Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоциональные проявления ребенка




Положительные эмоции. Когда к ребенку подходит мама и на­клоняется над ним, он начинает улыбаться, как бы говоря: Я так рад тебя видеть! Когда мама угадывает желания ребенка, его чувст­ва, когда между ними царит покой и взаимопонимание, малыш улыбкой, глазами и звуками выражает следующие чувства: Я так рад! Мы так хорошо понимаем друг друга! Я та люблю тебя! При этом полунемом диалоге глаза малыша по-настоящему светятся, просто сияют. Иногда это проникновенное общение переходит в более активную фазу. Малыш начинает смеяться и всем своим ви­дом говорит: Как хорошо, что мы друг друга понимаем! Как хоро­шо, как я рад!

Раздражение. Если мама не поняла нужд ребенка, неадекватно от­реагировала на его «просьбы» или ее реакция была запоздалой, то он начинает нервничать и раздраженно покрикивать, готовясь вот-вот заплакать.

Отчаяние и успокоение. Следующей реакцией на недогадли­вость мамы бывает отчаянный плач: Ничего не понимает! Ну сов­сем ничего не понимает! Мама называется! Если в этот момент мама наконец поняла, что нужно малышу, он, всхлипывая, успокаи­вается: Ну, наконец-то догадалась, слава Богу! Обида. Способен выражать обиду. Это особенно ярко выражается, когда мама подходит к малышу и вместо того, чтобы взять его на ру­ки, куда-то уходит. Тогда малыш начинает плакать резко, вдруг, вы­ражая всем своим видом горькую обиду. Я такой хороший, а ты меня не взяла! Подошла ко мне, а меня не взяла! Обидела меня, об­манула маленького!

Это может быть и обида другого рода: Я так хочу быть с тобой, а ты меня положила!

Способы коммуникации

И проявления внутренней жизни младенца

Описывая проявления младенца этого возраста, следует сказать, что многие из них мы пытаемся охарактеризовать лишь условно. Например, ребенок этого возраста выражает невербально просьбы относительно своих психофизиологических потребностей. Но мы не можем назвать это проявление ребенка просьбой в полном смысле этого слова. Поэтому некоторые пункты являются лишь по­пыткой охарактеризовать проявление ребенка, а не окончатель­ным заключением.

Зов. После пробуждения малыш издает специфичные звуки, похожие на тихий зов. Этот зов адресован маме, и его содержание можно пе­редать так Я проснулся. Подойди ко мне!

Начиная с 10—14 дней малыш довольно выразительно зовет маму, причем этот зов может фигурировать в самых разных ситуациях. Особенно ясно он звучит, когда малыш некоторое время лежал сам и теперь ему необходимо общение. Зов малыша — это определенный специфический звуковой сигнал, довольно тихий. Понять специфи­ку и смысл его звучания может только мама.

Просьбы. Ребенок выражает просьбы: Хочу пи-пи! Помоги мне! Про­сится спать, хнычет: Спать хочу! Его просьбы могут касаться пребы­вания на руках. Причем малыш может просить как о том, чтобы его взяли на руки, так и' о том, чтобы его положили. Это выражается в разных типах звуков-команд: Возьми меня на руки! Надоело лежать! Положи меня! Хочу полежать!

Если у малыша что-то болит, он может плакать, выражая просьбу и даже мольбу: Помоги мне! Мне больно!

Удивление. Малыш начинает с большим удивлением прислушивать­ся к тем процессам, которые происходят в его теле. При этом малыш тихо лежит, сосредоточенно и удивленно слушает себя. На его лице отражаются следующие эмоции: Что это? Ой, что это? Когда у малыша выходят газы, на его лице отражается безмерное удивление: Ой, где это? Это у меня или не у меня?

Жалоба. Часто просьбы-жалобы, граничащие с отчаянием, ребенок выражает по поводу болей или желания сделать «а-а»: А-а хочу!Помо­ги мне, пожалуйста! Жалобы выражаются также и относительно бо­лее общих понятий: Я лежу тут такой маленький, а меня никто не берет на ручки!

Требования. Способен выражать требование, при этом не плачет, а кричит командным голосом: Есть хочу! Скорее к груди прикладывай! Если мать взяла малыша на руки и не дала грудь, на которую он рас­считывал, начинает требовать: На руки взят — давай скорее грудь, а то сейчас заплачу!


Терпение. Малыш способен подождать маму, если он позвал ее, а она отозвалась, но не может подойти сразу. Ждет, терпит, при этом на­пряженно сопит. Если мать заставит долго ждать себя, то сопение смещается к грани плача.

Снисходительность. Если мама правильно поняла просьбу малыша и сделала так, как он хотел, у него появляется очень довольный и по­кровительственный вид: Какая умная мама! Очень хорошо, ты меня радуешь!

Поторапливание и назидательность. Если мама не угадывает, что нужно малышу, он начинает «ругаться», при этом не плачет, а раздра­женно или серьезно и назидательно покряхтывает, как бы вынуждая мать поскорее искать верное решение. При этом малыш ждет, когда же мама наконец догадается, что ему нужно. Демонстрация уверенности в надежности матери. Если младенец убежден в надежности матери и полностью ей доверя­ет, он начинает «важничать». Это выражается в том, что в ответ на обращенные к нему знаки внимания со стороны мамы он от­ворачивается и делает вид, что не замечает ее и занят совершен­но другими делами. Это очень важный момент самоосознання и самоутверждения ребенка, это признак начавшейся адаптации младенца к новым условиям жизни и его первые проявления как социального существа. В такие моменты матери необходимо поддерживать игру ребенка, продолжая доказывать ему свою на­дежность. Если мать в этот момент положит его или передаст на руки кому-нибудь другому, он обидится и будет долго и безутеш­но плакать.

Уход за ребенком

Грудное вскармливание. Вскармливание исключительно грудное, по требова­нию, хаотичное. Малыш может много времени проводить под грудью, посасывать ее в течение 1 — 1,5 часа. Предается в прикла­дываниях и сосанию груди во время сна. Совместный сон с ма­мой в сочетании с беззаботным непрерывным досасыванием ма­теринской груди вызывает у ребенка чувство безопасности, не­обходимое для формирования полноценной уравновешенной психики.

Высаживание. Хорошо проявляется мочеиспускательный рефлекс: ребенок спит су­хим и при каждом мочеиспускании просит, чтобы его высадили. Мо­чеиспускание во время бодрствования может происходить каждые 10—15 минут, т.е. в сутки до 15—30 раз. Минимальное количество мо­чеиспусканий — 6 раз в сутки. При этом моча светлая, почти про­зрачная. Опорожнение кишечника наступает практически в каждое кормление, до 12 раз в сутки. Стул кислый. Он может быть желтым, зеленым, пенистым и даже со слизью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...