Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

факторы, усиливающие воздействие группы на личность




Прежде всего необходима хорошо организованная обратная связь. Для этого в группе создаются условия для тройной обратной связи: от видео, других членов группы и от ведущего. Создаются и поддерживаются оптимальные условия для того, чтобы каждый мог детально рассмотреть и понять дефектные формы своего и чужого поведения, общения. Ведущий наблюдает, как ведет себя каждый участник при взаимодействии с другими в группе, и эта информация, конструктивно им используемая далее, ускоряет' поведенческую адаптацию. Обратная связь от группы обнаруживает, высвечивает для участника его собственные переживания: гнев, ярость, ревность. Важно и то, что при этом расширяются языковые формы анализа поведения. Это расширение достигается не только в общении, но и за счет специальных упражнений. Например, участники разбиваются на тройки, и каждый участник выполняет одну из трех ролей: 1) глухой и немой (видит и показывает), 2) глухой и паралитик (говорит и видит) и 3) слепой и немой (слышит и может показать). Им предлагается договориться о месте встречи, или о подарке имениннику, или о цвете, в который надо выкрасить стены. В условиях ограничения форм общения быстро нарастают навыки их оптимального использования.

Для продуктивной работы группы важны усилия, которые нужно было приложить для попадания в нее. Они должны быть довольно значительными, так как определяют ее последующую эффективность. Аналогично действует и высокий престиж конкретною ведущего

Фактором, усиливающим эффект, выступает и дефицит времени, особенно отчетливо используемый в методике «марафон». По этому методу работа группы продолжается всего 24~28 часов, но идет без перерывов. Обнаружилось, что бессонные ночи и усталость быстрее заставляют участников группы сбросить «фасад», умерить влияние защитных механизмов и это не только ускоряет получение результатов, но и улучшает их, создавая у участников ощущение энтузиазма.

Особое значение имеет мастерство ведущего. Для решения глубинных проблем каждого участника к нему надо «присоединиться», причем так, чтооы он не чувствовал различия между собой и психологом. Только объединившись, можно начинать направлять и расширять его внимание, концентрируя на определенных фрагментах прошлого опыта и личных ресурсах, вести к продуктивному использованию его внутренних ресурсов, которые он имеет, но не осознает.

Таким образом, способность оказать содействие определяется умением сблизиться с человеком. Должного взаимопонимания можно достичь разными способами, но каждый апел пирует к подсознанию, позволяя прочно «присоединиться» и образовать но время «единый организм». Помогает, например, шагание в ногу (единый ритм), синхронизация дыхания, подстройка своего тона и темпа речи, выражение лица, касание. Хорошо «присоединившись», можно вести человека к изменению, поскольку это дает ему ощущение общности восприятия мира, а следовательно, порождает доверие.

Полученные в групповом тренинге новые сведения о себе и других глубоко внедряются в психику и руководят будущими поступками только в том случае, если они эмоционально пережиты. Это необходимое условие для возникновения мощного импульса, побуждающего к переосмыслению «Я-концепции». Основа постижения собственных проблем — это сопереживание подобным же состояниям другого. Группа помогает почувствовать, что проблемы есть у всех, и зачастую у других они еще более острые и сложные. Тогда человек начинает ощущать, что его трудности можно преодолеть, они ему по плечу, он сможет найти выход из положения и принять оптимальное решение. Y него растет уверенность в себе, самостоятельность, независимость, спонтанность в поведении, повышается самооценка. Демонстрируя большую независимость в своих мнениях, человек вместе с тем становится способным оценить и смелость в суждениях других, т. е, обнаруживает уважение к мнению окружающих.

Этот метод помогает тренироваться в проигрывании различных ситуаций за другого, в умении построить прогноз поведения партнера в фиксированной ситуации и сравнить его с прогнозами остальных членов группы. Тренинг создает условия для роста личности за счет обращения восприятия, тогда как обычно себя человек воспринимает изнутри, а другого — со стороны. В тренинге, наоборот, можно видеть себя со стороны, а других — изнутри Поэтому информация о себе, генерируемая «своей» группой, воспринимается легче, чем навязанная извне. Она не наталкивается на психологическую защиту, и по отношению к ней человек может проявить себя менее категоричным. Тогда ему легче помять и оправдать свои и чужие поступки. Его покидает страх остаться непонятым, и он обретает внутреннюю свободу. Теперь активизация психологической защиты реже парализует его логическое мышление,  предотвращается отрицательное влияние стереотипов, стимулируется способность гибко реагировать на ситуации, переключаться на новые способы действий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...