Тема 6. Границы компетенции муниципального образования в организации и деятельности муниципального хозяйства
Значимость проблемы разделения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов, а также органами местного самоуправления заключается в том, что именно от её решения зависит определение меры самостоятельности органов, местного самоуправления и пределы их компетенции. По действующему федеральному законодательству, к ведению муниципальных образований отнесены 30 вопросов местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов федерации (с передачей необходимых материальных и финансовых средств); все эти вопросы напрямую связаны с жизнеобеспечением населения, решаются самим населением и под его ответственность. Новый закон существенно конкретизировал и одновременно расширил правовое регулирование вопросов местного значения. Прежде всего, он выделил их в отдельную главу и целесообразно осуществил привязку соответствующих вопросов местного значения к конкретному виду муниципального образования — поселению, муниципальному району, городскому округу. Новая редакция вопросов местного значения в содержательном и правовом отношениях выглядит предпочтительнее, чем нынешняя их интерпретация в законе 1995 г. В отдельные статьи разведены вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления (в федеральном законе 1995 г. в ст. 6 эти понятия объединены единым термином «предметы ведения местного самоуправления»). В результате такого (заслуживающего одобрения) подхода ряд «нынешних» вопросов местного значения трансформированы в полномочия органов местного самоуправления. К примеру, уже не относится к числу подобных вопросов «принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением»; этот вопрос стал полномочием органов местного самоуправления (см.: п.1 ч.1 ст. 17 нового закона).
Аналогично и нынешний вопрос местного значения — «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования» переведён в категорию полномочий. В новой редакции закона есть еще ряд важных деталей. Так, за муниципальным районом и городским округом закрепляются вопросы опеки и попечительства (поселения лишь оказывают содействие в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения), содержание общеобразовательных и медицинских учреждений, муниципальной милиции (за счет бюджета муниципального района). Это означает, что ответственность за общественную безопасность, содержание общеобразовательных и медицинских учреждений на территории поселений, входящих в муниципальный район, будет нести глава района. А вот организацией освещения улиц и установкой указателей с названиями улиц и номерами домов городские и сельские поселения теперь обязаны будут заниматься не согласно своим правилам благоустройства, а по требованию федерального закона! Обычно компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления разделяется на основании достаточно простого соображения. Органы государственной власти ведают теми делами, которые представляют интересы государства в целом (оборона и безопасность, внутренняя и внешняя политика, экономические отношения, судоустройство, права и свобода человека и гражданина и т.п.), а местное самоуправление занимается реализацией общих интересов территориальных коллективов (общее образование, здравоохранение, благоустройство территории, коммунальное хозяйство и др.). Перечень сугубо местных дел очень невелик, так как достаточно сложно выделить те интересы, которые имеются исключительно у жителей конкретного муниципального образования. Например, общее образование обычно относят к ведению местного самоуправления. Но было бы неправильным говорить, что вопросы общего образования относятся только к компетенции местного самоуправления. За счет местных бюджетов могут строиться и содержаться школы, оплачиваться труд работников образования, обеспечиваться питание учащихся, но подготовка кадров, разработка программ и методик обучения, установление образовательных стандартов повсеместно являются общегосударственными задачами.
Следовательно, необходимо разделять предметы ведения (перечень вопросов местного значения) и полномочия местного самоуправления. Вопросы, которые обычно относятся к предметам ведения местного самоуправления, включают в себя: 1. Основное благоустройство (производство энергии для коммунальных нужд, территория и земельное хозяйство, планировка и перепланировка территории, строительство общественных и частных зданий, озеленение, создание и эксплуатация жилищного фонда). 2. Благоустройство в узком смысле слова (внутригородские пути сообщения, городской транспорт и связь, уличное движение, уличное освещение, отопление муниципальных зданий). 3. Благоустройство в широком смысле слова (водоснабжение, очистка, санитарные мероприятия, медицинская помощь, эпидемиологическая безопасность, похоронные услуги, организация питания, социальная помощь, местная торгово-промышленная политика, ценовая политика, общественное призрение, юридическая помощь, мировое судейство, пожарная и общественная безопасность, дошкольное воспитание и народное образование, развитие культуры, охрана нравственности). Несмотря на то, что этот перечень вопросов был изложен в 20-е годы XX в., он остается актуальным и в настоящее время. Установив перечень предметов ведения, можно определить и те права, которыми должно обладать местное самоуправление для реализации возложенных на него обязанностей. Далее эти права будут рассмотрены более подробно, здесь же перечисляются лишь основные из них.
— Во-первых, это право юридического лица, дающее возможность заключения договоров и контрактов, приобретения и отчуждения имущества, выступать в качестве истца и ответчика в суде, совершать другие юридически значимые действия. — Во-вторых, право распоряжения муниципальным имуществом. В частности, установление арендной платы в отношении муниципальной собственности, создание на основе муниципальной собственности муниципальных предприятий, установление перечня неотчуждаемых объектов и т.д. — В-третьих, право управления муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями. — В-четвертых, право установления местных налогов и сборов и распоряжения муниципальными финансами. — В-пятых, право установления цен на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями. — В-шестых, право принудительного отчуждения (выкупа) частного имущества, что особенно важно при планировке и перепланировке города. Речь также может идти о муниципализации общественно значимых предприятий. — В-седьмых, право всякого органа власти — право принятия общеобязательных на территории муниципального образования решений (постановлений, распоряжений и других нормативно-правовых актов). И, наконец, еще три принципиально важных права, без которых вряд ли возможна реализация предыдущих. Обязательность исполнения актов органов местного самоуправления должна обеспечиваться правом санкции, т.е. правом наложения взысканий за нарушение обязательных правовых актов. Основным предназначением местного самоуправления является реализация общих интересов жителей в пределах компактной локальной территории, как правило, в поселении. Соблюдение общих интересов, урегулирование к общей пользе отношений между различными субъектами возможно при условии обязательности исполнения решений муниципальных органов. Из этого следует, что местное самоуправление должно обладать правом власти, т.е. правом принятия обязательных для исполнения всеми субъектами на территории муниципального образования решений, нормативно-правовых актов, имеющих юридическую силу.
Статья 44 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гласит, что решения, принятые путем волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм; а также и гражданами. Таким образом, решения, принятые органами и должностными лицами местного самоуправления или населением непосредственно в пределах их полномочий, признаются государством обязательными для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. В свою очередь, это возможно при наличии права надзора за соблюдением правовых актов, которое состоит из ряда более конкретных прав (право беспрепятственного входа уполномоченных лиц местного самоуправления на предприятия, в учреждения, организации, право принудительного исправления допущенных нарушений за счет владельца и пр.). Осуществление прав принуждения возможно при наличии принудительной силы, что требует предоставления местному самоуправлению права содержать муниципальную полицию (милицию), которая при необходимости может подразделяться на полицию общественной безопасности, санитарную, экологическую и т.д. Эта совокупность десяти основных муниципальных прав ввиду их принципиальной важности получила в свое время название «великой хартии муниципальных прав». В дальнейшем в соответствующей времени и характеру документа редакции они вошли и в Европейскую Хартию местного самоуправления; в настоящее время практически в полном объеме эти права закреплены действующим российским законодательством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|