Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Звуки музыки в жизни плода




Начиная с 32-й недели плод реагирует на музыкальные тоны, прони­кающие в матку, если они по своей силе превосходят ее основной шум. С помощью микрофона удалось установить, что музыкальные тоны определяются в матке с определенной степенью затухания, пропорционально их частоте. Ритм и тембр различных инструмен­тов, баланс высоких и низких звуков существенно не изменяется. Ре­акция плода на музыкальные звуки выражается в учащении сердцебиения, иногда в изменении его двигательной активности. В моменты спокойного состояния плод на музыку не реагирует. Помимо проникновения к плоду звуков музыки через брюшную стенку, имеет большое значение канал костной проводимости звука и эмоциональный ответ матери на конкретное музыкальное произ­ведение. Исследователям удалось установить, что плод по-разному реагирует на отрицательные или положительные акустические по­вторения. При этом большое значение имела эмоциональность вос­приятия музыки матерью.

Однако существует ряд музыкальных жанров, оказывающих на плод объективное воздействие, не зависящее от эмоций матери. Напри­мер, плод «предпочитает» слушать музыку классиков, народные пес­ни, старинные романсы и оперные арии и не приемлет какофонии грохочущей эстрадной рок-музыки и музыки подобных направле­ний. Как правило, негативные реакции вызывает у плода эстрадная музыка, характеризующаяся четким, однообразным ритмом, боль­шой громкостью и низкочастотными колебаниями (вибро-акусти-ческое воздействие). «Было замечено, что будущие мамы часто вы­нуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода», — пишет Андрэ Бертин, президент Французской национальной ассоциации пренатального воспитания, о посещении беременными рок-концер­тов. В одной из статей о внутриутробном развитии младенца А.И. Брусиловский приводит подобный случай. «Одна из моих паци­енток рассказывала, что пятимесячный плод буквально «заставил» ее уйти из зала дискотеки. Он так сильно вертелся и так настойчиво толкал ее в живот, что женщина поняла: ребенку плохо в шумном и душном зале», — пишет профессор А.И. Брусиловский в статье о вну­триутробном развитии младенца.

На 32—33-й неделе развития плод начинает избирательно реагиро­вать на предлагаемую ему музыкальную программу: Бетховен и Брамс его волнуют, действуют на него возбуждающе; музыка Моцарта, Ви­вальди и других старинных композиторов успокаивает; музыка Баха и Перголезе заставляет его замирать «в возвышенном порыве»; Шо­пен настраивает на тихий «романтический» лад. Помимо избиратель­ной реакции на различные музыкальные произведения плод спосо­бен к запоминанию и узнаванию музыки, которое возникает под вли­янием повторяющихся эпизодов музыкальных контекстов. В этой связи интересный случай приводит профессор А.И. Брусиловский: «Моя знакомая — музыкальный работник — рассказывала.- когда она была беременна, то обратила внимание на то, что плод узнает мело­дии. Одна музыкальная тема ему особенно нравилась, и он начинал активно двигаться. Определенный ритм движений плода повторялся каждый раз, когда звучала эта музыка».

Приведем несколько замечательных строк из лекций Андре Бертин, опубликованных в России в 1992 году, о восприятии музыкальных звуков будущим ребенком: «Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевиде­нию американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведени­ями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как перевора­чивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого яв­ления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в про­шлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые програм­мы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной... Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что мать, часто слу­шавшая музыку или много игравшая на каком-то музыкальном инст­рументе во время беременности, обязательно произведет на свет композитора, музыканта-виртуоза или певца. Несомненно одно — к музыке он будет восприимчив. Кроме возможного формирования определенных способностей, мать безусловно привьет ребенку вкус к музыке, что значительно обогатит всю его последующую жизнь».

Значение звуков в жизни плода

Звуки оказывают значительное воздействие на развитие органа слу­ха и вестибулярного аппарата плода. Начиная с того момента, когда плод приобретает способность дифференцировать звуки, у него на­чинает формироваться эмоциональный опыт, связанный со звуко­вым восприятием.

Следует особо отметить воздействие на плод сильных шумов, кото­рые являются для него травмирующим фактором и, возможно, при­водят к развитию дефектов слуха, врожденной тугоухости и даже глу­хоте. Например, согласно статистическим данным Японии, у жен­щин, живущих в непосредственной близости с аэродромами, чаще рождаются дети с дефектами слуха. К сильным шумовым раздражите­лям можно отнести промышленные шумы, шумы, возникающие при взлете самолетов (опасно для беременных женщин, живущих рядом с аэродромом), громкие бытовые звуки и прослушивание музыки, где преобладают низкочастотные колебания.

Зрение

Вопрос о том, видит ли новорожденный ребенок, волновал исследо­вателей давно. Выдвигались самые различные предположения. Пред­полагали, что новорожденный не видит вообще, или видит, но пере­вернутое изображение, или видит прямое изображение, но только черно-белое. И только в I960 году впервые было убедительно доказа­но, что новорожденный ребенок способен и нормально видеть, и различать цвета. Новорожденный одного часа от роду способен фик­сировать взгляд на 10—15 секунд и поворачивать глаза и голову за объектом. Более того, новорожденный способен анализировать уви­денное и предпочитать один объект другому. Так, например, если показать ему две картинки — с прямоугольником и с овалом, — он за­держивает взор на картинке с овалом («лицеподобное» изображе­ние), если показать картинку с овалом и овал со схемой лица — то есть с изображением глаз и рта, — ребенок отдаст предпочтение вто­рой, если показать схему лица и живое лицо — он будет вглядывать­ся в живое лицо, если предъявить лица двух людей и один из этих лю­дей заговорит — ребенок «выберет» говорящего (то есть предпочтет полимодальный стимул).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...