 мкм. Как называются эти
сосуды? Приведите примеры внутренних органов, их содержащие.

5. На препарате представлены артериолы и кровеносные капилляры, диаметр
которых 20мкм. По какому признаку можно определить артериолы? К
какому типу относятся данные капилляры?

6. При изучении препарата в поле зрения светового микроскопа видна
артерия мышечного типа и одноименная вена, окрашенные орсеином.
Какие структурные элементы сосудов будут окрашены этим красителем?
По каким признакам можно безошибочно определить артерию?

7. Стенки артерий и вен состоят из трех оболочек. При описании двух
оболочек было указано, что они содержат сосуды сосудов. Какие это
оболочки?

8. Какая оболочка артерий и вен не содержит сосуды сосудов? Каким
образом осуществляется ее питание?

9. На препарате видны микроскопические сосуды, по которым кровь, минуя
капилляры, изливается из артериол в венулы. Назовите эти сосуды.

10. На гистологическом препарате виден микроскопический сосуд диаметром 30-50 мкм, в стенке которого обнаруживаются единичные гладкомышечные клетки. К какому типу венул относится данный сосуд?

Заготовьте в альбоме следующие рисунки: Они Вам пригодятся при работе на занятии.

Аорта Артерия мышеного типа.
Вена мышечного типа.   Артериолы, венулы, капилляры.  
Волокна Пуркинье. Миокард.

 

Данное занятие занимает особое место в работе по изучению гистологии органов сердечно-сосудистой системы и является не только теоретической основой для понимания их строения и значения в организме, но и в практической деятельности врача при установлении диагноза.

 

При возможности накануне занятия ознакомитесь с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с микроскопом и препаратами (изложены в конце методической разработки). Заблаговременно приготовьте униформу.

По выполнению программы учебного занятия:

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю. При работе с 1-м препаратом занятия обратите внимание на его окраску и объяснения преподавателя.

 

ПРЕПАРАТ: АРТЕРИОЛЫ, ВЕНУЛЫ, КАПИЛЛЯРЫ.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: гематоксилин-эозин.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть сеть мелких кровеносных сосудов, расположенных в рыхлой волокнистой соединительной ткани.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать сосуды микроциркуляторного русла, обозначив на рисунке следующее:

1.Артериолы. 2. Ядра эндотелиальных клеток., расположенных продольно сосуду.3. Ядра гладкомышечных клеток, образующих вид «березки» в стенке артериолы. 4. Венулы. 5. Капилляры. 6. Адвентициальные клетки, расположенные вокруг сосудов.

 

Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю отчет о выполненном задании. Получите задачу на выполнение очередного задания. Обратите внимание на окраску и объяснения преподавателя

 

ПРЕПАРАТ: ВЕНА МЫШЕЧНОГО ТИПА (поперечный разрез стенки).

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: гематоксилин-эозин.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть в стенке бедренной вены оболочки: внутреннюю, среднюю и наружную. Обратить внимание на соотношение их толщины.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать участок стенки данного сосуда, обозначив на рисунке:

1. Внутреннюю оболочку, в ней: а) эндотелий, б) подэндотелиаьный слой. 2.Среднюю оболочку, образованную пучками гладких миоцитов и прослойками соединительной ткани. 3.Наружную оболочку, состоящую из соединительной ткани с проходящими в ней сосудами.

 

Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю отчет о выполненном задании. Получите задачу на выполнение очередного задания. Обратите внимание на окраску и объяснения преподавателя.

ПРЕПАРАТ: АРТЕРИЯ МЫШЕЧНОГО ТИПА (поперечный срез).

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: гематоксилин-эозин.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: в стенке сосуда увидеть три оболочки (внутреннюю, среднюю и наружную), обратив внимание на соотношение их толщины.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать участок стенки артерии, обозначив:

1. Внутреннюю оболочку, в ней: а) эндотелий, б) подэндотелиальный слой, в) внутреннюю эластическую мембрану. 2. Среднюю оболочку, образованную циркулярно расположенными гладкими мышечными клетками. 3. Наружную оболочку, в ней: а) наружную эластическую мембрану, б) рыхлую волокнистую соединительную ткань с проходящими в ней сосудами.

 

Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю отчет о выполненном задании. Получите задачу на выполнение очередного задания. Обратите внимание на окраску и объяснения преподавателя.

 

ПРЕПАРАТ: ВОЛОКНА ПУРКИНЬЕ (ЭНДОКАРД С МИОКАРДОМ).

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: гематоксилин-эозин.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: ознакомиться с оболочками сердца и особенностями их строения. Внутренняя оболочка – эндокард, выстланный эндотелием в виде узкого темного слоя. Под ним располагаются скопления крупных оксифильно окрашенных атипичных кардиомиоцитов, образующих волокна Пуркинье. Клетки имеют крупные ядра и окрашиваются слабее, чем титпичные кардиомиоциты.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать участок стенки сердца, подписав: 1. Эндокард, в нем: а) эндотелий, в) подэндотелиальный слой, в) мышечно-эластический слой, г) наружный соединительнотканный слой. 2. Волокна Пуркинье. 3. Миокард.

Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю отчет о выполненном задании. Получите задачу на выполнение очередного задания. Обратите внимание на окраску и объяснения преподавателя.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ:

ПРЕПАРАТ: АРТЕРИЯ ЭЛАСТИЧЕСКОГО ТИПА (АОРТА )

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: орсеин.

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: в стенке сосуда увидеть три оболочки (внутреннюю, среднюю и наружную), обратив внимание на соотношение их толщины.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...