факторы, усиливающие воздействие группы на личность
Прежде всего необходима хорошо организованная обратная связь. Для этого в группе создаются условия для тройной обратной связи: от видео, других членов группы и от ведущего. Создаются и поддерживаются оптимальные условия для того, чтобы каждый мог детально рассмотреть и понять дефектные формы своего и чужого поведения, общения. Ведущий наблюдает, как ведет себя каждый участник при взаимодействии с другими в группе, и эта информация, конструктивно им используемая далее, ускоряет' поведенческую адаптацию. Обратная связь от группы обнаруживает, высвечивает для участника его собственные переживания: гнев, ярость, ревность. Важно и то, что при этом расширяются языковые формы анализа поведения. Это расширение достигается не только в общении, но и за счет специальных упражнений. Например, участники разбиваются на тройки, и каждый участник выполняет одну из трех ролей: 1) глухой и немой (видит и показывает), 2) глухой и паралитик (говорит и видит) и 3) слепой и немой (слышит и может показать). Им предлагается договориться о месте встречи, или о подарке имениннику, или о цвете, в который надо выкрасить стены. В условиях ограничения форм общения быстро нарастают навыки их оптимального использования. Для продуктивной работы группы важны усилия, которые нужно было приложить для попадания в нее. Они должны быть довольно значительными, так как определяют ее последующую эффективность. Аналогично действует и высокий престиж конкретною ведущего Фактором, усиливающим эффект, выступает и дефицит времени, особенно отчетливо используемый в методике «марафон». По этому методу работа группы продолжается всего 24~28 часов, но идет без перерывов. Обнаружилось, что бессонные ночи и усталость быстрее заставляют участников группы сбросить «фасад», умерить влияние защитных механизмов и это не только ускоряет получение результатов, но и улучшает их, создавая у участников ощущение энтузиазма.
Особое значение имеет мастерство ведущего. Для решения глубинных проблем каждого участника к нему надо «присоединиться», причем так, чтооы он не чувствовал различия между собой и психологом. Только объединившись, можно начинать направлять и расширять его внимание, концентрируя на определенных фрагментах прошлого опыта и личных ресурсах, вести к продуктивному использованию его внутренних ресурсов, которые он имеет, но не осознает. Таким образом, способность оказать содействие определяется умением сблизиться с человеком. Должного взаимопонимания можно достичь разными способами, но каждый апел пирует к подсознанию, позволяя прочно «присоединиться» и образовать но время «единый организм». Помогает, например, шагание в ногу (единый ритм), синхронизация дыхания, подстройка своего тона и темпа речи, выражение лица, касание. Хорошо «присоединившись», можно вести человека к изменению, поскольку это дает ему ощущение общности восприятия мира, а следовательно, порождает доверие. Полученные в групповом тренинге новые сведения о себе и других глубоко внедряются в психику и руководят будущими поступками только в том случае, если они эмоционально пережиты. Это необходимое условие для возникновения мощного импульса, побуждающего к переосмыслению «Я-концепции». Основа постижения собственных проблем — это сопереживание подобным же состояниям другого. Группа помогает почувствовать, что проблемы есть у всех, и зачастую у других они еще более острые и сложные. Тогда человек начинает ощущать, что его трудности можно преодолеть, они ему по плечу, он сможет найти выход из положения и принять оптимальное решение. Y него растет уверенность в себе, самостоятельность, независимость, спонтанность в поведении, повышается самооценка. Демонстрируя большую независимость в своих мнениях, человек вместе с тем становится способным оценить и смелость в суждениях других, т. е, обнаруживает уважение к мнению окружающих.
Этот метод помогает тренироваться в проигрывании различных ситуаций за другого, в умении построить прогноз поведения партнера в фиксированной ситуации и сравнить его с прогнозами остальных членов группы. Тренинг создает условия для роста личности за счет обращения восприятия, тогда как обычно себя человек воспринимает изнутри, а другого — со стороны. В тренинге, наоборот, можно видеть себя со стороны, а других — изнутри Поэтому информация о себе, генерируемая «своей» группой, воспринимается легче, чем навязанная извне. Она не наталкивается на психологическую защиту, и по отношению к ней человек может проявить себя менее категоричным. Тогда ему легче помять и оправдать свои и чужие поступки. Его покидает страх остаться непонятым, и он обретает внутреннюю свободу. Теперь активизация психологической защиты реже парализует его логическое мышление, предотвращается отрицательное влияние стереотипов, стимулируется способность гибко реагировать на ситуации, переключаться на новые способы действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|