Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

рекомендации. преодоление стереотипов с помощью "группы. потребность в группах




рекомендации

Подводя итоги этого раздела, посмотрим, какие подходы и способы можно предложить для индивидуальных сражений с собственными стереотипами.

1. Расширяйте свой кругозор — идеи и сведения могут быть найдены в сферах, далеких от науки с ее строгими подходами к явлениям мира.

2. Не расстраивайтесь, если не можете получить новые факты — для открытия иногда достаточно новыми глазами посмотреть на старые.

3. Становясь старше, все больше внимания обращайте на преодоление своих возрастных и профессиональных стереотипов, изыскивайте для этого пригодные для себя способы. Опыт показывает, что это возможно!

4. Помните о том, что самые правильные, важные для всего человечества идеи очень медленно завоевывают себе общее признание. Отвержение идеи «всеми» ничего не говорит о ее неправильности.

5. Поддерживайте в себе мужество — изобретение, открытие требует подчас пересмотра и перестройки своей модели мира, а это мучительный процесс. Однако многим он оказался по силам! Почему бы и вам не попытаться?

6. Не падайте духом, если чьи-то эксперименты опровергают вашу теорию — еще неизвестно, кто прав. Опытные данные не абсолютны. Значение факту придает видение теории.

7. Пытайтесь строить теорию, делая выводы по неполным. данным, так как полнота принципиально недостижима. А что, если уже сейчас предложить закономерность?

8. Торопитесь! Идея висит в воздухе. Это значит, что условия для ее решения уже созрели. Решение надо только найти и сформулировать.

Классический пример — с лифтом, который двигался столь медленно, что нервирозал сотрудников и вызывал жалобы. Инженеры предложили усовершенствовать двигатели, но это было слишком дорого. Тогда психологи решили эту задачу своими методами. На каждом этаже возле лифта повесили зеркало. Женщины вертелись около зеркала, мужчины вокруг женщин — и жалобы на медлительность лифта прекратились.

                                                      99

9 He огорчайтесь, если все считают вас еретиком или чудаком. Не вы первый. Это можно пережить, если компенсировать огорчения от непризнания радостью творчества,

10. Учитесь отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему беспристрастно, это достижимо при помощи специальных тренировок.

11. Предпринимайте попытки выйти за рамки данной науки, системы законов. Невозможно то, что невозможно в этих рамках А вне их?

12. Упражняйтесь в переконструировании имеющихся (накопленных по проблеме) материалов, но представляющихся пока несвязанными, неполными. При некоторой трансформации картина может оказаться целостной.

13. Относитесь с иронией к величине и значимости своей персоны в науке. Играйте с идеями. Эксцентричная идея, немыслимое решение несовместимы с излишней серьезностью и постоинной заботой о том, чтобы быть рациональным.

14. Балуйтесь на досуге фантастикой, взвешивайте перспективы «диких» гипотез.

15. Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго и закономерно в вашей задаче. Таковы условия творческого приложения сил - из этого сора вырастут цветы ваших идей.

преодоление стереотипов с помощью " группы

В предыдущих главах книги акцент ставился на индивидуальных усилиях человека по саморазвитию и преодолению внутренних барьеров. В данном разделе внимание переносится на групповые способы активизации внутренних ресурсов человека, его творческих возможностей.

В настоящее время известно много типов групп, использующих различные методики: транзактный анализ, гештальт-терапию, психоанализ, юнгианский анализ, психодраму (драма-терапию), нейролингвистическое программирование (НЛП), телесно-двигательную (танцевальную) терапию, коммуникативный анализ, радикальный конструктивизм и др. Репертуар методов все время пополняется.

Почему появляются все новые типы? По-видимому, это связано с тем, что обнаруживается несостоятельность известных методик при встрече с новыми видами глубинных конфликтов. Ка-

ждый тип группового развития а большей мере нацелен на вскрытие лишь одного из видов психологической защиты, поэтому общее их число соотносится с разнообразием барьерных, функций.                                

потребность в группах

Целью первых групп, описанных Куртом Левиным [68], являлось целенаправленное повышение способности участников осознавать травмирующую их ситуацию. Потребность в групповой психотерапии особенно ярко выявилась при обнаружении глубоких стрессовых, расстройств военнослужащих после Вьетнама. Эти стрессовые расстройства проявлялись* в повышении социальной отчужденности, нарушениях сна, агрессивности, депрессии, обостренном чувстве вины, усилении семейных и профессиональных конфликтов. Было обнаружено, что групповая терапия эффективна как для лечения посттравматических расстройств, так и для преодоления страхов иного происхождения.

Группа оказывает самостоятельное воздействие на каждого ее члена, по отношению к которому она может выступать в разных ипостасях: как фон, как организатор контактор или как основной инструмент воздействия на личность. Здесь мы остановимся только на последнем случае. Оказалось, что группа является более эффективным инструментом, чем парное обучение. Присутствие других усиливает мотивацию каждого участника, он усваивает их оценки, получает от них дополнительный репертуар решений, принимает более рискованные стратегии поведения.

Задача группы — как она ставится ведущим — актуальна для каждого ее члена: изменить (расширить) самосознание, обогатить репертуар поведения в общении, сделать поведение более эффективным, приятным и адекватным. Групповой тренинг помогает участникам повысить свою компетентность в области профессионального и делового общения, приобрести навык партнерской беседы, аргументированного обоснования своей точки зрения, развить способности конструктивного поведения в конфликтных, эмоционально напряженных ситуациях. Эти задачи требуют создания условий не только для расширения общего репертуара ролей, но и для сдвига акцентов в них — преодоления особо стойких и неадаптивных (и при этом неосознаваемых) ролей. Для осуществления таких задач в группе необходимо прежде всего обеспечить спокойную, благожелательную атмосферу, позволяющую участникам снять психологическую защиту и учиться принимать рискованные решения. Безопасность каждого поддерживается здесь также и возможностью всегда отказаться от участия в чем-либо. В то же время руководитель направленно создает ситуации, побуждающие к принятию новых решений.

Усвоение нового взгляда на себя ведет к обновлению понимания своей роли и своих отношений с окружающими, что, в свою очередь, благоприятствует преодолению трудностей. Развитие самосознания в этих условиях идет при непрерывном снижении барьеров психологический защиты. Одновременно наблюдается падение уровня личной неискренности, так как каждый понимает, что она затрудняет работу группы. При удачном развертывании процессов в группе она сама начинает оказывать целебное воздействие, облегчая выражение эмоций и побуждая опробовать новые стратегии поведения

Постепенно в группе осуществляется замена стратегий поведения с неэффективных оценивающих на описательные. Тем самым достигается смещение с позиции лица контролирующего («хорошо ли другие решают») на позицию, направленную на совместное решение проблем.

Кто собирается в группу? В каждой случайным образом собранной группе можно условно выделить три типа участников: зависимых, независимых и конфликтных. У первых привычные стереотипы зависимости могут быть связаны с различными обстоятельствами. Это и не удовлетворяющее их положение в иерархической системе (начальник — подчиненный), и недостаточная компетентность (специалист — дилетант), и принадлежность к определенному, не слишком почитаемому, слою общества. Зависимые постоянно занимают подчиненную позицию по отношению к любой власти и тем самым (путем рационализации) приобретают убеждение, что к ней вообще нельзя относиться с доверием. Глубокое, но неосознанное недоверие может породить демонстративное послушание. «Зависимые» уверены, что от них ничего не зависит, поэтому у них формируется нарочитая беспомощность.

Среди лиц независимых и конфликтных достаточно часто встречаются авторитарные личности, обычно слабо осознающие свои отрицательные тенденции и свойства. Центр их интересов и стремлений — в достижении внешнего успеха, престижа и материальных благ. Поэтому у них остается мало душевных сил для личных, интимных привязанностей. Их трудности в том, что они не проявляют необходимой для взаимности эмоциональности в отношениях. Из-за проблем в общении они испытывают неудовлетворенность в интимной сфере, начинают думать, что мир враждебен, и стремятся либо овладеть властью, либо опереться на нее. Поэтому и крайне зависимые, и крайне независимые не доверяют власти (а кок следствие — и себе), только первые — неосознанно, а вторые — осознано.

Собравшаяся в группу разношерстная публика прежде всего нуждается в возможности общаться. Единство группового мнения, необходимое для формирования норм, достигается на некоей общей платформе, которая организуется либо сближением различных точек зрения, посредством усиленной коммуникации в процессе обсуждения различных проблем, либо за счет исключения инакомыслящих из группы, уменьшения их влияния или дискредитации их мнения. В соответствии с задачами группы (достичь прогресса в саморазвитии каждого) к единству можно двигаться только первым путем — общением, обсуждением динамики меняющейся «здесь и теперь» ситуации.

Как побудить группу обсудить данную тему? Развитие дискуссии можно облегчить, если предложить для обсуждения вопрос, важный для функционирования группы, и показать, сколь существенно стремление каждого поддержать ее целостность. Полезно сделать акцент на исходный разброс осознаваемых различий во мнениях по данному вопросу.

При выборе тем для дискуссии принимают во внимание, что обсуждение в группе скрытых или подавленных «неприемлемых» потребностей, сосредоточение на чувстве вины или враждебности ведет участников к психологическому очищению, облегчению, свободе. Катарсис провоцируется прежде всего психическим диссонансом, возникающим, когда в начале работы группы (вопреки своим убеждениям, но под давлением усвоенных социальных норм) участник дискуссии говорит или ведет себя в группе противоположноТому, что он на самом деле чувствует или думает, становясь соучастником заведомого обмана. В душе при этом нарастает ощущение конфликта. Диссонанс тем сильнее, чем слабее силы, принуждающие его к обману. Когда человек чувствует, что его никто не подталкивает к изменению своей первоначальной установки в духе приспособления к высказанной в группе позиции или совершенному кем-то поступку, но он все же зачем-то подстраивается ко всем, то он

становится недовольным собой и у него нарастает внутреннее напряжение. Наконец, давление приводит к взрыву. Возникающий катарсис усиливает сплоченность группы, вследствие интенсивного взаимодействия в безопасном, поддерживающем, окружении. Каждый становится раскованнее эмоционально, чувствует поддержку окружающих, собственную ценность, свободнее выражает свои чувства.

Деятельность группы на этом этапе происходит на двух, уровнях: осознаваемого и переживаемого; Постепенно человек узнает, как он выглядит со стороны, как воспринимают его окружающие, какие ситуации его больше всего тревожат, какое существует расхождение между самовосприятием и видением его со стороны. Групповая динамика в значительной степени зависит от того, что переживают ее члены «здесь и теперь». Вместе с тем, у каждого, есть осознанное и подсознательное знание о себе. Соотношение этих, частей хорошо иллюстрирует «окно Джогари» [38].      

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...