Муниципального образования
После оценки социально-экономического состояния территории муниципального образования и выяснения основных тенденций, орган местного самоуправления должен определиться со стратегией дальнейшего развития территории. Однако здесь возникает ряд принципиальных вопросов: • как оценить перспективы развития действующих производств? • как определить конкурентоспособность зарождающихся или новых производств на данной территории? • какие преимущества носят долгосрочный и устойчивый характер, а какие временный, конъюнктурный характер? К сожалению, предложенные выше способы формирования стратегий, опирающиеся на социологические методы или методы традиционного планирования, не дадут нам ответа на поставленные вопросы. Автор этой книги совместно с экспертами Агентства муниципального и регионального развития (г. Москва) и группой игротехников (г. Кострома) провели двухдневную деловую игру с сотрудниками Администрации и депутатами Городского Совета г. Кинешма. Участники были разбиты на проблемные группы, которые обосновывали выбранные ими направления стратегического развития города. Выяснилось, что одни и те же участники игры на разных ее этапах выбрали взаимоисключающие направления развития города. Результат деловой игры показал, что: • социологические методы неэффективны на стадии определения перспектив развития города. Они будут важны при обсуждении перспектив, выдвинутых на основе других методов. Они помогут установить совместимость предложенной стратегии развития муниципального образования с традициями и особенностями местного менталитета. При этом население станет союзником власти в осуществлении социально-экономической политики;
• применение социологических методов возможно лишь в экспертной области и только после проведения анализа социально-экономической ситуации. Стратегический анализ начинается с оценки преимуществ территории по следующим параметрам: • природно-климатические и географические условия. Учитывается наличие природных ресурсов (полезные ископаемые, природно-ландшафтные условия, рельеф, наличие источников воды, строительных материалов и др.), возможности их использования для организации производства или оказания услуг; • инфраструктура и транспортные связи. Близость к основным транспортным артериям, наличие развитой сети инженерной инфраструктуры усиливают конкурентные преимущества территории практически во всех отраслях производства и оказания услуг. Например, наличие развитой инфраструктуры позволяет европейским странам конкурировать на международных рынках, несмотря на высокую стоимость рабочей силы. Отсутствие этих условий может быть основным фактором, сдерживающим рост заработной платы, а, следовательно, и уровня жизни населения муниципального образования. Требования к инженерной инфраструктуре могут быть предъявлены и самим производством (возможные объемы потребления воды, электроэнергии и др.); • сложившаяся структура промышленности и бизнеса. Этотфактор крайне важен, поскольку, развивая свой бизнес на территории муниципального образования, любой предприниматель действует в окружении других субъектов хозяйственной деятельности. Они могут усиливать его позиции в бизнесе или ослаблять их. Так, предприятия, действующие в муниципалитете, могут исполнять роль поставщика или покупателя продукции, могут являться технологическими или кадровыми донорами, использовать дилерскую сеть. В значительной степени эта «функция предпринимательской среды» зависит от местной власти, от ее умения организовывать и поддерживать связи между предприятиями, работающими на ее территории;
• демографический ресурс и профессиональный уровень трудоспособного населения - один из ключевых факторов, влияющих на определение стратегии развития муниципального образования. Особенно это актуально для нашей страны в силу ее очень сложной демографической ситуации. Умение управлять миграционными потоками и формировать профессиональные качества рабочей силы является важной задачей местной власти. Оценка этого фактора проводится по объемам и качеству профессиональной подготовки, наличию учебных заведений, тренинговых и инновационных центров, методической и технологической поддержки основных кластеров. Наличие осознанной миграционной политики в ситуации, когда объемы годовой миграции достигают в некоторых городах 10% трудоспособного населения, является одним из важнейших факторов успешной экономической политики органов местной власти; • административный ресурс обеспечивает не просто благожелательную позицию органа власти по отношению к предпринимателю, но и формирует среду, в которой действует предприниматель. О качестве администрирования можно судить на основе анализа промышленной политики органа власти. Он должен включать; • комплекс мероприятий, облегчающих осуществление бизнеса на территории муниципального образования (снятие административных барьеров); • наличие четкой стратегии развития города, позволяющей предпринимателю своевременно и грамотно проводить инвестирование; • мероприятия по совершенствованию инженерной инфраструктуры, обслуживающей бизнес; • наличие и дееспособность инфраструктуры, поддерживающей малый и средний бизнес; • укрепление устойчивости местного рынка и связей между предпринимателями, работающими на данной территории, содействие формированию и развитию кластеров; • программу, способствующую продвижению производимых товаров на другие рынки; • помощь, оказываемую в подготовке и переподготовке рабочей силы и регулировании миграционных процессов. Проведение анализа преимуществ территории позволяет осуществить комплексный подход к оценке возможностей территории и предложить наиболее конкурентоспособные направления развития. Любая задача, сформулированная в ходе анализа текущей социально-экономической ситуации, может быть решена различными способами и при опоре на различные преимущества территории. Поэтому вслед за выделением конкурентных преимуществ территории необходимо проанализировать, какие из них могут быть использованы для решения задач, сформулированных на предыдущем этапе, т.е. при анализе текущей социально-экономической ситуации и определении основных тенденций развития территории. В приведенной ниже схеме показаны основные этапы формирования стратегического плана развития муниципального образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|