Числами и количествами, привнося идею одержимости качеством.
Левый угол в треугольнике называется "Все — – одна команда". Командная работа, настоящая работа от всего сердца, если она есть, дает много как делу, так и нашей жизни в целом: в семье, в социальной среде и т.д. На практике принцип "Все — одна команда" часто губится из-за применения многих порочных методов управления, таких, как ежегодные аттестации и использование количественных целей и показателей. Все эти методы провоцируют конкуренцию и конфликты между людьми и порой между целыми отделами, вместо того, чтобы поощрять и работать совместно на общую пользу. Некоторые задуманные с лучшими намерениями методы улучшения качества на деле представляют собой серьезные препятствия для командной работы. Примером может служить система бездефектного труда. Даже концепции, которые по своей сути хороши, могут принести больше вреда, чем пользы, если их использовать в неподходящих условиях. Все указанные методы стали популярными среди менеджеров, потому что они дают лучший результат при плохой работе — они не настолько ухудшают ситуацию, насколько она могла бы ухудшиться при их отсутствии. 1. Иметь постоянной целью улучшение качества продукции и услуг. Над качеством нельзя работать эпизодически. Современный мир с его жесткой конкуренцией требует непрерывного движения по пути совершенствования. Это предполагает такое распределение ресурсов, которое, вероятнее всего, не даст быстрой прибыли, но обеспечит долгосрочный выигрыш, выражающийся в стабильном выпуске конкурентоспособной продукции. Определив цель, высшее руководство компании обязано довести свое решение до сведения каждого работника. 2. Принять новую установку, состоящую в абсолютной недопустимости дефектов (в материалах, продукции, квалификации персонала).
Чтобы сегодня выстоять в конкурентной борьбе, нужно принять японский стиль управления, не допускающий даже минимальных уровней задержек, простоев, ошибок, дефектов. Феноменальный успех, достигнутый США в 1950-х — 1980-х годах, Деминг связывает не с американской практикой управления, а с тем, что мир был опустошен войной. Сочетание неудовлетворительного спроса и отсутствие серьезной конкуренции позволило тогда американцам продавать почти все, независимо от цены и качества. И хотя в то время в компаниях США и Великобритании осуществлялся контроль качества, потребители зачастую сталкивались с низкими эксплуатационными свойствами продукции. Сейчас мировой рынок предлагает изделия все более высокого качества. Игнорировать это обстоятельство, по мнению Дж. Янга — президента компании "Хъюлетт Паккард", равносильно самоубийству. 3. Исключить зависимость от массового контроля. Требовать от изготовителей и закупающих организаций статистических доказательств того, что качество заложено в продукт. Деминг пропагандирует выявление и исключение дефектов до того, как они появились. Ориентация на контроль качества, по его мнению, свидетельствует *0 том, что определенный уровень отклонений или ошибок признается неизбежным. Менеджеры, серьезно работающие над повышением рентабельности, отмечают, что затраты на переделки и ремонт после выявления некондиционной продукции или ошибок в оформлении документации могут составлять от 25 до 40% общих затрат. Применение статических методов позволяет избежать таких нежелательных результатов. 4. Прекратить заключать контракты, руководствуясь только низкой ценой. Привлечение самых дешевых поставщиков может отрицательно сказаться в дальнейшем, когда, возможно, придется столкнуться с отбраковкой поступающих материалов, заменой несоответствующих изделий и т. п., что неминуемо повлечет за собой дополнительные расходы.
В основе заключения контрактов должна лежать всесторонняя оценка соответствия поставляемой продукции своему назначению, а также учет репутации поставщика. Целесообразно сокращать число поставщиков однородной продукции, исключая из них тех, кто не предоставляет статистических свидетельств качества. Отношения поставщика и заказчика должны строиться на долгосрочной взаимовыгодной основе. Такой же подход может использоваться внутри компании, когда одни отделы выступают в роли заказчика, другие — поставщика. 5. Обнаруживать проблемы и устранять их. *'■ Деминг настаивает на том, чтобы администрация постоянно совершенствовала любую деятельность компании: производство, обслуживание и т.д. Проблемы следует искать, а не дожидаться, пока с ними столкнуться работники. Только занимая активную позицию, можно улучшить качество, повысить рентабельность. 6. Обучать всех работников, в том числе администрацию. Следует вводить современные методы обучения и переподготовки на рабочем месте, исходя из принципа "ничто не заменит знаний". Важной частью этого обучения должны стать статистические методы регулирования технологических процессов, лежащие в основе подхода Деминга. Необходимо обеспечивать работникам возможность не отставать от появляющихся в области производства новинок. Квалификация рабочего должна стать предметом его гордости. 7. Учреждать новые методы руководства. Мастера и контролеры должны сосредоточить свое внимание на том, чтобы помочь людям и станкам выполнять работу как можно лучше. Их роль — это роль "учителя, но не судьи". Главной заботой должно быть улучшение качества, приводящее в конечном итоге к; повышению рентабельности. Администрация в свою ' очередь должна гарантировать рабочим, что по всем выявленным проблемам, вызывающим ухудшение качества, будут приниматься немедленные меры. 8. Изгонять страх. Следует развивать и поощрять двусторонние связи между работниками и руководителями, раскрепощать людей так, чтобы каждый мог работать эффективно и производительно в интересах компании. Страх разрушает достоинство, гордость, мотивацию к труду, что непременно сказывается на качестве. В организации должна царить строгая, свободная от угроз и неразумных действий атмосфера. Вознаграждением станут лояльность, высокая производительность труда и добросовестность работников.
9. Разрушать барьеры между отделами. Пытаясь утаить проблемы, менеджеры воздвигают барьеры между подразделениями или позволяют это членам своих групп. Подобный стиль поведения, возможно, выигрышен с точки зрения частных интересов групп, но не идет на пользу организации в целом. В интересах общего дела надо ломать барьеры между людьми, работающими в разных подразделениях. Развитию интеграции способствует использование автоматизированных систем, обеспечивающих доступ к информации всем членам организации. Это позволяет каждому работнику воспринимать свою организацию как единое целое, помогает ему определить свое место в общем деле, не обязывая при этом досконально разбираться во всех его аспектах. 10. Отбросить лозунги и призывы, не подкрепленные соответствующими действиями и средствами. Некоторые руководители полагают, что производительность труда и качество выпускаемой продукции зависят исключительно от издаваемых ими приказов, и не утруждают себя анализом собственных действий и системы производства в целом. Однако нельзя требовать от рабочих отсутствия дефектов, если входные материалы имеют неудовлетворительное качество или технологический процесс отрегулирован так, что не способен обеспечить заданных пределов. Стремление отдельных менеджеров переложить вину за низкое качество на рабочих Деминг относит к самым серьезным ошибкам управления. Основные причины выпуска недоброкачес i венной продукции следует искать в системе, а не в рабочей силе. 11. Исключить количественные нормы для рабочих и количественные показатели для администрации. Количественные нормы удобны управляющим как средство оценки производительности труда работников. Однако результаты труда каждого работника зависят не только от его личного умения и усердия, но и от организации процесса производства, состояния оборудования, качества материалов и т.д. Если бы возможно было учесть все эти зависимости, количественные методы были бы оправданы.
Работа менеджеров также часто оценивается с помощью количественных показателей (ежегодные рейтинги, оценки эффективности целевого управления). Деминг утверждает, что подобные методы унижают людей, подавляют их инициативу. Конечно, оценивать по количеству гораздо проще, чем по качеству. Однако Деминг считает применение количественных оценок разрушительным для личности. Когда его спрашивают, как освободиться от систем количественных оценок, он отвечает коротко: "Просто взять и выбросить". 12. Устранять барьеры, мешающие людям гордиться своей квалификацией. Препятствия, непреодолимые для работника, ведут, в конце концов, к угасанию его творческих способностей. Гордиться своей квалификацией работник может только в том случае, если реально представляет свой вклад в общее дело. Ограничение деятельности работника рамками только конкретных заданий не дает ему возможности составить такое представление. В то же время даже самые прозаические задачи приобретают весомость, если их рассматривать с точки зрения успеха организации в целом. 13. Поощрять образование и самосовершенствование. Перефразируя Книгу Екклезиаста, Деминг утверждает: "Человек должен черпать радость в труде" и далее: "Мы должны отдавать свои знания другим. Опыт, не подкрепленный знаниями, ничему не научит. Ничто не заменит знания". Людям изначально свойственно стремление делать работу хорошо и надо помогать им в осуществлении этого, давая возможность самосовершенствоваться и приобретать дополнительные знания в процессе труда. 14. Четко устанавливать обязательства руководства высшего уровня. Качество закладывается в кабинете руководителя. Решение задачи постоянного совершенствования качества не может быть перепоручено подчиненным. Руководство высшего уровня, администрация, непосредственные исполнители — все должны претворять в жизнь перечисленные выше пункты. Хороших результатов можно достигнуть, осуществляя постоянное обучение рабочих правильным подходам к вопросам качества, привлекая их к обсуждению возникающих в процессе производства проблем. Однако на этом пути нужно соблюдать предельную осторожность: при неправильной организации управления предприятием попытки руководства улучшить качество могут привести лишь к ненужным волнениям и снижению исполнительской дисциплины. Можно привести много примеров, когда "атака" на проблемы завершилась появлением огромного перечня проблем, на которые не могла правильно отреагировать администрация, поскольку не располагала соответствующими структурами управления. Образцом решения проблем может служить опыт фирмы "Тоёта", получившей в течение 1985 г. свыше 2 млн предложений по усовершенствованию и внедрившей 96% из них.
Принципы Деминга взаимосвязаны и взаимозависимы. Отказ хотя бы от одного из них может отрицательно сказаться на остальных. Чтобы внедрить подход Деминга, нужны только желание и дисциплина. При эффективности использования этого подхода можно добшьем значительных результатов. Подтверждением тому инлм-ются общепризнанные успехи японских компаний Mi недавнего прошлого — быстрый выход из кризиса конца 70-х — начала 80-х годов фирмы "Форд". Излагая свою философию, Деминг отмечает пять "смертельных болезней", которыми страдает американская администрация и которые фатально ведут к неуспеху: потеря постоянства цели; ориентация на сиюминутные выгоды; ежегодные оценки деловых качеств; частая смена руководством высшего уровня места работы; ориентация компаний исключительно на очевидные количественные показатели. Особенно неблагоприятны последние три условия. Базирующееся на них управление Деминг называет "управлением с помощью страха". Ежегодные рейтинги, по его мнению, противопоставляют людей друг другу, отбивают желание работать сообща, заставляют каждого думать только о себе, а не об интересах компании. В течение нескольких недель после получения оценок люди, будучи взбудораженными, не способны трудиться с полной отдачей. Количественные показатели, безусловно, важны, но не только они определяют лицо компании. Конечно, существуют платежные ведомости, по которым надо выплачивать зарплату, налоги, которые надо своевременно вносить, пенсионные и различные чрезвычайные фонды, которые надо поддерживать, и без знания цифр, относящихся к перечисленным объектам, обойтись невозможно. Но скрытые, не видимые сегодня показатели могут иметь гораздо большее значение. Невозможно измерить влияние удовлетворенного потребителя или повышения качества на коммерческий успех компании и избавление ее от смертельных болезней. Только со временем их эффекты станут видимыми и дадут ощутимые положительные результаты. Принципы Деминга ориентируют компании на длительную и устойчивую работу. Они побуждают менеджеров создавать условия для постоянного совершенствования деятельности компании, выдвигая на первое место интересы и стремления человека. Суть этой философии скрыта в нескольких словах: "Дорога к качеству бесконечна". 1. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: Пер.с анг. М.: Экономика, 1990. 2. Quality Progress. 1986. № 12. /, л. Г. 3. Холпин Д. Бездефектность: Пер. с анг.М.: Мир, 1988. 4. Исикава Каору. Японские методы управления качеством. М: Экономика, 1988. 5. Курицын А. Н. Управление в Японии. Организация и методы. М.: Наука, 1981. 6. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы (этнопсихологические очерки). 2-е изд. М.:Наука, 1985. 7. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии. Очерки. М.: Наука, 1989. 8. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с анг. / Под ред. О. С. Виханского. М.: Прогресс, 1987. 9. Шонбергер Р. Японские методы управления производством. Девять простых уроков: Пер. с анг. /Под ред. Л. А.. Конаревой. М.: Экономика, 1988. 10. Дайков С. А. Управление качеством продукции в Японии (приложение к бюллетеню иностранной коммерческой информации). 1987. № 9. С. 2-24. 11. Спандарьян Б. Б., Спандарьян М. В. Автомобильная промышленность Японии. М.: Наука, 1989. 12. Main I. The Battle for Quality Begins // Fortune. 1980. Dec. 29. P. 28. 13. Статистические методы повышения качества /Под ред. Хитоси Кумэ. М.: Финансы и статистика, 1990. 14. Васичев Б. Н. Электронно-зондовый микроанализ тонких пленок. М.: Металлургия. 1977. 15. Гойденко П. П., Колешко В.М., Буйко Л. Д. Контроль в технологии микппялектппники. Мн.: Havica и техника 1979. ЛИТЕРАТУРА
Рекомендуемая 1. Глудкин О.П. Методы и устройства испытаний РЭС и ЭВС. – М.: Высш. Шк., 1991. – 336с. 2. Федоров В.К., Сергеев Н.П., Кондрашин А.А. Контроль и испытания в проектировании и производстве радиоэлектронных средств. – М.: Техносфера, 2005. – 504 с. 3. Боровиков С.М. Теоретические основы конструирования, технологии и надежности. – Мн.: Дизайн ПРО, 1998. – 336с 4. Алиев Т.М., Тер- Хачатуров А.А. Измерительная техника. – М.: Высш. Шк.., 1991.- 384с. 5. Тартаковский Д.Ф., Ястребов А.С. Метрология, стандартизация и технические средства измерений. – М.: Высш. шк., 2001. – 205с. 6. Малинский В.Д. и др. Испытание аппаратуры и средств измерений на воздействие внешних факторов: Справочник.- М.:1993. – 576 с. 7. Бегларян В.Х. Климатические испытания аппаратуры и средств измерений. – М.: Машиностроение, 1987. – 156с. 8. Малинский В.Д. и др. Испытание аппаратуры и средств измерений на воздействие внешних факторов: Справочник.- ММ93.- 576 с.
Дополнительная 1. Гутников В.С. Интегральная электроника в измерительных устройствах - Л.: Энергоатомиздат,1988 2. Глудкин О.П., Черняев В.Н. Технология испытания микроэлементов радиоэлектронной аппаратуры и интегральных микросхем. – М.: Энергия, 1980 3. Мозгалевский А.В., Калявин В.П., Костанди Г.Г. Диагностирование электронных систем/ Под ред. А.В. Мозгалевского. -- Л.: Судостроение, 1984 4. Буртаев Ю.Ф. и др. Статистический анализ надежности объектов по ограниченной информации.- ЭА95.- 240 с. 5. СЕРТИФИКАЦИЯ/ В.Г. Гавриленко, Н.И. Ядевич. «Юридический справочник», приложение к журналу «Право и экономика» — Мн, 1999.-112 с. 6. Разевиг В.Д. Система схемотехнического моделирования Micro-Cap V. - М.: СОЛОН, 1997.—280с. 7. М.Т. Ма, М. Канда, М.Л. Крофорд, Э.Б. Ларсен. Обзор методов измерений для оценки электромагнитной совместимости и электромагнитных помех. ТИИЭР, т. 73, №3, 1985, - с.5-32 8. Разработка и оформление конструкторской документации РЭА. / Спр. - Под ред. Э.Т. Романичевой. - М.: Радио и связь, 1989.- 448 с. 9. Макино Т. и др. Контроль качества с помощью персональных компьютеров. – М.: Машиностроение, 1991. – 224с. 10. Аронов И.З., Бурдасов Е.И. Оценка надежности по результатам сокращенных испытаний.- СТ87.- 184 с. 11. Буртаев Ю.Ф. и др. Статистический анализ надежности объектов по ограниченной информации.- ЭА95.- 240 с. 12. Фомин Я.А., Безродный Б.Ф. Адаптивные системы контроля изделий микроэлектроники на ПЭВМ.- СТ93.- 204 с. 13.. Исикава Каору. Японские методы управления качеством. М: Экономика, 1988.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|